Дело № 2а-2428/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Красноармейский районный суд города Волгограда
в составе: председательствующего и.о. судьи Потапова В.В.,
при секретаре Федотове В.С.,
с участием: административного ответчика Мартыненко В.А.,
21 сентября 2021 года рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Волгоградской области к Мартыненко ФИО6 о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция ФНС России № 11 по Волгоградской области обратилась в суд с административным иском к Мартыненко В.А. о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование иска указано, что Мартыненко В.А. являлся плательщиком транспортного налога, в связи с наличием у него в собственности в 2017-2019 г.г. транспортных средств, а именно моторной лодки с государственным регистрационным знаком № 2003 года выпуска, VIN Р-№, дата регистрации права 18.06.2008; автомобиля грузового марки № №,VIN: №, 2008 года выпуска, государственный регистрационный знак №, дата регистрации права 18.06.2008, дата утраты права 05.12.2019; автомобиля грузового марки № №,VIN: №, 2012 года выпуска, государственный регистрационный знак №, дата регистрации права 22.01.2014, дата утраты права 20.05.2020. Административному ответчику направлялись налоговое уведомление № 286233 от 03.08.2020 об уплате налога и налоговое требование об уплате налога и пени от 16.12.2020 № 43254, которые он до настоящего времени не исполнил.
Судебный приказ № 2а-92-371/2021 о взыскании с административного ответчика налогов и пени по указанным требованиям был отменен определением мирового судьи от 09.03.2021 на основании заявления налогоплательщика.
На этом основании административный истец просит взыскать с Мартыненко ФИО7 задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 31500 рублей, пени в размере 62,48 руб., за 2018 год в размере 31500 рублей, пени в размере 62,48 руб., за 2019 год в размере 55920 рублей, пени в размере 110,91 руб., а всего 119155,87 руб.
Представитель административного истца - МИ ФНС России № 11 по Волгоградской области, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Мартыненко В.А. в судебном заседании заявленные административным истцом требования не признал, пояснив, что в 2018 году он признан банкротом, поэтому требования налогового органа должны были быть включены в реестр кредиторов. Кроме того, с 2018 г. все налоговые платежи за него оплачивал финансовый управляющий ФИО3 Транспортный налог за 2017 год был им оплачен. Все принадлежащие ему автомобили были арестованы в 2017 г., поэтому он ими не пользовался. Моторную лодку он продал в октябре 2015 года, и она была снята с регистрационного учета в ГИМС. Все автомобили также были проданы. Считает, что в связи с банкротством не имеет возможности оплатить заявленную сумму.
Выслушав административного ответчика, исследовав и проверив материалы административного дела, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основания.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить установленные законом налоги.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу п.1 ч.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками по транспортному налогу являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения по транспортному налогу.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.363 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить годовую сумму транспортного налога в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно статьи 75 НК РФ за несвоевременную уплату налога начисляется пени. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В судебном заседании установлено, что Мартыненко В.А. являлся плательщиком транспортного налога в связи с наличием у него в собственности в 2017-2019 годах следующих транспортных средств: автомобиля грузового марки № №,VIN: №, 2008 года выпуска, государственный регистрационный знак Р 771 АВ 34, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ; автомобиля грузового марки № №,VIN: №, 2012 года выпуска, государственный регистрационный знак № дата регистрации права 22.01.2014, дата утраты права 20.05.2020(л.д.10-12).
Согласно налоговому уведомлению от 03.08.2020 № Мартыненко В.А. был обязан в срок до 01.12.2020 уплатить транспортный налог за 2017-2019 годы за указанные автомобили в размере 118920 рублей, а именно за грузовой автомобиль марки № № с мощностью двигателя 336 л.с. за 2019 год в размере 23100 руб., за грузовой автомобиль марки № с мощностью двигателя 420 л.с. за 2017 год в размере 31500 руб., за 2018 г. в размере 31500 руб. и за 2019 год в размере 31500 руб., а также за моторную лодку № с мощностью двигателя 55 л.с. за 2019 г. в размере 1320 руб. (л.д.10).
Однако, в установленный срок сумма исчисленного транспортного налога административным ответчиком не уплачена.
В связи с неуплатой в установленные сроки транспортного налога за 2017-2019 г.г., административному ответчику налоговым органом начислены пени за период 2017 года с 02.12.2020 по 15.12.2010 в размере 62,48 руб., за период 2018 года с 02.12.2020 по 15.12.2010 в размере 62,48 руб., за период 2019 года с 02.12.2020 по 15.12.2020 в размере 110,91 руб., а всего 235,87 руб. (л.д.16).
МИФНС России № 11 по Волгоградской области направляло административному ответчику налоговое требование № 43254 от 16.12.2020 об уплате транспортного налога и пени, которое до настоящего времени в добровольном порядке не исполнено. (л.д.5-9).
Вместе с тем, судом также установлено, что моторная лодка «Казанка 5М4», с государственным регистрационным знаком №, 2003 года выпуска, VIN № и двигатель к ней марки «Меркурий» мощностью 55 л.с., были сняты с учета в государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Волгоградской области 26 октября 2015 года, о чем свидетельствует представленная административным ответчиком выписка из реестра маломерных судов от 17.09.2021 г., выданная ему инспектором Красноармейского отдела Центра ГИМС ГУ МЧС России по Волгоградской области.
Следовательно, доводы административного ответчика Мартыненко В.А. об отчуждении указанного транспортного средства в октябре 2015 года являются обоснованными.
При таких данных, суд считает начисление административным истцом транспортного налога за 2019 год на маломерное моторное судно с государственным регистрационным знаком Р 3040 ВМ, 2003 года выпуска, VIN Р-3040ВМ и двигатель к ней марки «Меркурий» мощностью 55 л.с. в размере 1320 руб. необоснованным, в связи с чем требования о взыскании с Мартытенко В.А. указанной суммы налога и пени по ней, также являются не обоснованными.
Таким образом, судом установлено, что у административного ответчика Мартыненко В.А. имеется неуплаченная недоимка по транспортному налогу за 2017-2019 г.г. в размере 117600 руб. (31500 х 3=94500+23100=117600), пени по транспортному налогу в размере 233,24 руб. (62,48+62,48+108 руб. 28 коп. (4,25:300=0,014166%; 55920-1320=54600, 54600 х 0,014166%х14=108,28) =233,24 руб.), а всего 117833 руб. 24 коп.
В остальном расчет взыскиваемой суммы транспортного налога и пени, осуществленный административным истцом, судом проверен и признан правильным. (л.д.16).
В силу ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.
Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Судом установлено, что в требовании № 43254 от 16.12.2020 об уплате налогов и пени указан срок его исполнения налогоплательщиком до 13.01.2021.
Не позднее 20 февраля 2021 г., то есть в установленный в ч.2 ст.48 КАС РФ срок, административный истец обратился к мировому судье судебного участка № <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа по взысканию с Мартыненко В.А. задолженности по транспортному налогу и пени на общую сумму 119155,87 руб.
Судебный приказ № 2а-92-371/2021 от 20.02.2021 о взыскании с Мартыненко В.А. недоимки по налогу и пени был отменен определением мирового судьи судебного участка №<адрес> от 09 марта 2021 года.
Таким образом, в соответствии с ч.3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании с Мартыненко В.А. налога и пени могло быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, то есть до 09 сентября 2021 года.
С настоящим административным иском налоговый орган обратился в суд 12 апреля 2021 года, то есть в установленный законом срок.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылается как на основании своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Принимая во внимание, что административным ответчиком не представлено доказательств погашения задолженности в полном объеме по заявленным налоговым органом требованиям, суд находит административный иск подлежащим частичному удовлетворению и считает необходимым взыскать с Мартыненко В.А. в пользу административного истца сумму задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 31500 рублей, пени по транспортному налогу в размере 62 рубля 48 копеек, за 2018 год в размере 31500 рублей, пени по транспортному налогу в размере 62 рубля 48 копеек, за 2019 год в размере 54600 рублей, пени по транспортному налогу в размере 108 рублей 28 копеек, а всего 117833 рубля 44 копейки, в удовлетворении требований о взыскании транспортного налога за 2019 г. на сумму 1320 руб. и пени на сумму 2,63 руб. – отказать.
Довод административного ответчика Мартыненко В.А. о признании его № банкротом и завершении процедуры реализации его имущества для погашения требований кредиторов, является несостоятельным для отказа в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Пунктом 1 ст. 207 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 настоящего Кодекса.
На основании ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.
Перечень доходов, подлежащих налогообложению в порядке главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, приведен в статье 208 Кодекса и не является исчерпывающим.
Согласно ч.1 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.
Таким образом, к текущим платежам относятся выплаты по налогам, социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, обязательному медицинскому страхованию, если они исчислены по итогам налогового (отчетного) периода, который окончился после принятия судом определения о признании должника банкротом.
Такая позиция отражена в пункте 6 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, где Президиум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг. В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы. Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода. Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен. Если окончание отчетного периода соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то такой авансовый платеж не является текущим. При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом влечет за собой квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, в качестве текущего, за исключением авансовых платежей, исчисленных за периоды, предшествующие возбуждению дела о банкротстве. Таким образом, в этом случае налоговый орган имеет право на удовлетворение своих требований в режиме текущих платежей в размере, определяемом как разница между суммой налога и суммой авансовых платежей, требования об уплате которых не являются текущими.
Судом установлено, что срок уплаты Мартыненко В.А. транспортного налога за период 2017 года закончился 30 ноября 2018 года, за период 2018 года закончился 30 ноября 2019 года, за период 2019 года закончился 30 ноября 2020 года.
Таким образом, обязанность по уплате налоговых платежей по транспортному налогу за 2017- 2019 г.г. возникла у Мартыненко В.А. уже после даты принятия <адрес> заявления о признании его банкротом от 17 ноября 2017 года, о чем свидетельствуют представленные им копии решения № от 15.05.2018 и определения № от 15.01.2020 (л.д.31-37).
При таких обстоятельствах, суд приходит к вводу о том, что обязательные платежи по транспортному налогу и пени за 2017-2019 годы в размере 117833 рубля 44 копейки являются текущими платежами.
Довод административного ответчика Мартыненко В.А. о том, что на автомобили, по которым начислен транспортный налог и пени в 2017 году был наложен арест, они выбыли из его владения и пользования, а затем были проданы и ссылка на договор купли продажи от 27.06.2019, также являются несостоятельными для его освобождения от налоговой обязанности, поскольку согласно сведений, представленных налоговым органом, право собственности Мартыненко В.А. на автомобиль SHACMAN SX3255DR384, государственный регистрационный знак №, сохранялось до 05.12.2019, на автомобиль марки №, государственный регистрационный знак № до 20.05.2020.
С заявлением в налоговый орган об освобождении от уплаты транспортного налога за 2017-2019 г.г. по указанным основаниям Мартыненко В.А. не обращался.
Утверждения административного ответчика Мартыненко В.А. об уплате транспортного налога и пени за 2017 г. и ссылка на копии чек-ордеров <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым ФИО3 уплачен налоговый платеж за Мартытенко В.А. в размере 27348 руб. и 2459,49 руб., не могут быть приняты во внимание, поскольку эти документы не содержат сведений об оплате именно транспортного налога и пени за 2017 г. Более того, данный платеж был осуществлен до направления Мартыненко В.А. налоговым органом налогового уведомления № 286233 от 03.08.2020 и требования № 43254 от 16.12.2020 об уплате транспортного налога за 2017-2019г.г. Сведений о том, что это был авансовый платеж по транспортному налогу за 2017 г., представленные документы также не содержат.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При этом согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 ПК РФ по делам, рассматриваемым в суде общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается при подаче административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 100 001 рубля до 200 000 рублей – 3200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей.
В этой связи, суд считает необходимым взыскать с Мартыненко В.А. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3557 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Волгоградской области к Мартыненко ФИО8 о взыскании обязательных платежей и санкций – удовлетворить частично.
Взыскать с Мартыненко ФИО9 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Волгоградской области недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 31500 рублей, пени по транспортному налогу в размере 62 рубля 48 копеек, за 2018 год в размере 31500 рублей, пени по транспортному налогу в размере 62 рубля 48 копеек, за 2019 год в размере 54600 рублей, пени по транспортному налогу в размере 108 рублей 28 копеек, а всего 117833 рубля 44 копейки.
Взыскать с Мартыненко ФИО11 в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3557 рублей.
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Волгоградской области в удовлетворении административного искового заявления к Мартыненко ФИО10 о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2019 год на сумму 1320 рублей, пени на сумму 2 рубля 63 копейки, а всего на сумму 1322 рубля 63 копейки – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий и.о. судьи: В.В. Потапов
Мотивированное решение составлено 23 сентября 2021 года.
Председательствующий и.о. судьи: В.В. Потапов