Судья: Сучкова И. А. Дело № 33-7686
Докладчик: Третьякова В. П.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
22 августа 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего Третьяковой В. П.
судей Гордиенко А. Л., Пискуновой Ю. А.,
при секретаре Арикайнен Т. В.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Третьяковой В. П.
гражданское дело по апелляционной жалобе Белоусовой О. В.
на решение Заводского районного суда г. Кемерово
от 27 мая 2013 года
по иску Белоусовой О. В. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, компенсации за нарушение сроков причитающихся выплат, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л А:
Белоусова О. В. обратилась в суд с иском к ГУФСИН России по Кемеровской области и просила признать приказ о ее увольнении незаконным, восстановить на работе в ГУФСИН России по Кемеровской области в должности старшего инспектора группы социальной защиты осужденных ФКУ ИК-29, восстановить нарушенные права путем обязания ответчика выплатить ей среднемесячный заработок за период с 22 марта 2013 года по день восстановления на работе, взыскать с ответчика проценты за нарушение сроков причитающихся выплат в расчете на день вынесения решения из расчета 8,25% годовых, компенсацию морального вреда в размере … рублей.
Свои требования мотивировала тем, что Белоусова О. В. работала в ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Кемеровской области в должности старшего инспектора группы социальной защиты осужденных ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Кемеровской области. Приказом ГУФСИН России по Кемеровской области № 125лс от 22.03.2013 года истица была уволена по п. «б» ч. 1 ст. 58 Положения, по достижению предельного возраста.
В свою очередь в ст. 59 Положения указано, что «в интересах службы при положительной аттестации и отсутствии медицинских противопоказаний сотрудники органов внутренних дел в персональном порядке и с их согласия могут быть оставлены на службе сверх установленного предельного возраста на срок до пяти лет начальниками, которым представлено право назначения на должности этих сотрудников».
20 февраля 2013 года с истицей был заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе. В пункте 3 данного контракта указан срок действия контракта до 01.03.2016 года. Таким образом, никаких оснований для увольнения истицы по достижению предельного возраста при заключенном контракте до 2016 года у работодателя не имелось, так как работодатель в соответствии с пунктом 59 Положения согласился с продолжением ее работы сверх установленного предельного возраста. Действиями ответчика истице был причинен моральный вред вследствие нарушения ее трудовых прав (л. д. 2).
Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 27 мая 2013 года в удовлетворении иска Белоусовой О. В. отказано в полном объеме (л. д. 24-31).
В апелляционной жалобе Белоусова О. В. просит решение суда отменить, указывая, что суд не привел мотивов отказа в ее иске, сослался на Постановления Конституционного суда РФ, которые не имеют правового значения для разрешения спора. Истица была уволена по достижению предельного возраста при уже заключенном контракте, в котором работодатель согласился с продолжением ее работы сверх установленного предельного возраста (л. д. 32-33).
ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Кемеровской области принесены возражения на апелляционную жалобу (л. д. 36-37).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав Белоусову О. В., ее представителя, просивших об отмене решения суда, представителей ГУФСИН России по Кемеровской области и ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Кемеровской области, просивших решение суда оставить без изменения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 21.07.1998 года № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы", на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы распространяет свое действие Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».
Порядок прохождения службы в органах внутренних дел, прекращения службы регулировался Положением о службе в органах внутренних дел, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-1.
В соответствии с пунктом "б" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы по достижении предельного возраста, установленного статьей 59 настоящего Положения.
Согласно статье 59 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания рядового и младшего начальствующего состава, могут состоять на службе в органах внутренних дел до достижения ими 45-летнего возраста.
Сотрудники органов внутренних дел, достигшие предельного возраста, установленного настоящей статьей для службы в органах внутренних дел, подлежат увольнению, за исключением случаев, предусмотренных законом и настоящим Положением.
В интересах службы при положительной аттестации и отсутствии медицинских противопоказаний сотрудники органов внутренних дел в персональном порядке и с их согласия могут быть оставлены на службе сверх установленного предельного возраста на срок до пяти лет начальниками, которым предоставлено право назначения на должности этих сотрудников.
В соответствии с ч. 6 ст. 59 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации решение о продлении срока оставления на службе не исключает возможности увольнения сотрудника органов внутренних дел по основаниям, предусмотренным настоящим Положением.
Как видно из материалов дела, Белоусова О. В. проходила службу в ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Кемеровской области с 18.06.2003 года по 22.03.2013 года.
20.02.2012 года между ГУФСИН России по Кемеровской области и капитаном внутренней службы Белоусовой О. В. был заключен контракт о службе в уголовно- исполнительной системе, согласно которому истец была принята на должность старшего инспектора группы социальной защиты осужденных ФКУ ИК-29 ГУФСИН России Кемеровской области сроком до 01.03.2016 года (л. д. 14).
Пунктом 8 контракта предусмотрены основания досрочного расторжения контракта, среди которых указаны и иные основания, предусмотренные законодательством и иными нормативно-правовыми актами РФ.
Также из материалов дела следует, что приказом ГУФСИН России по Кемеровской области от 15.01.2013 года № 37 лс Белоусова О. В. была восстановлена в должности старшего инспектора группы социальной защиты осужденных ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Кемеровской области, выведена в распоряжение начальника ИК 29 ГУФСИН России по Кемеровской области в связи с отсутствием в штатном расписании ИК-29 ГУФСИН по Кемеровской области данной должности (л. д. 15).
15.01.2013 г. на беседе, проводимой сотрудниками ГУФСИН России по КО, Белоусовой О. В. в соответствии со ст. 60 Положения о службе в ОВД было вручено уведомление об увольнении из УИС по п. «б» ст. 58 Положения в связи с достижением предельного возраста и направление на прохождение ВВК (л. д. 15).
11.02.2013 г. Белоусова О.В. прошла освидетельствование военно-врачебной комиссией ФКЛПУ КБ-1 ГУФСИН России по Кемеровской области, на котором было установлено, что Белоусова О. В., 1965 года рождения, ограниченно годна к военной службе (л. д. 11-12).
21 марта 2013 года начальником ИК-29 ГУФСИН России по КО, его заместителем, начальником ОКиРЛС ИК-29 ГУФСИН России по КО с Белоусовой О. В. была проведена беседа по вопросу увольнения из УИС. В ходе беседы истице был разъяснен порядок и основание увольнения, размеры причитающихся выплат, порядок получения трудовой книжки, что подтверждается личной подписью Белоусовой О. В. (л. д. 10).
21.03.2013 года было подготовлено представление к увольнению Белоусовой О. В. из органов Уголовно-исполнительной системы по пункту «б» (по достижению предельного возраста) ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, согласно которому было принято решение об увольнении капитана внутренней службы Белоусовой О. В., ранее замещавшей должность старшего инспектора социальной защиты осужденных ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Кемеровской области, по пункту «б» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утв. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации (л. д. 13).
С данным представлением Белоусова О. В. была ознакомлена 21 марта 2013 года лично под роспись (л. д. 13).
Приказом от 22.03.2013 года № 125лс Белоусова О. В. была уволена со службы по п. «б» ч. 1 ст. 58 Положения (по достижению предельного возраста) о службе в органах внутренних дел РФ, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 года № 4202-1, на основании уведомления об увольнении от 15.01.2013 г. (л. д. 3).
Установив указанные обстоятельства, суд сделал правильный вывод о том, что порядок увольнения, предусмотренный статьей 60 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, ответчиком был соблюден, о предстоящем увольнении истица была надлежащим образом уведомлена в установленные сроки, не менее чем за два месяца до увольнения, поэтому оснований к признанию ее увольнения незаконным и удовлетворении иска о восстановлении на работе, и связанных с ним требований о взыскании компенсации за время вынужденного прогула, компенсации за нарушение сроков причитающихся выплат, компенсации морального вреда, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истица была уволена по достижению предельного возраста при уже заключенном контракте, в котором работодатель согласился с продолжением ее работы сверх установленного предельного возраста, не могут служить основаниями для отмены решения суда, поскольку не основаны на законе.
Увольнение сотрудника органов внутренних дел по достижении предельного возраста, предусмотренного ст. 58 Положения является следствием наступления юридического события - наступление определенного возраста. Оставление на службе сверх установленного возраста в персональном порядке возможно в интересах службы, и является правом, а не обязанностью руководителя органа внутренних дел.
В соответствии с ч. 6 ст. 59 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации установлено, что решение о продлении срока оставления на службе не исключает возможности увольнения сотрудника органов внутренних дел по основаниям, предусмотренным настоящим Положением, в том числе и по основаниям п. "б" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по достижении предельного возраста, установленного статьей 59 Положения).
Возможность увольнения сотрудников органов внутренних дел, а также приравненных к ним лиц, в отношении которых вынесено решение о продлении срока оставления на службе, обусловлена характером службы и направлена на обеспечение ее эффективности. Такое правовое регулирование, предусмотренное ч. 6 ст. 59 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, определяет правила применения к названным лицам общих норм об увольнении со службы с учетом того, что сотрудник органов внутренних дел, давая согласие на оставление его на службе сверх установленного предельного возраста, знает о предусмотренных законодательством основаниях увольнения со службы в органах внутренних дел, о возможности прекращения служебных отношений до истечения срока оставления на службе и соглашается на продолжение службы с учетом этих условий.
Указанная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 22.03.2011 N 427-О-О.
При таких данных, увольнение Белоусовой О. В. 22.03.2013 года на основании приказа № 125лс по ст. 58 п. "б" Положения о службе в органах внутренних дел РФ, учитывая, что Белоусова О. В. имеет специальное звание капитана внутренней службы и на момент увольнения достигла возраста 45 лет, является законным.
Доводы апелляционной жалобы Белоусовой О. В. основаны на неверном толковании п. п. 58, 59 Положения о службе в органах внутренних дел РФ и основаниями к отмене решения суда не являются.
При таких данных оснований к отмене решения суда не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Заводского районного суда г. Кемерово от 27 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Третьякова В. П.
Судьи: Пискунова Ю. А.
Гордиенко А. Л.