Дело № 2-2374/2018 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 октября 2018 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Ежовой К.А.,
при секретаре Кабановой А.Э.,
с участием истца Муллоярова В. и его представителя Деменевой Т.Л., действующей на основании ордера,
третьего лица Муллоярова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муллоярова ФИО13 к администрации Бершетского сельского поселения, администрации Пермского муниципального района <адрес>, Рахимзянову ФИО14 о признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Муллояров ФИО15 обратился в суд с иском к администрации Бершетского сельского поселения, администрации Пермского муниципального района, Рахимзянову ФИО17 о признании права собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Исполнительного комитета Бершетского сельского Совета народных депутатов № истцу разрешено приобрести у ФИО19 под дачу домовладение, расположенное по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи истец приобрел у ФИО1 в собственность домовладение, состоящее из деревянного дома площадью <данные изъяты> кв.м, бани, наружных ограждений, расположенное по адресу: <адрес>. Договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ удостоверен Исполнительным комитетом Бершетского сельского Совета депутатов трудящихся <адрес>, запись в реестре №. ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления администрации Бершетского сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № истцу выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок под домом для ведения подсобного хозяйства. В установленном порядке договор купли-продажи домовладения от ДД.ММ.ГГГГ не был зарегистрирован в БТИ <адрес>, однако переход права недвижимого имущества состоялся. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 С.Р. умер, его наследником является сын Рахимзянов ФИО20 В связи с чем истец просит признать право собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>.
Истец Муллояров ФИО21 и его представитель Деменева ФИО22 в судебном заседании настаивали на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчики администрация Пермского муниципального района, администрация Бершетского сельского поселения не направили представителя в судебное заседание, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Ответчик Рахимзянов ФИО23 не явился в судебное заседание, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в предварительном судебном заседании с исковыми требованиями согласился, пояснил суду, что ФИО3 ФИО24 приходился ему отцом, ранее отцу принадлежал спорный жилой дом, по договору купли-продажи он продал жилой дом истцу.
Третье лицо Муллояров ФИО25 в судебном заседании поддержал исковые требования ФИО11
Третьи лица Муллояров ФИО26 Муллоярова ФИО27 нотариус Смирнова ФИО28 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Третье лицо Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> не направило в представителя в судебное заседание, о времени месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Суд, заслушав объяснения истца, представителя истца, третьего лица, изучив материалы дела, установил следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
На основании статьи 160 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, действовавшей до 01 января 1995 года, договор считается заключенным, когда между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным его пунктам.
Существенными являются те пункты договора, которые признаны такими по закону или необходимы для договоров данного вида, а также все те пункты, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу статьи 161 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, действовавшей до 01 января 1995 года, если согласно закону или соглашению сторон договор должен быть заключен в письменной форме, он может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Аналогичные правила содержатся в действующем законодательстве.
На основании пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли – продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение, что следует из пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 237 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, действовавшей до 01 марта 1996 года, по договору купли – продажи продавец обязуется передать имущество в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять имущество и уплатить за него определенную денежную сумму.
В силу статьи 239 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, действовавшей до 01 марта 1996 года, договор купли – продажи жилого дома (части дома), находящегося в городе, рабочем, курортном или дачном поселке, должен быть нотариально удостоверен, если хотя бы одной из сторон является гражданин, и зарегистрирован в исполнительном комитете районного, городского Совета народных депутатов. Несоблюдение правил настоящей статьи влечет недействительность договора.
На основании решения Бершетского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО12 ФИО29 разрешена покупка дома, расположенного по адресу: <адрес>, под дачу у ФИО1 (л.д.9).
Из письменного договора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 (продавец) передал в собственность ФИО12 ФИО30 (покупателю) жилой дом с постройками (баня, ограждение), находящийся по адресу: <адрес>, за покупную цену в размере <данные изъяты> рублей. Указанное домовладение принадлежало продавцу ФИО1 на праве личной собственности на основании похозяйственной книги № лицевой счет 516 (л.д. 8).
Указанный договор подписан сторонами, удостоверен и зарегистрирован в реестре за номером 35 Исполнительным комитетом Бершетского сельского Совета народных депутатов <адрес>.
При данных обстоятельствах суд находит указанный договор заключенным, так как договор заключен в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, стороны договора согласовали все его существенные условия: в договоре содержатся данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче в собственность, указана покупная цена недвижимого имущества; договор удостоверен лицом органа местного самоуправления, уполномоченного совершать нотариальные действия.
На основании постановления администрации Бершетского сельского Совета от 15.10.1992 №33 Муллоярову В. предоставлен в собственность для ведения подсобного хозяйства земельный участок площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу: <адрес>, о чем выдано свидетельство о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.21).
Из инвентарно-правового дела в отношении домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, следует, что по указанному адресу расположен жилой <адрес> года постройки, субъектом права является ФИО12 Вагиз на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48-67).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что договор от ДД.ММ.ГГГГ фактически исполнен сторонами, поскольку каждая из сторон исполнила принятые на себя обязанности, каждая сторона договора получила причитающееся по сделке; ФИО11 фактически получил в собственность жилой дом с постройками.
Правовая регистрация указанного жилого дома не производилась органами технической инвентаризации, что следует из выписки из технического паспорта на домовладение, составленной ДД.ММ.ГГГГ <адрес> филиалом ОГУП «ЦТИ» (л.д. 60).
Согласно части 1 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
По информации, содержащей в ЕГРН, на кадастровом учете как ранее учтенный состоит жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Сведения о зарегистрированных правах на жилой дом отсутствуют (л.д.47, 100-101).
Согласно пункту 3 части 3 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Продавец спорного имущества (сторона договора) ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 29).
Наследником после смерти ФИО1 является ответчик Рахимзянов ФИО31.
Ответчик Рахимзянов ФИО32 договор купли-продажи домовладения от ДД.ММ.ГГГГ не оспаривает, с заявленными исковыми требованиями согласился.
В соответствии с пунктом 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» на основании статей 1110 и 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанности продавца по договору купли – продажи переходят к его универсальным правопреемникам. Поэтому покупатель недвижимого имущества вправе обратиться с иском о государственной регистрации перехода права собственности (статья 551 ГК РФ) к наследникам или иным универсальным правопреемникам продавца. Покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя. В резолютивной части решения суд обязывает государственного регистратора совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 59 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Согласно пункту 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Суд считает, что права ФИО12 ФИО33 на жилой дом являются юридически действительными, так как они удостоверены документом, составленным в установленной форме до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Анализируя полученные доказательства, суд приходит к выводу о том, что ФИО12 ФИО34 действует добросовестно и разумно, владеет и пользуется жилым домом с ДД.ММ.ГГГГ на законном основании, поскольку он совершил необходимые действия, направленные на приобретение права собственности на жилой дом, в том числе передал покупную цену за приобретенное имущество.
При таких обстоятельствах суд считает, что имеются правовые основания для признания за истцом права собственности на жилой дом (кадастровый №), поскольку единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» судебный акт, вступивший в законную силу, является основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Муллоярова ФИО35 удовлетворить.
Признать за Муллояровым ФИО36 право собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение является основанием для государственной регистрации права.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья /подпись/
Копия верна.
Судья К.А. Ежова
подлинник подшит
в гражданском деле №2-2374/2018
Пермского районного суда Пермского края