Решение от 16.03.2015 по делу № 2-131/2015 (2-5627/2014;) от 28.10.2014

Дело №2-131/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 марта 2015 года                      г.Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Бобелевой И.Г.,

при секретаре Маненкове В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьминой Е. Е.ы, Кузьмина М. П., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Кузьминой О. М. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л :

Кузьмина Е.Е., Кузьмин М.П., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Кузьминой О.М. обратились в суд с иском к ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, ссылаясь на следующее. На основании договора найма жилого помещения (№) от (дата) они зарегистрированы и проживают в жилом помещении по адресу: (адрес) мкр.Таежный ДОС 10 (адрес). Указанное жилое помещения является единственным постоянным местом их жительства, было получено как улучшение жилищных условий из освобожденного жилищного фонда, в обмен на сданную квартиру по адресу (адрес) мкр.Таежный ДОС 9 (адрес), где они проживали на основании ордера (№) в период с (дата) по (дата) года. В 2007 году они участвовали в Федеральной целевой программе «Жилище» 2002-2010 и относились к категории граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков. Заседанием жилищной комиссии войсковой части 22452 от (дата) были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, подлежащими переселению из закрытого военного городка и имеющими право на получение субсидий за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья. В соответствии с распоряжением Правительства РФ №1330-р от (дата) военный городок (№) (адрес)-26 исключен из перечня закрытых военных городков. В этой связи ими было утрачено право на отселение из закрытого военного городка. Полагая, что имеют право на приобретение в собственность в порядке приватизации занимаемого им жилого помещения, истцы обратились с иском в суд и просят суд признать за ними право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес) мкр.Таежный ДОС 10 (адрес), в порядке приватизации.

Определением суда от (дата) к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управления Росреестра по (адрес).

Определением суда от (дата) к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство обороны РФ и ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» МО РФ.

В судебном заседании Кузьмин М.П., подтвердил все, что изложено в иске, просил суд его удовлетворить и дополнительно пояснил следующее. На основании ордера (№) от (дата) ему как члену семье военнослужащего было предоставлено жилое помещение по адресу (адрес) мкр.Таежный ДОС 9 (адрес). В данное жилое помещение он и члены его семьи вселились (дата) и проживали в нем до (дата) года. Его супруга, работая в войсковой части 25958 фельдшером медицинского пункта, встала на учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. В 2010 года с целью улучшения жилищных условий, их семье было предоставлено жилое помещение по адресу (адрес) мкр.Таежный ДОС 10 (адрес). Занимаемое ими ранее на основании ордера жилое помещение было передано войсковой части, в дальнейшем оно было предоставлено по договору найма другой семье. В этой связи полагает, что спорное жилое помещение им должны были предоставить на основании договора социального найма, а не найма служебного жилого помещения. Спорное жилое помещение, в котором с (дата) зарегистрирован по месту жительства и постоянно проживает он и его семья, является их единственным местом жительства, иного жилья они не имеет, в приватизации не участвовали. В этой связи полагает, что согласно Закону РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» он и члены его семьи, как проживающий в жилом помещении государственного жилищного фонда, имеют право получить бесплатно в собственность жилое помещение, в котором проживают на условиях найма. Данное жилое помещение является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении Министерства обороны РФ. Его жена, как наниматель жилого помещения обращалась в уполномоченные органы Министерства обороны РФ с заявлением о передаче ей в собственность квартиры в порядке приватизации, однако заявление оставлено без должного внимания. Полагает, что их право на получение квартиры в собственность в порядке приватизации нарушено.

В судебное заседание истец Кузьмина Е.Е. извещенная о времени и месте проведения судебного заседания, не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, на удовлетворении иска настаивала.

В судебное заседание представители ответчиков Министерства обороны РФ, ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» МО РФ, ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены в установленном законом порядке, об отложении слушания дела не просил, представили заявления, в которых просили рассмотреть гражданское дело по иску Кузьминых в их отсутствии, истцам в удовлетворении заявленных требований отказать.

В судебное заседание представитель третьего лица Управления Росреестра по (адрес) не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен в установленном законом порядке, об отложении слушания дела не просил.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Выслушав пояснения Кузьмина М.П., изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7), одновременно закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище, обязывая органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (статья 40).

Согласно ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти жилые помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В силу ст.4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящихся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Законоположения, вводящие ограничения права на приватизацию жилых помещений, неоднократно являлись предметом рассмотрения Конституционного суда РФ. В Постановлении от (дата) по делу о проверке конституционности отдельных положений ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» были сформулированы правовые позиции общего характера, согласно которым государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации, гарантируя при передачи имущества в собственность соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией Российской Федерации. Ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обуславливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.

Статья 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» допускает при определенных обстоятельствах приватизацию служебных жилых помещений. Правовой нормой предусматривается, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решение о приватизации. Таким образом, запрет на приватизацию служебных жилых помещений не является абсолютным.

В соответствии со ст.26 Приложения (№) к приказу Министра обороны РФ от (дата) №80, действовавшему до (дата) года, учет гражданского персонала, нуждающегося в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно ч.1 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

По договору социального найма жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ст.57 ЖК РФ).

Судом установлено, что на основании ордера (№) от (дата) года, выданного Кузьмину М.П. с семьей, состоящей из жены Кузьминой Е.Е., дочери Кузьминой Д.М. 1991 года рождения, предоставлено жилое помещение по адресу (адрес) мкр.Таежный ДОС 9 (адрес). Кузьмин М.П. и члены его семьи (дата) зарегистрировались по месту жительства, вселились в данное жилое помещение и проживали в нем до (дата) года. С (дата) в данном жилом помещении зарегистрирована по месту жительства вторая дочь Кзьмина М.П.Кузьмина О.М., 2003 года рождения.

Доказательств того, что в момент предоставления члену семьи военнослужащего Кузьмину М.П. и членам его семьи жилого помещения по адресу (адрес) мкр.Таежный ДОС 9 (адрес), жилое помещение было включено в число служебных, в соответствии со ст.56 ГПК РФ ответчиками суду не представлено.

Далее судом установлено, что согласно списку распределений жилых помещений по войсковой части 25958, утвержденному (дата) начальником Комсомольского-на-Амуре гарнизона, Кузьминой Е.Е. на основании протокола заседания жилищной комиссии (№) от (дата) года, в целях улучшения жилищных условий, взамен ранее занимаемого двухкомнатного жилого помещения по адресу (адрес) мкр.Таежный ДОС 9 (адрес), предоставлено трехкомнатное жилое помещение по адресу (адрес) мкр.Таежный ДОС 10 (адрес).

Согласно поквартирной карточке, справке формы 519-р Кузьмины (дата) снялись с регистрационного учета по месту жительства в (адрес) мкр.Таежный ДОС 9 и с (дата) на основании договора зарегистрированы по месту жительства и постоянно проживают по адресу (адрес) мкр.Таежный ДОС 10 (адрес).

Как следует из договора найма служебного жилого помещения, заключенного (дата) между ФГУ «Комсомольская-на-Амуре КЭЧ района» и Кузьминой Е.Е., основанием для заключения данного договора послужило решение о предоставлении жилого помещения от (дата) №23. Вместе с тем в предмете договора указано, что наймодатель передает нанимателю Кузьминой Е.Е. и членам ее семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности, расположенное по адресу (адрес) мкр.Таежный ДОС 10 (адрес) для временного проживания, в связи с работой в войсковой части 25958 на должности фельдшера. Настоящий договор, согласно его условиям, заключен на время трудовых отношений с войсковой частью 25958 и подлежит прекращению в связи с истечением срока трудового договора.

Из трудовой книжки Кузьминой Е.Е. судом установлено, что она (дата) была принята в войсковую часть 25958 на должность фельдшера медицинского пункта. Приказом (№) от (дата) Кузьмина Е.Е. уволена по п.1 ст.81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации, однако истцы спорное жилое помещение не освободили, проживают в нем, оплачивая коммунальные услуги, при этом ответчиками требования о выселении истцов из занимаемого жилого помещения не предъявлялись.

Данные обстоятельства дают суду основания полагать, что предоставление истцам спорного жилого помещения, в целях улучшения их жилищных условий, по договору найма служебного жилого помещения необоснованно, поскольку противоречит положениям ст.57 ЖК РФ.

Кроме того, в соответствии с п.1 ч.1 ст.92 ЖК РФ служебные жилые помещения отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Их правовое положение регулируется нормами гл.9 "Жилые помещения специализированного жилищного фонда" Жилищного кодекса РФ. Как указано в ч.2 ст.92 ЖК РФ, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключение его из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, управляющего государственным или муниципальным жилищным фондом.

Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду утверждены постановлением Правительства РФ от (дата) №42. Согласно п.п.12, 14 указанных Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение из указанного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Помимо этого, согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) №1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Исходя из вышеприведенных положений закона, на жилые помещения распространяется правовой режим служебного жилого помещения при условии соблюдения установленного законом порядка включения его в число специализированного жилищного фонда, несоблюдение данной процедуры является основанием для применения в отношении таких помещений правил, предусмотренных для жилых помещений, занимаемых по договору социального найма.

Оценив в соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что спорное жилое помещение в установленном законом порядке включено в число специализированного жилищного фонда.

Представленный ответчиками в обоснование доводов о том, что спорное жилое помещение является служебным, приказ начальника Комсомольской-на-Амуре КЭЧ (№) от (дата) года, не отвечает требованиям допустимости, вследствие чего не может быть принят судом в качестве доказательства, подтверждающего правовой режим спорного жилого помещения.

С учетом вышеизложенных норм права, установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, а именно того, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу Кузьминой Е.Е. и членам ее семьи в целях улучшения жилищных условий и на период трудовых отношений с войсковой частью 25958, трудовые отношения с которой прекращены (дата) в связи с ликвидацией данной войсковой части, однако до настоящего времени истцы проживают в спорном жилом помещении, суд приходит к выводу о том, что истцы пользуется спорным жилым помещением на условиях социального найма.

Судом также установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, что (адрес) мкр.Таежный ДОС является собственностью Российской Федерации, на праве оперативного управления закреплена за Федеральным государственным казенным учреждением «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.

В соответствии с распоряжение Правительства РФ №1330-р от (дата) военный городок (№) (адрес)-26 исключен из перечня закрытых военных городков.

Направленное Кузьминой Е.Е. в сентябре 2013 года заявление в Министерство обороны РФ о приватизации занимаемого спорного жилого помещения, осталось без ответа.

По данным КГУП «(адрес)инвентаризация» и Управления Росреестра по (адрес) истцы право на приватизацию жилья не использовали; зарегистрированные права на спорное жилое помещение отсутствуют.

В настоящее время истцы проживают и состоят на регистрационном учете в спорном жилом помещении. В связи с чем, обстоятельств, препятствующих признанию права собственности на спорную квартиру за истцами в порядке приватизации, не установлено.

Поскольку Министерство обороны РФ ответ на заявление истца о приватизации жилого помещения не предоставлен, установленный порядок передачи жилых помещений находящихся в ведении Министерства обороны РФ в собственность граждан, занимающих данные жилые помещения на основании договора социального не определен, в связи с чем признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно только в порядке гражданского судопроизводства.

Таким образом, истцы не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность используемого на основании договора найма жилого помещения, так как отсутствует установленный порядок передачи жилых помещений находящихся в ведении Министерства обороны РФ в собственность граждан, занимающих данные жилые помещения на основании договора социального найма, что порождает неравенство прав граждан в жилищной сфере и противоречит положениям ст.40 Конституции РФ, устанавливающей, что органы государственной власти создают условия для осуществления гражданами их права на жилище.

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении (№) от (дата) разъяснил, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан (пункт 5).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости признать за истцами право собственности на указанное жилое помещение.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, изложенными в постановлении от (дата) (№) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости производного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Исходя из вышеизложенного, доводы ответчиков о невозможности приватизации спорной квартиры, в связи с наличием у нее статуса служебного жилья, не основаны на фактически установленных обстоятельствах дела, предоставленных сторонами доказательствах и толковании норм материального права, изложенных выше.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░.░, ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. ░.░░, ░░░░░░░░░ ░. ░.░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: (░░░░░), ░░░.░░░░░░░ ░░░ 10 (░░░░░) – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 62,6 ░░.░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 39,8 ░░.░., ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 1/3 ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

    ░░░░░                              ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 30 ░░░░░ 2015 ░░░░.

2-131/2015 (2-5627/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кузьмин М.П.
Кузьмина Е.Е.
Ответчики
ФГКУ "ДТУИО" МО РФ
ФГКУ "ВРУПО Минобороны России"
ФГУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения"
Министерство Обороны РФ
Суд
Центральный районный суд г. Комсомольск-на-Амуре
Дело на сайте суда
centralny.hbr.sudrf.ru
28.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.10.2014Передача материалов судье
30.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2014Подготовка дела (собеседование)
03.12.2014Подготовка дела (собеседование)
03.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2014Судебное заседание
13.01.2015Судебное заседание
24.02.2015Судебное заседание
16.03.2015Судебное заседание
30.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее