Дело № 2а-1546/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ворошиловский районный суд Волгограда
в составе председательствующего судьи Юрченко Д.А.,
при секретаре судебного заседания Балахничевой Г.А.,
14 июля 2021 года в г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №10 по Волгоградской области к ФИО1 о взыскании с физического лица денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций,
установил:
МИФНС России №10 по Волгоградской области обратилась в суд с административным иском, в обоснование которого указано, что ФИО1 является плательщиком транспортного налога. Административному ответчику было направлено налоговое уведомление с расчетом суммы налога, подлежащего уплате, с установлением срока для уплаты налога, которое осталось без удовлетворения. 24 января 2020 года ФИО1 были направлены требования об уплате задолженности по транспортному налогу. Однако до настоящего времени обязанность по уплате налога налогоплательщиком не исполнена. В связи с чем, просят взыскать с административного ответчика образовавшуюся задолженность по транспортному налогу в размере 24 560 рублей.
Административный истец МИФНС России №10 по Волгоградской области в судебное заседание своего представителя не направил, об уважительности причин неявки суд не уведомил.
В судебное заседание административный ответчик ФИО1 не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался судом по месту регистрации (<адрес>), однако направленная в адрес административного ответчика судебная корреспонденция возращена в суд, как невостребованная адресатом по истечении срока ее хранения.
Кроме этого в силу в силу ст.289 КАС РФ неявка административного ответчика не является препятствием к рассмотрению дела.
Исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.57 Конституции РФ и п.1 ст.23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в установленный срок. В соответствии с ч.2 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. п. 9, 14 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом, предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
Законом Волгоградской области «О транспортном налоге» от 11 ноября 2002 года № 750-ОД установлены ставки, льготы, порядок и сроки уплаты транспортного налога.
Как следует из материалов дела, ФИО1 состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №10 по Волгоградской области как плательщик транспортного налога (ИНН №), поскольку в 2016-2018 годах являлся собственником следующих объектов:
- автомобиль марки «CITROEN C5», государственный регистрационный знак №/34;
- автомобиль марки «VOLVO XC60», государственный регистрационный знак №/134.
В адрес ФИО1 направлены заказной корреспонденцией по адресу: Волгоград, <адрес>, налоговое уведомление №89690089 от 18 ноября 2019 года в соответствии с которым задолженность ответчика по транспортному налогу за 2016-2018 годы составила 27 720 (л.д. 7).
В связи с неоплатой указанного налога в установленный налоговым уведомлением срок, ФИО1 было направлено требование №2803 по состоянию на 24 января 2020 года, в котором ему предлагалось уплатить недоимку по уплате транспортного налога в размере 27 720 рублей и пени в размере 46 рублей 20 копеек в срок до 26 февраля 2020 года (л.д. 8).
Поскольку задолженность по указанным налогам оплачена ФИО1 не была, 06 ноября 2020 года МИФНС России №10 по Волгоградской области обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
13 ноября 2020 года мировым судьей судебного участка №76 Волгоградской области вынесен судебный приказ о взыскании с должника ФИО1 недоимки по уплате транспортного налога в размере 27 720 рублей.
27 ноября 2020 года ФИО1 подано заявление об отмене судебного приказа мирового судьи судебного участка №76 Волгоградской области от 13 ноября 2020 года, на основании которого 04 декабря 2020 года мировым судьей судебного участка №76 Волгоградской области вынесено определение об отмене судебного приказа.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Как следует из материалов дела, срок исполнения требования об уплате транспортного налога №2803 по состоянию на 24 января 2020 года, выданного в отношении ФИО1 в размере 27 720 рублей и пени в размере 46 рублей 20 копеек, истекал 26 февраля 2020 года. Поскольку задолженность по данному требованию составляла более 3000 рублей, порядок подачи искового заявления подлежит определению в соответствии с правилами абзаца 1 пункта 2 статьи 48 НК РФ, а именно в части соблюдения сроков предъявления налогового требования в исковом порядке не позднее 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Таким образом, с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по уплате транспортного налога с ФИО1, МИФНС России №10 по Волгоградской области должны были обратиться не позднее августа 2020 года. Однако административным истцом подано заявление о вынесении судебного приказа 06 ноября 2020 года, что находится за пределами сроков, установленных законодательством. Между тем, данное обстоятельство не было принято во внимание мировым судьей, что повлекло вынесение судебного приказа о взыскании недоимки и пени, впоследствии отмененного по заявлению ФИО1
После отмены 04 декабря 2020 года мировым судьей судебного приказа налоговый орган 31 мая 2021 года подал в суд настоящий административный иск, то есть в течение шести месяцев, установленных законом. Таким образом, срок для обращения в суд с административным иском с требованием о взыскании транспортного налога и пени после отмены судебного приказа МИФНС России №10 по Волгоградской области формально соблюден.
Однако, как было установлено, вынесение судебного приказа о взыскании недоимки по уплате транспортного налога и пени с ФИО1 мировым судьей не носило бесспорный характер. На момент рассмотрения настоящего спора, основания для обращения МИФНС России №10 по Волгоградской области отсутствовали, поскольку срок для подачи заявления о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки пропущен, ходатайств о восстановлении пропущенного срока административным истцом не заявлено.
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 8 февраля 2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В связи с тем, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может и несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления, установленный факт несоблюдения налоговым органом установленного законом шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу и задолженности по пеням со дня истечения срока, установленного для исполнения требования об уплате налога и пеней, является основанием для вынесения на обсуждение обстоятельств, связанных с причинами пропуска этого срока и основаниями для его восстановления.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Таким образом, поскольку установлено, что заявление о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по уплате транспортного налога и пени с ФИО1, МИФНС России №10 по Волгоградской области подано за пределами сроков, установленных НК РФ и административным истцом не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, при таких обстоятельствах требования МИФНС России №10 по Волгоградской области удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ №10 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ №2803 ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 24 560 ░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 21 ░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.