Дело № 2-100/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сафакулевский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Манаковой С.М.,
при секретаре Султановой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 апреля 2017 г. в с. Сафакулево Сафакулевского района Курганской области гражданское дело по заявлению Администрации Сафакулевского сельсовета Курганской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
установил:
Администрация Сафакулевского сельсовета Курганской области обратилась в Сафакулевский районный суд Курганской области с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
В обосновании своих заявленных требованиях сослались на то, что 04.03.2016 г. органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество сооружение – тепловая сеть (транспортирующая горячую воду с температурой до 115 градусов Цельсия включительно) протяженностью 2672 м., по адресу: <адрес>, был принят на учет под кадастровым номером № как бесхозяйным. Данное имущество принято на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества от 04.03.2016 г., номер записи о принятии на учет №. Фактически объектом недвижимого имущества владеет Администрация Сафакулевского сельсовета. Иные собственники неизвестны. В течении года с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного никто своих прав на данный объект не заявил. Спор о праве отсутствует. В связи с указанными обстоятельствами просит признать право муниципальной собственности Сафакулевского сельсовета на бесхозяйный объект недвижимого имущества: сооружение - тепловая сеть (транспортирующая горячую воду с температурой до 115 градусов Цельсия включительно) протяженностью 2672 м., по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
Представитель Администрации Сафакулевского сельсовета Салихов Д.Ф., действующий на основании доверенности, в судебном заседании на требованиях настаивал, дал пояснения аналогичные указанным в заявлении.
Представитель ответчика Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без их участия, возражений по заявленным требованиям суду не представил.
Представитель Администрации Сафакулевскоего района в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без их участия, возражений по заявленным требованиям суду не представил, в отзыве указал, что фактически объектом: сооружение - тепловая сеть (транспортирующая горячую воду с температурой до 115 градусов Цельсия включительно) протяженностью 2672 м., по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № владеет Администрация МО Сафакулевского сельсовета. Иных собственников, либо лиц претендующих на данное имущество не установлено.
Выслушав представителя заявителя, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к следующему.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости следует, что сооружение - тепловая сеть (транспортирующая горячую воду с температурой до 115 градусов Цельсия включительно), 2014 года завершения строительства, протяженностью 2672 м, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.
Порядок принятия в муниципальную собственность Сафакулевского района бесхозяйных движимых вещей регулируется Постановлением администрации Сафакулевского района № от 11 сентября 2015 года «Об утверждении положения о порядке учета, управления и использования бесхозяйного имущества на территории Сафакулевского района».
В соответствии с данным постановлением принятие бесхозяйного имущества в муниципальную собственность Сафакулевского района производится в порядке, предусмотренном пп.2.1., 2.2.,2.3.,2.4.1 положения о порядке учета, управления и использования бесхозяйного имущества на территории Сафакулевского района.
Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества следует, что сооружение - тепловая сеть (транспортирующая горячую воду с температурой до 115 градусов Цельсия включительно), 2014 года завершения строительства, протяженностью 2672 м., по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № принята на учет 04.03.2016 года.
Распоряжением № от 10.03.2017 г. Администрации МО «Сафакулевский сельсовет» в реестр муниципальной собственности муниципального образования Сафакулевского сельсовета внесено имущество: тепловая сеть (транспортирующая горячую воду с температурой до 115 градусов Цельсия включительно) протяженностью 2672 м., по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
Из материалов дела следует, что Администрацией Сафакулевского сельсовета предприняты все возможные меры к установлению собственника тепловой сети (транспортирующая горячую воду с температурой до 115 градусов Цельсия включительно) протяженностью 2672 м., по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Согласно пункту 3 статьи 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В пункте 1 статьи 225 ГК РФ указано, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).
Исходя из содержания статьи 225 ГК РФ бесхозяйность недвижимого имущества предполагает отсутствие или неизвестность его собственника, а также условием рассмотрения заявления о признании имущества бесхозяйным является отсутствие спора о праве. Именно эти факты входят в предмет доказывания по данной категории дел и подлежат установлению в судебном заседании.
Согласно пункту 15 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 г. N 701, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, установленном правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными в соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу пункта 19 указанного Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, принятие на учет объекта недвижимого имущества приостанавливается в случае, если: из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным; в представленных заявителем документах отсутствует заявление собственника (участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества; представленные сведения не свидетельствуют о том, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества; ЕГРП содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества, а из представленных заявителем документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременений) права известна заявителю; в течение срока, установленного для рассмотрения заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступят документы об аресте или запрещении собственнику, отказавшемуся от права собственности на объект недвижимого имущества, совершения сделок с таким объектом недвижимого имущества.
Порядок признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, определен в главе 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании ч. 2 статьи 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь.
В то же время согласно ч. 3 статьи 263 ГПК РФ в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
По смыслу изложенных правовых норм принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, а также последующее признание за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке на основании статьи 225 ГК РФ возможно только в случае отсутствия правопритязаний иных лиц на такое имущество. При этом отсутствие государственной регистрации права собственности на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 56 ГПК РФ, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Администрацией Сафакулевского сельсовета требований.
Кроме того, при признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь отсутствует экономический спор, так как орган местного самоуправления признает данное право не в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, а в связи с реализацией полномочий, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований.
Руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Администрации Сафакулевского сельсовета Курганской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности Сафакулевского сельсовета Курганской области на бесхозяйный объект недвижимого имущества: сооружение – тепловая сеть (транспортирующая горячую воду с температурой до 115 градусов Цельсия включительно) протяженностью 2672 м., по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Курганский областной суд через Сафакулевский районный суд Курганской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение состоялось 21 апреля 2017 года.
Судья Манакова С.М.