Дело №2-2007/2024
18RS0011-01-2024-003288-97
Решение
Именем Российской Федерации
г.Глазов 15 октября 2024 года
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Чупиной Е.П.,
при секретаре Сунгуровой П.С.,
с участием представителя истца адвоката Максимовой С.Р., действующей на основании ордера,
представителя ответчика БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» Будиной А.Б., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР», ОСФР по Удмуртской Республике о взыскании специальной социальной выплаты, компенсации морального вреда,
установил:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР», ОСФР по Удмуртской Республике о взыскании компенсации за невыплаченную специальную социальную выплату, взыскании компенсации морального вреда, взыскании компенсации за задержку выплаты специальных социальных выплат, мотивируя требования тем, что истец состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности санитарки в отделении клинико-диагностической лаборатории БУЗ УР «Глазовская МБ М3 УР». Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 установлена дополнительная государственная социальная поддержка медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования. Однако, с января 2023 г. ответчик отказался включать медицинских работников клинико-диагностической лаборатории в реестр, так как, по мнению представителя БУЗ УР «Глазовская МБ М3 УР», отделение не входит в структуру поликлиники, является отдельным структурным подразделением и, тем самым, не попадает под действие Постановления № 2568. Решением Глазовского районного суда УР от 17.10.2023 по делу № 2-2345/2023, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики от 27.03.2024 были удовлетворены исковые требования истцов (работников отделения клинико-диагностической лаборатории БУЗ УР «Глазовская МБ М3 УР») к БУЗ УР «Глазовская МБ М3 УР» о признании права на специальную социальную выплату, о взыскании морального вреда. Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 30.05.2024 вышеуказанные судебные постановления оставлены без изменения. Ответчик с момента вступления судебного акта, признавшего право сотрудников отделения клинико-диагностической лаборатории БУЗ УР «Глазовская МБ М3 УР» на получение специальной социальной выплаты, никаких действий по восстановлению прав истца не предпринял. При этом, истец, являясь сотрудником клинико-диагностической лаборатории БУЗ УР «Глазовская МБ М3 УР», имеет право на специальную социальную выплату постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 года № 2568. Истец просит: 1) взыскать в солидарном порядке с БУЗ УР «Глазовская МБ М3 УР», ОСФР по Удмуртской Республике денежные средства в размере 54000 руб. в качестве компенсации за получение специальной выплаты на основании пунктов 2 «и» постановления Правительства Российской Федерации № 2568 от 31.12.2022 года, со дня возникновения права на ее назначение - с 01.01.2023 до 31.12.2023; 2) взыскать с БУЗ УР «Глазовская МБ М3 УР» компенсацию морального вреда в размере 30000 руб.; 3) взыскать с БУЗ УР «Глазовская МБ М3 УР» компенсацию по ч. 1 ст. 236 ТК РФ за задержку выплаты специальных социальных выплат в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 2568 и до полного погашения задолженности.
Определением суда от 05.07.2024 в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечен Минздрав Удмуртии.
Определением от 19.08.2024 в качестве соответчика привлечен Минздрав Удмуртии.
Определением от 15.10.2024 прекращено производство в части требований к ответчику Минздрав Удмуртии, а также требований о признать за истцом ФИО1 права на специальную социальную выплату, предусмотренную постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 и взыскании с БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» компенсацию по ч. 1 ст. 236 ТК РФ за задержку в специальных социальных выплат в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 2568 за период с февраля 2023 г. и до момента направления БУЗ УР «Глазовская МБ М3 УР» в ОСФР по УР реестра лиц, имеющих право на получение специальных социальных выплат, в связи с отказом истца от иска в части данных требований и данного ответчика. Также истец уменьшил суммы взыскания специальной социальной выплаты с 54000,00 руб. до 40657,11 руб.
Истец неоднократно менял исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ. Окончательные требования сформулированы следующим образом: 1) взыскать с ОСФР по Удмуртской Республике денежные средства в размере 40657,11 руб. в качестве компенсации за получение специальной выплаты на основании пунктов 2 «и» постановления Правительства Российской Федерации № 2568 от 31.12.2022 года, со дня возникновения права на ее назначение - с 01.01.2023 до 31.12.2023; 2) взыскать с БУЗ УР «Глазовская МБ М3 УР» компенсацию морального вреда в размере 30000 руб.; 3) взыскать с ответчиков судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 40000,00 руб.
Представитель истца ФИО6 исковые требования с учетом отказа от исковых требований в части требований поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в иске. Пояснила, что Больницей поданы реестры в ОСФР по УР и выплаты за 2024 годы производятся. За 2023 выплаты не произведены.
Представитель ответчика БУЗ УР «Глазовская межрайонная больница МУЗ УР» ФИО4 в судебном заседании пояснила, что право истца на получение социальной выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства РФ №2568, работодателем признано, соответствующие реестры поданы, выплаты за 2024 год производятся.
Представитель ответчика ОСФР по Удмуртской Республике в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представлены в дело письменные возражения, согласно которым считает, что Отделение является ненадлежащим ответчиком. Больница в 2023 году в Отделение не направляло реестры. Выплаты за 2023 год произведены быть не могут по причине окончания финансового года. Больница скрыла сведения, влияющие на право получения истцом специальной социальной выплаты. (л.д.46-47)
Представитель ответчика Удмуртской Республики в лице Министерства здравоохранения Удмуртской Республики в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела. Дело рассмотрено в отсутствии ответчика на основании ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что бюджетное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики «Глазовская межрайонная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» является самостоятельным юридическим лицом, зарегистрировано в ЕГРЮЛ за ОГРН 1041801905749. БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» является правопреемником Бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Глазовская городская больница №1 Минздрава УР». Учредителем ответчика является Удмуртская Республика, функции и полномочия учредителя от имени Удмуртской Республики осуществляет Минздрав Удмуртии.
Из материалов дела следует, что истец ФИО1 согласно трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ состоит с БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» (ответчиком) в трудовых отношениях в должности санитарки в клинико-диагностической лаборатории БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР». (л.д.8-12)
В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абз.5 ч.1 ст. 21 ТК РФ).
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (абз. 2 и 6 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).
Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 132 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
В силу ч.ч.1,2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из п. 5 ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) следует, что медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 72 Федерального закона N 323-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 N 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования" (далее - постановление Правительства от 31.12.2022 N 2568) на федеральном уровне установлены меры дополнительной государственной социальной поддержки медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования.
В п. 2. постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2568 с 1 января 2023 года установлена специальная социальная выплата следующим категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области:
а) врачи центральных районных, районных и участковых больниц;
б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);
в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта;
г) врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи;
д) специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц;
е) специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте "б" настоящего пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);
ж) фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи;
з) младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц;
и) младший медицинский персонал медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу;
к) младший медицинский персонал станций (отделений) скорой медицинской помощи;
л) медицинские сестры (фельдшеры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
Аналогичные категории медицинских работников, которые имеют право на получение специальной социальной выплаты, указаны в Разъяснениях Министерства здравоохранения Российской Федерации по применению постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2568, утвержденных приказом Минздрава России от 10.03.2023 N 99н (далее - Разъяснения).
Согласно данным Разъяснениям должности медицинских работников, а также должности руководителей медицинских организаций и их заместителей определяются в номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 N 1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" (п. 3 Разъяснений).
В соответствии с п. п. "а" п. 4 постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N2568 специальную социальную выплату осуществляет Социальный фонд России (далее - СФР).
Порядок осуществления указанной выплаты разъяснен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 N 2568.
Пунктом 2 Правил установлено, что выплата осуществляется работникам, занимающим штатные должности по состоянию на 01.01.2023, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации.
Выплата перечисляется медработникам ежемесячно на основе данных медицинских организаций (п. 3 Правил).
Начисление выплаты производится за календарный месяц исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце. Расчет отработанного времени ведется с округлением до десятой части числа в большую сторону.
В соответствии с п. 4 Правил для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган СФР по своему местонахождению реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. В декабре реестр представляется до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.
Реестр формируется с указанием сведений о медицинской организации (наименование, адрес юридического лица в пределах его местонахождения, ИНН, КПП, ОГРН), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также следующих сведений по каждому работнику (п. 6 Правил):
1) категория, должность (профессия);
2) фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения и СНИЛС;
3) реквизиты для перечисления специальной социальной выплаты:
- в случае перечисления на счет работника - наименование банка, банковский идентификационный код и номер счета;
- в случае перечисления на банковскую карту работника, являющуюся национальным платежным инструментом, - номер банковской карты;
- в случае перевода через организацию почтовой связи - адрес регистрации по месту жительства (месту пребывания) (для работников медицинских организаций, расположенных на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей);
4) размер специальной социальной выплаты с округлением до рублей;
5) суммарное отработанное время по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце;
6) число рабочих часов по норме рабочего времени соответствующего месяца, исчисленной в соответствии с п. 3 Правил;
7) соотношение отработанного времени и числа рабочих часов, по норме, с округлением до двух знаков после запятой.
Реестр в электронной форме подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица и направляется в федеральную ГИС "Соцстрах" СФР либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого фондом на безвозмездной основе посредством внешних сервисов информационного взаимодействия (п. 5 Правил).
Пунктом 4 Разъяснений установлено, что при осуществлении специальной социальной выплаты в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам:
- указанным в подпунктах "а", "д" и "з" пункта 2 постановления N 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций;
- указанным в подпунктах "б", "е" и "и" пункта 2 постановления N 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций);
- указанным в подпунктах "б" и "е" пункта 2 постановления N 2568 в случае осуществления ими диспансерного наблюдения по основному заболеванию (состоянию), включая врачей-онкологов онкологических диспансеров и больниц, врачей-кардиологов кардиологических диспансеров.
Пунктом 3 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2568 установлен максимальный месячный размер специальной социальной выплаты одному медицинскому работнику: врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, указанные в подпункте "б" пункта 2 настоящего постановления, являющиеся работниками медицинских организаций или их структурных подразделений в размере 14500 рублей; медицинским работникам, относящимся к категории специалистов со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц, указанных в подпункте "е" пункта 2 настоящего постановления, в размере 6500 рублей; медицинские работники, указанные в подпунктах "з" - "л" пункта 2 настоящего постановления, - 4500 рублей.
Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и иных организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
В части 1 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ указано, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием (часть 3 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).
Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами) (часть 4 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь (часть 5 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ определено, что специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (часть 2 статьи 34 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).
Порядками оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому и детскому населению в амбулаторных условиях, предусмотренных приказами Минздрава №543н от 15.05.2012, №366н от 16.04.2012, №92н от 07.05.2012 регламентировано оказание медицинской помощи населению, в том числе путем проведения лабораторно-диагностического исследования.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 18.05.2021 № 464н утверждены правила проведения лабораторных исследований. В соответствии с пунктом 3 Правил проведения лабораторных исследований лабораторные исследования проводятся, в том числе при оказании первичной медико-санитарной помощи. Лабораторные исследования проводятся при оказании медицинской помощи в следующих условиях: амбулаторно, в дневном стационаре, вне медицинской организации (п. 5 Правил). Согласно п. 7 Правил направление на лабораторное исследование пациента осуществляется лечащим врачом или фельдшером, акушеркой в случае возложения на них отдельных функций лечащего врача.
Истец ФИО1 претендует на выплату по подпункту "и" пункта 2 Постановления N 2568 как младший медицинский персонал медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу.
Из пункта 1 трудового договора №675 от 31.12.2015 следует, что в должностные обязанности санитарки входит в том числе текущая и генеральная уборка помещения, предстерилизационная обработка лабораторной посуды и инструментария, помогает врачебному и среднему медицинскому персоналу лаборатории при получении реактивов, дезинфицирующих средств, оборудования и доставке их в лабораторию т.д.(л.д.8)
Согласно должностной инструкции санитарки, утвержденной главным врачом БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР», основными трудовыми функциями санитарки являются: уборка помещения, помощь в доставке медикаментов, оборудования, квалифицированно и своевременно исполняет приказы, распоряжения и поручения руководства, выполняет функции курьера и т.д. (л.д.149-150)
В соответствии с Положением о клинико-диагностической лаборатории БУЗ УР «Глазовская межрайонная больница МЗ УР», утвержденным приказом главного врача № 3 от 09.01.2014, клинико-диагностическая лаборатория является структурным диагностическим подразделением городской больницы, основными задачами которой являются проведение клинических лабораторных исследований в соответствии с профилем городской больницы (общеклинических гематологических, иммунологических, цитологических, биохимических, микробиологических) в объеме согласно заявленной номенклатуре в соответствии с лицензией ЛПУ. К обязанностям согласно Положению относится в том числе обеспечение обследования больных путем своевременного и правильного забора анализов. (л.д.89-92)
Из анализа представленных суду должностной инструкций санитарки, трудового договора и положения о клинико-диагностической лаборатории БУЗ УР «Глазовская межрайонная больница МЗ УР» следует, что истец, будучи санитаркой, осуществляет предстерилизационная обработка лабораторной посуды и инструментария, помогает врачебному и среднему медицинскому персоналу лаборатории при получении реактивов, дезинфицирующих средств, оборудования и доставке их в лабораторию, которые в свою очередь ведут прием граждан для забора анализов по направлениям врачей, работающих в медицинской организации, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу. То есть истец работает в медицинской организации оказывающей, в том числе первичную медико-санитарную помощь (п. п. 1 ч. 2 ст. 32 и части 1 - 4 ст. 33 Федерального закона N 323-ФЗ), и следовательно, имеет право на специальную социальную выплату медицинским работникам, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 №2568.
Учитывая изложенное, БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» было обязано включить истца в реестр работников, имеющих право на получение специальной выплаты и направить данные в ОСФР по УР на основании пункта «и» постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 №2568 со дня возникновения права на её назначение - с 01.01.2023.
19.06.2024 БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» направило в ОСФР по УР реестр работников, имеющих право на получение специальной выплаты за период с 01.01.2023 по 31.12.2023, в том числе и в отношении истца ФИО1, тем самым, работодатель фактически признал за истцом право на получение указанной выплаты. (л.д.198-203)
Письмом ОСФР по УР № ИГ-16-22/16593 от 26.06.2024 отказано в назначении специальной социальной выплаты со ссылкой на отсутствие оснований для осуществления специальной социальной выплаты по работникам БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» за период с 01.01.2023 по 31.12.2023 на основании пунктов 4 и 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568. (л.д.166)
Довод представителя ответчика ОСФР по УР о том, что Фонд является ненадлежащим ответчиком по делу, судом не принимаются.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства N 2568, специальная социальная выплата осуществляется территориальными органами Фонда на основании данных медицинских организаций.
Согласно пункту 4 Правил, медицинские организации только направляют реестр в Фонд.
Таким образом, медицинские учреждения не устанавливают выплату.
Согласно пункту 11 Правил, контроль за полнотой и достоверностью сведений, представляемых медицинскими организациями, осуществляют территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Ссылка представителя ответчика ОСФР по УР о том, что Правилами не установлены иные сроки выплат специальной социальной выплаты за прошедший период, кроме установленных в пункте 8, не является основанием для отказа в указанной выплате.
Учитывая изложенное, солидарную обязанность ответчиков отсутствует, и обязанность по выплате специальной социальной выплате должна быть возложена именно на ОСФР по УР, а не на работодателя.
Ответчиком представлены табеля учета рабочего времени в отношении ФИО1 за период времени с 01.01.2023 по 31.12.2023, а также расчет (сведения) по отправленным реестрам специальных социальных выплат по Постановлению Правительства РФ №2568 за 2023 год с января по декабрь. Согласно данному расчету размер специальной социальной выплаты за период с января 2023 года по декабрь 2023 года составил 40657,11 руб. (л.д.104-148)
Судом проверен данный расчет, который составлен в соответствии с разъяснениями Министерства здравоохранения Российской Федерации по применению постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2568, утвержденных приказом Минздрава России от 10.03.2023 N 99н, и принимается судом как арифметически верный. Данный расчет сторонами не оспорен, истец уменьшил сумму взыскания на основании данного расчета.
На основании изложенного, требования истца о взыскании специальной социальной выплаты на основании п. 2 «и» Постановления Правительства Российской Федерации № 2568 от 31.12.2022 со дня возникновения права на её назначение с 01.01.2023 по 31.12.2023 в сумме 40657,11 руб. подлежат удовлетворению за счет Отделения фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике.
Рассматривая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Таким образом, основанием для удовлетворения данных требований работника является установление в судебном заседании факта нарушения трудовых прав работодателем.
В судебном заседании нашло подтверждение нарушение ответчиком (работодателем) трудовых прав истца, что влечет за собой материальную ответственность работодателя в соответствии со ст.237 ТК РФ.
Определяя размер суммы подлежащей взысканию с работодателя в пользу истца в счет компенсации морального вреда, суд приходит к следующему. Соглашением сторон трудового договора размер компенсации морального вреда не определен. Исходя из обстоятельств дела изложенных выше, учитывая объем и характер причиненных истцу нравственных страданий, период с которого истец имел право на специальную социальную выплату медицинскому работнику, а также требований разумности и справедливости, суд считает размер компенсации морального вреда, заявленный истцом, соответствующий его реальному объему и считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда денежную сумму в размере 20000,00 руб.
Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 данного Кодекса. Если иск удовлетворен частично, то судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В соответствии с соглашением об оказании юридической помощи от 10.06.2024 адвокат ФИО6 принимает на себя обязанность оказать ФИО1 юридическую помощь в целях защиты прав, свобод и интересов доверителя в ходе судебного производства в суде первой инстанции по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР», ОСФР по Удмуртской Республике о взыскании специальной социальной выплаты, компенсации морального вреда. Стоимость услуг сторонами определена 40000,00 руб. Данные услуги оплачены ФИО1, что подтверждается квитанцией серии АА № от ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.183-186)
Принимая во внимание, что истец обратился в суд с иском к двум ответчикам: к ОСФР по УР с требованием о взыскании специальной социальной выплаты и к БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» с требованием о компенсации морального вреда, каждое из которых по существу рассматривалось как самостоятельное, но в рамках одного дела. Требования истца удовлетворены, и применительно к требованию о компенсации морального вреда пропорциональность не распределяется.
На основании изложенного, с ОСФР по УР в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в размере 20000,00 руб., с БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в размере 20000,00 руб.
Данная сумма соответствует объему оказанной юридической помощи по настоящему делу, обеспечивает баланс процессуальных прав и обязанностей сторон и отвечает требованиям разумности.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, учитывая, что ответчик ОСФР по УР освобожден от возмещения в бюджет государственной пошлины, с ответчика БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300,00 руб., поскольку истец в силу ст. 333.36 НК РФ при обращении в суд с иском освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к БУЗ УР «Глазовская МБ МЗ УР», ОСФР по Удмуртской Республике о взыскании специальной социальной выплаты, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с ОСФР по Удмуртской Республике (ИНН 1833005196, ОГРН 1021801668437) в пользу ФИО1 (паспорт №) специальную социальную выплату на основании п. 2 «и» Постановления Правительства Российской Федерации № 2568 от 31.12.2022 со дня возникновения права на её назначение с 01.01.2023 по 31.12.2023 в сумме 40657,11 руб.; судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 20000,00 руб.
Взыскать с БУЗ УР «Глазовская межрайонная больница МЗ УР» (ИНН 1829015681, ОГРН 1041801905749) в пользу ФИО1 (паспорт №) компенсацию морального вреда в размере 20000,00 руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 20000,00 руб.
Взыскать с БУЗ УР «Глазовская межрайонная больница МЗ УР» (ИНН 1829015681, ОГРН 1041801905749) госпошлину в размере 300,00 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Глазовский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение составлено 29.10.2024.
Судья Чупина Е.П.