УИД №74RS0046-01-2024-001606-45
Дело № 2-1235/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 августа 2024 года город Озерск
Озерский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Медведевой И.С.
при секретаре Потаповой Е.Р.
с участием помощника прокурора Охотниковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора закрытого административно-территориального образования г.Озерск Челябинской области Кудлачева А.Е. в интересах Тимонич ГГ, Тимонич ГГ к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница №71 Федерального медико-биологического агентства» о признании незаконным бездействия в непринятии мер по своевременному обеспечению лекарственными препаратами, о возложении обязанности выдавать рецепты на лекарственные препараты в количестве, необходимом по медицинским показаниями до отмены препаратов, к Министерству здравоохранения Челябинской области о возложении обязанности обеспечивать лекарственными препаратами в количестве, необходимом по медицинским показаниями до момента отмены препаратов
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора закрытого административно-территориального образования г.Озерск Челябинской области (далее в тексте – ЗАТО г.Озерск), в интересах Тимонич Г.Г., а также Тимонич Г.Г. обратились в суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница №71 Федерального медико-биологического агентства» (далее в тексте – ФГБУЗ КБ №71 ФМБА России», ответчик), к Министерству здравоохранения Челябинской области, просят:
1. признать незаконным бездействие ФГБУЗ КБ №71 ФМБА России, выразившееся в непринятии мер по своевременному обеспечению Тимонич Г.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами: <>
2. возложить на Министерство здравоохранения Челябинской области обязанность обеспечивать Тимонич Г.Г. лекарственными препаратами <>) в количестве, необходимом по медицинским показаниям до момента отмены препаратов,
3. обязать ФГБУЗ КБ №71 ФМБА России выдавать Тимонич Г.Г. рецепты на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами <>) в количестве, необходимом по медицинским показаниям до момента отмены препаратов.
Решение суда обратить к немедленному исполнению (л.д.4-10).
В обоснование исковых требований указано, что Тимонич Г.Г. состоит на «Д» учете в связи с заболеванием «сахарный диабет», имеет право на бесплатное лекарственное обеспечение. Также Тимонич Г.Г. страдает хроническими заболеваниями: <>. Согласно представленной ФГБУЗ КБ №71 ФМБА информации, врачами-специалистами Тимонич Г.Г. назначены следующие препараты: <>). Рецепты на перечисленные препараты были выписаны пациенту несвоевременно, также несвоевременно были направлены заявки в Минздрав Челябинской области на предоставление лекарственных препаратов, тем самым, истец не обеспечена лекарственными препаратами, что влечет нарушение ее прав.
В судебном заседании помощник прокурора Охотникова А.В. на удовлетворении исковых требований настаивала.
Истец Тимонич Г.Г. в судебное заседание не явилась, неоднократно направленные по адресу ее регистрации и проживания судебные извещения возвращены с указанием причины: «Истек срок хранения» (л.д.46, л.д.124).
Представитель ответчика ФГБУЗ КБ №71 ФМБА России в судебное заседание не явился, извещен, в заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.125).
Представитель ответчика – Министерства здравоохранения Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен (л.д.122, л.д.127).
Представитель третьего лица ФМБА России в судебное заседание не явился, извещен (л.д.123).
Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Озёрского городского суда Челябинской области в сети Интернет, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в связи с наличием обращения к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, охраны здоровья, включая медицинскую помощь.
Согласно ч. 1 статьи 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.
Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Организация охраны здоровья в РФ осуществляется, в том числе, путем обеспечения определенных категорий граждан лекарственными препаратами (далее также - лекарства) в соответствии с законодательством РФ (п. 5 ч. 1 ст. 29 Закона № 323-ФЗ).
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно Приложению N 1 к указанному Постановлению Правительства Российской Федерации, лицам, имеющим заболевание «диабет» все лекарственные средства отпускаются бесплатно.
В силу п. 2 Постановления Правительства РФ от 11 апреля 2005 года N 206 «О Федеральном медико-биологическом агентстве», а также Распоряжения Правительства РФ от 21 августа 2006 года N 1156-р «Об утверждении перечней организаций и территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России», ЗАТО г.Озерск Челябинской области входит в состав территорий, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством.
Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи.
Федеральное медико-биологическое агентство осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы, а также через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральное медико-биологическое агентство организует оказание следующих государственных услуг в сфере здравоохранения: первичная медико-санитарная помощь, специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, скорая, в том числе скорая специализированная, включая медицинскую эвакуацию, медицинская помощь и паллиативная медицинская помощь, оказываемые федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Агентства; обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи.
В силу п. 2.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328), при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей- инвалидов (далее - Перечни), утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.
Согласно ч. 3 ст. 6.5 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с п. 4 Правил, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий, год, Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей - инвалидов.
Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (части 2, 4 статьи 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ).
В силу пунктов 1, 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 Постановления Губернатора Челябинской области от 27 июля 2004 года N 383 «Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства здравоохранения Челябинской области» Министерство выступает главным распорядителем и получателем средств областного бюджета; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги в установленном законодательством порядке, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; организует размещение заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения; заключает по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующие государственные контракты; организует обеспечение населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.
Согласно п. 2 Постановления Правительства Челябинской области от 26 декабря 2007 года N 272-П «О Порядке предоставления отдельным группам населения и лицам, страдающим отдельными заболеваниями, проживающим территории Челябинской области, бесплатного лекарственного обеспечения и финансирования расходов по бесплатному лекарственному обеспечению за счет средств областного бюджета» лекарственное обеспечение отдельных групп населения осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по Министерству здравоохранения Челябинской области.
Министерство здравоохранения Челябинской области образовано в соответствии со ст. 72 Устава (Основного закона) Челябинской области, является органом исполнительной власти Челябинской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере здравоохранения.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Материалами дела установлено, что Тимонич Г.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наблюдается на втором территориальном врачебном участке в городской поликлинике №1 ФГБУЗ КБ №71 ФМБА России, застрахована в рамках ОМС – №, страховая компания ОМС – «<>» (л.д. 49-50).
Тимонич Г.Г. ДД.ММ.ГГГГ установлен диагноз: «<>», в связи с чем, 20 мая 2019 года пациентка поставлена на диспансерный учет, включена в региональный реестр пациентов на право бесплатного лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении (л.д.69).
Согласно информации ФГБУЗ КБ № 71 ФМБА России и Министерства здравоохранения Челябинской области Тимонич Г.Г. является федеральным льготником (л.д.83).
По медицинским выпискам следует, что Тимонич Г.Г. страдает хроническими заболеваниями: <>.
Врачами-специалистами ГБУЗ ЧОКБ и ФГБУЗ КБ №71 ФМБА России Тимонич Г.Г. рекомендовано лечение, в том числе, такими лекарственными препаратами, как:
<>
<>
<>
<>
Таким образом, Тимонич Г.Г. должна быть обеспечена лекарственными препаратами, назначенными ей врачом-ревматологом с 22 марта 2024 года, врачом-гинекологом с 26 марта 2024 года. Вместе с тем, на препараты <> рецепты были выписаны только 09 апреля 2024 года, на <> – 11 апреля 2024 года (л.д.13, л.д.76-78, л.д.81). Данное обстоятельство представителем ответчика ФГБУЗ КБ №71 ФМБА России не оспорено и подтверждается ответом на представление прокурора от 11 июня 2024 года (л.д.83-85).
Также установлено, что заявки в Минздрав Челябинской области о потребности в лекарственных препаратах у Тимонич Г.Г. были направлены ФГБУЗ КБ №71 ФМБА России с нарушением установленного приказом Министерства здравоохранения №276 от 10 апреля 2023 года срока, а именно: 07 мая 2024 года (заявка №2545, л.д. 18), 05 июня 2024 года (заявка №3043, л.д. 23). Следовательно, в действиях ФГБУЗ КБ №71 ФМБА России имеется бездействие, выразившееся в непринятии мер по своевременному обеспечению Тимонич Г.Г. лекарственными препаратами. На момент рассмотрения дела Тимонич Г.Г. лекарственными препаратами не обеспечена, материалы дела доказательств обратного не содержат.
Таким образом, исковые требования суд считает подлежащими удовлетворению, на ответчика ФГБУЗ КБ №71 ФМБА России суд возлагает обязанность выдавать Тимонич Г.Г. рецепты на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами эторикоксиб <>, на ответчика - Министерство здравоохранения Челябинской области суд возлагает обязанность обеспечивать Тимонич Г.Г. лекарственными препаратами <> в количестве, необходимом по медицинским показаниям до момента отмены препаратов.
В соответствии с ч.1 ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая категорию рассматриваемого дела, исходя из защиты прав пациента на своевременное обеспечение лекарственными препаратами и получения гарантированного лечения, суд считает необходимым решение суда обратить к немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования и.Озерск Челябинской области Кудлачева А.Е. в интересах Тимонич ГГ, Тимонич ГГ к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница №71 Федерального медико-биологического агентства» о признании незаконным бездействия в непринятии мер по своевременному обеспечению лекарственными препаратами, о возложении обязанности выдавать рецепты на лекарственные препараты в количестве, необходимом по медицинским показаниями до отмены препаратов, к Министерству здравоохранения Челябинской области о возложении обязанности обеспечивать лекарственными препаратами в количестве, необходимом по медицинским показаниями до момента отмены препаратов - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая больница № 71 Федерального медико-биологического агентства», выразившееся в непринятии мер по своевременному обеспечению Тимонич Галины Георгиевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения лекарственными <>
Возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница № 71 Федерального медико-биологического агентства» обязанность выдавать Тимонич ГГ рецепты на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами <>) в количестве, необходимом по медицинским показаниям до момента отмены препаратов.
Возложить на Министерство здравоохранения Челябинской области обязанность обеспечивать Тимонич ГГ лекарственными препаратами <>
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано через Озерский городской суд в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21 августа 2024 года.
Председательствующий И.С. Медведева
<>
<>
<>
<>
<>
<>