Решение по делу № 2-113/2022 (2-649/2021;) от 21.12.2021

Дело № 2-113/2022 (2-649/2021)

УИД № 24RS0003-01-2021-001570-45

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Балахта 14 марта 2022 г.

Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Алексейцева И.И.,

с участием помощника прокурора Балахтинского района Красноярского края Бохан О.Ю.,

представителя истца КГКУ «Управления социальной защиты населения» Сыромятниковой О.А.,

при секретаре Власовой Л.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах Красноярского края в лице КГКУ «Управление социальной защиты населения» к Сургутской ФИО13 о взыскании суммы необоснованно полученной выплаты, в связи с рождением первого ребенка,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Балахтинского района Красноярского края в интересах Красноярского края в лице КГКУ «Управление социальной защиты населения» (далее по тексту КГКУ «УСЗН») обратился в суд с исковым заявлением к Сургутской О.Н. о взыскании, в пользу Красноярского края в лице КГКУ «УСЗН» ущерба, причиненного бюджета Красноярского края в результате необоснованного получения ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка в размере 432 599,76 руб., мотивируя свои требования тем, что прокуратурой район проведена проверка исполнения требований бюджетного законодательства, законодательства о социальном обеспечении в территориальном отделении КГКУ «УСЗН по Балахтинскому району Красноярского края», по результатам которой установлено, что семья Сургутской О.Н. состоит из 3 человек: супруга – ФИО3, ребенка – ФИО4 и самой Сургутской О.Н. Согласно сведениям из налоговых деклараций, представленных ип Сургутской О.Н., применяющей специальный налоговый режим – упрощенную систему налогообложения, последней в 2018 году получен доход 4687846 руб., в 2019 г. – 3061500 руб. Граждане, получающие ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, несут ответственность за достоверность и своевременность представления сведений о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления указанной выплаты, в соответствии с законодательством РФ. 28.03.2019 г. Сургутская О.Н., являясь индивидуальным предпринимателем и имея совокупный доход, не позволяющий в 2018-2019 г.г. претендовать на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, достоверно зная о правилах предоставления указанной социальной выплаты и будучи предупрежденной о необходимости уведомления органа социальной защиты населения об изменении обстоятельств, влекущих прекращение данной выплаты, представила в орган, уполномоченный на принятие решения о назначении указанной выплаты и ее перечисление, недостоверные сведения о сумме своих доходов, рассчитывая их самостоятельно, путем деления общей суммы дохода за год по месяцам, которые легли в основу расчета среднедушевого дохода семьи заявителя и стали основанием для принятия решения о назначении выплаты. За период с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня рождения ребенка Сургутской О.Н., по 09.10.2021 г. органом социальной защиты населения последней перечислена ежемесячная выплата, в связи с рождением первого ребенка в размере 432599,76 руб., в связи с чем, истец обратился в суд с заявленными требованиями.

В судебном заседании помощник прокурора Балахтинского района Красноярского края Бохан О.Ю. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель истца КГКУ «УСЗН по Балахтинскому району Красноярского края» Сыромятникова О.А., действующая на основании доверенности №637 от 28.12.2020 г., в судебном заседании исковые требования поддержала.

Ответчик Сургутская О.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Выслушав стороны, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» установлено, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.

Из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ следует, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

Пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. №418-ФЗ установлено, что ежемесячная выплата осуществляется в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №418-ФЗ заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка подается гражданином по месту жительства (пребывания) или фактического проживания в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Пунктом 2 Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 года №889н предусмотрено, что обратиться с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка имеют право женщины, родившие (усыновившие) ребенка, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, в случае если ребенок (родной, усыновленный) рожден начиная с 01 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации, и размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, лично либо через представителя.

К заявлению о назначении ежемесячной выплаты должны быть приложены документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, к которым помимо прочего относятся: а) справка с места работы (службы, учебы) либо иной документ, подтверждающий доход каждого члена семьи; б) сведения о пособиях и выплатах заявителю (члену семьи заявителя) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации в качестве мер социальной поддержки; в) сведения о получении пенсии, компенсационных выплат дополнительного ежемесячного обеспечения пенсионера; г) справка (сведения) о выплачиваемых студентам стипендии и иных денежных выплат студентам, аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, докторантам, слушателям подготовительных отделений; д) справка (сведения) о выплате пособия по безработице (материальной помощи и иных выплат безработным гражданам, о стипендии и материальной помощи, выплачиваемой гражданам в период прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости; о выплате безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также о выплате несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах); е) сведения о получении пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, а также единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации; ж) сведения о ежемесячных страховых выплатах по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (приложение 2 Приказа Минтруда России от 29.12.2017 № 889н «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка»).

Постановлением Правительства Красноярского края от 18.07.2017 г. №403-П утверждены величины прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демографическим группам населения в 2017 г. Во II квартале 2017 года величина прожиточного минимума для третьей группы территорий Красноярского края на душу населения - 10873 рубля.

Постановлением Правительства Красноярского края от 18.07.2017 г. №403-П утверждены величины прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демографическим группам населения в 2017 г. Во II квартале 2018 года величина прожиточного минимума для третьей группы территорий Красноярского края на душу населения - 11011 рублей.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ установлено, что граждане, получающие ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, обязаны извещать соответственно органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере социальной защиты населения, и территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации об изменении места жительства (пребывания) или фактического проживания, а также о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления указанной выплаты, в месячный срок.

Граждане, получающие ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, несут ответственность за достоверность и своевременность представления сведений о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления указанной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что ответчик Сургутская ФИО14 и ФИО3 являются родителями несовершеннолетнего ребенка – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении IV-БА от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно копии паспортов Сургутская О.Н. зарегистрирована с 23.08.2018 г. по адресу: <адрес>, п. ФИО5, <адрес>, ФИО3 зарегистрирован с 01.03.2011 г. по адресу: <адрес>.

Сургутская О.Н. с 13.12.2017 г. зарегистрирована в МИФНС №23 по Красноярскому краю в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.

Согласно копии трудовой книжки ТК-III ФИО3 с 01.03.2009 г. трудоустроен на должность механизатора в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность агронома.

В соответствии со справками формы 2НДФЛ на имя ФИО3, трудоустроенного <данные изъяты>» установлено, что за 2018 г. сумма дохода составила 189 500 руб., за январь-сентябрь 2019 г. сумма дохода составила 162 000 руб.

На основании справок 3-НДФ установлено, что у ФИО3 за 2018 года задекларирован доход в размере 189500 руб., за 2019 г. – 226 000 руб., в 2020 г. – 276 000 руб.

Согласно справок ип Сургутская О.Н. о доходе, ответчик сообщила, что ею получен личный доход за 3 последних месяца 2018 года в размере 18 000 руб.; за 2018 г. в размере 179 000 руб.; за январь-март 2019 года в размере 43 000 руб.; за июль-сентябрь 2019 года в размере 29 000 руб.; за 2019 г. в размере 90 000 руб.

По сведениям Федеральной налоговой службы, предоставленным согласно налоговых деклараций, индивидуальный предприниматель Сургутская О.Н., уплачивает налог по упрощенной системе налогообложения. За налоговый период – 2018 г., ип Сургутской О.Н. предоставлены сведения о доходах на сумму 2033840 руб.; за налоговый период – 2019 г., ею предоставлены сведения о доходах на сумму 1118874 руб.

На основании справок 3-НДФ установлено, что Сургутская О.Н. в 2018 г. задекларировала доход в сумме 2033840 руб., в 2019 г. – 1118874 руб., в 2020 г. – 584009 руб.

Сургутская О.Н. 28.03.2019 г. обратилась с заявлением в ОСЗН администрации Балахтинского района Красноярского края о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, указав в заявлении сумму дохода за 12 месяцев: матери – 187 000 руб., отца – 203 500 руб., работающих <данные изъяты>».

Согласно протокола УСЗН от 04.04.2019 г. Сургутской О.Н. назначена на ФИО4, 09.10.2018 г.р. ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка с 09.10.2018 г. по 09.10.2019 г. Действующая величина прожиточного минимума составила 11625,00 руб., 1,5 кратная величина прожиточного минимума – 17437,50 руб., среднедушевой доход семьи – 10763,89 руб.

Сургутская О.Н. 10.10.2019 г. обратилась с заявлением в ОСЗН администрации Балахтинского района Красноярского края о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, указав в заявлении сумму дохода за 12 месяцев: матери – 108 000 руб., отца – 216 000 руб., работающих <данные изъяты>, пособия по уходу за ребенком – 191 231,28 руб.

Согласно протокола УСЗН от 14.10.2019 г. Сургутской О.Н. назначена на ФИО4, 09.10.2018 г.р. ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка с 10.10.2019 г. по 09.04.2020 г. Действующая величина прожиточного минимума составила 11625,00 руб., 1,5 кратная величина прожиточного минимума – 17437,50 руб., среднедушевой доход семьи – 9000 руб.

Согласно протокола УСЗН от 10.04.2020 г. Сургутской О.Н. назначена на ФИО4, 09.10.2018 г.р. ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка с 10.04.2020 г. по 09.10.2020 г. Действующая величина прожиточного минимума составила 11625,00 руб., 2-х кратная величина прожиточного минимума – 23250,00 руб., среднедушевой доход семьи – 9000 руб.

Согласно протокола УСЗН от 11.11.2020 г. Сургутской О.Н. назначена на ФИО4, 09.10.2018 г.р. ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка с 10.10.2020 г. по 09.10.2021 г. Действующая величина прожиточного минимума составила 11625,00 руб., 2-х кратная величина прожиточного минимума – 23250,00 руб., среднедушевой доход семьи – 9000 руб.

Из письменных объяснений Сургутской О.Н. от 19.10.2021 г. установлено, что она проживает со своим супругом ФИО3 и сыном ФИО16 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В декабре 2017 г. она зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя, занимается грузоперевозками. ЕЕ муж ФИО3 работает агрономом <данные изъяты> Примерно через полгода после рождения ребенка она обратилась в МФЦ с документами на получение выплат по поводу рождения первого ребенка. В МФЦ она предоставила выписку из домовой книги, справку 2-НДФЛ на супруга, справку о своих доходах, свидетельство о рождении ребенка, копии паспортов на себя и супруга. Также в МФЦ она собственноручно заполняла заявление на получение указанной выплаты. После этого ей на счет стали приходить выплаты, примерно по 11 000 руб. в месяц. Когда ребенку исполнился 1 год, а затем 1,5 года, она дважды подала вышеуказанные документы на получение выплат. С весны 2020 г. из-за пандемии документы на продление выплат она не подавала, они приходили ей на счет автоматически до 09.10.2021 г., т.е. до 3-х лет ребенка. В предоставляемых справках о ее доходах, суммы дохода она рассчитывала самостоятельно. Она передавала в налоговую инспекцию декларацию с указанием ее доходов в качестве индивидуального предпринимателя, без разбивки по месяцам. В МФЦ налоговую декларацию взять отказались, пояснив, что необходимо предоставить справки о ее доходе. Она взяла из налоговой декларации сумму дохода, вычла из нее сумму расходов и получившийся остаток разбила по месяцам. Так она делала каждый раз, когда подавала документы на получение выплат. Ей известно, что получение или не получение выплат на ребенка зависит от прожиточного минимума на человека. Когда она подавала документы в МФЦ, сотрудник при ней высчитывал доход ее семьи, после чего ей стали приходить выплаты. Она никого вводить в заблуждение по поводу своего дохода не хотела, изначально хотела предоставить вместе с другими документами налоговую декларацию. Она считала, что ей полагается данная выплата. С заявлением о прекращении получения выплат в УСЗН она не обращалась.

Согласно справки КГКУ «УСЗН по Балахтинскому району Красноярского края» от 16.04.2021 г. Сургутской О.Н. с октября 2018 года по октябрь 2021 года начислена ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка. На октябрь 2021 г. ей начислена социальная выплата на сумму 432 599,76 руб., выплачено - 366 872,79 руб.

Согласно справки КГКУ «УСЗН по Балахтинскому району Красноярского края» от 02.12.2021 г. Сургутской О.Н. с апреля 2019 года по июнь 2021 года начислены меры социальной поддержки в размере 461 030,28 руб., в том числе ежемесячная выплата в связи с рождением первого ребенка в размере 379286,79 руб.

Согласно справки КГКУ «УСЗН по Балахтинскому району Красноярского края» Сургутской О.Н. с января 2021 года по декабрь 2021 года начислены меры социальной поддержки в размере 120762,97 руб., в том числе ежемесячная выплата в связи с рождением первого ребенка в размере 115422,97 руб.

Частью 8 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ предусмотрено, что среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих месяцу подачи заявления о назначении указанной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 19 декабря 2019 года N 3576-О, согласно которой взаимосвязанные положения Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" в силу их буквального содержания, поскольку не предусмотрено иное, предполагают определение доходов для целей получения соответствующей ежемесячной выплаты исходя из налогооблагаемого дохода (с учетом уменьшения доходов налогоплательщика на сумму профессиональных налоговых вычетов), но до вычета налогов.

Таким образом, среднедушевой доход семьи ответчика Сургутской О.Н. на момент подачи заявления 28.03.2019 г. составлял 58 259,60 руб. (2097345,66 руб. (сумма доходов до вычета налогов)/12/3 (количество членов семьи)), из них: 1) доход ФИО3 216 000 руб. (36 000 руб. (январь-февраль 2019 г.) + 180 000 руб. (май-декабрь 2018 г.); 2) доход ип Сургутской О.Н. 1881345,66 руб. (2033840/12мес. х 10 мес. 2018 г. + 1118874/12мес.х2мес. (январь-февраль 2019 г.).

Среднедушевой доход семьи ответчика Сургутской О.Н. на момент подачи заявления 10.10.2019 г. составлял 43433,76 руб. (1563615,54 руб. (сумма доходов до вычета налогов)/12/3 (количество членов семьи)), из них: 1) доход ФИО3 216 000 руб. (162 000 руб. (январь-сентябрь 2019 г.) + 54 000 руб. (октябрь-декабрь 2018 г.); 2) доход ип Сургутской О.Н. 1374615,54 руб. (1118874/12мес. х 9 мес. 2019 г. + 2033840/12мес.х 3 мес. (октябрь-декабрь 2018 г.)

Исходя из установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что среднедушевой доход семьи ответчика Сургутской О.Н. на момент обращения с заявлениями о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка превышал 1,5 кратную и 2-кратную величину прожиточного минимума на душу населения на территории Балахтинского района Красноярского края, в связи с чем, отсутствовали законные основания для ее назначения и выплате ответчику Сургутской О.Н.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора, поскольку Сургутская О.Н., являясь индивидуальным предпринимателем и имея совокупный доход, не позволяющий в 2018-2019 г.г. претендовать на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, достоверно зная о правилах предоставления указанной социальной выплаты и будучи предупрежденной о необходимости уведомления органа социальной защиты населения об изменении обстоятельств, влекущих прекращение данной выплаты, представила в орган, уполномоченный на принятие решения о назначении указанной выплаты и ее перечисление, недостоверные сведения о сумме своих доходов, рассчитывая их самостоятельно, путем деления общей суммы дохода за год по месяцам, которые легли в основу расчета среднедушевого дохода семьи заявителя и стали основанием для принятия решения о назначении выплаты.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ и п.п. 2 п. 2 ст. 333.17 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, установленная п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края удовлетворить.

Взыскать с Сургутской ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки п. <адрес>, в пользу Красноярского края в лице КГКУ «Управление социальной защиты населения» необоснованно полученные ежемесячные выплаты в связи с рождением первого ребенка в размере 432599 рублей 76 копеек.

Взыскать с Сургутской ФИО18 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.

    

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 21.03.2022 года

2-113/2022 (2-649/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
КГКУ «Управление социальной защиты населения»
Прокуратура Балахтинского района
Ответчики
Сургутская Олена Николаевна
Суд
Балахтинский районный суд Красноярского края
Судья
Алексейцев Иван Иванович
Дело на сайте суда
balahta.krk.sudrf.ru
21.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.12.2021Передача материалов судье
23.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2022Подготовка дела (собеседование)
19.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2022Судебное заседание
21.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2022Дело оформлено
12.07.2022Дело передано в архив
14.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее