Решение по делу № 33а-93/2022 от 24.01.2022

Судья Бадмаева О.В. 33а-93/2022

№ 13а-86/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Элиста 22 февраля 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Панасенко Г.В.,

рассмотрев в предусмотренном частью 2 статьи 315 КАС РФ (далее – КАС РФ) порядке частную жалобу Председателя Правительства Республики Калмыкия Зайцева Ю.В. на определение Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 12 ноября 2021 г. об отказе в удовлетворении заявления Управления ветеринарии Республики Калмыкия об изменении способа исполнения решения Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 26 ноября 2020 г.,

у с т а н о в и л а :

вступившим в законную силу решением Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 26 ноября 2020 г. удовлетворено административное исковое заявление прокурора о признании незаконным бездействия Правительства Республики Калмыкия и Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, выразившегося в непринятии мер по постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности и приведению в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил биотермических ям (скотомогильников) на территории Малодербетовского района Республики Калмыкия; на Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия возложена обязанность принять меры по постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности биотермических ям (скотомогильников); на Правительство Республики Калмыкия возложена обязанность нормативно-правового, финансового обеспечения организации проведения мероприятий по приведению в соответствие с требованиями п.п. 5.1 - 5.10, 6.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469, биотермических ям (скотомогильников), расположенных на территории Малодербетовского района Республики Калмыкия на земельных участках с кадастровыми номерами 08:05:040201:170 и 08:05:160201:3.

Управление ветеринарии Республики Калмыкия (далее также – Управление) обратилось в суд с заявлением об изменении способа исполнения решения суда от 26 ноября 2020 г., мотивируя тем, что согласно Положению об Управлении ветеринарии Республики Калмыкия, утвержденному постановлением Правительства Республики Калмыкия от 28 июня 2012 г. № 220, (далее – Положение об Управлении ветеринарии Республики Калмыкия) Управление является органом исполнительной власти республики, осуществляющим функции по выработке государственной политики Республики Калмыкия, нормативно-правовому регулированию, контролю, оказанию государственных услуг в сфере ветеринарии.

В силу постановления Правительства Республики Калмыкия от 6 апреля 2021 г. № 98 организация мероприятий по консервации скотомогильников (биотермических ям) отнесена к полномочиям Управления, в связи с чем просило изменить способ исполнения решения суда в части замены Правительства Республики Калмыкия на Управление ветеринарии Республики Калмыкия.

Определением Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 12 ноября 2021 г. отказано в удовлетворении заявления Управления ветеринарии Республики Калмыкия об изменении способа исполнения решения.

В частной жалобе Председатель Правительства Республики Калмыкия Зайцев Ю.В. просил отменить определение суда и заявление удовлетворить. Указал, что в силу положений Закона Республики Калмыкия от 2 ноября 1998 г. № 1-II-З «О Правительстве Республики Калмыкия» Правительство Республики Калмыкия является коллегиальным органом, постоянно действующим высшим органом исполнительной власти Республики Калмыкия, входит в систему органов исполнительной власти республики и обеспечивает их согласованную деятельность в интересах населения Республики Калмыкия. В состав Правительства входят, в том числе руководители других органов исполнительной власти Республики Калмыкия. Согласно Положению об Управлении ветеринарии Республики Калмыкия Управление является органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим функции по выработке государственной политики Республики Калмыкия, нормативно-правовому регулированию, контролю, оказанию услуг в сфере ветеринарии. Указал, что данное заявление подано с целью конкретизации должника, поскольку Правительство Республики Калмыкия является коллегиальным органом.

В силу частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) частные жалобы, представления прокурора на определения суда рассматриваются в апелляционном порядке по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания судьями соответствующих судов единолично, за исключением случаев, когда обжалуемое определение вынесено коллегиальным составом суда.

Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенным в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, проверив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении определения суда без изменения.

Частью 1 статьи 16 КАС РФ предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 184 КАС РФ после объявления решения по административному делу суд, принявший решение, не вправе отменить или изменить его.

В соответствии с частью 1 статьи 189 КАС РФ суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

В силу части 1 статьи 358 КАС РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

Отказывая в удовлетворении заявления Управления ветеринарии Республики Калмыкия об изменении способа исполнения решения, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем фактически ставится вопрос о замене административного ответчика, изменение способа и порядка исполнения судебного акта не может изменять его содержание и выходить за пределы разрешенных судом исковых требований, изменение законодательства, примененного судом при рассмотрении административного дела, не относится к числу обстоятельств, являющихся основанием для изменения способа и порядка исполнения решения суда.

С указанными выводами следует согласиться.

Как видно из материалов административного дела № 2а-255/2020, вступившим в законную силу решением Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 26 ноября 2020 г. удовлетворено административное исковое заявление прокурора о признании незаконным бездействия Правительства Республики Калмыкия и Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, выразившегося в непринятии мер по постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности и приведению в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил биотермических ям (скотомогильников) на территории Малодербетовского района Республики Калмыкия; на Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия возложена обязанность принять меры по постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности биотермических ям (скотомогильников); на Правительство Республики Калмыкия возложена обязанность нормативно-правового, финансового обеспечения организации проведения мероприятий по приведению в соответствие с требованиями п.п. 5.1 - 5.10, 6.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469, биотермических ям (скотомогильников), расположенных на территории Малодербетовского района Республики Калмыкия на земельных участках с кадастровыми номерами 08:05:040201:170 и 08:05:160201:3.

В соответствии с частью 1 статьи 44 КАС РФ, если в период рассмотрения административного дела орган государственной власти, иной государственный орган или орган местного самоуправления, являющиеся стороной в административном деле, реорганизован, суд производит замену этой стороны его правопреемником. В случае, если какой-либо из указанных органов либо организация, наделенная государственными или иными публичными полномочиями, упразднены, суд производит замену этой стороны органом или организацией, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца.

Аналогичная норма содержится в статье 52 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Согласно разъяснениям, данным в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», в случае выбытия взыскателя или должника в исполнительном производстве, возбужденном на основании выданного судом исполнительного документа (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в правоотношениях), вопрос о правопреемстве подлежит разрешению судом (статья 44 ГПК РФ, статья 44 КАС РФ, статья 48 АПК РФ, пункт 1 части 2 статьи 52 Закона № 229-ФЗ). По вопросу правопреемства в суд могут обратиться: судебный пристав-исполнитель, стороны исполнительного производства, лицо, считающее себя правопреемником выбывшей стороны исполнительного производства.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце 2 пункта 11 постановления от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», на стадии исполнения судебного акта по административному делу также возможна замена должника и (или) взыскателя его правопреемником (статья 52 Закона № 229-ФЗ, статья 363 КАС РФ).

Таким образом, по смыслу приведенных выше норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации наряду с переходом прав в порядке правопреемства, связанного с реорганизацией либо упразднением юридического лица, а также уступкой права требования, основанием для замены публичного органа на его правопреемника может также являться и перераспределение полномочий в определенной сфере правоотношений.

Суд первой инстанции, разрешая в порядке статьи 358 КАС РФ доводы заявления Управления ветеринарии Республики Калмыкия, которые фактически сводятся к требованию о замене должника Правительства Республики Калмыкия правопреемником – Управлением ветеринарии Республики Калмыкия, пришел к верному выводу об отсутствии для этого каких-либо правовых оснований.

Соглашаясь с таким выводом, следует исходить из того, что в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «ц» пункта 2 статьи 26.11 приведенного Федерального закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Калмыкия от 2 ноября 1998 г. № 1-II-З «О Правительстве Республики Калмыкия» Правительство Республики Калмыкия является постоянно действующим высшим органом исполнительной власти Республики Калмыкия. Правительство Республики Калмыкия является коллегиальным органом, входит в систему органов исполнительной власти Республики Калмыкия и обеспечивает их согласованную деятельность в интересах населения Республики Калмыкия. Правительство Республики Калмыкия обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия, законов и иных нормативных правовых актов Республики Калмыкия на территории Республики Калмыкия.

В силу статьи 5 данного Закона Правительство Республики Калмыкия разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Республики Калмыкия, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Правительство Республики Калмыкия: осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина; формирует иные органы исполнительной власти Республики Калмыкия; управляет и распоряжается собственностью Республики Калмыкия в соответствии с законами Республики Калмыкия; утверждает положения о республиканских министерствах и иных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность их работников и размер ассигнований на содержание органов исполнительной власти Республики Калмыкия в пределах средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете; управляет и распоряжается землей, природными ресурсами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия; разрабатывает и обеспечивает выполнение мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных и материальных ресурсов, защите населения на территории Республики Калмыкия от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; участвует в разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, формирует государственные программы Республики Калмыкия и обеспечивает их реализацию.

Согласно статьи 14 данного Закона Правительство Республики Калмыкия в пределах своих полномочий: объединяет и направляет работу министерств Республики Калмыкия, иных органов исполнительной власти Республики Калмыкия, подведомственных ему организаций, обеспечивает между ними необходимое взаимодействие и контролирует их деятельность; утверждает положения о министерствах Республики Калмыкия, иных органах исполнительной власти Республики Калмыкия, уставы подведомственных ему организаций.

Поскольку на Правительство Республики Калмыкия, как на высший орган исполнительной власти Республики Калмыкия возложены полномочия по осуществлению согласованной деятельности органов исполнительной власти Республики Калмыкия, а организация мероприятий по предупреждений эпидемий, ликвидации болезней животных, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с действующим законодательством относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, то исполнение полномочий Правительства Республики Калмыкия по разработке и выполнению мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, защите населения на территории Республики Калмыкия от чрезвычайных ситуаций природного характера, реализации государственных программ Республики Калмыкия, связанных с регулированием сельскохозяйственной деятельности и ее последствий в виде скотомогильников (биотермических ям), реализуется посредством вынесения соответствующих распорядительных документов.

При этом довод в частной жалобе о том, что Правительство Республики Калмыкия является коллегиальным органом, а также фактическое закрепление в Положении об Управлении ветеринарии Республики Калмыкия (п.п. 1, 2, 4.2, 4.8.1), входящем в состав органов исполнительной власти Республики Калмыкия, ряда полномочий, в том числе по выполнению мероприятий по консервации скотомогильников, как на то указано в заявлении Управления, сами по себе не исключают вывода о наличии у Правительства Республики Калмыкия, как высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, собственной исключительной компетенции по нормативно-правовому и финансовому обеспечению решения вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, которые в частности реализованы путем внесения постановлением Правительства Республики Калмыкия от 27 сентября 2021 г. № 359 соответствующих изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Калмыкия, утвержденную постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 декабря 2018 г. № 384.

При этом организация бюджетного финансирования соответствующих мероприятий также отнесена к компетенции Правительства Республики Калмыкия, как органа исполнительной власти, ответственного за формирование и исполнение регионального бюджета.

Сведений, указывающих на отсутствие таких полномочий у Правительства Республики Калмыкия, также как и данных о реорганизации либо упразднении данного органа исполнительной власти, других данных, свидетельствующих о перемене лиц в правоотношениях, не имеется.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для изменения способа исполнения решения Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 26 ноября 2020 г. путем замены стороны исполнительного производства – Правительства Республики Калмыкия на Управление ветеринарии Республики Калмыкия является верным.

Доводы частной жалобы являлись предметом проверки суда первой инстанции, направлены на переоценку выводов суда, которые соответствуют обстоятельствам дела и являются правильными.

Руководствуясь статьёй 316 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

определение Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 12 ноября 2021 г. об отказе в удовлетворении заявления Управления ветеринарии Республики Калмыкия об изменении способа исполнения решения Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 26 ноября 2020 г. оставить без изменения, частную жалобу Председателя Правительства Республики Калмыкия Зайцева Ю.В. – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции (г. Краснодар) в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения через суд первой инстанции.

Председательствующий судья Г.В. Панасенко

33а-93/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Малодербетовского района РК
Ответчики
Администрация Малодербетовского РМО РК
Минзем РК
Управление ветеринарии РК
Другие
Правительство РК
Суд
Верховный Суд Республики Калмыкия
Судья
Панасенко Галина Владимировна
Дело на странице суда
vs.kalm.sudrf.ru
24.01.2022Передача дела судье
22.02.2022Судебное заседание
15.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.03.2022Передано в экспедицию
22.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее