Решение по делу № 2-2030/2014 от 10.06.2014

Дело №2-2030/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

/не вступило в законную силу/

07 июля 2014 г. Анапский городской суд, Краснодарского края в составе:

председательствующего     Мазур Н.В.

при секретаре     Калианиди К.К.

с участием: истцов                Элчибекян А.В., Тендряковой О.С.

представителя истца Мехедовой Е.А. – Багмут Е.Н.

представителя Администрации муниципального образования г-к Анапа и Управления Архитектуры и градостроительства г-к Анапа Деревенец Н.П.

третьего лица                         Дегтяревой Т.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Элчибекян А. В., Мехедовой Е. А., Тороповой Т. Ю., Тендряковой О. С. об оспаривании действий органа местного самоуправления, суд

УСТАНОВИЛ:

Заявители обратились в суд с требованиями об оспаривании действий органа местного самоуправления.

В судебном заседании Элчибекян А.В., Тендрякова О.С. и представитель Мехедовой Е.А. заявление уточнили и просят обязать администрацию изменить вид разрешенного использования земельного участка, пояснив заявление поддержали и показали, что заявителям на праве собственности принадлежат квартиры и помещения, расположенные в четырехэтажном с мансардным этажом многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Указанный многоквартирный жилой дом находится на земельном участке, общей площадью 559 кв.м., с кадастровым номером , категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под индивидуальное жилищное строительство. Элчибекян А.В., являясь уполномоченным лицом 03 апреля 2014 года обратился в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером с существующего индивидуальное жилищное строительство, на другой - многоквартирное жилищное строительство со встроенно-пристроенными помещениями коммерческого назначения. Ответом управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 05 мая 2014 года № 17-09.1280 в изменении вида разрешенного использования отказано. В обосновании отказа сообщено, что в соответствии с решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14.11.2013 № 404 утвержден генеральный план городского округа город-курорт Анапа, согласно которому спорный земельный участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки. Разрешить возникшие спорные правоотношений в ином порядке кроме судебного не представляется возможным.

Представитель Администрации муниципального образования г-к Анапа и УАиГ г-к Анапа заявление не признал и показал, что спорный земельный участок находится в зоне индивидуальных жилых застроек и изменение вида разрешенного использования участка на многоквартирный жилой дом недопустимо.

Третье лицо Дегтярева Т.И. заявление поддержала, приведя в обоснование доводы, изложенные в заявлении.

Истец Торопова Т.Ю., третьи лица Щербаков А.В., Савельева Т.А., уведомленные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, не явились, не сообщив причину неявки, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствии, о чем участники процесса не возражали.

Доверенное лицо Управления Росреестра по Краснодарскому краю подал заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.

Заслушав доводы и возражения участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям: в соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Из материалов дела видно, что заявителям на праве собственности принадлежат квартиры и помещения, расположенные в четырехэтажном с мансардным этажом многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.

Указанный многоквартирный жилой дом находится на земельном участке, общей площадью 559 кв.м., с кадастровым номером , категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под индивидуальное жилищное строительство. Данный земельный участок находится на праве общей долевой собственности заявителей и третьих лиц по заявлению.

В октябре 2012 года Анапским отделом Управления Росреестра по Краснодарскому краю каждому собственнику помещений многоквартирного жилого дома были предъявлены предписания об устранении нарушений земельного законодательства при использовании земельного участка по адресу: <адрес>, общей площадью 441 кв.м.

В июле 2013 года Анапским отделом Управления Росреестра по Краснодарскому краю вновь предъявлены аналогичные предписания. После чего составлены протоколы об административном правонарушении.

Постановлениями об административном правонарушении Мирового судьи судебного участка №119 Анапского района Краснодарского края А.А.Л. каждый из собственников помещений многоквартирного дома признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.

В соответствии с вышеуказанными предписаниями, заместитель главного государственного инспектора г-к Анапа Краснодарского края по использованию и охране земель обязывает устранить нарушение, то есть привести в соответствие с правоустанавливающими документами использования земельного участка, либо изменить разрешенное использование земельного участка в правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах.

В целях исполнения указанных предписаний, а также приведения в соответствие вида разрешенного использования собственниками помещений многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> было проведено общее собрание, на котором принято решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с существующего индивидуальное жилищное строительство, на другой - многоквартирное жилищное строительство со встроенно-пристроенными помещениями коммерческого назначения, а также избрано уполномоченное лицо для осуществления указанных действий – Элчибекян А.В.

В соответствии с п. 2.2.2 постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 01.06.2012 № 1510 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Изменение вида разрешенного использования земельных участков и (или) объектов капитального строительства» управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа», прием запросов заявителей о предоставлении муниципальной услуги (заявления об изменении вида разрешенного использования) и выдача заявителям документов по результатам предоставления муниципальной услуги осуществляется в управлении либо в муниципальном казенном учреждении муниципального образования город-курорт Анапа «Анапский многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг».

Таким образом, Элчибекян А.В., являясь уполномоченным лицом 03 апреля 2014 года обратился в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером с существующего индивидуальное жилищное строительство, на другой - многоквартирное жилищное строительство со встроенно-пристроенными помещениями коммерческого назначения. Заявление было сдано через муниципальное казенное учреждение МО г.-к. Анапа «Анапский многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», что подтверждается регистрационной карточкой № 3275/1-14. Срок исполнения услуги - 05.06.2014.

Ответом управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 05 мая 2014 года № 17-09.1280 в изменении вида разрешенного использования отказано.

В обосновании отказа сообщено, что в соответствии с решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14.11.2013 № 404 утвержден генеральный план городского округа город-курорт Анапа, согласно которому спорный земельный участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки. Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 26.12.2013 № 424 утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа применительно к части территории муниципального образования город-курорт Анапа, согласно которым спорный земельный участок относится к зоне застройки индивидуальными жилыми домами. Выбранный вид разрешенного использования земельного участка в данной зоне не допустим.

В силу п. 1.3 постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 01.06.2012 № 1510 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Изменение вида разрешенного использования земельных участков и (или) объектов капитального строительства» управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа» предоставление муниципальной услуги осуществляет администрация муниципального образования город-курорт Анапа.

Отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка является незаконным, нарушающим права и законные интересы собственников помещений многоквартирного жилого дома по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются для обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются - виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Пунктом 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Виды и состав территориальных зон (зонирование территории) установлены статьей 35 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых природных территорий, зоны специального назначения, зоны размещения водных объектов и иные виды территориальных зон.

В соответствии с частью 2 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ в состав жилых зон могут включаться:

зоны застройки индивидуальными жилыми домами.

зоны застройки малоэтажными жилыми домами.

зоны застройки среднеэтажными жилыми домами.

зоны застройки многоэтажными жилыми домами.

зоны жилой застройки иных видов.

В соответствии с частью 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты должны устанавливаться с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. При этом согласно части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни и здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Как следует из положений пунктов 3. 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитальною строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство.

Таким образом, при утверждении генерального плана, а также правил землепользования и застройки не учтены сложившаяся планировка территории и существующее использование, не принято во внимание наличие многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями коммерческого назначения, возведенного в 2010 году, до принятия правил.

При таких обстоятельствах, усматривается нарушение прав заявителей и третьих лиц на использование земельного участка в соответствии с его назначением.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Земельный налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая зависит от ценности земли и ее площади, а также исходя из налоговой ставки, зависящей от вида разрешенного использования земельного участка.

Земельный налог в полном объеме поступает в местный бюджет, средства которого предназначены для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления и связаны прежде всего с планами экономического и социального развития соответствующих территорий.

Намерение заявителей привести в соответствие вид разрешенного использования земельного участка продиктовано, в том числе необходимостью пополнения местного бюджета.

Учитывая тот факт, что полномочиями на изменение вида разрешенного использования земельных участков обладает администрация муниципального образования город-курорт Анапа, а Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Анапа является структурным (отраслевым) органом администрации г.Анапа, полагаем, что обязанность по изменению вида разрешенного использования земельного участка подлежит возложению на администрацию г.Анапа.

В сложившейся ситуации, собственники помещений многоквартирного жилого дома предпринимая меры по устранению нарушения лишены возможности устранить его, поскольку, с одной стороны Заместителем главного государственного инспектора города-курорта Анапа Краснодарского края по использованию и охране земель неоднократно предъявляются предписания об обязании изменить разрешенное использование земельного участка, составляются протоколы, выносятся постановления о привлечении к административной ответственности, а с другой стороны управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа отказывает в изменении вида.

Изложенные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о необходимости удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198, 257-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа изменить вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером с существующего -под индивидуальное жилищное строительство, на другой - для размещения среднеэтажного многоквартирного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями коммерческого назначения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в месячный срок.

Председательствующий:

2-2030/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тендрякова О.С.
Торопова Т.Ю.
Мехедова Е.А.
Элчибекян А.В.
Другие
Щербаков А.В.
САвельева Т.А.
УАиГ г-к анапа
Дегтярева Т.И.
Администрация МО г-к Анапа
Управление Росреестра по Краснодарскому краю
Суд
Анапский городской суд Краснодарского края
Дело на сайте суда
anapa-gor.krd.sudrf.ru
10.06.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.06.2014Передача материалов судье
11.06.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.06.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.06.2014Предварительное судебное заседание
07.07.2014Судебное заседание
07.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.07.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее