Дело №2-716/2024
УИД: 91RS0011-01-2024-000459-66
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июня 2024 года пгт. Красногвардейское
Красногвардейский районный суд Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи – Теткова Р.И.,
при помощнике судьи – Клечиковой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 и ФИО3 к ФИО5, ФИО6, ФИО7, о признании утратившими право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета,-
установил:
ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 и ФИО3 обратились в Красногвардейский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к ФИО5, ФИО6, ФИО7, о признании утратившими право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета.
Исковые требования мотивированы тем, что истцы являютсясобственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, согласно решению Красногвардейского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.
ФИО4 принадлежит 1/2 доли в праве общей долевой собственности вышеуказанного жилого дома, а ФИО3 принадлежит остальные 1/2 доли.
Право собственности ФИО2 на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 46,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, истцы в исковом заявлении указывают, что в вышеуказанном жилом доме до настоящего времени зарегистрирован бывший собственник жилого дома - ФИО5, а также члены ее семьи - ФИО6 и ФИО7. Так, после продажи ответчиком - ФИО5 указанного жилого дома матери истцов в 2007 году, ответчики выехали на другое место жительства, все принадлежащие им вещи из проданного жилого дома вывезли, интерес к данному жилому дому утратили, однако добровольно с регистрационного учета по указанному адресу не снялись.
Регистрация ответчиков в жилом доме, принадлежащем истцам на праве собственности в жилом доме, ограничивает права истцов по владению, пользованию и распоряжению недвижимым имуществом. Кроме того, истцы несут дополнительные материальные расходы по оплате коммунальных услуг.
Согласно данным регистрационного учета, ответчики - ФИО5, ФИО6, ФИО7 зарегистрированы по адресу: <адрес>, и сохраняют регистрацию по указанному адресу по настоящее время.
Таким образом, истцы просят суд:
- признать ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прекратившими право пользования жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, и подлежащими снятию с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>.
В судебное заседание, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ, истцы не явились, извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в адрес суда направили заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддерживают в полном объеме, просят их удовлетворить.
Ответчики в судебное заседание, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ, так же не явились, надлежащим образом извещались судом о времени и месте разбирательства дела. В адрес суда направили заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, не возражали против удовлетворения исковых требований.
Информация по делу своевременно размещалась на интернет-сайте Красногвардейского районного суда Республики Крым – http:// krasnogvardeiskiy.krm@sudrf.ru.
Поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассматривать дело в отсутствие участников процесса.
Исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям.
Так, согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в гарантированности его неприкосновенности, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. ст. 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со ст. ст. 8, 17, 34, 55, 56 и 71 Конституции РФ право частной собственности в своем конкретном содержании, а также объем его охраны регулируются законом и могут быть им ограничены. При этом как сама возможность ограничений, так и их характер должны определяться законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в том числе с ее ст. 55, устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо, в частности, в целях защиты прав и законных интересов других лиц.
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.
Согласно п. 1 ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан.
В силу ст. 4 ЖК РФ отношения по поводу пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда регулируются жилищным законодательством.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из договоров и иных сделок; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ право пользования жилым помещением наравне с собственником имеют члены его семьи, к которым относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Исходя из смысла указанных требований закона, право собственности, являясь абсолютным гражданским правом, предоставляет собственнику защиту от любых действий, как связанных с лишением владения, так и без таковых.
Судом установлено, а материалами дела подтверждено, что согласно решению Красногвардейского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ иск ФИО2 и ФИО3 к ФИО8, третье лицо: Администрация Янтарненского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, ФИО9, о признании права собственности на жилой дом, в силу приобретательной давности, и взыскание судебных расходов, удовлетворен.
Признано за ФИО2 и ФИО3 право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности по ? доли за каждым.
Решение не обжаловано и вступило в законную силу.
Согласно сведениям адресно-справочной работы отдела по вопросам миграции ОМВД России по <адрес> ФИО6, ФИО5, ФИО7, зарегистрированы по адресу: <адрес>.
Кроме того, судом установлено, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, за ФИО2 зарегистрирована ? доля жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>.
Поскольку ответчики не являются членами семьи истца, как собственника жилого помещения, не проживают в жилом помещении и не несут бремя его содержания, истцы, как собственники жилого помещения, имеют право требовать прекращения за лицом, не являющимся собственником жилого помещения и членом ее семьи, права пользования указанным жильем.
Приняв во внимание конкретные обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь, в их совокупности по правилам ст. ст. 55, 56, 67, 71 ГПК РФ, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы и их системное толкование, дав юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что требование истцов ФИО2 и ФИО3 о признании ответчиков ФИО5, ФИО6, ФИО7, утратившими право пользования жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, является законным и обоснованным, в связи с чем, подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
По смыслу ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация, производимая на основании положений Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713) устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, то есть не порождает, не изменяет и не влияет на гражданские правоотношения, в том числе и связанные с правом на жилище, в связи с чем юридического значения для разрешения спора не имеет.
Факт регистрации ответчика в спорном жилом помещении не является безусловным основанием для приобретения права пользования жилым помещением, поскольку по смыслу действующего гражданского и жилищного законодательства регистрационный учет граждан по месту жительства носит уведомительный характер, являясь административным актом, и лишь отражает собой факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания, и, следовательно, не может служить единственными достаточным основанием для обладания правом пользования жилым помещением. Закон не связывает наступление каких-либо правовых последствий от регистрации по месту жительства (приобретение или утрату права пользования жилым помещением, трудоустройство и т.д.).
Таким образом, сама по себе регистрация носит административный характер и не может служить единственно-достаточным основанием для обладания правом пользования жилым помещением.
В соответствии с положением пункта 128 административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, основанием снятия с регистрационного учета по месту жительства без непосредственного участия гражданина является выселение из занимаемого жилого помещения или признания утратившим (не приобретшим) право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами, суд приходит к выводу о том, что исковые требования в части снятия ответчиков с регистрационного учета в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, не подлежат удовлетворению.
На взыскании государственной пошлины истцы не настаивали.
Руководствуясь статьями 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,-
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░3 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░5, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░ <░░░░░>░ <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 3923 №, ░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 910-018, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>), ░░░6, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, (░░░░░░░░ <░░░░░>░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░., ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 3914 №, ░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 900-003, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>), ░░░7, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, (░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 7017 №, ░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 710-021, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░5, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, (░░░░░░░░ <░░░░░>░ <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 3923 №, ░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 910-018, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>), ░░░6, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, (░░░░░░░░ ░░░. <░░░░░>░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░., ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 3914 №, ░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 900-003, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>) ░░░7, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, (░░░░░░░░ <░░░░░>░ ░░░. ░░░░. ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 7017 №, ░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 710-021, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>), ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 04 ░░░░ 2024 ░░░░.