Дело № 2а-1729/2021
74RS0031-01-2021-002192-04
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 июня 2021 года Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего Зенцовой С.Е.
при секретаре Сидоренко Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС №16 по Челябинской области к Миляевой Илоне Михайловне о взыскании обязательных платежей и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Челябинской области (далее по тексту – МИФНС № 16 по Челябинской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Миляевой И.М. о взыскании задолженности по транспортному налогу и соответствующей сумме пени.
В обоснование требований указано, что ответчиком не исполнена обязанность по уплате транспортного налога, в связи с чем, последней выставлено требование об уплате недоимки на общую сумму 10 650 руб., которое не исполнено.
Просит взыскать с Миляевой И.М. недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 10 650 руб., пени в размере 143,16 руб., всего на общую сумму 10793,16 руб.
Представитель административного истца, МИФНС № 16 по Челябинской области, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. Заявленные требования подержал в полном объеме.
Административный ответчик Миляева И.М. в судебном заседании исковые требования не признала, после перерыва в судебное заседание не явилась, представила заявление о применении срока исковой давности. Также указала, что автомобиль <данные изъяты> был продан ею в 2008 году, однако с регистрационного учета не был снят, полагает, что не должна платить за него налоги.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В соответствии с положениями п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно положениям п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
На основании п.3 ст.356 Налогового кодекса Российской Федерации, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п.1 ст.358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 45).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (пункт 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Неисполнение налогоплательщиком требования об уплате налога, согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для обращения в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Судом установлено, что Миляевой И.М. на праве собственности принадлежат следующие транспортные средства:
- <данные изъяты>
<данные изъяты>
Таким образом, Миляева И.М. является плательщиком транспортного налога.
Недоимка по транспортному налогу за 2018 год составила 10 650 руб., в том числе:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В связи с тем, что налогоплательщиком в срок, установленный законодательством о налогах и сборах для оплаты соответствующего налога (срок уплаты до 02 декабря 2019 года), указанные суммы налога не оплачены, ему начислена пени в соответствии с п. 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 143,16 руб. на сумму налога – 10 650 руб. за период с 03 декабря 2019 года по 04 февраля 2020 года.
Расчет задолженности по налогу и пени, представленный истцом, судом проверен, он является правильным, произведен в соответствии с нормами действующего законодательства.23 августа 2019 года административному ответчику направлено налоговое уведомление № 77327529 о необходимости уплаты соответствующего налога в размере 11 444 руб. в срок до 02 декабря 2019 года (л.д. 16). Указанное уведомление должником не исполнено.
05 февраля 2020 года административному ответчику направлено требование № 4540 об уплате недоимки по налогам в размере 10 686 руб. и пени в размере 143,58 руб., с уплатой в срок до 20 марта 2020 года (л.д. 18), которое в установленный срок не исполнено.
В соответствии с положениями ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статьям 45 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества данного налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Административный ответчик ходатайствовала о применении срока давности.
Из материалов дела усматривается, что 10 сентября 2019 года в установленный законом срок налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа (л.д. 25-27).
Мировым судьей судебного участка № 5 Орджоникидзевского района г. Магнитогорска от 03 июня 2020 года выдан судебный приказ о взыскании с Миляевой И.М. недоимки по налогам в размере 11 389 руб.
Определением мирового судьи судебного участка № 5 Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области от 24 сентября 2020 года судебный приказ отменен в связи с поступившими от должника возражениями.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
22 марта 2021 года Межрайонная ИФНС России № 16 по Челябинской области обратилась в суд с иском к Миляевой И.М. о взыскании недоимки по налогам. Таким образом, суд приходит к выводу, что срок обращения в суд с иском о взыскании недоимки налоговым органом не пропущен.
Размер образовавшейся задолженности на дату обращения в суд согласно расчету, составил 10 793,16 руб.
Размер образовавшейся задолженности, факт не исполнения требований об уплате налога и пени подтверждается информацией о задолженности. Расчет задолженности проверен судом, произведен законно и обоснованно.
Доказательств, подтверждающих уплату суммы задолженности, административным ответчиком в соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования Межрайонной ИФНС № 16 по Челябинской области к Миляевой И.М. о взыскании задолженности по налогу обоснованны, сумма задолженности подлежит взысканию с административного ответчика.
Следует взыскать с Миляевой И.М. в пользу Межрайонной ИФНС № 16 по Челябинской области задолженность по уплате налога и пени в размере 10 793,16 руб.
При этом суд отклоняет доводы административного ответчика о том, что транспортное средство – автомобиль <данные изъяты> выбыл из его собственности 04 июня 2008 года, в связи с чем не несет обязанности по уплате транспортного налога.
Так согласно договору купли-продажи от 04 июня 2008 года Миляева И.М. продала <данные изъяты> Огородникову П.И.
Также представлена копия доверенности от 04 июня 2008 года, в соответствии с которой Миляева И.М. передала Огородникову П.И. полномочия на распоряжение автомашиной <данные изъяты>, в том числе с правом продажи, дарения, получения денег, снятия автомобиля с учета.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, а объектом налогообложения данным видом налога являются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке.
Таким образом, возникновение указанной выше обязанности по уплате транспортного налога законодатель связывает с фактом регистрации транспортного средства на имя налогоплательщика.
Согласно сведений ГИБДД ГУВД Челябинской области за Миляевой И.М. в спорный период зарегистрировано транспортное средство - <данные изъяты>
Обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога поставлена в прямую зависимость от факта регистрации транспортного средства в установленном порядке в органах ОГИБДД, а не факта наличия или отсутствия у него транспортного средства в фактическом пользовании.
Сам по себе факт отсутствия автомобиля во владении административного ответчика в налогооблагаемый период и неосуществления им правомочий собственника, в том числе и в связи с его продажей, исходя из установленного законодательством Российской Федерации правового регулирования, значения не имеет и от налогового обязательства не освобождает.
Факт отчуждения автомобиля не освобождает лицо, не снявшее транспортное средство с регистрационного учета, от выполнения обязанности по уплате налога.
Обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, то есть возникает с месяца постановки транспортного средства на государственный регистрационный учет и прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.
Таким образом, по смыслу закона, транспортное средство остается объектом налогообложения до тех пор, пока остается зарегистрированным в установленном законом порядке.
Административный истец в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, административный иск судом удовлетворен.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с миляевой И.М. следует взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 431,73 руб. в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ №16 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 16 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2018 ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 650 ░░░., ░░░░ ░ ░░░░░░░ 143,16 ░░░. ░░ ░░░░░░ ░ 03 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░ 04 ░░░░░░░ 2020 ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 10 793 (░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░) ░░░░░ 16 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 431 (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░ 73 ░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08 ░░░░ 2021 ░░░░.