ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 07 июля 2023 г. по делу № 33-4716/2023
(в суде первой инстанции дело № 2-1737/2023, УИД 27RS0001-01-2023-000854-25)
г. Хабаровск
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Пестовой Н.В.
судей Галенко В.А., Новицкой Т.В.
при секретаре Куклиной Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Литвиновой О.Ю. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Хабаровскому краю и ЕАО о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии досрочно, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Литвиновой О.Ю. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 19 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Пестовой Н.В., объяснения Литвиновой О.Ю. и ее представителя Толмачевой И.В., представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Хабаровскому краю и ЕАО Сандакова Б.Б., действующего на основании доверенности от 09 января 2023 г.,
у с т а н о в и л а:
Литвинова О.Ю. обратилась в суд с иском к Отделению пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю и ЕАО с иском о признании незаконным решения по отказу в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указала, что 27 декабря 2022 г. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости. Решением пенсионного органа от 09 января 2023 г. истцу отказано в назначении страховой пенсии досрочно, поскольку пенсионным органом не установлены периоды работы, подлежащие зачету в специальный стаж в соответствии с п.5 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. г. Полагает данный отказ незаконным, поскольку страховой стаж истца составляет более 20 лет, более 10 лет истец имеет трудовой стаж в должности электромонтера (позднее электромеханика) в сфере железнодорожного транспорта, чья деятельность связана с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда. Эти обстоятельства подтверждаются трудовым договором и дополнениями к нему в ОАО «РЖД», локальными актами работодателя, подтверждающими работу с особыми условиями труда и выплатой истцу надбавки. Специальный стаж истца, дающий основания для назначения досрочной страховой пенсии, превышает 10 лет.
Просит суд, с учетом уточненных исковых требований, признать незаконным отказ от 09 января 2023 г. в назначении страховой пенсии досрочно, включить в стаж на соответствующих видах работ периоды с 03 августа 1988 г. по 31 декабря 2021 г. (33 года 04 месяца 29 дней) в должностях электромонтера по эксплуатации электросчетчиков, электромеханика (3 группа) в Хабаровской дистанции электроснабжения структурной единицы Хабаровского отделения ЖД – филиала ДВЖД МПС РФ (с 01 октября 2012 г. Хабаровская дистанция электроснабжения – структурное подразделение ДВ дирекции по обеспечению структурного подразделения Трансэнерго ОАО РЖД; с 01 января 2022 г. по настоящее время (01 год 03 месяца 19 дней) в должности электромеханика (3 группа) в ОАО «РЖД»; признать за истцом право на назначение страховой пенсии по старости досрочно.
Определениями Центрального районного суда г. Хабаровска от 04 апреля 2023 г. (в протокольной форме) рассмотрение заявленных требований перешло в порядке гражданского процессуального законодательства РФ; в порядке правопреемства произведена замена ответчика ГУ - Отделение пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю и ЕАО на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Хабаровскому краю и ЕАО.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 19 апреля 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Литвинова О.Ю. ставит вопрос об отмене указанного судебного акта, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда, фактическим обстоятельствам дела, полагая, что материалы дела содержат доказательства, подтверждающие специальный характер ее работы в тяжелых условиях в спорный период в качестве электромонтера по эксплуатации электросчетчиков, электромеханика (3 группа), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», в связи с чем, считает не включение спорного периода в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии незаконным.
Письменных возражений на доводы апелляционной жалобы не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Литвинова О.Ю. и ее представитель Толмачева И.В. доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали. Просили решение отменить и принять новое об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Хабаровскому краю и ЕАО Сандаков Б.Б. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, Литвинова О.Ю. 27 декабря 2022 г. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте по п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Решением ОПФР по Хабаровскому краю и ЕАО от 09 января 2023 г. № 8 Литвиновой О.Ю. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием 10 лет специального стажа, требуемого в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Аналогичные решения ОПФР по Хабаровскому краю и ЕАО вынесены 15 декабря 2022 г. (№4804), от 06 июня 2022 г. (№2095).
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, пришел к выводу об отсутствии у истца на дату обращения в пенсионный орган специального стажа работы по Списку № 272, и отсутствия права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», поскольку истец не представила доказательства осуществления работы по профессиям, предусмотренным в Списке № 272. В выписке из индивидуального лицевого счета истца период работы с 17 ноября 1998 г. (с даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования) по 31 декабря 2001 г. указан без отметки особых условий труда, то есть работодателем подтвержден период работы как в обычных условиях труда. В представленных истцом суду сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица также нет указаний о периодах работы, учитываемых для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости. При таких обстоятельствах оснований для включения в специальный стаж для назначения пенсии досрочно периоды с 03 августа 1988 г. по 31 декабря 2021 г. в должностях электромонтера по эксплуатации электросчетчиков, электромеханика (3 группа); с 01 января 2022 г. по настоящее время в должности электромеханика (3 группа) в ОАО «РЖД» не имеется.
В судебном акте приведено толкование норм материального права (Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», постановления Правительства Российской Федерации № 665 от 16 июля 2014 года «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», постановления Правительства Российской Федерации № 272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда», постановления Правительства Российской Федерации № 1015 от 02 октября 2014 года «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»), подлежащих применению к спорным отношениям, оценка доказательств проведена по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Согласно подпункту «г» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда».
В соответствии с данным списком право на досрочное назначение пенсии имеют кондукторы грузовых поездов, машинисты и помощники машинистов тепловозов.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила № 1015).
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и, установив отсутствие документального подтверждения в спорные периоды на выполнении работ в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 272, в сведениях персонифицированного учета, представленных работодателем, отсутствует код работы в особых условиях, отвечающих требованиям указанного Списка, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для включения спорных периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в обжалуемом судебном постановлении, и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда являться не могут.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 19 апреля 2023 года по делу по иску Литвиновой О.Ю. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Хабаровскому краю и ЕАО о признании незаконным отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии досрочно, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости оставить без изменения, апелляционную жалобу Литвиновой О.Ю. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи