Решение по делу № 8Г-22887/2023 [88-585/2024 - (88-23159/2023)] от 22.11.2023

УИД 72RS0010-01-2023-001034-17

Дело № 88-585/2024

        Мотивированное определение

        составлено 19 января 2024 года

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск 18 января 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

    председательствующего    Чаус И.А.,

    судей    Зориной С.А., Бурматовой Г.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по кассационной жалобе администрация города Ишима на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 27 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 18 сентября 2023 года, вынесенные по гражданскому делу №2-1063/2023 по иску Грищенко Виктора Михайловича к администрации города Ишима о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди,

Заслушав доклад судьи Зориной С.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

             Грищенко В.М. обратился с иском к администрации города Ишима о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории города Ишима Тюменской области.

             В обоснование исковых требований указано, что истец состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по категории «малоимущие граждане», страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Решением Ишимского городского суда Тюменской области от 27 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 18 сентября 2023 года исковые требования удовлетворены. На администрацию города Ишима возложена обязанность предоставить Грищенко Виктору Михайловичу благоустроенное жилое помещение вне очереди по договору социального найма на территории города Ишима Тюменской области.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты, ссылаясь на их незаконность.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах неявки не сообщили. При этом информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии установленных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.

          Как установлено судом и следует из материалов дела, Грищенко В.М. состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в администрации города Ишима с 3 августа 2020 года по категории «инвалиды 1 и 2 групп, вставшие на учет после 1 января 2005 года», состав семьи 1 человек; также с 25 января 2023 года состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «малоимущие граждане», состав семьи 1 человек, номер очереди – 622.

          На момент подачи заявления о принятии на учет по категории малоимущих граждан и рассмотрения дела истец зарегистрирован по месту жительства по ул. Достоевского, 24 города Ишима, жилое помещение ему также не принадлежит.

           Грищенко В.М. страдает заболеванием, которое включено в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

          Согласно уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 27 марта 2023 № КУВИ-001/2023-70592926 у Грищенко В.М. в настоящее время не имеется недвижимого имущества на территории Российской Федерации

           Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствовался ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст.ст.49, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.17 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Тюменской области № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», и исходил из того, что истец в установленном порядке признан малоимущим гражданином и нуждающимся в жилом помещении, при этом он страдает заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, пришел к выводу о том, что Грищенко В.М. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения из муниципального жилищного фонда.

         Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.

         При рассмотрении дела судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, приняты необходимые меры для выяснения прав и обязанностей сторон, бремя доказывания между сторонами распределено правильно, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.

Доводы кассационной жалобы о том, что предоставление жилых помещений не является обязанностью исключительно органа местного самоуправления следует отклонить.

В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В целях реализации названных конституционных положений в ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном данным кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 этой статьи случаев.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

В п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 данного кодекса перечне.

Согласно этой норме гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Такой Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире утвержден приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 987н.

При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в перечне, п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из данной нормы необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в перечне.

Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.

При этом дополнительных условий реализации прав на предоставление жилья в установленном законом порядке указанной категории граждан, таких как фактическое финансирование и наличие в жилищном фонде субъекта Российской Федерации или в муниципальном жилищном фонде жилья, федеральное законодательство не содержит, соответственно, указанные граждане не могут быть лишены права на обеспечение жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законом.

В связи с чем вопреки доводам кассационной жалобы, принимая во внимание, что Грищенко В.М. страдает тяжелой формой хронического заболевания, признан в установленном порядке малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, выводы судов о том, что обязанность по обеспечению истца жилым помещением должна быть возложена на орган местного самоуправления, являются верными.

    Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.

руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

       решение Ишимского городского суда Тюменской области от 27 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 18 сентября 2023 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрация города Ишима – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-22887/2023 [88-585/2024 - (88-23159/2023)]

Категория:
Гражданские
Истцы
Грищенко Виктор Михайлович
Ответчики
Администрация г.Ишима
Другие
Шосткина Надежда Михайловна
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Зорина Светлана Александровна
Дело на странице суда
7kas.sudrf.ru
18.01.2024Судебное заседание
18.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее