Решение от 13.01.2020 по делу № 3а-4/2020 от 25.09.2019

Дело 55ОS0000-01-2019-000199-43

№3а-4/2020 (3а-142/2019)

Омский областной суд

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский областной суд в составе

председательствующего судьи          Ершовой Л.А.

при секретаре                  Зварич Н.И.    

с участием прокурора              Чердаковой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 13 января 2020 года в городе Омске административное дело по административному исковому заявлению Администрации Называевского муниципального района Омской области к Совету Называевского муниципального района Омской области о признании недействующим в части пункта 2 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Называевском районе в новой редакции, утвержденного решением Совета Называевского муниципального района Омской области от 28 апреля 2015 года № 338,

установил:

решением Совета Называевского муниципального района Омской области от 28 апреля 2015 года № 338 утверждено Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Называевском муниципальном районе в новой редакции (далее - Положение). Первоначальный текст решения опубликован в издании «Называевский муниципальный вестник» от 25 декабря 2015 года №125 (том 1 л.д.67-68). В настоящее время указанное решение действует в редакции решения от 30 мая 2018 года №275 (том 1 л.д.9-25).

Пунктом 2 Положения предусмотрено, что лица, замещавшие должности муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению №2 к настоящему Положению, и при замещении должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с муниципальной службы имеют право на пенсию за выслугу лет, если увольнение с замещаемой должности муниципальной службы имело место не ранее 6 августа 1996 года (том 1 л.д. 10).

Администрация Называевского муниципального района Омской области обратилась в суд с административным иском к Совету Называевского муниципального района Омской области об оспаривании пункта 2 Положения, ссылаясь, что указанная норма противоречит Федеральному закону Российской Федерации «О муниципальной службе в Российской Федерации» в части установления права на пенсию за выслугу лет, если увольнение с замещаемой должности муниципальной службы имело место не ранее 6 августа 1996 года (том 1 л.д. 4-8).

С учетом последующих уточнений административный истец просил признать оспариваемую норму не действующей в части установления права на пенсию за выслугу лет лицам, которые замещали должности в органах местного самоуправления до вступления в силу Закона Омской области от 11 марта 2001 года № 275-ОЗ «О реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Омской области» (том 1 л.д.168-169).

В судебном заседании представитель административного истца Жирнова Т.С. заявленные требования дополнительно уточнила, пояснив, что, по мнению административного истца, правом на назначение рассматриваемой пенсии обладают только те лица, которые (при соблюдении прочих условий) уволены с замещаемой должности муниципальной службы не ранее 11 марта 2001 года - даты вступления в силу Закона Омской области от 11 марта 2001 года № 275-ОЗ «О реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Омской области». Оспариваемая норма, предусматривая увольнение с замещаемой должности муниципальной службы ранее указанной даты, незаконно расширяет круг получателей пенсии, что, в свою очередь, влечет необоснованные затраты бюджета муниципального района и нарушает права и законные интересы Называевского муниципального района Омской области.

Представитель административного ответчика – председатель Совета Называевского муниципального района Омской области Ситников Н.А. против удовлетворения административного иска не возражал (отзыв – том 1 л.д. 51).

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Чердаковой Е.П. об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (часть 1 статьи 7, части 1, 2 статьи 39).

Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих. Исходя из особенностей этого статуса, обусловленных содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, вводимыми ограничениями, связанными с прохождением государственной (муниципальной) службы, законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств (Постановление от 16 июля 2007 года № 12-П; Определения от 8 февраля 2001 года № 45-О, от 10 октября 2013 года № 1591-О).

Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

При этом федеральный законодатель в части 1 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрел распространение прав государственного служащего, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме на муниципального служащего. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (часть 2 указанной статьи).

Согласно статье 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено право представительного органа местного самоуправления регулировать вопросы определения условий предоставления права на пенсию за выслугу лет, порядок ее назначения и выплаты лицам, замещавшим должности муниципальной службы.

В соответствии с положениями статей 17, 20 Устава Называевского муниципального района Омской области, принятого решением Совета Называевского муниципального образования Омской области от 30 мая 2005 года № 46, представительным органом Называевского муниципального района является Совет Называевского муниципального района. По вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Омской области, настоящим Уставом, Совет принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Называевского муниципального района.

Оспариваемое решение принято в пределах компетенции указанного органа, процедура принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта не нарушена.

Принимая оспариваемое решение, представительный орган местного самоуправления регламентировал условия назначения рассматриваемой пенсии, в том числе определил круг лиц с учетом даты увольнения с замещаемой должности муниципальной службы – не ранее 6 августа 1996 года. В ходе судебного разбирательства установлено, что указанная дата связана с моментом вступления в силу Закона Омской области от 26 июля 1996 года № 69-ОЗ «О государственной службе Омской области».

Как указывалось выше, административный истец полагает, что получателями пенсии могли быть лица, уволенные с замещаемой должности муниципальной службы не ранее 11 марта 2001 года (даты вступления в силу Закона Омской области от 11 марта 2001 года № 275-ОЗ «О реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Омской области»), поскольку с указанного момента окончательно определен правовой статус муниципальных служащих, соответственно, возникло право на назначение пенсии за выслугу лет.

Данные доводы не могут быть признаны состоятельными в связи со следующим.

Федеральным законом от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статье 1 под муниципальной службой понималась профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. В свою очередь, статья 21 указанного Федерального закона содержала положения, согласно которым лица, осуществляющие службу на должности в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими; правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законом; время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной службе.

Согласно пункту 1 статьи 2, пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 8 января 1998 года № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной; муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. На муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего в Российской Федерации, устанавливаемые федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 18). Аналогичные положения о распространении на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме прав государственного служащего в Российской Федерации, устанавливаемых федеральным и областным законодательством, содержались в пункте 1 статьи 23 Закона Омской области от 25 июля 2001 года № 297-ОЗ «О муниципальной службе в Омской области».

Принятый 26 июля 1997 года Закон Омской области № 69-ОЗ «О государственной службе Омской области», вступивший в силу 6 августа 1996 года, определил в статье 21 основные условия пенсионного обеспечения государственного служащего за выслугу лет.

Законом Омской области от 2 февраля 2007 года № 852-ОЗ «О внесении изменений в Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области» указанный Кодекс дополнен статьей 47.1 «Гарантии пенсионного обеспечения лиц, замещавших должности государственной гражданской службы», предусмотревшей право лиц, замещавших должности государственной гражданской службы, при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет, на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законом либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», если увольнение с замещаемой должности государственной гражданской службы имело место не ранее 6 августа 1996 года.

В судебное заседание представлено письмо Главного организационно-кадрового управления Омской области, которым главам муниципальных районов Омской области в целях оказания методической помощи направлен типовой проект муниципального правового акта «Об утверждении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в муниципальном районе (городском, сельском поселениях) Омской области». Содержание пункта 2 типового Положения применительно к дате увольнения с замещаемой должности муниципальной службы, являющейся одним из условий назначения рассматриваемой пенсии, тождественно содержанию оспариваемого пункта (том 2 л.д.27-35).

Более того, анализ аналогичных муниципальных правовых актов иных муниципальных районов Омской области свидетельствует о единстве подхода к рассматриваемой спорной дате в Омской области (например, пункт 2 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в Исилькульском муниципальном районе Омской области, утвержденного решением Совета Исилькульского муниципального района Омской области от 19 августа 2010 года № 55, пункт 2 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в Марьяновском муниципальном районе Омской области, утвержденного решением Совета Марьяновского муниципального района Омской области от 29 июля 2010 года № 50/9, пункт 2 Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Нововаршавского района, утвержденного решением Нововаршавского районного Совета депутатов Омской области от 17 января 2002 года № 48, и т.д.). Такое регулирование соответствует требованиям Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» о распространении на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме прав государственного гражданского служащего, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24), гарантированности муниципальному служащему пенсионного обеспечения за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

Согласно статьям 6 и 7 указанного Федерального закона должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.

Вместе с тем, не может ставиться в зависимость наличие права на пенсию за выслугу лет, лиц, замещавших должности муниципальных служащих, от даты принятия указанного реестра, поскольку рассматриваемые лица до принятия соответствующего нормативного правого акта осуществляли оплачиваемую из муниципального бюджета на постоянной основе профессиональную деятельность в органах местного самоуправления, которая соответствовала всем аспектам, учитываемым законодателем в качестве особых отличительных критериев, определяющим должности муниципальной службы.

В этой связи приводимый административным истцом довод об отсутствии права муниципального служащего на пенсионное обеспечение до утверждения законодателем соответствующих реестров муниципальных должностей муниципальной службы Омской области не может быть принят во внимание; такого рода ограничения права муниципальных служащих на пенсионное обеспечение из системного толкования приведенных выше положений федерального законодательства, законодательства Омской области не следует.

Как установлено из пояснений представителя административного истца, обращение в суд с настоящим иском с очевидностью затрагивает права 6 получателей пенсии, увольнение которых состоялось ранее 11 марта 2011 года (том 1 л.д.156), а правовая цель подачи иска сводится к последующему прекращению выплаты пенсии указанным лицам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют, в частности, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Предлагаемое административным истцом изменение одного из условий пенсионного обеспечения муниципальных служащих не согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, предполагающей правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав (Определения Конституционного суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 года № 415-О, от 14 мая 2013 № 694-О).

При изложенных обстоятельствах пункт 2 оспариваемого Положения не нарушает прав административного истца, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации влечет принятие судом решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Согласно части 11 статьи 11 КАС РФ решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию в случаях, предусмотренных Кодексом. Такому опубликованию подлежат, в частности, решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов (пункт 2 части 4 статьи 215 КАС РФ).

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░ 2015 ░░░░ № 338, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░          ░.░. ░░░░░░

3а-4/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Омской области
Администрация Называевского муниципального района
Ответчики
Совет Называевского муниципального района
Суд
Омский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.oms.sudrf.ru
25.09.2019Регистрация административного искового заявления
25.09.2019Передача материалов судье
25.09.2019Решение вопроса о принятии к производству
15.10.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.10.2019Подготовка дела (собеседование)
28.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.11.2019Судебное заседание
10.12.2019Судебное заседание
15.12.2019Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
13.01.2020Судебное заседание
21.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.02.2020Дело оформлено
24.02.2020Дело передано в архив
13.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее