Дело № 2-1234/2024
№
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Любинский 28 октября 2024 года
Любинский районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Акуловой О.В.,
при секретаре судебного заседания Бочкарёвой О.Л.,
с участием представителя истца помощника прокурора Рашоян Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Любинского района Омской области к Администрации Любинского городского поселения Омской области, АО «Омскоблводопровод» о возложении обязанности произвести ремонтные работы водопроводного колодца,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Любинского района Омской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области о возложении обязанности произвести ремонтные работы водопроводного колодца. Просит возложить обязанность на Администрацию Любинского городского Любинского муниципального района Омской области провести необходимые ремонтные работы и (или) замену водопроводного колодца около дома №5 по улице Мира в р.п. Любинский Любинского муниципального района Омской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора Рашоян Е.К. исковые требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрация Любинского городского поселения участия в рассмотрении дела не принимал, не просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений не представили.
Представитель третьего лица АО «Омскоблводопровод» в судебном заседании участия не принимал, возражений не представили.
В соответствии со ст.ст.167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке в порядке заочного производства.
Выслушав помощника прокурора в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пункт 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании п.1, п.2 ст.215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 14, ч.ч. 3,4 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесена, в том числе организация в границах поселения водоснабжения населения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регулируются в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Закон №416-ФЗ).
На основании пп. 4, 5, 25, 29 ч. 1 ст. 2 Закона №416-ФЗ водоснабжение – водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); водопроводная сеть – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; техническое обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения) оценка технических характеристик объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; централизованная система холодного водоснабжения – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
В силу ч.1 ст.10 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
На основании п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ч.2 ст.23 указанного закона органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Согласно ч. 1 ст. 41.1 Закона №416-ФЗ передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Таким образом, вопросы местного значения поселения по организации в границах сельского поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, решает муниципальный район.
Подпунктом «г» п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (абзац 1 ст. 7 указанного закона).
В силу пп. 1,3 ч. 1 ст. 41.3 Закона №416-ФЗ арендатор по договору аренды систем и (или) объектов, указанных в ч. 1 ст. 41.1 настоящего Федерального закона, обязан эксплуатировать указанные системы и (или) объекты в целях и в порядке, которые установлены договором аренды, поставлять абонентам товары, оказывать услуги в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, при осуществлении деятельности с использованием указанных систем и (или) объектов обеспечивать возможность получения абонентами соответствующих товаров, услуг, а также подключать абонентов к указанным системам, отдельным объектам указанных систем и (или) новым централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельным объектам указанных систем; поддерживать системы и (или) объекты, указанные в части 1 статьи 41.1 настоящего Федерального закона, в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание.
С целью защиты прав потребителей коммунальных услуг постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления коммунальных услуг, которые регулируют отношения между исполнителем и потребителями коммунальных услуг, в том числе по вопросам водоснабжения (далее Правила).
В силу п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона №416-ФЗ положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные ГК РФ, применяются к договору водоснабжения.
Подпунктом «л» п. 10 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. От ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» установлено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана принимать необходимые меры по своевременной ликвидации аварий и повреждений на централизованных системах холодного водоснабжения, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией, а также меры по возобновлению действия таких систем с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (за исключением подачи холодной (технической) воды).
Приказом Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (далее – Правила №).
В соответствии с п. 1.1.2 Правил № Правила технической эксплуатации распространяются на права и обязанности эксплуатационного персонала по содержанию, обеспечению рациональных режимов работы, приемке и вводу в эксплуатацию, контролю и учету, выполнению ремонтов и ликвидации повреждений и аварий на сооружениях, оборудовании, устройства и системах водоснабжения и водоотведения водопроводно-канализационного хозяйства, а также по выполнению требований, установленных для обеспечения надлежащего санитарного и пропускного режима на охраняемых закрепленных территориях.
С целью защиты прав потребителей коммунальных услуг постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления коммунальных услуг, которые регулируют отношения между исполнителем и потребителями коммунальных услуг, в том числе по вопросам водоснабжения (далее – Правила).
В соответствии с пп. «в», «г» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении №, а также предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг. Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца. 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения – в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП ДД.ММ.ГГГГ-84*).
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежа права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
При этом в силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В судебном заседании установлено, что согласно ст. 4 гл. II Устава Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области, организация в границах Любинского городского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом входит в правовые основы организации и осуществления местного самоуправления Любинского городского поселения.
В августе 2024 г. прокуратурой района была проведена проверка по обращению ФИО3, в результате которой установлено, что сети водоснабжения по <адрес> находятся в муниципальной собственности Любинского городского поселения, их эксплуатацию по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № осуществляет АО «Омскоблводопровод».
На основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Любинским муниципальным районом в лице главы муниципального района ФИО4 и ОАО «Омскоблводопровод», объекты водоснабжения муниципального района переданы в аренду ОАО «Омскоблводопровод».
В соответствии с п. 2.1.2 договора аренды расходы по проведению арендуемых объектов водоснабжения в надлежащее состояние осуществляет Арендодатель за счет собственных средств, либо Арендатор во исполнение п. 2.2.6 договора, в соответствии с чем на последнего возложена обязанность производить капитальный ремонт и реконструкцию, переданных в аренду объектов водоснабжения.
Согласно п. 2.2.3 договора арендатор обязуется содержать арендуемые объекты водоснабжения за свой счет в и соответствии с эксплуатационными и санитарными нормами. Своевременно производить планово-предупредительный, текущий ремонт передаваемых в аренду объектов водоснабжения, для обеспечения бесперебойного водоснабжения физических и юридических лиц Любинского муниципального района.
В соответствии с актом приема-передачи объектов водоснабжения в аренду АО «Омскоблводопровд» передан в том числе водопроводный колодец, расположенный возле <адрес>.
Согласно схеме водоснабжения указанный водопроводный колодец обеспечивает подачу холодного водоснабжения абонентам, проживающим по <адрес>.
Визуальным осмотром указанного объекта водоснабжения установлено, что водопроводный колодец полностью затоплен водой, что исключает возможность технического обслуживания, расположенных в нем элементов системы водоснабжения.
Также в судебном заседании установлено, что ежегодные осмотры данного объекта в целях актуализации сведений о техническом состоянии для решения вопроса о проведении необходимых ремонтно-восстановительных работ вопреки установленным требованиям не осуществлялись.
На протяжении длительного времени ответчиком Администрацией Любинского городского поселения меры по обеспечению надлежащих условий для обслуживания водопроводных сетей и повышения качества водоснабжения населения не принимались.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района Главе Администрации Любинского городского поселения по факту ненадлежащего содержания сетей водоснабжения (колодец у <адрес>) внесено представление.
В настоящее время со стороны Администрации Любинского городского поселения мероприятия, направленные на ремонт и (или) замену водопроводной сети на вышеуказанном участке не запланированы.
Согласно положениям ст. 606 п. 1 ст. 611 ГК РФ основная обязанность арендодателя состоит в обеспечении арендатору пользования вещью в соответствии с ее назначением.
При этом в силу ст. 612 ГК РФ арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках
На основании изложенного, неисполнение собственником обязанности по проведению капитального ремонта водопроводных сетей влечет нарушение жилищных прав граждан на обеспечение бесперебойного водоснабжения.
Длительное непринятие мер по ремонту водопроводных сетей нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку приводит к ухудшению их технических характеристик, увеличению времени проведения ремонтных работ, что в свою очередь может привести к длительному отключению потребителей от коммунальных услуг, создать угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, угрозу жизни и здоровью людей при возникновении аварийных ситуаций, не позволяет повысить качество коммунальных услуг, предоставляемым потребителям.
Учитывая, что администрация Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества независимо от того, передано ли оно другому субъекту или водоснабжающей организации и на каком основании, требования истца о возложении на администрацию Любинского городского поселения обязанности провести в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимые ремонтные работы и (или) замену водопроводного колодца около <адрес> Любинского муниципального района Омской области, находящегося в собственности Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Любинского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Любинского городского поселения о возложении обязанности произвести ремонтные работы водопроводного колодца удовлетворить.
Обязать администрацию Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области провести необходимые ремонтные работы и (или) замену водопроводного колодца около <адрес> Любинского муниципального района Омской области, находящегося в собственности Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик вправе подать в Любинский районный суд Омской области заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, либо в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья О.В. Акулова
Мотивированное решение изготовлено 11.11.2024