Дело № 2а-4296/2019
-----
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дата. г.Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары в составе:
председательствующего судьи Мурадовой С.Л.
при секретаре судебного заседания Флегентовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шумерлинского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике о признании информации, распространяемой в сети «Интернет» запрещенной
у с т а н о в и л :
Административный истец Шумерлинский межрайонный прокурор Чувашской Республики обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике о признании информации, распространяемой в сети «Интернет» запрещенной. Исковые требования мотивированы тем, что Шумерлинской межрайонной прокуратурой в июле 2019г. проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Проведенной проверкой установлено, что в сети «Интернет» на сайте, расположенном по адресу, указанном в административном иске, размещена информация о дистанционной продаже удостоверений о проверке знаний требований охраны труда без фактического прохождения обучения лица. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием может любой пользователь. С учетом того, что распространение в сети «Интернет» информации о незаконном приобретении удостоверений о проверке знаний требований охраны труда без фактического прохождения обучения лица ставит под угрозу реализацию конституционных прав граждан на безопасные условия труда, способствует совершению правонарушений и преступлений, противоречит нормам федерального законодательства, доступ к информации, размещенной на интернет-странице, указанном в административном иске, подлежит ограничению. На момент проверки данный указатель страницы сайта, на котором размещена указанная информация, в едином реестре отсутствует. Данная информация находится в свободном доступе, доступна неопределенному кругу лиц, побуждает к совершению действий, за которые предусмотрены административная и уголовная ответственность. Тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве. Истец просит признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на интернет- странице ------, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Административный истец извещен, явку представителя не обеспечил.
Административный ответчик - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике в суд явку представителя не обеспечил, посредством электронной почты представил отзыв, просил рассмотреть дело без участия представителя. Дополнительно указал, что по состоянию дата получить доступ к ресурсу, указанному в заявлении прокурора, не представилось возможным. В подтверждение своих доводов приложил скриншот.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан, в частности, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашения и трудовые договоры; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Согласно ст.225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.
Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций".
В соответствии с утвержденным Порядком руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
Требования к условиям осуществления обучения по охране труда по соответствующим программам обучающими организациями разрабатываются и утверждаются Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством образования Российской Федерации.
Министерство труда и социального развития Российской Федерации разрабатывает и утверждает примерные учебные планы и программы обучения по охране труда, включающие изучение межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, других нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда.
Обучающие организации на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда разрабатывают и утверждают рабочие учебные планы и программы обучения по охране труда по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
Обучение по охране труда руководителей и специалистов в организации проводится по программам обучения по охране труда, разрабатываемым на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда, утверждаемым работодателем.
В процессе обучения по охране труда руководителей и специалистов проводятся лекции, семинары, собеседования, индивидуальные или групповые консультации, деловые игры и т.д., могут использоваться элементы самостоятельного изучения программы по охране труда, модульные и компьютерные программы, а также дистанционное обучение.
Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится преподавателями образовательных учреждений, осуществляющими преподавание дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", руководителями и специалистами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля, а также работниками служб охраны труда организаций, имеющими соответствующую квалификацию и опыт работы в области охраны труда.
Обучающие организации должны иметь штатных преподавателей.
Из анализа указанных норм следует, что гражданин, претендующий на получение удостоверения о проверке знаний требований охраны труда, обязан пройти обучение по соответствующим программам по охране труда в обучающих организациях при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
Несоблюдение требований законодательства об охране труда влечет за собой административную ответственность по ст.5.27.1 КоАП РФ и уголовную ответственность по ст. 143 УК РФ.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, несовершеннолетних или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что Шумерлинской межрайонной прокуратурой в июле 2019г. проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Проведенной проверкой установлено, что в сети «Интернет» на сайте, расположенном по адресу, указанном в административном иске, размещена информация о дистанционной продаже удостоверений о проверке знаний требований охраны труда без фактического прохождения обучения лица. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием может любой пользователь. С учетом того, что распространение в сети «Интернет» информации о незаконном приобретении удостоверений о проверке знаний требований охраны труда без фактического прохождения обучения лица ставит под угрозу реализацию конституционных прав граждан на безопасные условия труда, способствует совершению правонарушений и преступлений, противоречит нормам федерального законодательства, доступ к информации, размещенной на интернет-странице, указанном в административном иске, подлежит ограничению. На момент проверки данный указатель страницы сайта, на котором размещена указанная информация, в едином реестре отсутствует.
Данная информация находится в свободном доступе, доступна неопределенному кругу лиц, побуждает к совершению действий, за которые предусмотрены административная и уголовная ответственность. Тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве.
К материалам дела приложены скриншоты страницы вышеуказаннго сайта, кроме того, на момент судебного заседания от административного истца по электронной почте поступили скриншоты и выписка из Единого реестра Роскомнадзора по ЧР, которыми подтверждаются наличие на сайте Интернета информации о дистанционной продаже удостоверений о проверке знаний требований охраны труда без фактического прохождения обучения лица, который находится в свободном доступе и не закрыт.
Суд с учетом представленных административным истцом доказательств приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 вышеуказанного ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Основаниями для включения в Реестр сведений являются согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора, в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 №228.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на интернет- странице ------ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В течение трех дней после вступления решения суда в законную силу направить копию решения с отметкой о вступлении в законную силу в Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике – Чувашии, расположенного по адресу: адрес адрес, для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения решения суда через Ленинский районный суд адрес.
Председательствующий судья Мурадова С.Л.
Мотивированное решение составлено датаг.