Материал № 5-29/2022 года Мотивированное постановление принято 5.05.2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г.Осташков 5 мая 2022 года
Судья Осташковского межрайонного суда Тверской области
Кокарева Н.А.,
с участием помощника Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Тимощука К.А.,
и.о.главного врача ГБУЗ «Осташковская ЦРБ» Резниковой Л.В.,
защитника Никифоровой И.И.,
рассмотрев постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и приложенные к нему материалы в отношении и.о.главного врача ГБУЗ ТО «Осташковская ЦРБ» Резниковой Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, ранее не привлекавшейся к административной ответственности,
У С Т А Н О В И Л:
И.о.главного врача ГБУЗ Тверской области «Осташковская ЦРБ» Резникова Л.В. обвиняется в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившемся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих (новая коронавирусная инфекция COVID-2019) при следующих обстоятельствах:
Основным видом деятельности ГБУЗ Тверской области «Осташковская ЦРБ», зарегистрированного по адресу: Тверская область, г.Осташков, проспект Ленинский, д.117, является осуществление медицинской деятельности на основании лицензии № ЛО-69-01-002379 от 3.06.2019 г.
Между ООО «МЕДЭКОЛОГИЯ+» и ГБУЗ «Осташковская ЦРБ» 01.01.2021 заключен договор на вывоз, утилизацию и размещение обеззараженных отходов класса «В».
01.01.2022 между ООО «МЕДЭКОЛОГИЯ+» и ГБУЗ ТО «Осташковская ЦРБ» заключен новый договор оказания услуг в области обращения с отходами № 28-01/22Т.
В нарушение п.1, 2 ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п.157, 183 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поседений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), устанавливающих запрет на вывоз необеззараженных медицинских отходов класса «В» за пределы территории медицинской организации, 31 декабря 2021 года, то есть в период действия постановления Губернатора Тверской области от 17 марта 2020 года N 16-пг «О введении режима повышенной готовности на территории Тверской области», которым в целях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Тверской области введен режим повышенной готовности, и.о.главного врача ГБУЗ ТО «Осташковская ЦРБ» Резниковой Л.В. допущен факт передачи необезвреженных надлежащим образом медицинских отходов класса «В» общей массой 50 кг. для транспортировки за пределы территории учреждения силами ООО «МЕДЭКОЛОГИЯ+», о чем составлен акт от 31.12.2021№ 9743, что было установлено и.о.Осташковского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 24 февраля 2022 г. в помещении природоохранной прокуратуры (г.Осташков, ул.Рабочая, д.9).
Помощник Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Тимощук К.А. обстоятельства, указанные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, подтвердил.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – и.о.главного врача ГБУЗ ТО «Осташковская ЦРБ» Резникова Л.В. вину во вмененном правонарушении не признала и пояснила, что ГБУЗ ТО «Осташковская ЦРБ» не может выполнить требование по приобретению установки для обеззараживания медицинских отходов физическим методом из-за отсутствия финансирования данных расходов учредителем - Министерством здравоохранения Тверской области, которое регулярные заявки учреждения на выделение денежных средств для данной цели оставляет без ответа.
Защитник Никифорова И.И полагала, что в действиях Резниковой Л.В. отсутствует состав административного правонарушения, так как должностным лицом неоднократно направлялись заявки учредителю с целью выделения финансирования для приобретения дорогостоящего оборудования, которые оставлены без ответа. Приобретение оборудования за счет иных источников финансирования: за счет средств ОМС, а также платных медицинских услуг невозможно, из-за высокой стоимости оборудования от 2 805 000 рублей. Доставка на территорию ГБУЗ «Осташковская ЦРБ» обеззараживающей установки для обезвреживания отходов физическим методом, принадлежащей другой организации - ООО «МЕДЭКОЛОГИЯ+», оказалась невозможной в связи с отдаленностью месторасположения больницы от города Твери. Вступившим в законную силу 19 апреля 2022 г. решением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 17 января 2022 года на ГБУЗ Тверской области «Осташковская ЦРБ» возложена обязанность в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу обеспечить обезвреживание (обеззараживание) медицинских отходов класса «В» физическим методом с соблюдением требований СанПиН 2.1.3684-21, исключив вывоз необеззараженных физическим методом медицинских отходов класса «В» за пределы территории медицинской организации.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Согласно ст.2 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения обеспечивается посредством проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст.11 вышеназванного Федерального закона индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также пищевых продуктов при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Постановлением Губернатора Тверской области от 17 марта 2020 года N 16-пг «О введении режима повышенной готовности на территории Тверской области» на территории Тверской области введен режим повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).
В соответствии с п.157 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов должны осуществляться с соблюдением требований с соблюдением Санитарных правил в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на человека и среду обитания человека.
Пунктом 183 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что медицинские отходы класса «В» подлежат обязательному обеззараживанию (обезвреживанию), дезинфекции физическими методами.
Применение химических методов дезинфекции допускается только для обеззараживания пищевых отходов и выделений больных лиц, а также при организации первичных противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний.
Выбор метода обеззараживания (обезвреживания) определяется исходя из возможностей организации и определяется при разработке Схемы.
Вывоз необеззараженных медицинских отходов класса «В» за пределы территории медицинский организации не допускается.
Вывоз необеззараженных медицинских отходов класса «В», а также, относящихся к классу «Б», загрязненных и потенциально загрязненных мокротой пациентов, лиц, больных туберкулезом, в том числе из лечебно-диагностических подразделений фтизиатрических стационаров (диспансеров), отходов микробиологических лабораторий, осуществляющих работы с возбудителями туберкулеза, за пределы территории медицинский организации не допускается.
Как следует из материалов дела, Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ГБУЗ ТО «Осташковская ЦРБ», в ходе которой установлено, что 31 декабря 2021 года и.о.главного врача ГБУЗ ТО «Осташковская ЦРБ» Резниковой Л.В. допущен факт передачи необезвреженных надлежащим образом медицинских отходов класса «В» общей массой 50 кг. для транспортировки за пределы территории учреждения силами ООО «МЕДЭКОЛОГИЯ+», с которым заключен договор на вывоз, утилизацию и размещение обеззараженных отходов класса «В», о чем составлен акт от 31.12.2021№ 9743 (л.д.31, 32).
Установленные обстоятельства послужили основанием для вынесения 24 февраля 2022 года постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Лицом, в отношении которого ведется производство по делу, и.о.главного врача ГБУЗ ТО «Осташковская ЦРБ» Резниковой Л.В. данные обстоятельства не оспариваются.
Основным видом деятельности Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Осташковская ЦРБ», зарегистрированного по адресу: Тверская область, г.Осташков, проспект Ленинский, д.117, является осуществление медицинской деятельности на основании лицензии № ЛО-69-01-002379 от 3.06.2019 г. Учредителем Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Осташковская ЦРБ» является Тверская области. Имущество учреждения является собственностью Тверской области и закрепляется за ним на праве оперативного управления органом по управлению государственным имуществом Тверской области (л.д.9-21).
СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поседений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, введены в действие с 1 марта 2021 года.
На момент введения в действие СанПиН 2.1.3684-21 установка для обеззараживания медицинских отходов класса В физическим методом до вывоза их за пределы территории медицинский организации в ГБУЗ Тверской области «Осташковская ЦРБ» отсутствовала.
Из материалов дела следует, что по состоянию на август 2021 года ориентировочная стоимость установки для обеззараживания медицинских отходов класса В физическим методом составляла 2 500 000 рублей.
На Резникову Л.В. возложено с 23 октября 2021 года исполнение обязанностей главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Осташковская ЦРБ» распоряжением Губернатора Тверской области № 1047-рп от 22.10.2021г. (л.д.67).
Из объяснений Резниковой Л.В. следует, что структура расходов учреждения за 2021 год составляет: средства ОМС - 90,0 %, платные и иные услуги – 6,5%, субсидии на выполнение государственного задания – 2,6%.
Оборудование для обеззараживания медицинских отходов физическим методом, стоимостью более 100 000 рублей не может быть приобретено за счет средств ОМС, поскольку приведет к нарушению Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 N 2299 (ред. от 19.11.2021) «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
Пунктом 4 указанного постановления Правительства РФ предусматривалось, что в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией, со дня установления решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и до дня их отмены финансовое обеспечение расходов страховых медицинских организаций и медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, может осуществляться в порядке ежемесячного авансирования оплаты медицинской помощи в размере до одной двенадцатой объема годового финансового обеспечения предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, распределенного решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, без учета фактического выполнения объемов предоставления медицинской помощи.
Таким образом в 2021 году приоритетным являлось финансовое обеспечение расходов медицинских организаций, направленных на оказание медицинской помощи населению в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Из объяснений и.о.главного врача Резниковой Л.В также следует, что за 2021 год ГБУЗ ТО «Осташковская ЦРБ» получено доходов от оказания платных услуг, удельный вес которых в общей структуре расходов составляет 6,5%, - 12 645 396, 82 рублей. Доходы, полученные от оказания платных услуг, направляются на оплату первоочередных расходов (более 80% от доходов): на оплату труда с начислениями работникам, оказывающих платные услуги – 67% полученных доходов; на оплату налогов и сборов – 8,4%; на оплату коммунальных услуг – 5%. Аварийные работы и капитальный ремонт могут оплачиваться исключительно за счет средств областного бюджета или внебюджетной деятельности. Однако в связи с тем, что денежные средства областного бюджета на эти цели не выделяются, все бремя финансирования аварий и необходимых ремонтных работ ложится на внебюджетный источник.
При минимальной стоимости оборудования для обеззараживания 2 805 000 рублей, указанная сумма составляет 22% от всех полученных доходов внебюджетной деятельности, в связи с чем приобретение установки не представляется возможным и за счет платных услуг.
Резникова Л.В. в ходе рассмотрения дела последовательно ссылалась на то, что приобретение учреждением установки для обеззараживания медицинских отходов физическим методом в 2021 году не представлялось возможным. В бюджете учреждения на 2021 год указанные средства не предусматривались.
При этом установлено, что направленные руководителями ГБУЗ ТО «Осташковская ЦРБ», в том числе Резниковой Л.В., в период с августа по декабрь 2021 года заявки учредителю Министерству здравоохранения Тверской области на выделение денежных средств для приобретения учреждением указанного дорогостоящего оборудования оставлены без ответа. Факт направления данных заявок подтвержден материалами дела (л.д.67оборот-72).
Вступившим в законную силу 19 апреля 2022 г. решением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 17 января 2022 года на ГБУЗ «Осташковская ЦРБ» возложена обязанность в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу обеспечить обезвреживание (обеззараживание) медицинских отходов класса В физическим методом с соблюдением требований СанПиН 2.1.3684-21, исключив вывоз необеззараженных физическим методом медицинских отходов класса В за пределы территории медицинской организации.
Данное судебное решение имеет юридическое значение по настоящему делу, поскольку влечет за собой правовые последствия, связанные с установлением ГБУЗ ТО «Осташковская ЦРБ», а значит и должностному лицу - главному врачу, срока для устранения выявленных нарушений санитарных правил.
Совокупность приведенных обстоятельств свидетельствует о том, что не допустить передачу необезвреженных физическим методом, но обезвреженных химическим способом медицинских отходов класса «В» для транспортировки за пределы территории учреждения, с учетом установленных СанПиН 2.1.3684-21 ограниченных сроков хранения таких отходов, без выделения бюджетного финансирования для приобретения соответствующего оборудования не представлялось возможным.
Согласно части 4 статьи 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Анализируя исследованные доказательства в совокупности, прихожу к выводу о том, что нарушение п.183 СанПиН 2.1.3684-21 произошло не по вине должностного лица ГБУЗ ТО «Осташковская ЦРБ» Резниковой Л.В.
Действия, предусмотренные частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ, направленные на получение бюджетных средств, и исключающие административную ответственность и.о.главного врача ГБУЗ ТО «Осташковская ЦРБ» Резниковой Л.В. были выполнены.
Руководствуясь ст.29.10 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»,
П О С Т А Н О В И Л:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении и.о.главного врача ГБУЗ ТО «Осташковская ЦРБ» Резниковой Л.В. на основании ч.4 ст.24.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский межрайонный суд Тверской области в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья:
Материал № 5-29/2022 года Мотивированное постановление принято 5.05.2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г.Осташков 5 мая 2022 года
Судья Осташковского межрайонного суда Тверской области
Кокарева Н.А.,
с участием помощника Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Тимощука К.А.,
и.о.главного врача ГБУЗ «Осташковская ЦРБ» Резниковой Л.В.,
защитника Никифоровой И.И.,
рассмотрев постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и приложенные к нему материалы в отношении и.о.главного врача ГБУЗ ТО «Осташковская ЦРБ» Резниковой Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, ранее не привлекавшейся к административной ответственности,
У С Т А Н О В И Л:
И.о.главного врача ГБУЗ Тверской области «Осташковская ЦРБ» Резникова Л.В. обвиняется в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившемся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих (новая коронавирусная инфекция COVID-2019) при следующих обстоятельствах:
Основным видом деятельности ГБУЗ Тверской области «Осташковская ЦРБ», зарегистрированного по адресу: Тверская область, г.Осташков, проспект Ленинский, д.117, является осуществление медицинской деятельности на основании лицензии № ЛО-69-01-002379 от 3.06.2019 г.
Между ООО «МЕДЭКОЛОГИЯ+» и ГБУЗ «Осташковская ЦРБ» 01.01.2021 заключен договор на вывоз, утилизацию и размещение обеззараженных отходов класса «В».
01.01.2022 между ООО «МЕДЭКОЛОГИЯ+» и ГБУЗ ТО «Осташковская ЦРБ» заключен новый договор оказания услуг в области обращения с отходами № 28-01/22Т.
В нарушение п.1, 2 ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п.157, 183 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поседений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), устанавливающих запрет на вывоз необеззараженных медицинских отходов класса «В» за пределы территории медицинской организации, 31 декабря 2021 года, то есть в период действия постановления Губернатора Тверской области от 17 марта 2020 года N 16-пг «О введении режима повышенной готовности на территории Тверской области», которым в целях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Тверской области введен режим повышенной готовности, и.о.главного врача ГБУЗ ТО «Осташковская ЦРБ» Резниковой Л.В. допущен факт передачи необезвреженных надлежащим образом медицинских отходов класса «В» общей массой 50 кг. для транспортировки за пределы территории учреждения силами ООО «МЕДЭКОЛОГИЯ+», о чем составлен акт от 31.12.2021№ 9743, что было установлено и.о.Осташковского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 24 февраля 2022 г. в помещении природоохранной прокуратуры (г.Осташков, ул.Рабочая, д.9).
Помощник Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Тимощук К.А. обстоятельства, указанные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, подтвердил.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – и.о.главного врача ГБУЗ ТО «Осташковская ЦРБ» Резникова Л.В. вину во вмененном правонарушении не признала и пояснила, что ГБУЗ ТО «Осташковская ЦРБ» не может выполнить требование по приобретению установки для обеззараживания медицинских отходов физическим методом из-за отсутствия финансирования данных расходов учредителем - Министерством здравоохранения Тверской области, которое регулярные заявки учреждения на выделение денежных средств для данной цели оставляет без ответа.
Защитник Никифорова И.И полагала, что в действиях Резниковой Л.В. отсутствует состав административного правонарушения, так как должностным лицом неоднократно направлялись заявки учредителю с целью выделения финансирования для приобретения дорогостоящего оборудования, которые оставлены без ответа. Приобретение оборудования за счет иных источников финансирования: за счет средств ОМС, а также платных медицинских услуг невозможно, из-за высокой стоимости оборудования от 2 805 000 рублей. Доставка на территорию ГБУЗ «Осташковская ЦРБ» обеззараживающей установки для обезвреживания отходов физическим методом, принадлежащей другой организации - ООО «МЕДЭКОЛОГИЯ+», оказалась невозможной в связи с отдаленностью месторасположения больницы от города Твери. Вступившим в законную силу 19 апреля 2022 г. решением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 17 января 2022 года на ГБУЗ Тверской области «Осташковская ЦРБ» возложена обязанность в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу обеспечить обезвреживание (обеззараживание) медицинских отходов класса «В» физическим методом с соблюдением требований СанПиН 2.1.3684-21, исключив вывоз необеззараженных физическим методом медицинских отходов класса «В» за пределы территории медицинской организации.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Согласно ст.2 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения обеспечивается посредством проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст.11 вышеназванного Федерального закона индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также пищевых продуктов при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Постановлением Губернатора Тверской области от 17 марта 2020 года N 16-пг «О введении режима повышенной готовности на территории Тверской области» на территории Тверской области введен режим повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).
В соответствии с п.157 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов должны осуществляться с соблюдением требований с соблюдением Санитарных правил в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на человека и среду обитания человека.
Пунктом 183 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что медицинские отходы класса «В» подлежат обязательному обеззараживанию (обезвреживанию), дезинфекции физическими методами.
Применение химических методов дезинфекции допускается только для обеззараживания пищевых отходов и выделений больных лиц, а также при организации первичных противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний.
Выбор метода обеззараживания (обезвреживания) определяется исходя из возможностей организации и определяется при разработке Схемы.
Вывоз необеззараженных медицинских отходов класса «В» за пределы территории медицинский организации не допускается.
Вывоз необеззараженных медицинских отходов класса «В», а также, относящихся к классу «Б», загрязненных и потенциально загрязненных мокротой пациентов, лиц, больных туберкулезом, в том числе из лечебно-диагностических подразделений фтизиатрических стационаров (диспансеров), отходов микробиологических лабораторий, осуществляющих работы с возбудителями туберкулеза, за пределы территории медицинский организации не допускается.
Как следует из материалов дела, Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ГБУЗ ТО «Осташковская ЦРБ», в ходе которой установлено, что 31 декабря 2021 года и.о.главного врача ГБУЗ ТО «Осташковская ЦРБ» Резниковой Л.В. допущен факт передачи необезвреженных надлежащим образом медицинских отходов класса «В» общей массой 50 кг. для транспортировки за пределы территории учреждения силами ООО «МЕДЭКОЛОГИЯ+», с которым заключен договор на вывоз, утилизацию и размещение обеззараженных отходов класса «В», о чем составлен акт от 31.12.2021№ 9743 (л.д.31, 32).
Установленные обстоятельства послужили основанием для вынесения 24 февраля 2022 года постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Лицом, в отношении которого ведется производство по делу, и.о.главного врача ГБУЗ ТО «Осташковская ЦРБ» Резниковой Л.В. данные обстоятельства не оспариваются.
Основным видом деятельности Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Осташковская ЦРБ», зарегистрированного по адресу: Тверская область, г.Осташков, проспект Ленинский, д.117, является осуществление медицинской деятельности на основании лицензии № ЛО-69-01-002379 от 3.06.2019 г. Учредителем Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Осташковская ЦРБ» является Тверская области. Имущество учреждения является собственностью Тверской области и закрепляется за ним на праве оперативного управления органом по управлению государственным имуществом Тверской области (л.д.9-21).
СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поседений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, введены в действие с 1 марта 2021 года.
На момент введения в действие СанПиН 2.1.3684-21 установка для обеззараживания медицинских отходов класса В физическим методом до вывоза их за пределы территории медицинский организации в ГБУЗ Тверской области «Осташковская ЦРБ» отсутствовала.
Из материалов дела следует, что по состоянию на август 2021 года ориентировочная стоимость установки для обеззараживания медицинских отходов класса В физическим методом составляла 2 500 000 рублей.
На Резникову Л.В. возложено с 23 октября 2021 года исполнение обязанностей главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Осташковская ЦРБ» распоряжением Губернатора Тверской области № 1047-рп от 22.10.2021г. (л.д.67).
Из объяснений Резниковой Л.В. следует, что структура расходов учреждения за 2021 год составляет: средства ОМС - 90,0 %, платные и иные услуги – 6,5%, субсидии на выполнение государственного задания – 2,6%.
Оборудование для обеззараживания медицинских отходов физическим методом, стоимостью более 100 000 рублей не может быть приобретено за счет средств ОМС, поскольку приведет к нарушению Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 N 2299 (ред. от 19.11.2021) «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
Пунктом 4 указанного постановления Правительства РФ предусматривалось, что в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией, со дня установления решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и до дня их отмены финансовое обеспечение расходов страховых медицинских организаций и медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, может осуществляться в порядке ежемесячного авансирования оплаты медицинской помощи в размере до одной двенадцатой объема годового финансового обеспечения предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, распределенного решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, без учета фактического выполнения объемов предоставления медицинской помощи.
Таким образом в 2021 году приоритетным являлось финансовое обеспечение расходов медицинских организаций, направленных на оказание медицинской помощи населению в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Из объяснений и.о.главного врача Резниковой Л.В также следует, что за 2021 год ГБУЗ ТО «Осташковская ЦРБ» получено доходов от оказания платных услуг, удельный вес которых в общей структуре расходов составляет 6,5%, - 12 645 396, 82 рублей. Доходы, полученные от оказания платных услуг, направляются на оплату первоочередных расходов (более 80% от доходов): на оплату труда с начислениями работникам, оказывающих платные услуги – 67% полученных доходов; на оплату налогов и сборов – 8,4%; на оплату коммунальных услуг – 5%. Аварийные работы и капитальный ремонт могут оплачиваться исключительно за счет средств областного бюджета или внебюджетной деятельности. Однако в связи с тем, что денежные средства областного бюджета на эти цели не выделяются, все бремя финансирования аварий и необходимых ремонтных работ ложится на внебюджетный источник.
При минимальной стоимости оборудования для обеззараживания 2 805 000 рублей, указанная сумма составляет 22% от всех полученных доходов внебюджетной деятельности, в связи с чем приобретение установки не представляется возможным и за счет платных услуг.
Резникова Л.В. в ходе рассмотрения дела последовательно ссылалась на то, что приобретение учреждением установки для обеззараживания медицинских отходов физическим методом в 2021 году не представлялось возможным. В бюджете учреждения на 2021 год указанные средства не предусматривались.
При этом установлено, что направленные руководителями ГБУЗ ТО «Осташковская ЦРБ», в том числе Резниковой Л.В., в период с августа по декабрь 2021 года заявки учредителю Министерству здравоохранения Тверской области на выделение денежных средств для приобретения учреждением указанного дорогостоящего оборудования оставлены без ответа. Факт направления данных заявок подтвержден материалами дела (л.д.67оборот-72).
Вступившим в законную силу 19 апреля 2022 г. решением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 17 января 2022 года на ГБУЗ «Осташковская ЦРБ» возложена обязанность в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу обеспечить обезвреживание (обеззараживание) медицинских отходов класса В физическим методом с соблюдением требований СанПиН 2.1.3684-21, исключив вывоз необеззараженных физическим методом медицинских отходов класса В за пределы территории медицинской организации.
Данное судебное решение имеет юридическое значение по настоящему делу, поскольку влечет за собой правовые последствия, связанные с установлением ГБУЗ ТО «Осташковская ЦРБ», а значит и должностному лицу - главному врачу, срока для устранения выявленных нарушений санитарных правил.
Совокупность приведенных обстоятельств свидетельствует о том, что не допустить передачу необезвреженных физическим методом, но обезвреженных химическим способом медицинских отходов класса «В» для транспортировки за пределы территории учреждения, с учетом установленных СанПиН 2.1.3684-21 ограниченных сроков хранения таких отходов, без выделения бюджетного финансирования для приобретения соответствующего оборудования не представлялось возможным.
Согласно части 4 статьи 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Анализируя исследованные доказательства в совокупности, прихожу к выводу о том, что нарушение п.183 СанПиН 2.1.3684-21 произошло не по вине должностного лица ГБУЗ ТО «Осташковская ЦРБ» Резниковой Л.В.
Действия, предусмотренные частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ, направленные на получение бюджетных средств, и исключающие административную ответственность и.о.главного врача ГБУЗ ТО «Осташковская ЦРБ» Резниковой Л.В. были выполнены.
Руководствуясь ст.29.10 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»,
П О С Т А Н О В И Л:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении и.о.главного врача ГБУЗ ТО «Осташковская ЦРБ» Резниковой Л.В. на основании ч.4 ст.24.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский межрайонный суд Тверской области в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: