РЈРР”: 66RS0002-02-2019-000249-19
Дело № 12-42/2019
РЕШЕНРР•
г. Каменск-Уральский 16 мая 2019 года
Судья Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области Курин Д.В.,
с участием директора ООО «ВентСервис» Возчиковой Н. С.,
защитника ООО «ВентСервис» адвоката Терновой В. В.,
государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области Чулкова В.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «ВентСервис» Возчикова Н.С. на постановление по делу об административном правонарушении № * государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области Чулкова В.Л. от 22.02.2019 о привлечении ООО «ВентСервис» к ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях которым
ООО «ВентСервис», расположенное по ул. *,
привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 55 000 рублей,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Постановлением должностного лица от 22.02.2019 года ООО «ВентСервис» признано виновным в том, что в период с 18.10.2018 года по 18.01.2019 года по * оно нарушило государственные нормативные требования охраны труда, предусмотренные ст. 228, 230 Трудового кодекса Российской Федерации, которые выразились в уклонении от расследования несчастного случая на производстве, произошедшего 18.10.2018 года с работником ООО «ВентСервис» - Д.
Действия юридического лица были квалифицированы по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой назначено наказание в виде административного штрафа в размере 55 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «ВентСервис» Возчикова Н.С. подала жалобу, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить, в связи с незаконным привлечением к административной ответственности. В обоснование указала, что общество не уклонялось от расследования несчастного случая на производстве. Заседание комиссии по несчастному случаю на производстве было назначено на 10.01.2019 года, а следовательно, все материалы расследования были подготовлены. Директор Возчикова Н.С. не могла принять участие в этом заседании в виду болезни, о чем своевременно известила государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области Чулкова В.Л. В связи с этим заседание было отложено на 18.01.2019 года. Кроме того, ООО «ВентСервис» не получал и не был ознакомлен с протоколом № * от 10.01.2019 года. Не согласившись с Актом расследования несчастного случая на производстве (форма Н-1) ООО «ВентСервис» обратилось в Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга с исковым заявлением к административному ответчику Государственной инспекции труда Свердловской области о признании незаконным акта о несчастном случае на производстве от 18.01.2019 года.
В судебном заседании директор ООО «ВентСервис» Возчикова Н.С. доводы жалобы поддержала полностью, дополнила, что извещение о вызове ее для составления протокола она получила по почте только лишь 14.02.2019 года, до этого времени ее в инспекцию не вызывали, о том, что в отношении юридического лица составлен протокол от 10.01.2019 года, она не знала, вызов для составления протокола ей не приходил.
Защитник ООО «ВентСервис» адвокат Терновая В. В. доводы жалобы поддержала, указав, что в настоящее время акт обжалуется в Красногорском районном суде г. Каменска-Уральского. ООО «ВентСервис» не затягивало расследование несчастного случая, акт о расследовании направлялся в инспекцию дважды – 01.12.2018 года и 11.01.2019 года, расследование продлевалось приказами инспекции труда. Кроме того, ее доверитель вызов для составления протокола от 28.12.2019 года на 10.01.2019 года получила только 14.02.2019 года, причем вместе с протоколом, следовательно, явиться для составления протокола она не могла. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
Государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Свердловской области Чулков В.Л. пояснил, что в действиях ООО «ВентСервис» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку третье продление срока расследования было вызвано не объективными причинами, как первые два продления (в связи с отсутствием заключения о причине смерти пострадавшего лица), а тем, что от ООО «ВентСервис» не поступили надлежаще оформленные документы. Что касается вызова представителя ООО «ВентСервис» для составления протокола, то извещение о составлении протокола направлялось почтой в 20-х числах декабря на 10 января 2019 года, в связи с неявкой представителя юридического лица протокол был составлен в его отсутствие и направлен также почтой.
Выслушав представителя юридического лица, защитника, лицо, вынесшее постановление, изучив материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Часть 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела и разрешение его в соответствии с законом.
Пунктом 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
По смыслу ст. 25.1, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно быть извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, составления протокола об административном правонарушении надлежащим образом.
РР· приведенных РЅРѕСЂРј также следует, что РїСЂРё составлении протокола РѕР± административном правонарушении, вынесении постановления Рѕ привлечении Рє административной ответственности, должностные лица, уполномоченные РЅР° это действие, обязаны обеспечить соблюдение прав лица, РІ отношении которого составляется протокол, выносится постановление Рѕ привлечении Рє административной ответственности, РІ частности, заблаговременно известить это лицо Рѕ времени Рё месте составления протокола, Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела РѕР± административном правонарушении РїРѕ конкретному составу правонарушения.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Протокол об административном правонарушении был составлен 10.01.2019 года в отсутствие представителя юридического лица ООО «ВентСервис», при этом в протоколе указано, что представитель юридического лица надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола.
В качестве доказательства надлежащего извещения юридического лица о времени и месте составления протокола (10.01.2019 года в 14 часов по адресу: г. *) инспектором представлена копия извещения от 28.12.2018 года, однако не представлено никаких доказательств того, когда и каким образом данное извещение было отправлено лицу, в отношении которого должен быть составлен протокол.
Представителем и защитником юридического лица в суд представлен почтовый конверт с извещением о явке для составления протокола. При изучении данных документов установлено, что извещение о времени и месте составления протокола было отправлено на адрес юридического лица из г. Екатеринбурга только лишь 26.01.2019 года, и письмо прибыло в г. Каменск-Уральский 29.01.2019 года (согласно имеющимся почтовым штемпелям), то есть извещение о времени и месте составления протокола было направлено лицу, в отношении которого составлен протокол, уже после его составления.
Неизвещение лица, привлекаемого к административной ответственности о времени и дате составления протокола об административном правонарушении, является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных прав и гарантий защиты: прав на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений и представления доказательств, на заявление ходатайств и отводов, использованию юридической помощью защитника.
Таким образом, лицо, составившее протокол, допустило существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет отмену постановления по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного, суд считает, что лицом, составившим протокол, были допущены существенные нарушения правил привлечения к административной ответственности, приведшие к несоблюдению предусмотренных статьей 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правовых гарантий для лица, привлекаемого к ответственности, что является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несоблюдение должностным лицом процедуры оформления протокола об административном правонарушении в отношении ООО «ВентСервис» является основанием для возвращения протокола об административном правонарушении составившему его должностному лицу.
Руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШРР›:
Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области Чулкова В.Л. от 22.02.2019 года о назначении ООО «ВентСервис» наказания по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить, возвратить дело на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Свердловский областной суд путем подачи жалобы через Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области.
РЎСѓРґСЊСЏ Р”.Р’. РљСѓСЂРёРЅ