Решение по делу № 2-433/2020 от 14.10.2019

11RS0001-01-2019-014056-40 Дело № 2-433/2020 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Сухоруковой С.М.,

при секретаре Биглер Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 08 июня 2020 года гражданское дело по иску МВД России к Карпову Александру Алексеевичу о взыскании неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

МВД России (с учетом утонений) обратилось в суд с иском к Карпову Александру Алексеевичу о взыскании неосновательного обогащения в размере 1589616 руб. В обоснование требования, указав, что Карпов А.А. стоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако при получении государственного жилищного сертификата не предоставил сведения о ранее совершенных им сделок по продаже жилого помещения.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Россрестра по РК, МВД по РК.

В судебном заседании представитель истца на удовлетворении требований настаивала.

Ответчик и его представитель с иском не согласились по доводам, изложенным в возражениях.

Карпова И.Б. с исковыми требованиями не согласилась.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились.

Выслушав мнение явившихся, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с основным принципом главы 60 ГК РФ "Обязательства вследствие неосновательного обогащения" никто не должен получить имущественную выгоду без надлежащего правового основания.

Согласно части 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

На основании статьи 1105 ГК РФ в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения.

Для возникновения обязательства вследствие неосновательного обогащения необходимо наличие одновременно следующих обстоятельств: обогащение за счет другого и приобретение или сбережение имущества без предусмотренных законом, правовым актом или сделкой оснований.

Из материалов дела следует, что Карпов А.А. с 1994 года проходил службу в УВО МВД по РК.

Приказом № №... от 30.10.2015 Карпов А.А. 02.11.2015 уволен по пункту 11 части 2 статьи 82 ФЗ от 30.11.2011 № 342-ФЗ (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником). Выслуга лет на 02.11.2015 составляет: в календарном исчислении – 26 лет 02 месяца 11 дней, в льготном исчислении – 36 лет 11 месяцев 18 дней.

На основании заявления от 15.02.1994 в связи с отсутствием жилой площади (квартиру снимает, другого жилья здесь ни он, ни супруга не имеет) поставлен на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий с 15.02.1994 года

На основании протокола № 7 заседания жилищно-бытовой комиссии МВД по РК от 28.09.2016 в МВД по РК передано учетное дело капитана полиции (в отставке) Карпова А.А. для принятия на учет на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Решением заседания жилищно-бытовой комиссии МВД по РК от 14.11.2017 Карпов А.А. включен в список граждан-участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2015-2020 гг. в 2018 году.

29.05.2018 Карпову А.А. выдан государственный жилищный сертификат и в соответствии с условиями подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы предоставлена за счет федерального бюджета социальная выплата в размере 1589616 руб. Данные денежные средства в счет оплаты договора купли-продажи жилого помещения перечислены Карпову А.А. 13.09.2018 года.

Актом ревизии финансово-хозяйственной деятельности МВД по РК за период с 01.07.2017 по 01.07.2019 установлено, что бывший инспектор ФГКУ «УВО МВД по РК» капитан полиции Карпов А.А., состоявший на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с февраля 1994 года, включен в 2018 году в список участников на получение ГЖС в составе семьи из двух человек (он и супруга). Вместе с тем, согласно полученных сведений из Росреестра Карпову А.А., его супруге и дочери с мая 1993 года принадлежала на праве общей долевой собственности квартира общей площадью 40,1 кв.м. по адресу: .... Поэтому в соответствии с п. 7 Правил учета граждан, утвержденных Постановлением Совета Министров РК от 12.03.1993 № 132 Карпов А.А. на момент постановки на жилищный учет с составом семьи 3 человека имел обеспеченность жилой площадью на человека свыше учетной нормы (7 кв.м.), в связи с чем не мог быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Также установлено, что с января 1999 за дочерью Карпова А.А. зарегистрировано право собственности на 1/4 доли квартиры общей площадью 61,6 кв.м. в .... Исходя из этого семья Карпова А.А. не являлась необеспеченной жилыми помещениями, однако вопрос обоснованности нахождения в списках очередников жилищно-бытовой комиссией в ходе проведения ежегодной перерегистрации не рассматривался. Кроме того, Карповым А.А. дважды совершены намеренные действия по ухудшению своих жилищных условий, связанные с отчуждением в декабре 2000 года вышеуказанной квартиры, а также прекращением в августе 2009 года права собственности на №... квартиры общей площадью №... в ..., полученной по наследству в октябре 2007 года. Таким образом, Карпов А.А. при подаче заявления о постановке на учет на получение ГЖС скрыл наличие у него и членов семьи вышеупомянутых жилых помещениях.

Постановлением УМВД России по г. Сыктывкару от 02.10.2019 отказано в возбуждении уголовного дела в отношении Карпова А.А. по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием состава преступления.

В соответствии с пунктом 14 статьи 15 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ ("О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

В соответствии с положениями пункта 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153"

Согласно п. 1 названного постановления Правительства РФ формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В п. 5 Правил указано, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан РФ: сотрудники органов внутренних дел РФ, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу указанные сотрудники.

В рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в п. 5 Правил, и изъявившие такое желание (п. 6 Правил).

В силу пункта 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1 (1) с приложенными документами.

Из п. 22 Правил следует, что основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил.

В силу п. 21 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с п. 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

Пунктом 16 Правил установлены нормативы общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты: 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

Пунктом 16.2 Правил определено, что в случае отчуждения гражданином, указанным в подпунктах "а", "б", "е" или "ж" пункта 5 названных Правил, и (или) членами его семьи жилого помещения (жилых помещений), принадлежащего им на праве собственности, либо принадлежащей указанным гражданам доли в праве общей собственности на жилое помещение (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16 (1) названных Правил)... размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 указанных Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания... Указанные гражданско-правовые сделки учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не менее чем за 5 лет.

Признание военнослужащего и членов его семьи нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является обязательным условием для реализации названной государственной гарантией.

Единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, а также военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, и членов их семей определен Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 года N 1054.

Данные Правила являются обязательными для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на которые возложены функции заказчика организации строительства, приобретения и предоставления за счет средств федерального бюджета жилья, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы (пункт 2 Правил).

Раздел II названных Правил, содержащий основания признания нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, содержит указание на то, что не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья (подпункт "д" пункта 10).

В соответствии с п.п. "а" пункта 6 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются: граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями;

Согласно пункту 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054 (далее - Правила), основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, в том числе являются: отсутствие жилой площади (а), наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (б), избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел (и).

В силу положений пункта 10 данного Постановления не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае:

а) наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры);

б) наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам);

в) их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.);

г) если они или один из членов семьи, проживающий совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получают) на эти цели социальные выплаты от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно-строительного кооператива, строящими квартиру за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;

д) если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан уволенных в военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилых условий в избранном постоянном месте жительства, военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае решения жилищной проблемы.

Под решением жилищной проблемы по смыслу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации следует понимать наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма либо находящихся в их собственности.

Отчуждение Карповым А.А. в 2009 году №... квартиры, полученной в порядке наследования по адресу: ..., а не от государства, как и отчуждение им и его супругой в 2000 году доли квартиры по адресу: ... не могло ограничить реализацию права Карпова А.А. на обеспечение его вместе с членами семьи жилым помещением при увольнении с военной службы по избранному месту жительства, в том числе путем получения государственного жилищного сертификата

В силу положений статьи 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Между тем, совершение ответчиком и членами его семьи указанных действий истцом не доказано, поскольку отчуждение Карповыми принадлежащей ему доли домовладения в 2000 и 2009 году, не могло повлиять на право быть обеспеченным при увольнении с военной службы жилым помещением по избранному им месту жительства.

При этом совершение ответчиком при получении сертификата и приобретении жилого помещения каких-либо преступных действий, направленных на завладение государственными денежными средствами вступившим в законную силу приговором суда не установлено.

Государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата). Сертификат не является ценной бумагой. Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.

Таким образом, получение ответчиком государственного жилищного сертификата и приобретения жилого помещения за счет оказанной по сертификату социальной выплаты не может квалифицироваться как неосновательное обогащение.

Рассматривая доводы о том, что истец пропустил срок исковой давности для обращения в суд с настоящим иском, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Из приведенных норм закона следует, что закон связывает начало течения срока исковой давности с моментом осведомленности именно лица, право которого нарушено, а не обращающегося за судебной защитой в его интересах органа или другого лица, которым законом предоставлено право на такое обращение.

Таким образом, юридически значимым для разрешения заявления ответчика о пропуске срока исковой давности по настоящему делу является установление момента осведомленности материального истца, право которого нарушено, о нарушении права.

Поскольку ГЖС выдан 29.05.2018, о нарушении прав истцу стало известно в июле 2019 года после получения сведений содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то обращение в суд 14.10.2019 с иском последовало в пределах установленного законом срока.

Суд не может принять во внимание доводы истца относительно обязанности Карпова А.А. предоставлять сведения в жилищную комиссию об изменении обстоятельств, послужившим постановке на учет, так как согласно заявлению о постановке на учет, поданному ответчиком 15.12.1994, Карпов А.А. указал на отсутствие жилья на территории прохождения службы.

При этом суд также отмечает, что органы, принимавшие решение о предоставлении ответчику государственного жилищного сертификата не лишены были возможности провести проверку наличия зарегистрированного права ответчика и членов его семьи на жилые помещения в течение 5 лет, предшествовавших выдаче сертификата, либо обязать ответчика представить соответствующие документы, однако, соответствующих действий не осуществили, в то время как предоставление ответчиком каких-либо документов или сведений, не соответствующих действительности не доказано.

При таком положении оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется, поскольку истцом, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, не представлено допустимых и достоверных доказательств факта получения ответчиком денежных средств, в размере 1589616 рублей в качестве неосновательного обогащения за счет государства.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования МВД России к Карпову Александру Алексеевичу о взыскании неосновательного обогащения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий С.М. Сухорукова

Мотивированное решение составлено 16.06.2020

Копия верна:

Председательствующий С.М. Сухорукова

2-433/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МВД России
МВД по республике КОМИ
Ответчики
Карпов Александр Алексеевич
Другие
Гапоненко Василий Иванович
Карпова Ирина Борисовна
Росреестр
ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми"
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Сухорукова Светлана Мунировна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
16.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.06.2020Передача материалов судье
16.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.06.2020Судебное заседание
28.11.2019Судебное заседание
20.12.2019Судебное заседание
23.01.2020Судебное заседание
18.02.2020Судебное заседание
22.02.2020Судебное заседание
14.05.2020Судебное заседание
07.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.07.2020Передача материалов судье
07.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.07.2020Судебное заседание
20.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее