Решение по делу № 2-2954/2018 от 12.03.2018

Дело № 2-2954/2018

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

28 ноября 2018 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Ежелевой Е.А. при секретаре Витковской Н.А., с участием истца Цапкина С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Цапкина Сергея Вениаминовича к ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконным отказа в направлении на медико-социальную экспертизу для установления группы инвалидности, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Цапкин С.В. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконным отказа в направлении на медико-социальную экспертизу для установления группы инвалидности, взыскании компенсации морального вреда в размере 150000 рублей.

В обоснование иска указано, что Цапкин С.В. страдает рядом <данные изъяты> и нуждается в установлении группы инвалидности; в течение всего 2017 года он обращался к ответчику с просьбой направить его на медико-социальную экспертизу, однако ему в этом было отказано; данный отказ считает незаконным, нарушающим его права и свободы, гарантированные ст. 39 Конституции РФ.

Участвующий в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи Цапкин С.В. иск и изложенные в нем доводы поддержал.

Ответчик в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без его участия, представил отзыв, в котором просит в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что согласно медицинскому заключению начальника МЧ ФКУЗ МСЧ 24 Цапкин С.В. находился под наблюдением медицинских работников МЧ-4 с 01 октября 2013 года по 19 августа 2018 года; 28 июля 2016 года и 11 октября 2016 года он по заявлению был представлен на конфликтную медико-социальную экспертизу для установления группы инвалидности; по заключению комиссии МСЭК от 11 октября 2016 года инвалидом не признан; данное решение не обжаловал; отказов со стороны медицинской службы в 2017 году в направлении на медико-социальную экспертизу не было, справка в соответствии с требованиями приказа Минюста России от 02 октября 2015 года № 233 не выдавалась; помимо этого, истец сам неоднократно отказывался пройти обследование в условиях ТБ-1 ФКУЗ МСЧ-24; 21 февраля и 21 июля 2017 года он отказался от госпитализации в ТБ-1 для обследования и лечения; в течение всего года имел возможность самостоятельно обратиться с письменным заявлением к Руководителю – главному эксперту по медико-социальной экспертизе ФКУ «Главное бюро МСЭ по Красноярскому краю», однако этого не сделал (л.д. 44).

Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, суд пришел к следующему.

Согласно ч. 6 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Порядок и сроки направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядок организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Согласно пункту 1 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. N 1314, ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

ФСИН России осуществляет медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также применение к осужденным принудительных мер медицинского характера и обязательного лечения (пп. 2 п. 7 Положения о ФСИН России).

В соответствии с абз. 4 ст. 7 Закона РФ от 21.07.1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными им учреждениями уголовно-исполнительной системы.

Оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения. К структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций УИС, оказывающим медицинскую помощь лицам, заключенным под стражу, или осужденным, в СИЗО, в учреждениях УИС, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях УИС, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе специализированные (психиатрические, туберкулезные), дома ребенка (пункт 2 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного Приказом Минюста России от 28.12.2017 г. N 285).

Организация медицинской помощи осужденным, а также контроль качества ее оказания и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях уголовно-исполнительной системы осуществляется ФСИН России; ведомственный контроль установлен в зависимости от принадлежности лечебно-профилактического учреждения или медицинского подразделения (п. 3 указанного Порядка).

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется медицинскими организациями УИС в порядке, установленном руководителями данных организаций (п. 4 указанного Порядка).

В силу пункта 13 Порядка для оказания медицинской помощи осужденным в Учреждении организуется медицинская часть, которая является структурным подразделением Учреждения.

Таким образом, ФСИН России как федеральный орган государственной власти осуществляет, в том числе, медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также применение к осужденным принудительных мер медицинского характера и обязательного лечения через свои территориальные органы и медицинские учреждения.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вопросы, связанные с организацией медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, регламентированы Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.12.2017 N 285.

Пунктом 23 Порядка предусмотрено, что осужденные с признаками стойкой утраты трудоспособности подлежат направлению на медико-социальную экспертизу в установленном порядке.

Вопросы признания лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (МСЭ), находится в компетенции федеральных учреждений МСЭ, подведомственных уполномоченному органу, который согласно статье 8 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяется Правительством Российской Федерации и не находится в компетенции административного ответчика.

Порядок и сроки направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях (далее - осужденные), подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядок организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы регламентированы Приказом Минюста России от 02.10.2015 N 233 "Об утверждении порядка и сроков направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядка организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы".

Согласно данному порядку осужденный направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией уголовно-исполнительной системы либо органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

Медицинская организация уголовно-исполнительной системы направляет осужденного на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое расстройство функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

В случае, если медицинская организация уголовно-исполнительной системы отказала осужденному в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой осужденный (его законный представитель) имеет право обратиться в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы самостоятельно (через администрацию исправительного учреждения).

При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других, предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, администрация исправительного учреждения оказывает гражданину содействие в получении указанных документов.

Администрация учреждения, исполняющего наказание, и работники медицинских организаций уголовно-исполнительной системы обязаны обеспечить осужденному (его законному представителю) возможность ознакомиться с Правилами, а также давать разъяснения (в пределах своей компетенции) осужденным по вопросам, связанным с установлением инвалидности.

Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению осужденного (его законного представителя), которое подается в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы через администрацию исправительного учреждения.

При поступлении от осужденного указанного заявления администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет его в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного медицинской организацией уголовно-исполнительной системы (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), либо справки, выданной осужденному организацией, отказавшей ему в направлении на медико-социальную экспертизу, а также медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.

В случае, если осужденный не может быть доставлен в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы по состоянию здоровья, соответствующее заключение медицинской организации уголовно-исполнительной системы направляется в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы вместе с соответствующими медицинскими документами, и ему сообщается о месте, где может быть проведена медико-социальная экспертиза.

Администрация исправительного учреждения обеспечивает доставление осужденного к месту проведения медико-социальной экспертизы (осмотра). При проведении медико-социальной экспертизы в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы осужденный на период проведения медико-социальной экспертизы может быть переведен в другое исправительное учреждение либо направлен в медицинскую организацию уголовно-исполнительной системы.

Работники медицинских организаций уголовно-исполнительной системы принимают участие в проведении медико-социальной экспертизы осужденного в соответствии с Правилами.

В случаях, требующих специальных видов обследования осужденного в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, медицинская организация уголовно-исполнительной системы обеспечивает в пределах своей компетенции выполнение мероприятий, предусмотренных программой дополнительного обследования, и направление их результатов в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы.

Справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации либо справка о результатах медико-социальной экспертизы, выданная осужденному, не признанному инвалидом, приобщаются администрацией учреждения, исполняющего наказание, к личному делу осужденного.

Как установлено в судебном заседании, Цапкин С.В., 31 августа 1962 года рождения, осужден приговором Лесосибирского городского суда Красноярского края от 27 мая 2010 года к 12 годам 5 месяцам лишения свободы (л.д. 12, 56); с 17 сентября 2018 года находится в ФКЛПУ КТБ-1 г. Красноярска (л.д. 50).

28 июля 2016 года Цапкин С.В. обращался к начальнику ИК-7 с заявлением, в котором просил направить его на МСЭ (л.д. 58).

Согласно справке МСЭК от 11 октября 2016 года Цапкин С.В. был направлен в КТБ № 1 для предоставления на МСЭК; инвалидом не признавался (л.д. 59).

07 ноября 20216 года Цапкин С.В. подал начальнику ИК-7 заявление, в котором отказывался от этапирования в КТБ-1 для проведения освидетельствования, так как в июне 2016 года он уже проходил такое обследование (л.д. 57).

21 февраля 2017 года Цапкин С.В. подал заявление на имя начальника МЧ-4, в котором просил снять его с этапа в связи с тем, что отказывается от госпитализации в КТБ-1 (л.д. 60).

21 июля 2017 года Цапкин С.В. подал еще одно заявление на имя начальника ИК-7, в котором отказывался от госпитализации в КТБ-1, так как уже проходил обследование в ноябре 2016 года для предоставления его на МСЭК (л.д. 61).

Согласно медицинскому заключению начальника МЧ 4 ФКУЗ МСЧ 24 осужденный Цапкин С.В. находился под наблюдением медицинских работников МЧ – 4 с 01 октября 2013 года; 19 июня 2018 года убыл в ФКУ ИК-7, медицинская карта приобщена к личному делу в соответствии с требованиями ст. 76 Приказа МЮ РФ № 161-дсп от 15 августа 2007 года «Об утверждении инструкции о работе спецотделов (групп)…»; по заявлению от 28 июля 2016 года был представлен 11 октября 2016 года на конфликтную медико-социальную экспертизу для установления группы инвалидности; по заключению комиссии МСЭК от 11 октября 2016 года инвалидом не признан; решение не обжаловал; отказов со стороны медицинской службы в 2017 году в направлении на медико-социальную экспертизу не было, в связи с чем справка в соответствии с требованиями приказа Минюста России от 02 октября 2015 года № 233 не выдавалась; осужденный Цапкин С.В. неоднократно отказывался пройти обследование в условиях ТБ-1 ФКУЗ МСЧ-24; 21 февраля 2017 года письменно отказался от госпитализации в ТБ-1 для обследования и лечения; 21 июля 2017 года – от проведения обследования в ТБ-1 с целью последующего представления на МСЭ; 22 июня 20167 года был сделан запрос в ТБ-1 для обследования и лечения, однако осужденный написал отказ; при этом, в период всего 2017 года он имел право самостоятельно обратиться с письменным заявлением к Руководителю – главному эксперту по медико-социальной экспертизе ФКУ «Главное бюро МСЭ по Красноярскому краю» (л.д. 55).

Из показаний фельдшера МЧ-4 Титенкова И.С. следует, что согласно установленному порядку перед направлением на МСЭК осужденный должен пройти медицинское обследование в КТБ-1, куда направляется запрос; там врачебная комиссия дает свое заключение о направлении осужденного на МСЭК либо нет; администрация исправительного учреждения на основании этого заключения направляет осужденного в КТБ-1 на МСЭК; осужденный Цапкин С.В. в 2016 году уже направлялся на МСЭК, где в установлении инвалидности ему отказали; в 2017 году он обратился повторно; так как срок предыдущего медицинского заключения истек, ему предложено было заново пройти врачебную комиссию, но он отказался; самостоятельно в МСЭК с письменным заявлением не обращался; он же, Титенков И.С. как врач полагает, что состояние здоровья Цапкина С.В. стабильное, ухудшений не было; показания для МСЭК отсутствуют.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, так как установленные по делу фактические обстоятельства опровергают утверждения истца о незаконных действиях (бездействии) ответчика, нарушении прав, свобод и законных интересов осужденного.

По смыслу вышеприведенных норм права осужденный направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией уголовно-исполнительной системы; медицинская организация уголовно-исполнительной системы направляет осужденного на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое расстройство функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; в случае, если медицинская организация уголовно-исполнительной системы отказала осужденному в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой осужденный (его законный представитель) имеет право обратиться в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы самостоятельно (через администрацию исправительного учреждения).

В судебном заседании нашел подтверждение тот факт, что Цапкину С.В. неоднократно предлагалось пройти обследование в КТБ-1, чтобы получить либо направление на медико-социальную экспертизу либо справку об отказе, на основании которой он имел бы возможность обратиться в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы самостоятельно; однако Цапкин С.В. от такого обследования добровольно отказался, о чем свидетельствуют его письменные заявления.

При таком положении суд приходит к выводу об отсутствии бездействия со стороны ответчика, выразившегося, по мнению истца, в ненаправлении его на медико-социальную экспертизу.

Поскольку в судебном заседании нарушение прав истца действиями (бездействием) ответчика не установлено, оснований для взыскания компенсации морального вреда по ст.ст. 151, 1101 ГК РФ и в силу разъяснений, содержащихся в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", о том, что одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя, не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Цапкина Сергея Вениаминовича к ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконным отказа в направлении на медико-социальную экспертизу для установления группы инвалидности, взыскании компенсации морального вреда в размере 150000 рублей отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись

Копия верна:

Судья Емельяновского РС Е.А.Ежелева

2-2954/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ЦАПКИН С.В.
Цапкин Сергей Вениаминович
Ответчики
ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по КК
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Дело на странице суда
emel.krk.sudrf.ru
12.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.03.2018Передача материалов судье
16.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.09.2018Предварительное судебное заседание
28.11.2018Судебное заседание
13.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.05.2020Передача материалов судье
13.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.05.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.05.2020Предварительное судебное заседание
13.05.2020Судебное заседание
13.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее