Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
Г.Североуральск 12 апреля 2018 года
Североуральский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ Свердловской области РІ составе: председательствующего СЃСѓРґСЊРё Сармановой Р.Р’.,
с участием истца – Бессонова В.В.,
представителя ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Североуральске Свердловской области Тришиной Л.Л., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бессонова В. В. к Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Североуральске Свердловской области о перерасчете пенсионного обеспечения,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» :
Бессонов В.В. обратился в суд с иском к Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Североуральске Свердловской области (далее по тексту ГУ-УПФ РФ в г.Североуральске) о перерасчете пенсионного обеспечения, указав в обоснование заявленного требования, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ-УПФ РФ в г.Североуральске с заявлением о перерасчете его (Бессонова В.В.) пенсионного обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ по причине установления ограничения фактического отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации размером не свыше 1,2. Такое отношение нарушает его пенсионного право на получение пенсии исходя из фактического заработка, что противоречит Конституции Российской Федерации, а также всеобщей декларации прав человека. В результате ДД.ММ.ГГГГ он получил отказ в перерасчете
Далее он обратился в ГУ-УПФ РФ по Свердловской области с аналогичной просьбой, и ДД.ММ.ГГГГ также получил отказ.
На основании изложенного, просил суд обязать ГУ-УКПФ РФ в г.Североуральске провести справедливый перерасчет его (Бессонова В.В.) пенсионного обеспчения.
В судебном заседании истец Бессонов В.В. заявленное требование поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г.Североуральске Тришина Л.Л. суду пояснила, что ответчик заявленные истцом требования не признает, считает заявленные истцом требования незаконными и не подлежащими удовлетворению. Оснований, установленных законом, для перерасчета размера пенсии истца не имеется.
В соответствии с Законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 осуществляется путем их конвертации (преобразования) – расчетный пенсионный капитал.
Согласно п.2 ст.30 названного Закона расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица, либо в порядке, установленном пунктом 3, либо в порядке, установленном пунктом 4, либо в порядке, установленном пунктом 6 данной статьи.
При определении расчетного размера трудовой пенсии в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 30 указанного Закона, одной из составляющих расчетного размера трудовой пенсии является отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, учитываемое в размере не свыше 1,2.
В соответствии с положениями п.3 ст.30 Законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ право на определение расчетного размера трудовой пенсии с применением повышенного отношения среднемесячного заработка (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеют лица, проживающие (работающие) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на 31.12.2001, а также лица, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.
Свердловская область не входит в Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Расчет размере пенсии истца произведен с учетом его заработной платы за период с января 1986 года по декабрь 1990 года, отношение указанной заработной платы к среднемесячной заработной плате по стране за этот же период составило 1,724 и в соответствии с п.3 ст.30 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ максимальное отношение, применяемое для расчета пенсии ограничено величиной 1,2.
Законных оснований для перерасчета пенсии истцу не имеется.
Просила в удовлетворении иска Бессонову В.В. отказать.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Бессонов В.В. с 02.02. 2011 является получателем досрочной трудовой пенсии по старости, установленной в соответствии с п.п.6 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» по достижении возраста 55 лет, в связи с работой не менее 12 лет 6 месяцев экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах, и наличием страхового стажа не менее 25 лет.
Продолжительность общего трудового стажа истца на 31.12.2001 в календарном исчислении составила 28. Лет 2 месяца 4 дня.
Продолжительность стажа на соответствующих видах работ составила 13 лет 1 менсяц13 дней.
Отношение по заработной плате истца к среднемесячной заработной плате по стране за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составило 1,724, при расчете размера пенсии применено ограничение 1,2.
Стажевый коэффициент составляет 0,58.
Размер назначенной истцу пенсии составлял 8 004,68 руб.
Расчет пенсии произведен по варианту, предусмотренному п.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, как наиболее выгодному (что истцом не оспаривалось).
Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенный в действие с 01.01.2002, установил основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
В ст. 2 приведенного Закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 дано понятие страхового стажа, как учитываемой при определении права на трудовую пенсию суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Как следует из содержания данной правовой нормы, имеется два самостоятельных правовых института - страховой стаж и общий трудовой стажа, которые не являются тождественными.
Под страховым стажем, о котором говорится, в частности, в ст. ст. 2, 11 и 12 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, а также в п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», понимается учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, его величина не влияет на размер трудовой пенсии.
Понятие же «общий трудовой стаж» применяется в ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ для определения порядка исчисления расчетного размера трудовой пенсии, величины расчетного пенсионного капитала и стажевого коэффициента, влияющего на расчетный размер трудовой пенсии, а также учитывается при досрочном назначении пенсий отдельным категориям граждан (п. п. 2, 3 и 4 ст. 30).
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке.
Согласно п.2 ст.30 названного Закона расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица, либо в порядке, установленном пунктом 3, либо в порядке, установленном пунктом 4, либо в порядке, установленном пунктом 6 данной статьи.
Как ужебыло указано ранее, расчет пенсии истцу был произведен по варианту, предусмотренному п.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.
При выборе застрахованным лицом варианта расчета пенсии по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ значение имеет стажевой коэффициент и общий трудовой стаж.
При определении расчетного размера трудовой пенсии в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 30 указанного Закона, одной из составляющих расчетного размера трудовой пенсии является отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, учитываемое в размере не свыше 1,2.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, по формуле РП = СК x ЗР/ ЗП x СЗП, где:
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
ЗР- среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 руб.).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Рсследовав материалы пенсионного дела истца, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу, что расчетный размер трудовой пенсии истца исчислен правильно, РІ соответствии СЃ указанной выше формулой, РїСЂРё этом РїСЂРё расчете использовались сведения Рѕ заработке истца Р·Р° период СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ, который выплачивался истцу, осуществлявшему РІ указанный период СЃРІРѕСЋ трудовую деятельность РІ Североуральской комплексной геологоразведочной экспедиции, то есть РЅР° территории, относящейся Рє Рі.Североуральску Свердловской области, СЃ учетом районного коэффициента 1,2.
Согласно представленному ответчиком расчету, правильность которого истцом не опровергнута, при расчете размера пенсии истца было применено отношение среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,2, расчетный размер трудовой пенсии истца составил 1 163 02 руб., исходя из данного размера были определены расчетный пенсионный капитал и размер трудовой пенсии истца (п. 1 ст. 30, п. 1 ст. 29.1, п. 1 ст. 14 Закона № 173-ФЗ), последняя на дату назначения составила 8 004,68 руб.
В соответствии с положениями п.3 ст.30 Законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ право на определение расчетного размера трудовой пенсии с применением повышенного отношения среднемесячного заработка (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) применяется для лиц, проживавших по состоянию 01.01.2002 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а так же предоставлено лицам независимо от места жительства за пределами районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей, указанным в абзаце первом подп.6 п.1 ст.28 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, а именно – мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.
В данном случае истец Бессонов В.В. не проживал в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и на эту же дату отсутствует необходимый стаж, доказательств, свидетельствующих об обратном, истцом суду не представлено.
Как следует из материалов дела, в том числе паспорта истца и его трудовой книжки, истец родился в г.Североуральске Свердловской области, его трудовая деятельность протекала также в Свердловской области.
Свердловская область не входит в Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, следовательно, повышенное отношение заработков в отношении истца Бессонова В.В. не применимо.
Позиция истца сводится к тому, что для расчета размера его пенсии следует учитывать отношение его заработной платы к среднемесячной заработной плате по стране за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составило 1,724, а не ограничивать это соотношение величиной в 1,2.
Данная позиция истца основана на ошибочном понимании норм пенсионного законодательства, поскольку в соответствии с вышеуказанными нормами закона, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате по Российской Федерации учитывается не свыше 1,2.
Суд приходит к выводу, что заявленное истцом требование не основано на законе, в связи с чем не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Р• РЁ Р Р› :
В удовлетворении иска Бессонову В. В. к Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Североуральске Свердловской области о перерасчете пенсионного обеспечения – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Североуральский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
РЎСѓРґСЊСЏ: Р.Р’.Сарманова
Копия верна.