Дело №2а-491\2021
РЈРР” в„– 69RS0038-03-2020-009148-17
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
17 марта 2021 года г. Тверь
Московский районный суд города Твери в составе
председательствующего судьи Лискиной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никитиной Е.Ю.,
с участием представителя административного ответчика Администрации города Твери и заинтересованного лица Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери Воробьевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Московского района г. Твери в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования город Тверь к Администрации города Твери о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по ограничению доступа в здание,
установил:
Прокурор Московского района г. Твери обратился в суд с административным иском к Администрации г. Твери о признании незаконным бездействие, выразившееся в отсутствии надлежащего управления муниципальной собственностью, эффективного использования муниципальной собственности, а также содержания имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию г. Тверь, а именно: нежилых зданий с кадастровыми номерами № (гараж) и № (административное здание), расположенных по адресу: г. Тверь, ул. Транспортная, д. 10; возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры, препятствующие несанкционированному доступу третьих лиц на территорию земельного участка площадью 1915 кв. метра, кадастровый №, а также нежилые здания с кадастровыми номерами № (гараж) и №административное здание), расположенных по адресу: г. Тверь, ул. Транспортная, д. 10, путем установки ограждения, запирающих входных дверей и решеток на окнах.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Московского района г. Твери была проведена проверка по обращению Макаровой С.В. по вопросу введения в гражданский оборот бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Транспортная, д. 10, в результате которой установлено, что по данным Единого государственного реестра недвижимости собственником земельного участка, площадью 1915 кв. метра, кадастровый №, место положение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, г. Тверь, ул. Транспортная, д. 10, является муниципальное образование г. Тверь. В пределах данного земельного участка располагаются объекты недвижимости с кадастровыми номерами № (гараж) и № (административное здание). Право оперативного управления указанным имуществом в настоящее время ни за кем не закреплено. Действующим законодательством на собственника здания, строения и сооружения, в том числе незавершенного строительством, возложена обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, выполнению требований, затрагивающих различные публичные интересы. Основным интересом государства является соблюдение действующего законодательства и исключение предпосылок к его нарушению, в том числе предупреждение причинения вреда населению и окружающей среде, а также защита имущественных интересов муниципального образования.
В результате осмотра вышеуказанного земельного участка с находящимися на нем объектами недвижимости установлено, что нежилое административное здание с кадастровым номером №, представляющее собой двухэтажное кирпичное строение, длительное время не эксплуатируется, не используется по назначению, в связи с чем, в дверных блоках отсутствуют двери, что способствует свободному доступу посторонних лиц в здание. Кроме того, здание находится в технически опасном состоянии, в наличии признаки разрушения его конструкций, здание не имеет надлежащего содержания и присмотра. Расположено в непосредственной близости от мест массового пребывания людей, в непосредственной близости от проезжей части автомобильной дороги и пешеходной дорожки. Нежилое здание (гараж) с кадастровым номером №, представляет собой одноэтажное кирпичное строение, также длительное время не эксплуатируется, не используется по назначению, связи с чем, приходит в негодность и постепенно разрушается. В оконных блоках отсутствуют стекла, в дверных блоках отсутствуют двери, что способствует свободному доступу посторонних лиц в здание. Здание находится в технически опасном состоянии, в наличии признаки разрушения конструкций, здание не имеет надлежащего содержания и присмотра, расположено в непосредственно близости от мест массового пребывания людей, в непосредственной близости от проезжей части автомобильной дороги и пешеходной дорожки. Таким образом, в нарушение правовых норм собственник зданий не принял достаточные меры прекращении эксплуатации нежилых зданий по адресу: г. Тверь, ул. Транспортная, д. 10, не ограничил доступ в них посторонних лиц, в том числе несовершеннолетних, не обеспечил проведение эксплуатационного и технического контроля за его состоянием, а также консервацию, что способствует возможной угрозе жизни и здоровью неопределенного круга лиц, которые могут беспрепятственно проникать внутрь здания. Такие здания являются потенциально-опасными объектами с точки зрения общественной безопасности, поскольку свободное проникновение в них создает условия для совершения различных противоправных действий, а также может стать объектом пребывания лиц, нелегально находящихся на территории Российской Федерации, преступных и иных элементов. В результате бездействия администрации г. Твери, а именно отсутствие в данном случае надлежащего управления муниципальной собственностью, эффективного использования муниципальной собственности, а также содержания имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию г. Тверь, нарушаются права граждан на безопасность и права муниципального образования на эффективное использование муниципального имущества и защиту имущественных интересов.
В судебное заседание представитель административного истца – прокурора Московского района г. Твери не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. В ходе рассмотрения дела поддерживал заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика Администрации г. Твери и заинтересованного лица Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери по доверенностям Воробьева Ю.А. в судебном заседании не признала заявленные исковые требования, пояснив, что административное здание площадью 506,5 кв. метра и здание гаража площадью 121,2 кв. метра по адресу: г. Тверь, ул. Транспортная, д. 10, являются объектами муниципальной собственности, договорными отношениями не обременены. В рамках полномочий по распоряжению муниципальным имуществом данные объекты включены в Перечень свободных нежилых помещений, размещенный на сайте муниципального образования город Тверь www.tver.ru, проводится постоянная работа по вовлечению объектов в гражданский оборот. Данные объекты предлагаются для размещения государственных и муниципальных учреждений, использования коммерческими организациями по договорам безвозмездного пользования. В соответствии с действующим законодательством объекты неоднократно выносились на аукционы на право заключения договора аренды (15.05.2019, 22.08.2019, 05.12.2019, 14.02.2020, 17.04.2020), однако в связи с отсутствием заявок аукционы были признаны несостоявшимися. Таким образом, постоянно ведется работа по вовлечению данных объектов в гражданский оборот. В целях ограничения доступа в указанные здания принимаются меры по ограждению зданий сигнальной лентой, размещению информационных сообщений, предупреждающих об опасности нахождения внутри и близи строений. 09.11.2020, 13.11.2020, 17.02.2021 в целях ограничения доступа в административном здании сотрудниками Департамента забиты дверные проемы, периметр здания обнесен сигнальной лентой, размещены информационные сообщения, предупреждающие об опасности нахождения внутри и близи строений. В целях проведения консервации вышеуказанных зданий произведен замер отсутствующих заполнений оконных и дверных проемов, площадь которых составляет 124 кв. метра. Таким образом, сотрудники Департамента в рамках исполнения своих должностных обязанностей осуществляют мониторинг временно неиспользуемых муниципальных объектов с целью своевременного реагирования на устранения нарушений законодательства в сфере использования муниципального имущества. При этом Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери, являющееся структурным подразделением Администрации г. Твери, полностью финансируется из городского бюджета в соответствии с утвержденной сметой расходов. В связи с дефицитом бюджета лимиты бюджетных обязательств на осуществление вышеуказанных мероприятий ежегодно выделяются в ограниченном размере, недостаточном для осуществление данных мероприятий в полной мере в отношении всех временно неиспользуемых муниципальных объектов. В целях получения финансирования на осуществление действий по содержанию указанных объектов Постановлением администрации города Твери от 29.12.2020 № 1596 утверждена муниципальная программа "Управление муниципальной собственностью" на 2021 – 2026 годы, согласно которой на организацию сохранности, страхования, обеспечение контроля и пресечение несанкционированных проникновений во временно неиспользуемые объекты муниципального имущества выделены денежные средства в размере 561 000 рублей. Реализация мероприятий, направленных на обеспечение сохранности, пресечение несанкционированных проникновений во временно неиспользуемые муниципальные объекты, осуществляется в рамках муниципальных контрактов, заключаемых в соответствии с Федеральным законом от 054.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и оплачиваемых в приделах лимитов бюджетных обязательств. В настоящее время Департаментом ведется работа по поиску коммерческих предложений для осуществления указанных мероприятий. Полагает, что Администрацией г. Твери и Департаментом управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери постоянно производятся все возможные действия по содержанию своего имущества, по вовлечению его в граждански оборот. Просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, так как бездействие органа местного самоуправления отсутствует.
Представитель заинтересованного лица Администрации Московского района г. Твери в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, позицию относительно заявленных исковых требований не высказал.
В силу ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав представителя административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений статьи 227 РљРђРЎ Р Р¤, СЃСѓРґ удовлетворяет заявление РѕР± оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права Рё СЃРІРѕР±РѕРґС‹ административного истца, Р° также РЅРµ соответствует нормативным правовым актам.
Таким образом, для признания решения, а также действий (бездействия), указанных выше органов, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения либо действия (бездействия) нормативным правовым актам, и нарушение решением либо действием (бездействием) прав и законных интересов гражданина или организации. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.С учетом указанного, для удовлетворения требований административного истца должны быть установлены не только нарушения закона, допущенные административным ответчиком, но и такие последствия, которые бы свидетельствовали о нарушении прав неопределенного круга лиц в рассматриваемом случае.
Как следует из ст. ст. 294, 296 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями, учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся в том числе вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.
Пунктом 1.2 Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом горда Твери, утвержденного Решением Тверской городской Думы от 24.01.2001 № 7, субъектом права муниципальной собственности являются муниципальное образование – город Тверь.
В силу п.4 ч.1 ст. 41 Устава города Твери в пределах своей компетенции Администрация города Твери осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Твери, в соответствии с федеральным законодательством, муниципальными правовыми актами города Твери.
Согласно п.2 Положения о департаменте управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери, утвержденного постановлением Главы администрации города Твери от 23.01.2007 № 198 на Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери возложены обязанности по принятию оптимальных управленческих решений по распоряжению муниципальным имуществом и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах предоставленных полномочий; по осуществлению контроля за использованием муниципального имущества (за исключением жилищного фонда и объектов коммунального назначения в сфере теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения и водоотведения) в пределах предоставленных полномочий, а также муниципального земельного контроля на территории города Твери; по обеспечению организации эффективного управления и распоряжения уполномоченным органом местного самоуправления города Твери муниципальным имуществом, в том числе земельными участками; по осуществлению от имени муниципального образования города Твери полномочий собственника муниципального имущества в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и правыми актами органов местного самоуправления города Твери.
В судебном заседании установлено по данным Единого государственного реестра недвижимости собственником земельного участка, площадью 1915 кв. метра, кадастровый №, место положение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, г. Тверь, ул. Транспортная, д. 10, является муниципальное образование г. Тверь. В пределах данного земельного участка располагаются объекты недвижимости с кадастровыми номерами № (гараж) и № (административное здание). Право оперативного управления указанным имуществом в настоящее время ни за кем не закреплено.
В результате осмотра вышеуказанного земельного участка с находящимися на нем объектами недвижимости сотрудниками прокуратуры Московского района г. Твери установлено, что нежилое административное здание с кадастровым номером 69:40:0200115:47, представляющее собой двухэтажное кирпичное строение, длительное время не эксплуатируется, не используется по назначению, в связи с чем, в дверных блоках отсутствуют двери, что способствует свободному доступу посторонних лиц в здание. Кроме того, здание находится в технически опасном состоянии, в наличии признаки разрушения его конструкций, здание не имеет надлежащего содержания и присмотра. Расположено в непосредственной близости от мест массового пребывания людей, в непосредственной близости от проезжей части автомобильной дороги и пешеходной дорожки. Нежилое здание (гараж) с кадастровым номером 69:40:0200115:46, представляет собой одноэтажное кирпичное строение, также длительное время не эксплуатируется, не используется по назначению, связи с чем, приходит в негодность и постепенно разрушается. В оконных блоках отсутствуют стекла, в дверных блоках отсутствуют двери, что способствует свободному доступу посторонних лиц в здание. Здание находится в технически опасном состоянии, в наличии признаки разрушения конструкций, здание не имеет надлежащего содержания и присмотра, расположено в непосредственно близости от мест массового пребывания людей, в непосредственной близости от проезжей части автомобильной дороги и пешеходной дорожки.
Как следует РёР· СЃС‚. 55.24 Градостроительного кодекса Р Р¤, РІ целях обеспечения безопасности зданий, сооружений РІ процессе РёС… эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. РџСЂРё этом, РїРѕРґ надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимается поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, Р° также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, РёС… элементов РІ соответствии СЃ требованиями технических регламентов, проектной документации. Рксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным Р·Р° эксплуатацию зданий, сооружений.
В ст. 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания и сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
Строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникла угроза жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений (ст. 35 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ).
Согласно ч.1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ, при прекращении эксплуатации здания и сооружения собственник здания или сооружения должен принять еры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В соответствии с п.2.9 Правил благоустройства территории города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368, собственники и иные правообладатели осуществляют содержание и благоустройство в границах закрепленной территории. В главе 5 предусмотрено, что фасады зданий, сооружений, строений не должны иметь видимых повреждений строительной части, декоративной отделки и инженерных элементов.
С учетом изложенного, действующим законодательством на собственника зданий, строения и сооружения возложены обязанности не только по содержанию принадлежащего ему имущества, но и выполнению иных требований, затрагивающих различные публичные интересы. В рассматриваемом случае, основным интересом органа местного самоуправления является соблюдение действующего законодательства и исключение предпосылок к его нарушению, в том числе предупреждение причинение вреда населению и окружающей среде.
Как следует из актов осмотра территории - земельного участка, площадью 1915 кв. метра, кадастровый №, место положение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, г. Тверь, ул. Транспортная, д. 10, и расположенных на нем объектов недвижимости с кадастровыми номерами № (гараж) и № (административное здание) от 09.10.2020 года, 09.11.2020 года, 13.11.2020 года, 17.02.2021 года в нарушение вышеприведенных правовых норм Администрация г. Твери не приняла достаточные меры по прекращению эксплуатации нежилых зданий по адресу: г. Тверь, ул. Транспортная, д. 10, не ограничила доступ в них посторонних лиц, в том числе несовершеннолетних, не обеспечила проведение эксплуатационного и технического контроля за его состоянием, а также консервацию.
Такое бездействие способствует возможной угрозе жизни и здоровью неопределенного круга лиц, которые могут беспрепятственно проникать внутрь зданий. Такие здания являются потенциально-опасными объектами с точки зрения общественной безопасности, поскольку свободное проникновение в них создает условия для совершения различных противоправных действий, а также может стать объектом пребывания лиц, нелегально находящихся на территории Российской Федерации, преступных и иных элементов.
Наличие ограниченного выделения из бюджета лимитов бюджетных обязательств на осуществление мероприятий, направленных на обеспечение сохранности, пресечение несанкционированных проникновений во временно неиспользуемые муниципальные объекты, не принимается судом во внимание в качестве уважительных причин неисполнения требований действующего законодательства в отношении рассматриваемых объектов недвижимости.
Таким образом, требования прокурора о признании незаконным бездействие, выразившееся в отсутствии надлежащего содержания имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию г. Тверь, обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Определяя срок, в течение которого административный ответчик обязан осуществить действия по восстановлению нарушенных прав, суд полагает правильным установить его в течение девяти месяцев.
В то же время, как установлено в судебном заседании в рамках полномочий по распоряжению муниципальным имуществом рассматриваемые объекты включены в Перечень свободных нежилых помещений, размещенный на сайте муниципального образования город Тверь www.tver.ru.
В соответствии с действующим законодательством объекты, расположенные по адресу: г. Тверь, ул. Транспортная, д. 10, неоднократно выносились на аукционы на право заключения договора аренды (15.05.2019, 22.08.2019, 05.12.2019, 14.02.2020, 17.04.2020), однако в связи с отсутствием заявок аукционы были признаны несостоявшимися.
Таким образом, Администрацией г. Твери постоянно ведется работа по вовлечению данных объектов в гражданский оборот.
С учетом изложенного, требования прокурора о признании незаконным бездействие, выразившееся в отсутствии надлежащего управления муниципальной собственностью, эффективного использования муниципальной собственности удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Рсковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ района Рі. Твери РІ защиту прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рё муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ Тверь Рє Администрации РіРѕСЂРѕРґР° Твери Рѕ признании бездействия незаконным Рё возложении обязанности РїРѕ ограничению доступа РІ здание удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации города Твери в виде отсутствия надлежащего содержания имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию г. Тверь – нежилых зданий с кадастровыми номерами № (гараж) и № (административное здание), расположенных по адресу: г. Тверь, ул. Транспортная, д. 10.
Возложить на Администрацию города Твери обязанность в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, препятствующие несанкционированному доступу третьих лиц на территорию земельного участка площадью 1915 кв. метра, кадастровый №, а также в нежилые здания с кадастровыми номерами: № (гараж) и № (административное здание), почтовый адрес ориентира: Тверская область, г. Тверь, ул. Транспортная, д. 10, путем установки ограждения, запирающих входных дверей и решеток на окнах.
В удовлетворении требований о признании незаконным бездействие Администрации города Твери, выразившееся в отсутствии надлежащего управления муниципальной собственностью, эффективного использования муниципальной собственности - нежилых зданий с кадастровыми номерами № (гараж) и № (административное здание), расположенных по адресу: г. Тверь, ул. Транспортная, д. 10 – отказать.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд г. Твери в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.В. Лискина
Решение в окончательной форме принято 26 марта 2021 года.
Судья Т.В. Лискина
Дело №2а-491\2021
РЈРР” в„– 69RS0038-03-2020-009148-17
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
17 марта 2021 года г. Тверь
Московский районный суд города Твери в составе
председательствующего судьи Лискиной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никитиной Е.Ю.,
с участием представителя административного ответчика Администрации города Твери и заинтересованного лица Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери Воробьевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Московского района г. Твери в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования город Тверь к Администрации города Твери о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по ограничению доступа в здание,
установил:
Прокурор Московского района г. Твери обратился в суд с административным иском к Администрации г. Твери о признании незаконным бездействие, выразившееся в отсутствии надлежащего управления муниципальной собственностью, эффективного использования муниципальной собственности, а также содержания имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию г. Тверь, а именно: нежилых зданий с кадастровыми номерами № (гараж) и № (административное здание), расположенных по адресу: г. Тверь, ул. Транспортная, д. 10; возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры, препятствующие несанкционированному доступу третьих лиц на территорию земельного участка площадью 1915 кв. метра, кадастровый №, а также нежилые здания с кадастровыми номерами № (гараж) и №административное здание), расположенных по адресу: г. Тверь, ул. Транспортная, д. 10, путем установки ограждения, запирающих входных дверей и решеток на окнах.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Московского района г. Твери была проведена проверка по обращению Макаровой С.В. по вопросу введения в гражданский оборот бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Транспортная, д. 10, в результате которой установлено, что по данным Единого государственного реестра недвижимости собственником земельного участка, площадью 1915 кв. метра, кадастровый №, место положение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, г. Тверь, ул. Транспортная, д. 10, является муниципальное образование г. Тверь. В пределах данного земельного участка располагаются объекты недвижимости с кадастровыми номерами № (гараж) и № (административное здание). Право оперативного управления указанным имуществом в настоящее время ни за кем не закреплено. Действующим законодательством на собственника здания, строения и сооружения, в том числе незавершенного строительством, возложена обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, выполнению требований, затрагивающих различные публичные интересы. Основным интересом государства является соблюдение действующего законодательства и исключение предпосылок к его нарушению, в том числе предупреждение причинения вреда населению и окружающей среде, а также защита имущественных интересов муниципального образования.
В результате осмотра вышеуказанного земельного участка с находящимися на нем объектами недвижимости установлено, что нежилое административное здание с кадастровым номером №, представляющее собой двухэтажное кирпичное строение, длительное время не эксплуатируется, не используется по назначению, в связи с чем, в дверных блоках отсутствуют двери, что способствует свободному доступу посторонних лиц в здание. Кроме того, здание находится в технически опасном состоянии, в наличии признаки разрушения его конструкций, здание не имеет надлежащего содержания и присмотра. Расположено в непосредственной близости от мест массового пребывания людей, в непосредственной близости от проезжей части автомобильной дороги и пешеходной дорожки. Нежилое здание (гараж) с кадастровым номером №, представляет собой одноэтажное кирпичное строение, также длительное время не эксплуатируется, не используется по назначению, связи с чем, приходит в негодность и постепенно разрушается. В оконных блоках отсутствуют стекла, в дверных блоках отсутствуют двери, что способствует свободному доступу посторонних лиц в здание. Здание находится в технически опасном состоянии, в наличии признаки разрушения конструкций, здание не имеет надлежащего содержания и присмотра, расположено в непосредственно близости от мест массового пребывания людей, в непосредственной близости от проезжей части автомобильной дороги и пешеходной дорожки. Таким образом, в нарушение правовых норм собственник зданий не принял достаточные меры прекращении эксплуатации нежилых зданий по адресу: г. Тверь, ул. Транспортная, д. 10, не ограничил доступ в них посторонних лиц, в том числе несовершеннолетних, не обеспечил проведение эксплуатационного и технического контроля за его состоянием, а также консервацию, что способствует возможной угрозе жизни и здоровью неопределенного круга лиц, которые могут беспрепятственно проникать внутрь здания. Такие здания являются потенциально-опасными объектами с точки зрения общественной безопасности, поскольку свободное проникновение в них создает условия для совершения различных противоправных действий, а также может стать объектом пребывания лиц, нелегально находящихся на территории Российской Федерации, преступных и иных элементов. В результате бездействия администрации г. Твери, а именно отсутствие в данном случае надлежащего управления муниципальной собственностью, эффективного использования муниципальной собственности, а также содержания имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию г. Тверь, нарушаются права граждан на безопасность и права муниципального образования на эффективное использование муниципального имущества и защиту имущественных интересов.
В судебное заседание представитель административного истца – прокурора Московского района г. Твери не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. В ходе рассмотрения дела поддерживал заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика Администрации г. Твери и заинтересованного лица Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери по доверенностям Воробьева Ю.А. в судебном заседании не признала заявленные исковые требования, пояснив, что административное здание площадью 506,5 кв. метра и здание гаража площадью 121,2 кв. метра по адресу: г. Тверь, ул. Транспортная, д. 10, являются объектами муниципальной собственности, договорными отношениями не обременены. В рамках полномочий по распоряжению муниципальным имуществом данные объекты включены в Перечень свободных нежилых помещений, размещенный на сайте муниципального образования город Тверь www.tver.ru, проводится постоянная работа по вовлечению объектов в гражданский оборот. Данные объекты предлагаются для размещения государственных и муниципальных учреждений, использования коммерческими организациями по договорам безвозмездного пользования. В соответствии с действующим законодательством объекты неоднократно выносились на аукционы на право заключения договора аренды (15.05.2019, 22.08.2019, 05.12.2019, 14.02.2020, 17.04.2020), однако в связи с отсутствием заявок аукционы были признаны несостоявшимися. Таким образом, постоянно ведется работа по вовлечению данных объектов в гражданский оборот. В целях ограничения доступа в указанные здания принимаются меры по ограждению зданий сигнальной лентой, размещению информационных сообщений, предупреждающих об опасности нахождения внутри и близи строений. 09.11.2020, 13.11.2020, 17.02.2021 в целях ограничения доступа в административном здании сотрудниками Департамента забиты дверные проемы, периметр здания обнесен сигнальной лентой, размещены информационные сообщения, предупреждающие об опасности нахождения внутри и близи строений. В целях проведения консервации вышеуказанных зданий произведен замер отсутствующих заполнений оконных и дверных проемов, площадь которых составляет 124 кв. метра. Таким образом, сотрудники Департамента в рамках исполнения своих должностных обязанностей осуществляют мониторинг временно неиспользуемых муниципальных объектов с целью своевременного реагирования на устранения нарушений законодательства в сфере использования муниципального имущества. При этом Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери, являющееся структурным подразделением Администрации г. Твери, полностью финансируется из городского бюджета в соответствии с утвержденной сметой расходов. В связи с дефицитом бюджета лимиты бюджетных обязательств на осуществление вышеуказанных мероприятий ежегодно выделяются в ограниченном размере, недостаточном для осуществление данных мероприятий в полной мере в отношении всех временно неиспользуемых муниципальных объектов. В целях получения финансирования на осуществление действий по содержанию указанных объектов Постановлением администрации города Твери от 29.12.2020 № 1596 утверждена муниципальная программа "Управление муниципальной собственностью" на 2021 – 2026 годы, согласно которой на организацию сохранности, страхования, обеспечение контроля и пресечение несанкционированных проникновений во временно неиспользуемые объекты муниципального имущества выделены денежные средства в размере 561 000 рублей. Реализация мероприятий, направленных на обеспечение сохранности, пресечение несанкционированных проникновений во временно неиспользуемые муниципальные объекты, осуществляется в рамках муниципальных контрактов, заключаемых в соответствии с Федеральным законом от 054.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и оплачиваемых в приделах лимитов бюджетных обязательств. В настоящее время Департаментом ведется работа по поиску коммерческих предложений для осуществления указанных мероприятий. Полагает, что Администрацией г. Твери и Департаментом управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери постоянно производятся все возможные действия по содержанию своего имущества, по вовлечению его в граждански оборот. Просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, так как бездействие органа местного самоуправления отсутствует.
Представитель заинтересованного лица Администрации Московского района г. Твери в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, позицию относительно заявленных исковых требований не высказал.
В силу ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав представителя административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений статьи 227 РљРђРЎ Р Р¤, СЃСѓРґ удовлетворяет заявление РѕР± оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права Рё СЃРІРѕР±РѕРґС‹ административного истца, Р° также РЅРµ соответствует нормативным правовым актам.
Таким образом, для признания решения, а также действий (бездействия), указанных выше органов, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения либо действия (бездействия) нормативным правовым актам, и нарушение решением либо действием (бездействием) прав и законных интересов гражданина или организации. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.С учетом указанного, для удовлетворения требований административного истца должны быть установлены не только нарушения закона, допущенные административным ответчиком, но и такие последствия, которые бы свидетельствовали о нарушении прав неопределенного круга лиц в рассматриваемом случае.
Как следует из ст. ст. 294, 296 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями, учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся в том числе вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.
Пунктом 1.2 Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом горда Твери, утвержденного Решением Тверской городской Думы от 24.01.2001 № 7, субъектом права муниципальной собственности являются муниципальное образование – город Тверь.
В силу п.4 ч.1 ст. 41 Устава города Твери в пределах своей компетенции Администрация города Твери осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Твери, в соответствии с федеральным законодательством, муниципальными правовыми актами города Твери.
Согласно п.2 Положения о департаменте управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери, утвержденного постановлением Главы администрации города Твери от 23.01.2007 № 198 на Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери возложены обязанности по принятию оптимальных управленческих решений по распоряжению муниципальным имуществом и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах предоставленных полномочий; по осуществлению контроля за использованием муниципального имущества (за исключением жилищного фонда и объектов коммунального назначения в сфере теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения и водоотведения) в пределах предоставленных полномочий, а также муниципального земельного контроля на территории города Твери; по обеспечению организации эффективного управления и распоряжения уполномоченным органом местного самоуправления города Твери муниципальным имуществом, в том числе земельными участками; по осуществлению от имени муниципального образования города Твери полномочий собственника муниципального имущества в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и правыми актами органов местного самоуправления города Твери.
В судебном заседании установлено по данным Единого государственного реестра недвижимости собственником земельного участка, площадью 1915 кв. метра, кадастровый №, место положение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, г. Тверь, ул. Транспортная, д. 10, является муниципальное образование г. Тверь. В пределах данного земельного участка располагаются объекты недвижимости с кадастровыми номерами № (гараж) и № (административное здание). Право оперативного управления указанным имуществом в настоящее время ни за кем не закреплено.
В результате осмотра вышеуказанного земельного участка с находящимися на нем объектами недвижимости сотрудниками прокуратуры Московского района г. Твери установлено, что нежилое административное здание с кадастровым номером 69:40:0200115:47, представляющее собой двухэтажное кирпичное строение, длительное время не эксплуатируется, не используется по назначению, в связи с чем, в дверных блоках отсутствуют двери, что способствует свободному доступу посторонних лиц в здание. Кроме того, здание находится в технически опасном состоянии, в наличии признаки разрушения его конструкций, здание не имеет надлежащего содержания и присмотра. Расположено в непосредственной близости от мест массового пребывания людей, в непосредственной близости от проезжей части автомобильной дороги и пешеходной дорожки. Нежилое здание (гараж) с кадастровым номером 69:40:0200115:46, представляет собой одноэтажное кирпичное строение, также длительное время не эксплуатируется, не используется по назначению, связи с чем, приходит в негодность и постепенно разрушается. В оконных блоках отсутствуют стекла, в дверных блоках отсутствуют двери, что способствует свободному доступу посторонних лиц в здание. Здание находится в технически опасном состоянии, в наличии признаки разрушения конструкций, здание не имеет надлежащего содержания и присмотра, расположено в непосредственно близости от мест массового пребывания людей, в непосредственной близости от проезжей части автомобильной дороги и пешеходной дорожки.
Как следует РёР· СЃС‚. 55.24 Градостроительного кодекса Р Р¤, РІ целях обеспечения безопасности зданий, сооружений РІ процессе РёС… эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. РџСЂРё этом, РїРѕРґ надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимается поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, Р° также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, РёС… элементов РІ соответствии СЃ требованиями технических регламентов, проектной документации. Рксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным Р·Р° эксплуатацию зданий, сооружений.
В ст. 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания и сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
Строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникла угроза жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений (ст. 35 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ).
Согласно ч.1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ, при прекращении эксплуатации здания и сооружения собственник здания или сооружения должен принять еры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В соответствии с п.2.9 Правил благоустройства территории города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368, собственники и иные правообладатели осуществляют содержание и благоустройство в границах закрепленной территории. В главе 5 предусмотрено, что фасады зданий, сооружений, строений не должны иметь видимых повреждений строительной части, декоративной отделки и инженерных элементов.
С учетом изложенного, действующим законодательством на собственника зданий, строения и сооружения возложены обязанности не только по содержанию принадлежащего ему имущества, но и выполнению иных требований, затрагивающих различные публичные интересы. В рассматриваемом случае, основным интересом органа местного самоуправления является соблюдение действующего законодательства и исключение предпосылок к его нарушению, в том числе предупреждение причинение вреда населению и окружающей среде.
Как следует из актов осмотра территории - земельного участка, площадью 1915 кв. метра, кадастровый №, место положение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, г. Тверь, ул. Транспортная, д. 10, и расположенных на нем объектов недвижимости с кадастровыми номерами № (гараж) и № (административное здание) от 09.10.2020 года, 09.11.2020 года, 13.11.2020 года, 17.02.2021 года в нарушение вышеприведенных правовых норм Администрация г. Твери не приняла достаточные меры по прекращению эксплуатации нежилых зданий по адресу: г. Тверь, ул. Транспортная, д. 10, не ограничила доступ в них посторонних лиц, в том числе несовершеннолетних, не обеспечила проведение эксплуатационного и технического контроля за его состоянием, а также консервацию.
Такое бездействие способствует возможной угрозе жизни и здоровью неопределенного круга лиц, которые могут беспрепятственно проникать внутрь зданий. Такие здания являются потенциально-опасными объектами с точки зрения общественной безопасности, поскольку свободное проникновение в них создает условия для совершения различных противоправных действий, а также может стать объектом пребывания лиц, нелегально находящихся на территории Российской Федерации, преступных и иных элементов.
Наличие ограниченного выделения из бюджета лимитов бюджетных обязательств на осуществление мероприятий, направленных на обеспечение сохранности, пресечение несанкционированных проникновений во временно неиспользуемые муниципальные объекты, не принимается судом во внимание в качестве уважительных причин неисполнения требований действующего законодательства в отношении рассматриваемых объектов недвижимости.
Таким образом, требования прокурора о признании незаконным бездействие, выразившееся в отсутствии надлежащего содержания имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию г. Тверь, обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Определяя срок, в течение которого административный ответчик обязан осуществить действия по восстановлению нарушенных прав, суд полагает правильным установить его в течение девяти месяцев.
В то же время, как установлено в судебном заседании в рамках полномочий по распоряжению муниципальным имуществом рассматриваемые объекты включены в Перечень свободных нежилых помещений, размещенный на сайте муниципального образования город Тверь www.tver.ru.
Р’ соответствии СЃ действующим законодател░Њ░Ѓ░‚░І░ѕ░ј ░ѕ░±░Љ░µ░є░‚░‹, ░Ђ░°░Ѓ░ї░ѕ░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░ї░ѕ ░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ░ѓ: ░і. ░ў░І░µ░Ђ░Њ, ░ѓ░». ░ў░Ђ░°░Ѕ░Ѓ░ї░ѕ░Ђ░‚░Ѕ░°░Џ, ░ґ. 10, ░Ѕ░µ░ѕ░ґ░Ѕ░ѕ░є░Ђ░°░‚░Ѕ░ѕ ░І░‹░Ѕ░ѕ░Ѓ░░░»░░░Ѓ░Њ ░Ѕ░° ░°░ѓ░є░†░░░ѕ░Ѕ░‹ ░Ѕ░° ░ї░Ђ░°░І░ѕ ░·░°░є░»░Ћ░‡░µ░Ѕ░░░Џ ░ґ░ѕ░і░ѕ░І░ѕ░Ђ░° ░°░Ђ░µ░Ѕ░ґ░‹ (15.05.2019, 22.08.2019, 05.12.2019, 14.02.2020, 17.04.2020), ░ѕ░ґ░Ѕ░°░є░ѕ ░І ░Ѓ░І░Џ░·░░ ░Ѓ ░ѕ░‚░Ѓ░ѓ░‚░Ѓ░‚░І░░░µ░ј ░·░°░Џ░І░ѕ░є ░°░ѓ░є░†░░░ѕ░Ѕ░‹ ░±░‹░»░░ ░ї░Ђ░░░·░Ѕ░°░Ѕ░‹ ░Ѕ░µ░Ѓ░ѕ░Ѓ░‚░ѕ░Џ░І░€░░░ј░░░Ѓ░Џ.
░ў░°░є░░░ј ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░ј, ░ђ░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░µ░№ ░і. ░ў░І░µ░Ђ░░ ░ї░ѕ░Ѓ░‚░ѕ░Џ░Ѕ░Ѕ░ѕ ░І░µ░ґ░µ░‚░Ѓ░Џ ░Ђ░°░±░ѕ░‚░° ░ї░ѕ ░І░ѕ░І░»░µ░‡░µ░Ѕ░░░Ћ ░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ѕ░±░Љ░µ░є░‚░ѕ░І ░І ░і░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░░░№ ░ѕ░±░ѕ░Ђ░ѕ░‚.
░Ў ░ѓ░‡░µ░‚░ѕ░ј ░░░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ, ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░ѕ░Ђ░° ░ѕ ░ї░Ђ░░░·░Ѕ░°░Ѕ░░░░ ░Ѕ░µ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░±░µ░·░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░µ, ░І░‹░Ђ░°░·░░░І░€░µ░µ░Ѓ░Џ ░І ░ѕ░‚░Ѓ░ѓ░‚░Ѓ░‚░І░░░░ ░Ѕ░°░ґ░»░µ░¶░°░‰░µ░і░ѕ ░ѓ░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░ѕ░±░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ░Ћ, ░Ќ░„░„░µ░є░‚░░░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Њ░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░ѕ░±░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░Ћ ░Ѕ░µ ░ї░ѕ░ґ░»░µ░¶░°░‚.
░ќ░° ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░░ ░░░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ, ░Ђ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ░Џ░Ѓ░Њ ░Ѓ░‚.175-180, 227 ░љ░ђ░Ў ░ ░¤, ░Ѓ░ѓ░ґ
░ ░• ░░ ░ ░›:
░░Ѓ░є░ѕ░І░‹░µ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░ѕ░Ђ░° ░њ░ѕ░Ѓ░є░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░і. ░ў░І░µ░Ђ░░ ░І ░·░°░‰░░░‚░ѓ ░ї░Ђ░°░І, ░Ѓ░І░ѕ░±░ѕ░ґ ░░ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░░░Ѕ░‚░µ░Ђ░µ░Ѓ░ѕ░І ░Ѕ░µ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░Ђ░ѓ░і░° ░»░░░† ░░ ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ ░ў░І░µ░Ђ░Њ ░є ░ђ░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░░ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░° ░ў░І░µ░Ђ░░ ░ѕ ░ї░Ђ░░░·░Ѕ░°░Ѕ░░░░ ░±░µ░·░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░Џ ░Ѕ░µ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░░ ░І░ѕ░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░░░░ ░ѕ░±░Џ░·░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░ї░ѕ ░ѕ░і░Ђ░°░Ѕ░░░‡░µ░Ѕ░░░Ћ ░ґ░ѕ░Ѓ░‚░ѓ░ї░° ░І ░·░ґ░°░Ѕ░░░µ ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░░░‚░Њ ░‡░°░Ѓ░‚░░░‡░Ѕ░ѕ.
░џ░Ђ░░░·░Ѕ░°░‚░Њ ░Ѕ░µ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░±░µ░·░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░µ ░ђ░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░░ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░° ░ў░І░µ░Ђ░░ ░І ░І░░░ґ░µ ░ѕ░‚░Ѓ░ѓ░‚░Ѓ░‚░І░░░Џ ░Ѕ░°░ґ░»░µ░¶░°░‰░µ░і░ѕ ░Ѓ░ѕ░ґ░µ░Ђ░¶░°░Ѕ░░░Џ ░░░ј░ѓ░‰░µ░Ѓ░‚░І░°, ░ї░Ђ░░░Ѕ░°░ґ░»░µ░¶░°░‰░µ░і░ѕ ░Ѕ░° ░ї░Ђ░°░І░µ ░Ѓ░ѕ░±░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░Ћ ░і. ░ў░І░µ░Ђ░Њ ░Ђ“ ░Ѕ░µ░¶░░░»░‹░… ░·░ґ░°░Ѕ░░░№ ░Ѓ ░є░°░ґ░°░Ѓ░‚░Ђ░ѕ░І░‹░ј░░ ░Ѕ░ѕ░ј░µ░Ђ░°░ј░░ ░„– (░і░°░Ђ░°░¶) ░░ ░„– (░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░µ ░·░ґ░°░Ѕ░░░µ), ░Ђ░°░Ѓ░ї░ѕ░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ї░ѕ ░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ░ѓ: ░і. ░ў░І░µ░Ђ░Њ, ░ѓ░». ░ў░Ђ░°░Ѕ░Ѓ░ї░ѕ░Ђ░‚░Ѕ░°░Џ, ░ґ. 10.
░’░ѕ░·░»░ѕ░¶░░░‚░Њ ░Ѕ░° ░ђ░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░Ћ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░° ░ў░І░µ░Ђ░░ ░ѕ░±░Џ░·░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░ґ░µ░І░Џ░‚░░ ░ј░µ░Ѓ░Џ░†░µ░І ░Ѓ░ѕ ░ґ░Ѕ░Џ ░І░Ѓ░‚░ѓ░ї░»░µ░Ѕ░░░Џ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░І ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѓ░Ћ ░Ѓ░░░»░ѓ ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░Њ ░ј░µ░Ђ░‹, ░ї░Ђ░µ░ї░Џ░‚░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░░░µ ░Ѕ░µ░Ѓ░°░Ѕ░є░†░░░ѕ░Ѕ░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░ґ░ѕ░Ѓ░‚░ѓ░ї░ѓ ░‚░Ђ░µ░‚░Њ░░░… ░»░░░† ░Ѕ░° ░‚░µ░Ђ░Ђ░░░‚░ѕ░Ђ░░░Ћ ░·░µ░ј░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѓ░‡░°░Ѓ░‚░є░° ░ї░»░ѕ░‰░°░ґ░Њ░Ћ 1915 ░є░І. ░ј░µ░‚░Ђ░°, ░є░°░ґ░°░Ѓ░‚░Ђ░ѕ░І░‹░№ ░„–, ░° ░‚░°░є░¶░µ ░І ░Ѕ░µ░¶░░░»░‹░µ ░·░ґ░°░Ѕ░░░Џ ░Ѓ ░є░°░ґ░°░Ѓ░‚░Ђ░ѕ░І░‹░ј░░ ░Ѕ░ѕ░ј░µ░Ђ░°░ј░░: ░„– (░і░°░Ђ░°░¶) ░░ ░„– (░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░µ ░·░ґ░°░Ѕ░░░µ), ░ї░ѕ░‡░‚░ѕ░І░‹░№ ░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ ░ѕ░Ђ░░░µ░Ѕ░‚░░░Ђ░°: ░ў░І░µ░Ђ░Ѓ░є░°░Џ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░Њ, ░і. ░ў░І░µ░Ђ░Њ, ░ѓ░». ░ў░Ђ░°░Ѕ░Ѓ░ї░ѕ░Ђ░‚░Ѕ░°░Џ, ░ґ. 10, ░ї░ѓ░‚░µ░ј ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░є░░ ░ѕ░і░Ђ░°░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Џ, ░·░°░ї░░░Ђ░°░Ћ░‰░░░… ░І░…░ѕ░ґ░Ѕ░‹░… ░ґ░І░µ░Ђ░µ░№ ░░ ░Ђ░µ░€░µ░‚░ѕ░є ░Ѕ░° ░ѕ░є░Ѕ░°░….
░’ ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░░ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░№ ░ѕ ░ї░Ђ░░░·░Ѕ░°░Ѕ░░░░ ░Ѕ░µ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░±░µ░·░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░µ ░ђ░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░░ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░° ░ў░І░µ░Ђ░░, ░І░‹░Ђ░°░·░░░І░€░µ░µ░Ѓ░Џ ░І ░ѕ░‚░Ѓ░ѓ░‚░Ѓ░‚░І░░░░ ░Ѕ░°░ґ░»░µ░¶░°░‰░µ░і░ѕ ░ѓ░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░ѕ░±░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ░Ћ, ░Ќ░„░„░µ░є░‚░░░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Њ░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░ѕ░±░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ - ░Ѕ░µ░¶░░░»░‹░… ░·░ґ░°░Ѕ░░░№ ░Ѓ ░є░°░ґ░°░Ѓ░‚░Ђ░ѕ░І░‹░ј░░ ░Ѕ░ѕ░ј░µ░Ђ░°░ј░░ ░„– (░і░°░Ђ░°░¶) ░░ ░„– (░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░µ ░·░ґ░°░Ѕ░░░µ), ░Ђ░°░Ѓ░ї░ѕ░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ї░ѕ ░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ░ѓ: ░і. ░ў░І░µ░Ђ░Њ, ░ѓ░». ░ў░Ђ░°░Ѕ░Ѓ░ї░ѕ░Ђ░‚░Ѕ░°░Џ, ░ґ. 10 ░Ђ“ ░ѕ░‚░є░°░·░°░‚░Њ.
░ ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░±░‹░‚░Њ ░ѕ░±░¶░°░»░ѕ░І░°░Ѕ░ѕ ░І ░ў░І░µ░Ђ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░ї░ѓ░‚░µ░ј ░ї░ѕ░ґ░°░‡░░ ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░¶░°░»░ѕ░±░‹ ░‡░µ░Ђ░µ░· ░њ░ѕ░Ѓ░є░ѕ░І░Ѓ░є░░░№ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░і. ░ў░І░µ░Ђ░░ ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░ѕ░ґ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ј░µ░Ѓ░Џ░†░° ░Ѓ░ѕ ░ґ░Ѕ░Џ ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░░░Џ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░І ░ѕ░є░ѕ░Ѕ░‡░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░„░ѕ░Ђ░ј░µ.
░џ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░µ░ґ░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░░░№ ░ў.░’. ░›░░░Ѓ░є░░░Ѕ░°
░ ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░І ░ѕ░є░ѕ░Ѕ░‡░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░„░ѕ░Ђ░ј░µ ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░ѕ 26 ░ј░°░Ђ░‚░° 2021 ░і░ѕ░ґ░°.
░Ў░ѓ░ґ░Њ░Џ ░ў.░’. ░›░░░Ѓ░є░░░Ѕ░°