Решение по делу № 2-2111/2022 от 08.04.2022

УИД: 59RS0004-01-2022-002186-98                            <данные изъяты>

Дело № 2-2111/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июня 2022 года                                        г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Оплетиной Е.С.,

при секретаре судебного заседания Черепановой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Бебякиной Елены Тимофеевны к муниципальному образованию город Пермь в лице администрации г. Перми о взыскании компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, судебных расходов,

третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования – Управление жилищных отношений администрации г. Перми,

установил:

Бебякина Е.Т. обратилась в суд с иском к муниципальному образованию город Пермь в лице администрации г. Перми, в котором просит взыскать в свою пользу с администрации г. Перми компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт в размере 119 485,00 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300,00 руб., по оплате услуг по оценке в размере 15 000,00 руб. В обоснование требований указала, что являлась собственником комнаты общей площадью 15,7 кв.м., расположенной по адресу: <Адрес>. Многоквартирный дом в установленном законом порядке в 2021 году признан аварийным и подлежащим сносу. Между ответчиком и истцом 17.12.2021 заключен договор об изъятии жилого помещения, с определением выкупной стоимости, не включающем компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт. Обязанность по проведению капитального ремонта сохраняется за бывшим наймодателем в соответствии с положениями ст. 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». В случае невыполнения такой обязанности в соответствии с положениями ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014), компенсация за непроизведенный капитальный ремонт подлежит включению в размер возмещения за изымаемое жилое помещение. Размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт определен истцом на основании Отчета об оценке №9465 от 04.02.2022, выполненного <данные изъяты>.

Истец в судебное заседание не явилась, направив письменное ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, указав, что настаивает на удовлетворении требований (л.д. 76).

Представитель администрации г. Перми и Управления жилищных отношений администрации г. Перми Королева О.А. направила в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что исковые требования не признает в полном объеме (л.д. 73-75). Доводы в обоснование позиции в заявлении не приведены.

Изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии с положениями ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Согласно положениям части 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

Статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.

К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.

Положениями части 1 статьи 166 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;

3) ремонт крыши;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

5) ремонт фасада;

6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 ЖК РФ.

В судебном заседании установлено, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону Бебякина Е.Т. приобрела в собственность комнату, общей площадью 15,7 кв.м., расположенную по адресу: <Адрес>, номер на поэтажном плане 3. Комната принадлежала наследодателю на основании Свидетельства о праве на наследство по завещанию от 23.12.2014 (л.д. 68).

Согласно техническому паспорту на жилой дом, он возведен в 1955 году, на основании регистрационного удостоверения от 30.07.1998 находился в муниципальной собственности - на балансе <данные изъяты> (л.д. 42 оборот - 49). В техническом паспорте сведения о проведенных капитальных ремонтах отсутствуют.

Как следует из справки ГБУ Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 14.04.2022, ЦТИ сведениями о проведении капитального ремонта не располагает (л.д. 69).

Межведомственной комиссией при администрации Свердловского района г. Перми выявлены основания для признания дома аварийным и подлежащим сносу, что отражено в заключении от 16.09.2015 №40 (л.д. 94).

На запрос суда Департаментом земельных отношений администрации г. Перми дан ответ, что в архиве отсутствует распоряжение об изъятии земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <Адрес> (л.д. 71).

Согласно Заключению по результатам обследования технического состояния строительных конструкций здания, выполненному в 25.06.2015 <данные изъяты> по заказу Управления жилищных отношений администрации г. Перми, установлено, что дом 1955 года постройки, фундамент, несущие стены, перегородки, перекрытия находятся в аварийном техническом состоянии, крыша – в недопустимом состоянии. Физический износ определен 78%, проведение капитального ремонта или реконструкции признано нецелесообразным (л.д. 80-93).

Постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 №227-п многоквартирный жилой дом по адресу: <Адрес>,включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы.

Между муниципальным образованием горд Пермь и Бебякиной Е.Т. заключен Договор №852-УЖО-БИ от 17.12.2021 (л.д. 10) об изъятии комнаты, расположенной по адресу: <Адрес>А, <Адрес>, а также доли в праве общей долевой собственности на общее имущество – земельный участок под МКД, на основании распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 16.12.2021 №059-11-01-04-1129. Согласно условиям Договора размер возмещения определен в соответствии с ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании Отчета об оценке <данные изъяты> от 03.12.2021 №9302 и составил 827 135,00 руб., включает в себя рыночную стоимость жилого помещения в размере 746 535,00 руб., убытки: стоимость изготовления отчета об оценке – 15 000,00 руб., стоимость услуг риелтора, грузоперевозок и оформление права собственности на иное жилое помещение – 65 600,00 руб.

Пунктом 1.5 Договора установлено, что размер возмещения является окончательным и пересмотру не подлежит.

В подтверждение размера компенсации к исковому заявлению приложен Отчет об оценке №9465, выполненный <данные изъяты> (л.д. 11-52), в котором размер компенсации определен на дату заключения договора об изъятии 119 485,00 руб.

Доказательств того, что капитальный ремонт в доме проводился ответчиком в материалы дела не представлено, вместе с тем из имеющегося в материалах дела технического паспорта на здание усматривается, что капитальный ремонт в доме не проводился, в связи с чем обязанность по производству капитального ремонта жилого дома возникла у наймодателя до приватизации жилых помещений в доме, однако обязанность по производству капитального ремонта не была выполнена, поскольку с 1998 года дом находился в ведении администрации г. Перми.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для включения суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в размер возмещения за изымаемое жилое помещение даже при выплате собственнику возмещения в соответствии с договором об изъятии жилого помещения.

Отсутствие капитального ремонта за весь период эксплуатации жилого дома способствовало разрушению его конструкций и элементов, что в итоге и привело к признанию дома аварийным и подлежащим сносу в установленном порядке. Своевременное проведение капитального ремонта многоквартирного дома могло бы исключить необходимость его сноса, предотвратить снижение уровня его надежности, что дает собственнику право на получение дополнительной компенсации в виде стоимости непроизведенного капитального ремонта.

Поскольку жилой дом в результате ненадлежащего содержания пришел в аварийное состояние, в том числе по причине не проведения своевременных капитальных ремонтов, при изъятии такого помещения истцу подлежит выплате компенсация за непроизведенный капитальный ремонт.

В целях определения размера компенсации суд полагает возможным принять во внимание Отчет №9465, поскольку оценка проведена по состоянию на дату заключения договора об изъятии жилого помещения.

Вместе с тем, суд руководствуясь положениями ст. 166 Жилищного кодекса РФ, полагает необходимым исключить из расчета компенсации стоимость работ, указанных на стр. 58 Отчета (л.д. 39 оборот), по ремонту внутриподъездных проемов оконных – 139 338, 00 руб. и дверных – 278 677,00 руб.

Расчет компенсации с учетом формулы, приведенной на стр. 59 Отчета (л.д. 40) будет следующим: 15,7 кв.. / 391,5 кв.м. х (2 979 518,00 руб. - 139 338, 00 руб. - 278 677,00 руб.) = 102 721,80 руб. (округленно).

Оснований для взыскания компенсации в большем размере суд не усматривает.

Ответчиком в подтверждение возражений относительно размера компенсации какие-либо доказательства не представлены, ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы также не заявлено.

Таким образом в пользу истца с администрации г. Перми подлежит взысканию компенсация за непроизведенный капитальный ремонт в размере 102 721,80 руб.

Разрешая вопрос о взыскании судебных расходов, суд исходит из следующего.

В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Требования о взыскании компенсации за непроизведенный капитальный ремонт являются требованиями имущественного характера, не подлежащего оценке, поскольку вытекают из защиты жилищных прав собственника при изъятии аварийного жилого помещения в соответствии с положениями ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При обращении в суд с иском истцом понесены расходы по оплате государственной пошлины в размере 300,00 руб. (чек-ордер – л.д. 2), расходы по оплате оценки в размере 15 000,00 руб., что подтверждено договором №9465-22 от 04.02.2022 на оказание услуг по проведению оценки (л.д. 7-8) и актом №9465 от 04.02.2022 (л.д. 9), квитанцией к приходному кассовому ордеру №9465 от 04.02.2022 (л.д. 6), факт несения данных расходов стороной ответчика не оспаривается.

Таким образом с администрации г. Перми в пользу Бебякиной Е.Т. подлежат взысканию судебные расходы по оплате оценки в размере 15000,00 руб., по оплате государственной пошлины в размере 300,00 руб., всего 15 300,00 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

взыскать с администрации г. Перми в пользу Бебякиной Елены Тимофеевны компенсацию за непроизведённый капитальный ремонт в размере 102 721,80 руб., судебные расходы 15 300,00 руб., в удовлетворении остальной части требований отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий        <данные изъяты>    Е.С. Оплетина

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-2111/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Бебякина Елена Тимофеевна
Ответчики
Муниципальное образование "Город Пермь" в лице Администрации города Перми
Другие
Управление жилищных отношений администрации г. Перми
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Оплетина Екатерина Сергеевна
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
08.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.04.2022Передача материалов судье
12.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
09.06.2022Предварительное судебное заседание
09.06.2022Судебное заседание
10.06.2022Судебное заседание
17.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2022Дело оформлено
28.09.2022Дело передано в архив
10.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее