Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Богородский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего Кувшиновой Т.С.
при секретаре судебного заседания Балакиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бажановой И.В к Администрации Богородского муниципального района Нижегородской области, Правительству Нижегородской области об обязании предоставить жилое помещение,
у с т а н о в и л:
Бажанова И.В. обратилась в суд с иском к Администрации Богородского муниципального района Нижегородской области, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Решением Богородского городского суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ её мать Б.Н.М лишена родительских прав. Отец в актовой записи о рождении записан по заявлению матери. При установлении опеки за ней было сохранено право пользования жилым помещением, в котором она в настоящее время проживает вместе с дочерью – Б.А.А ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением жилищно-бытовой комиссии Администрации Богородского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ признан факт невозможности проживания в занимаемом жилом помещении, в связи с чем, она была признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Жилое помещение до настоящего времени не предоставлено.
Ссылаясь на положения статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Бажанова И.В. просила обязать ответчика предоставить ей жилое помещение, отвечающее требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям, и соответствующее норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области.
Определением судьи Богородского городского суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.х) к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Нижегородской области.
В судебном заседании истица Бажанова И.В. свои требования по доводам искового заявления поддержала.
Представитель Администрации Богородского муниципального района Нижегородской области Ходалева В.О. иск не признала, ссылаясь, что жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке очереди, после получения субвенции из областного бюджета в бюджет муниципального района. В ДД.ММ.ГГГГ выделено субвенций на приобретение х жилых помещений, но Ф.М.А согласно представленному в Министерство социальной политики Нижегородской области списку детей-сирот, стоит в очереди под №.
Представитель Правительства Нижегородской области в судебное заседание не явился, суду поступил отзыв (л.дх), в котором указано о несогласии с иском. Представитель ссылается, что государственные полномочия Нижегородской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Закона.
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания в образовательной организации.
Аналогичные положения содержатся в статье 5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 г. №147-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и главе 3.3-1 Закона Нижегородской области «О жилищной политике в Нижегородской области».
Судом установлено, что истица Бажанова И.В. состоит на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Богородского муниципального района Нижегородской области на ДД.ММ.ГГГГ, достигла возраста 18 лет.
Формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных законодательством оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Вышеприведенные положения не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Однако в нарушение действующего законодательства жилое помещение Бажановой И.В. до настоящего времени не предоставлено.
Согласно статье 2 Закона Нижегородской области от 30.09.2008 г. №116-З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений», органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (пункт 6 части 1).
Частью 2 той же статьи установлено, что государственные полномочия, определенные частью 1 настоящей статьи, передаются органам местного самоуправления на неопределенный срок.
В силу положений статьи 4 того же закона, органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий имеют право на: финансовое и материальное обеспечение переданных государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета; дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставами муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (часть 1). Органы местного самоуправления при исполнении переданных государственных полномочий обязаны: осуществлять переданные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области (часть 2).
Статьей 5 того же закона предусмотрено, что органы государственной власти Нижегородской области обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления переданных государственных полномочий (часть 2).
В соответствии со статьей 6 закона, финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления передаваемых государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций (часть 1). Распределение субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области на осуществление переданных государственных полномочий, утверждается законом Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год (часть 3).
Таким образом, на Администрации Богородского муниципального района Нижегородской области, наделенной государственными полномочиями в области жилищных отношений по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, лежит обязанность обеспечить Бажанову И.В. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, за счет финансовых средств и материальных ресурсов, переданных органами государственной власти Нижегородской области, предусмотренных в законе Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
При этом, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения, иное означало бы нарушение гарантированного права на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.
Следовательно, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
Доводы представителя ответчика об объеме субвенций, выделенных в бюджет Богородского муниципального района в ДД.ММ.ГГГГ. для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядковый номер Бажановой И.В. в очереди списка, правового значения не имеют и основанием к отказу в иске, признаны быть не могут.
Установив, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация Богородского муниципального района Нижегородской области, суд отказывает в удовлетворении иска в отношении Правительства Нижегородской области.
Согласно пункту 2.7. Постановлении Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, предоставляемые органами местного самоуправления детям-сиротам жилые помещения должны отвечать требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям, соответствовать норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма для одиноко проживающих граждан х кв. м).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
░░░ ░░░░░░░░░ ░.░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░