Дело № 2- 721/2014 копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Ёлоховой О.Н.
с участием пом.прокурора г.Александровска Пак С.В.,
при секретаре Ендальцевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское делопо иску прокурора г.Александровска к администрации Александровского муниципального района о возложении обязанности по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры,
установил:
В городской суд в защиту интересов неопределённого круга лиц обратился прокурор г.Александровска с иском к ответчику о возложении обязанности по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к зданию администрации Александровского муниципального района, расположенного по адресу <адрес>, путём сооружения пандуса и поручней на наружной лестнице при входе в здание, в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству «Требования допустимости общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, СП 59.13330.2012.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что здание администрации района является собственностью Александровского муниципального района, которая является исполнительно-распорядительным органом района, наделённым полномочиями владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, находящимся в собственности района. Вход в вышеуказанное здание оборудован наружной лестницей, не имеющей пандуса и поручней, что приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями и противоречит основным целям и задачам законодательства, предусматривающего социальную защиту инвалидов.
Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика - администрации Александровского муниципального района - в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Направили в суд отзыв, в котором с иском не согласилась, ссылаясь на то, что здание администрации построено в ДД.ММ.ГГГГ г., до введения в действие нормативных требований Свода Правил 59.13330.2012, который предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений, а в случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д. следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов. Законодательством не установлен срок для приведения ранее построенных объектов социальной инфраструктуры в соответствие с требованиями указанных нормативов. Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд, руководствуясь ч.5 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Суд, заслушав прокурора, исследовав материалы дела, считает, что исковое заявление обоснованно, законно и подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Статьей. 5 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным- сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что объекты социальной инфраструктуры должны быть обеспечены условиями для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусмотрены в СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 г. № 605.
Согласно указанным Правилам в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или наземного уровня, соединенного с этим зданием (п.5.1.1); лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами (п. 4.1.14); наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни (п. 5.1.2.); наружные двери, доступные для маломобильных групп населения, могут иметь пороги, при этом высота каждого элемента порога не должна превышать 0,015 м.
В судебном заседании установлено, что прокурорской проверкой выявлено отсутствие пандуса и поручней на входе в здание администрации района, расположенное по адресу <адрес>.
На основании решения Малого Совета Пермского областного Совета народных депутатов от 17.09.1992 г. №412, распоряжения комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Александровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № административное здание по <адрес> включено в реестр собственности муниципального района и находится в оперативном управлении администрации Александровского муниципального района.
В соответствии со ст. 44 Устава Александровского муниципального района администрация Александровского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом района, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения района, в том числе по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, находящимся в собственности района.
Судом отклоняются возражения ответчика, поскольку им не приведены доказательства невозможности приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции и ремонте зданий.
Исходя из того, что надлежащие меры к беспрепятственному доступу лиц с ограниченными возможностями к социально-значимому объекту ответчиком не принимаются, отсутствие пандуса приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями, что противоречит основным целям и задачам законодательства, предусматривающего социальную защиту инвалидов.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что обязанность выполнения указанных требований законодательства, предъявляемых к объекту социальной инфраструктуры, и направленных на обеспечение беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к социально-значимым объектам, лежит на ответчике.
Учитывая, что указанные требования ответчиком в добровольном порядке до настоящего времени не выполнены, иск прокурора о возложении на ответчика соответствующей обязанности в судебном порядке подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора г.Александровска удовлетворить.
Обязать администрацию Александровского муниципального района создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к зданию администрации Александровского муниципального района, расположенного по адресу: <адрес>, путём сооружения пандуса и поручней на наружной лестнице при входе в здание, в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству «Требования допустимости общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СП 59.13330.2012.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья: О.Н.Ёлохова
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Ёлоховой О.Н.
с участием пом.прокурора г.Александровска Пак С.В.,
при секретаре Ендальцевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское делопо иску прокурора г.Александровска к администрации Александровского муниципального района о возложении обязанности по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры,
установил:
В городской суд в защиту интересов неопределённого круга лиц обратился прокурор г.Александровска с иском к ответчику о возложении обязанности по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к зданию администрации Александровского муниципального района, расположенного по адресу <адрес>, путём сооружения пандуса и поручней на наружной лестнице при входе в здание, в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству «Требования допустимости общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, СП 59.13330.2012.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что здание администрации района является собственностью Александровского муниципального района, которая является исполнительно-распорядительным органом района, наделённым полномочиями владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, находящимся в собственности района. Вход в вышеуказанное здание оборудован наружной лестницей, не имеющей пандуса и поручней, что приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями и противоречит основным целям и задачам законодательства, предусматривающего социальную защиту инвалидов.
Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика - администрации Александровского муниципального района - в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Направили в суд отзыв, в котором с иском не согласилась, ссылаясь на то, что здание администрации построено в ДД.ММ.ГГГГ г., до введения в действие нормативных требований Свода Правил 59.13330.2012, который предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений, а в случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д. следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов. Законодательством не установлен срок для приведения ранее построенных объектов социальной инфраструктуры в соответствие с требованиями указанных нормативов. Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд, руководствуясь ч.5 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Суд, заслушав прокурора, исследовав материалы дела, считает, что исковое заявление обоснованно, законно и подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Статьей. 5 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным- сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что объекты социальной инфраструктуры должны быть обеспечены условиями для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусмотрены в СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 г. № 605.
Согласно указанным Правилам в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или наземного уровня, соединенного с этим зданием (п.5.1.1); лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами (п. 4.1.14); наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни (п. 5.1.2.); наружные двери, доступные для маломобильных групп населения, могут иметь пороги, при этом высота каждого элемента порога не должна превышать 0,015 м.
В судебном заседании установлено, что прокурорской проверкой выявлено отсутствие пандуса и поручней на входе в здание администрации района, расположенное по адресу <адрес>.
На основании решения Малого Совета Пермского областного Совета народных депутатов от 17.09.1992 г. №412, распоряжения комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Александровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № административное здание по <адрес> включено в реестр собственности муниципального района и находится в оперативном управлении администрации Александровского муниципального района.
В соответствии со ст. 44 Устава Александровского муниципального района администрация Александровского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом района, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения района, в том числе по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, находящимся в собственности района.
Судом отклоняются возражения ответчика, поскольку им не приведены доказательства невозможности приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции и ремонте зданий.
Исходя из того, что надлежащие меры к беспрепятственному доступу лиц с ограниченными возможностями к социально-значимому объекту ответчиком не принимаются, отсутствие пандуса приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями, что противоречит основным целям и задачам законодательства, предусматривающего социальную защиту инвалидов.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что обязанность выполнения указанных требований законодательства, предъявляемых к объекту социальной инфраструктуры, и направленных на обеспечение беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к социально-значимым объектам, лежит на ответчике.
Учитывая, что указанные требования ответчиком в добровольном порядке до настоящего времени не выполнены, иск прокурора о возложении на ответчика соответствующей обязанности в судебном порядке подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора г.Александровска удовлетворить.
Обязать администрацию Александровского муниципального района создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к зданию администрации Александровского муниципального района, расположенного по адресу: <адрес>, путём сооружения пандуса и поручней на наружной лестнице при входе в здание, в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству «Требования допустимости общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СП 59.13330.2012.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья: О.Н.Ёлохова