Дело № 2а-29/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Село Солтон Солтонского района
Алтайского каря, улица Ленина - 15 15 марта 2018 года
Солтонский районный суд Алтайского края в составе:
Председательствующего судьи Понамаревой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Рожковой Е.Ю.,
в отсутствие:
- представителя административного истца - Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации;
- представителя административного ответчика - сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «ПОДДЕРЖКА-ПЛЮС»;
- административного ответчика Филипповой Ф.А.;
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-29/2018, возбужденное по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение Барнаул) к сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу «ПОДДЕРЖКА-ПЛЮС» и Филипповой Ф.А. о ликвидации юридического лица,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в Солтонский районный суд Алтайского края поступило административное исковое заявление Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение Барнаул) к сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу «ПОДДЕРЖКА-ПЛЮС» (далее по тексту - СКПК «ПОДДЕРЖКА-ПЛЮС») и Филипповой Ф.А. о ликвидации юридического лица, в котором административный истец просит принять решение о ликвидации сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «ПОДДЕРЖКА-ПЛЮС» (<данные изъяты>), возложить на Филиппову Ф.А. обязанность по осуществлению ликвидации сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива в установленные сроки.
В обоснование заявленных требований Центральный Банк России ссылается на то, что в силу закона является органом, осуществляющим контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями, к которым в том числе относятся сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы.
Правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов установлены Федеральным законом от 08 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее по тексту - Федеральный закон № 193-ФЗ).
Согласно пункту 13 статьи 40.1 Федерального закона № 193-ФЗ регулирование деятельности кредитных кооперативов, союзов (ассоциаций) и иных объединенных кредитных кооперативов осуществляется Банком России.
СКПК «ПОДДЕРЖКА-ПЛЮС» является сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом, основным видом деятельности которого согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц (далее по тексту - ЕГРЮЛ) является «Деятельность по предоставлению займов промышленности», дополнительным видом деятельности - «Предоставление займов и прочих видов кредита».
СКПК «ПОДДЕРЖКА-ПЛЮС» внесен в государственный реестр сельскохозяйственных потребительских кооперативов, относясь к числу субъектов, в отношении которых Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор.
СКПК «ПОДДЕРЖКА-ПЛЮС» как сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив обязан исполнять требования Федерального закона № 193-ФЗ, однако в нарушение пункта 3 статьи 40.2 указанного закона, административный ответчик не представил в Банк России документы, содержащие отчеты о своей деятельности, и документы, содержащие отчеты о персональном составе своих руководящих органов.
Согласно пункту 3 статьи 40.2 Федерального закона № 193-ФЗ кредитный кооператив ежеквартально самостоятельно или через объединение кредитных кооперативов, саморегулируемые организации кредитных кооперативов обязан представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Кредитный кооператив ежегодно самостоятельно или через объединение кредитных кооперативов, саморегулируемые организации кредитных кооперативов обязан представлять в Банк России документы, содержащие отчет о персональном составе своих руководящих органов, а в случае изменения в составе своих руководящих органов, обязан представлять указанный отчет не позднее чем в течение 15 дней после таких изменений. Формы, сроки и порядок составления и предоставления документов, содержащих отчетность установлены Указанием Банка России от 09 октября 2015 года № 3816-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива и отчет о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива» (далее по тексту - Указание Банка России № 3816-У). Согласно пункту 5 Указания Банка России № 3816-У отчет о деятельности и отчет о персональном составе руководящих органов представляются в Банк России в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе, через информационную телекоммуникационную сеть «Интернет» в соответствии с требованиями Указания Банка России от 21 декабря 2015 года № 3906-У «О порядке взаимодействия Банка России с не кредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также порядке и сроках направления другими участниками информационного обмена уведомления об использовании или уведомления об отказе от использования личного кабинета» (далее по тексту -Указание Банка России № 3906-У).
СКПК «ПОДДЕРЖКА-ПЛЮС» в нарушение установленных требований Федерального закона № 193-ФЗ, Указания Банка России № 3816-У, в Банк России не представлены отчеты о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива: по состоянию на 31 декабря 2016 года (по сроку представления не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года), по состоянию на 31 декабря 2016 года (по сроку предоставления не позднее 115 календарных дней по окончании календарного года), по состоянию на 31 марта 2017 года, по состоянию на 30 июня 2017 года, по состоянию на 30 сентября 2017 года. Кроме того, не представлены документы, содержащие отчет о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного потребительского кооператива по состоянию на 31 декабря 2016 года.
В нарушение пункта 3 статьи 40.2 Федерального закона № 193-ФЗ, пункта 5 Указания Банка России № 3816-У, СКПК «ПОДДЕРЖКА-ПЛЮС» не обеспечена возможность предоставления в Банк России электронных документов, а также возможность получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Указанием Банка Росси № 3906-У.
По фактам непредставления отчетности в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 76.5 Федерального закона № 86-ФЗ, СКПК «ПОДДЕРЖКА-ПЛЮС» по адресу места нахождения юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ, заказными почтовыми отправлениями с уведомлением о вручении направлены предписания Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, выразившиеся в непредставлении отчетности в Банк России, а именно:
- предписание от ДД.ММ.ГГГГ № - в связи с непредставлением документов, содержащих отчет о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива за 2016 года;
- предписание от ДД.ММ.ГГГГ № - в связи с непредставлением документов, содержащих отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива за 2016 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (по сроку представления - не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года);
- предписание от ДД.ММ.ГГГГ № - в связи с непредставлением документов, содержащих отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива за 2016 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (по сроку представления не позднее 115 календарных дней по окончании календарного года);
- предписание от ДД.ММ.ГГГГ № № - в связи с непредставлением документов, содержащих отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива за первый квартал 2017 года по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;
- предписание от ДД.ММ.ГГГГ № № - в связи с непредставлением документов, содержащих отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива за первое полугодие 2017 года по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;
- предписание от ДД.ММ.ГГГГ № - в связи с непредставлением документов, содержащих отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Выше указанные предписания адресатом не получены и возвращены ФГУП «Почта Росси» в Отделение Барнаул в запечатанных конвертах в связи с указанием причины возврата - «отсутствие адресата по указанному адресу» и (или) «истечение срока хранения почтового отправления».
В соответствии с пунктом 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Юридическое лицо не праве в отношениях с лицом, добросовестно полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (статья 51 ГК РФ).
На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 40.2 Федерального закона № 193-ФЗ предписания Банка России об устранении выявленных нарушений являются обязательными для исполнения сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами.
СКПК «ПОДДЕРЖКА-ПЛЮС» допущены неоднократные нарушения Федерального закона № 193-ФЗ, Указания Банка России №-У, выразившиеся в непредставлении документов, содержащих отчеты о деятельности и документов, содержащих отчет о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, не исполнены требования предписания Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, не обеспечена возможность предоставления в Банк России электронных документов в соответствии с требованиями, установленными Банком России, о чем Отделением Барнаул составлен акт о нарушении СКПК «ПОДДЕРЖКА-ПЛЮС» требований действующего законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №
В соответствие с подпунктом 11 пункта 1 статьи 40.2 Федерального закона № 193-ФЗ Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случае:
неоднократного неисполнения в течение одного года кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок;
однократного неисполнения в течение одного года кредитным кооперативом предписания Банка России о запрете кредитному кооперативу осуществлять привлечение займов от членов кредитного кооператива, ассоциированных членов кредитного кооператива, прием в кредитный кооператив новых членов и выдачу займов до устранения нарушений или до прекращения обстоятельств, послуживших основанием для направления предписания о соответствующем запрете;
неоднократного в течение одного года нарушения кредитным кооперативом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России;
однократного нарушения в течение одного года кредитным кооперативом требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 31 настоящего Федерального закона;
нарушения кредитным кооперативом требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, которое установлено Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка".
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ установлено, что юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическом лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно пункту 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 августа 2004 года № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» по основаниям, указанным в 2.1 статьи 61 ГК РФ может быть ликвидировано только действующее юридическое лицо.
Согласно информации налогового органа, у СКПК «ПОДДЕРЖКА-ПЛЮС» признаки недействующего юридического лица отсутствуют, так как административный ответчик предоставляет в налоговый орган отчетность.
По данным официального сайта Федеральной налоговой службы России https://www.nalog.ru, административный ответчик по состоянию на 01 ноября 2017 года не имеет превышающую 1 000 рублей задолженность по уплате налогов, которая направлялась судебному приставу-исполнителю. По данным автоматизированной системы «Анализ корреспондентских счетов кредитных организаций» за 11 месяцев 2017 года операции по расчетным счетам СКПК «ПОДДЕРЖКА-ПЛЮС» отсутствуют.
Нарушение административным ответчиком требований Федерального закона № 193-ФЗ на протяжении длительного периода времени, а также неоднократное неисполнение законных предписаний Банка России влечет невозможность осуществления Банком России контроля и надзора за деятельностью СКПК «ПОДДЕРЖКА-ПЛЮС».
Отсутствие актуальных сведений о месте нахождения, фактическом, почтовом адресе, об адресе сайта кооператива в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об обособленных подразделениях, о саморегулируемой организации, о счетах, иных сведений о кредитном потребительском кооперативе, включая балансовые показатели его деятельности, данные о доходах и расходах юридического лица, сведения о действующих договорах займа, сведения о полученных займах, о средневзвешенных процентных ставках, полной стоимости потребительского займа, о составе руководящих органов, фактически делает невозможным эффективное осуществление надзора за деятельность административного ответчика, что в целом препятствует реализации Банком России возложенных на него функций по контролю и надзору за деятельностью некредитных финансовых организаций и, в частности, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, а также создает реальную угрозу нарушения прав третьих лиц - потребителей финансовых услуг (листы дела 6-19).
Представитель административного истца - Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение Барнаул), будучи своевременно уведомленным о времени и месте рассмотрения административного дела, что подтверждается почтовым уведомлением в материалах дела, в судебное заседание не явился, письменно обратился в суд с письменным заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя Банка в связи с территориальной отдаленностью суда, на удовлетворении требований настаивает по доводам, изложенным в исковом заявлении лист дела 97).
Административный ответчик Филиппова Ф.А., являющаяся и представителем административного ответчика СКПК «ПОДДЕРЖКА-ПЛЮС», будучи своевременно уведомленной о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается почтовым уведомлением и письменной распиской в материалах дела (листы дела 96, 97), в судебное заседание не явилась, прося рассмотреть дело в ее отсутствие.
Огласив административное исковое заявление, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о ликвидации некоммерческой организации, может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанной организации.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.
Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие и иные кооперативы, созданные в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи, для выполнения одного или нескольких из указанных в данной статье видов деятельности.
Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ СКПК «ПОДДЕРЖКА-ПЛЮС» зарегистрирован Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю в Едином государственном реестре юридических лиц. Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности СКПК «ПОДДЕРЖКА-ПЛЮС» является «Деятельность по предоставлению займов промышленности», код ОКВЭД 64.92.2. Дополнительным видом деятельности является «Предоставление займов и прочих видов кредита», код ОКВЭД 64.92. СКПК «ПОДДЕРЖКА-ПЛЮС» внесен в государственный реестр сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
В соответствие с положениями статьи 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» лица, осуществляющие деятельность в качестве сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов признаются некредитными финансовыми организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом в силу пункта 9.1 статьи 4 и статьи 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в том числе в случае неоднократного неисполнения в течение одного года кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок, а также неоднократного в течение одного года нарушения кредитным кооперативом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, нарушения кредитным кооперативом требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, которое установлено Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка».
В соответствие с требованиями статьи 76.6 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России устанавливает обязательные для некредитных финансовых организаций сроки и порядок составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.
В силу пункта 3 статьи 40.2 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» кредитный кооператив ежеквартально самостоятельно или через объединения кредитных кооперативов, саморегулируемые организации кредитных кооперативов обязан представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Кредитный кооператив ежегодно самостоятельно или через объединения кредитных кооперативов, саморегулируемые организации кредитных кооперативов обязан представлять в Банк России документы, содержащие отчет о персональном составе своих руководящих органов, а в случае изменения в составе своих руководящих органов обязан представлять указанный отчет не позднее чем в течение пятнадцати дней после таких изменений. Формы, сроки и порядок составления и представления кредитным кооперативом указанных документов устанавливаются Банком России.
Порядок составления и предоставления отчетности установлен Указанием Банка России от 9 октября 2015 года N 3816-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива и отчет о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива» (далее по тексту - Указание № 3816-У).
Согласно пункта 3 Указания № 3816-У, отчет о деятельности представляется:
за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода;
за календарный год в два этапа - не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 115 календарных дней по окончании календарного года.
При составлении отчета о деятельности за календарный год, представляемого не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода, заполняются только разделы I и VI.
При составлении отчета о деятельности за календарный год, представляемого не позднее 115 календарных дней по окончании отчетного периода, заполняются разделы I - V.
К отчету о деятельности также прилагается электронный документ, содержащий бухгалтерскую (финансовую) отчетность сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива прилагается к отчету о деятельности за календарный год, представляемому не позднее 115 календарных дней по окончании отчетного периода.
Согласно пункта 4 Указания № 3816-У, отчет о персональном составе представляется по окончании календарного года, а также в случае изменения сведений, содержащихся в отчете о персональном составе, не позднее 15 календарных дней после окончания отчетного года или даты изменения сведений.
Согласно пункта 5 Указания N 3816-У отчет о деятельности и отчет о персональном составе представляются в Банк России в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, по телекоммуникационным каналам связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», в соответствии с требованиями Указания Банка от 21 декабря 2015 года № 3906-У «О порядке взаимодействия Банка России с не кредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также порядке и сроках направления другими участниками информационного обмена уведомления об использовании или уведомления об отказе от использования личного кабинета».
Таким образом, СКПК «ПОДДЕРЖКА-ПЛЮС» отчетность о деятельности, отчетность о персональном составе руководящих органов обязан был представить в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», с использованием личного кабинета участника финансового рынка.
В то же время, как следует из исследованных материалов дела, СКПК «ПОДДЕРЖКА-ПЛЮС» отчетность о персональном составе руководящих органов за 2016 год, отчетность о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива за 2016 год по сроку представления не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода и по сроку представления не позднее 115 календарных дней по окончании отчетного периода, отчетность о деятельности сельскохозяйственного потребительского кооператива по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ, не представил, что подтверждается сведениями, представленными административным истцом по результатам мониторинга статистики отчетности в Банк России с использованием программного обеспечения IВМ Cognos, предназначенного для контроля сдачи отчетности в Банк России (листы дела 81-86).
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 40.2 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» предусмотрено право Банка России выдавать кредитному кооперативу в порядке, установленном нормативными актами Банка России, обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
Как следует из материалов дела, в связи с непредставлением СКПК «ПОДДЕРЖКА-ПЛЮС» отчетов о своей деятельности и отчетов о персональном составе руководящих органов, необеспечения возможности представления в Банк России электронных документов, ДД.ММ.ГГГГ Банком России СКПК «ПОДДЕРЖКА-ПЛЮС» было дано предписание № Т601-16-9/1052 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, согласно которому административному ответчику надлежало в срок не позднее 15 календарных дней с даты получения предписания направить в Банк России документы, содержащие отчет о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива за 2016 год в форме электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», а также представить в Отделение по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации отчет об исполнении предписания через личный кабинет участника финансового рынка в установленный срок (листы дела 33-34).
Указанное предписание в адрес административного ответчика было направлено по его юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ (листы дела 35, 101) и возвращено с указанием причины «отсутствие адресата по указанному адресу».
ДД.ММ.ГГГГ Банком России СКПК «ПОДДЕРЖКА-ПЛЮС» было дано предписание № об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, согласно которому административному ответчику надлежало в срок не позднее 15 календарных дней с даты получения предписания направить в Банк России отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (по сроку представления - не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года) в форме электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», а также представить в Отделение по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации отчет об исполнении предписания через личный кабинет участника финансового рынка в установленный срок (листы дела 36-37).
Указанное предписание в адрес административного ответчика было направлено по его юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ (лист дела 38, 98) и возвращено в Банк с указанием причины возврата «отсутствие адресата по указанному адресу».
ДД.ММ.ГГГГ Банком России СКПК «ПОДДЕРЖКА-ПЛЮС» было дано предписание № об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, согласно которому надлежало в срок не позднее 30 календарных дней с даты получения предписания направить в Банк России отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (по сроку представления - не позднее 115 календарных дней по окончании календарного года) в форме электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», а также представить в Отделение по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации отчет об исполнении предписания через личный кабинет участника финансового рынка в установленный срок (листы дела 39-40).
Указанное предписание в адрес административного ответчика было направлено по его юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ (лист дела 41, 104) и возвращено в Банк с указанием причины возврата «истек срок хранения».
ДД.ММ.ГГГГ Банком России СКПК «ПОДДЕРЖКА-ПЛЮС» было дано предписание № об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, согласно которому административному ответчику надлежало в срок не позднее 30 календарных дней с даты получения предписания направить в Банк России отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива за первый квартал 2017 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в форме электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», а также представить в Отделение по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации отчет об исполнении предписания через личный кабинет участника финансового рынка в установленный срок (листы дела 42-43).
Указанное предписание в адрес административного ответчика было направлено по его юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ (лист дела 44) и возвращено в Банк с указанием причины возврата «истек срок хранения».
ДД.ММ.ГГГГ Банком России СКПК «ПОДДЕРЖКА-ПЛЮС» было дано предписание № об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, согласно которому административному ответчику надлежало в срок не позднее 15 календарных дней с даты получения предписания направить в Банк России отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в форме электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», а также представить в Отделение по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации отчет об исполнении предписания через личный кабинет участника финансового рынка в установленный срок (листы дела 45-46).
Указанное предписание в адрес административного ответчика было направлено по его юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ (лист дела 47) и возвращено неврученным в Банк с указанием причины возврата «отсутствие адресата по указанному адресу» с дополнительной пометкой - «нет такого адресата».
Кроме того, административным ответчиком в нарушение пункта 3 статьи 40.2 Федерального закона от 08 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» не обеспечена возможность предоставления в Банк электронных документов, а также возможность получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Указанием Банка России № 3906-У.
Таким образом, все указанные выше предписания направлялись Банком в адрес СКПК «ПОДДЕРЖКА-ПЛЮС» по месту его государственной регистрации в качестве юридического лица и были возвращены за истечением срока хранения или с указанием причины об отсутствии адресата по указанному адресу, при этом неполучение административным ответчиком указанных предписаний не является основанием для отказа Банку России в удовлетворении заявленных требований, так как в силу части 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Согласно части 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.
В силу положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Таким образом, в судебном заседание установлено, что Банком России были приняты неоднократные меры, направленные на представление административным ответчиком предусмотренных законом отчетов о своей деятельности и персональном составе, однако СКПК «ПОДДЕРЖКА-ПЛЮС» мер по своевременной сдаче отчетности в Банк России по установленной форме, в установленные сроки и в установленном порядке, принято не было, доказательств обратному административным ответчиком в судебное заседание не представлено.
До настоящего времени меры, направленные на устранение нарушений действующего законодательства, кооперативом не приняты, не смотря на то, что в определении о подготовке дела к судебному разбирательству административному ответчику на это указывалось. Копию административного искового заявления с приложенными к нему документами, а также и копию определения судьи о подготовке дела к судебному разбирательству представитель административного ответчика (Ф.А. Филиппова) получил (лист дела 92).
Таким образом, судом установлено и административным ответчиком это не опровергается, что СКПК «ПОДДЕРЖКА-ПЛЮС» допущено неоднократное в течение одного года нарушение требований пункта 3 статьи 40.2 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации", Указания N 3816-У, что является основанием для ликвидации кооператива, ввиду чего требования Банка России в этой части подлежат удовлетворению. При этом суд учитывает, что непредставление кооперативом установленной законом отчетности фактически делает невозможным осуществление надзора Банком России за деятельностью СКПК «ПОДДЕРЖКА-ПЛЮС» и что препятствует реализации Банком России возложенных на него законом функций по контролю и надзору за деятельностью сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива и создает реальную угрозу нарушения прав третьих лиц - потребителей финансовых услуг.
Согласно информации Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Алтайскому краю СКПК «ПОДДЕРЖКА-ПЛЮС» признаками недействующего юридического лица не обладает (листы дела 48-49).
Согласно акта о нарушении СКПК «ПОДДЕРЖКА-ПЛЮС» требований действующего законодательства, административный ответчик по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не имеет превышающую 1 000 рублей задолженность по уплате налогов, которая направлялась на взыскание судебному приставу-исполнителю (листы дела 50-54).
Согласно результатов поиска с сайта налогового органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», административный ответчик по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не имеет превышающую 1 000 рублей задолженность по уплате налогов, которая направлялась на взыскание судебному приставу-исполнителю, и представляет налоговую отчетность (лист дела 114).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", подпунктом 11 пункта 1 статьи 40.2 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" Банк России вправе предъявить в суд требование о ликвидации кредитного кооператива, в том числе в случае неоднократного неисполнения в течение одного года кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок; неоднократного в течение одного года нарушения кредитным кооперативом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случае осуществления им деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Федерального закона от 08 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» ликвидация кооператива влечет за собой прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей кооператива в порядке правопреемства к другим лицам.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 42 Федерального закона от 08 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», кооператив в том числе может быть ликвидирован по решению суда в случае осуществления деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями настоящего Федерального закона, иных законов или правовых актов;
При этом в силу пункта 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим за счет имущества юридического лица (пункт 5 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации). При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, являющихся юридическими лицами» разъяснено о том, что судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, предприняло ли такое объединение граждан все возможные действия для устранения названных нарушений, имели ли место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, устранены ли выявленные нарушения до принятия судебного решения.
В судебном заседание не установлено, что административным ответчиком были предприняты исчерпывающие меры для соблюдения законодательства, регулирующего порядок сдачи обязательной отчетности, как и не установлены какие-либо объективные причины, по которым административный ответчик не мог устранить выявленные нарушения в установленный в предписаниях Банка срок, также суду не представлены доказательства того, что выявленные нарушения административным ответчиком устранены до судебного заседания. Административным ответчиком доказательств обратного не представлено, доказательств объективной невозможности устранить указанные нарушения законодательства суду не представлено.
Процедура ликвидации кооператива установлена статьями 43, 44 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации».
Из выписки из ЕГРЮЛ следует, что Филиппова Ф.А. является одним из учредителей и директором СКПК «ПОДДЕРЖКА-ПЛЮС», следовательно, требование административного истца о возложении обязанности по осуществлению ликвидации кооператива на данное лицо законно и обоснованно, ввиду чего также подлежит удовлетворению.
Согласно статье 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
С учетом изложенного в соответствии с требованиями административного истца, обязанности, возложенные на учредителя и директора кооператива по совершению действий по ликвидации СКПК «ПОДДЕРЖКА-ПЛЮС» должны быть совершены в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Таким образом, административные исковые требования Банка подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░ ░░░░░░) ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░-░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░-░░░░», <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░-░░░░» ░░░░░░░░░ ░.░..
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░-░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 08 ░░░░░░░ 1995 ░░░░ № 193-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░».
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░-░░░░» ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 15 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░