УИД 04RS0...-80
Дело №2-2949/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 сентября 2024 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Наумовой А.В., при секретаре судебного заседания Цырендоржиевой О.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Русина ФИО5 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия о признании незаконным решения, включении периодов работы в страховой и общий трудовой стаж,
УСТАНОВИЛ:
Русин С.С. обратился в суд с иском, требуя признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ ..., обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия засчитать в страховой и общий трудовой стаж Русина С.С. периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в УФСИН по Республике Бурятия, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск без сохранения заработной платы.
В обоснование требований в иске указано, что ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении пенсии по причине недостаточной продолжительности страхового стажа, 34 лет 11 месяцев 27 дней, при необходимом 42 года. В стаж работы не включены периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – УФСИН, период отпуска без сохранения заработной платы – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С указанным решением истец не согласен, полагает, что нарушены его пенсионные права.
В судебном заседании Русин С.С. требования поддержал по указанным в иске доводам.
В судебном заседании представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия Прилепова Ю.П., действующая на основании доверенности, просила в иске отказать, указав на его необоснованность.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регламентированы Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Частью 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Из положений ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ следует, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч. 1 ст. 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные п. 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений ч. 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений ч. 10 настоящей статьи.
Согласно положений ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ст. 7, ч. 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, ч. 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из ст. 39 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета страхового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Реализуя указанные полномочия, законодатель в ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрел для лиц, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, а также в ч. 9 ст. 13 данного Федерального закона закрепил особый порядок исчисления продолжительности такого страхового стажа.
Так, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря2013 г. N 400-ФЗ), а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (п. 2 ч. 1 ст. 12 названного Федерального закона); при этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений ч. 8 ст. 13.
Такое правовое регулирование, принятое в рамках дискреционных полномочий законодателя, предусматривает порядок реализации прав граждан на пенсионное обеспечение на льготных условиях, в равной мере распространяется на всех лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", и не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе заявителя.
Таким образом, из приведенных норм следует, что законодатель в ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрел для лиц, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, а также в ч. 9 ст. 13 данного Федерального закона закрепил особый порядок исчисления продолжительности такого страхового стажа. В целях определения их права на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, которые осуществлялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом не страховые периоды (за исключением периодов получения пособий по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периодов прохождения военной службы по призыву, периодов участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), в продолжительность такого страхового стажа не засчитываются.
Иные периоды, предусмотренные в статье 12 данного Федерального закона, в том числе, период прохождения военной службы (за исключением службы по призыву, периода участие в специальной военной операции), а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" также не включаются в страховой стаж указанных лиц при определении права на досрочную пенсию по указанному основанию в силу части 9 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 утверждены "Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".
Пунктом 52(2) Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденныхПостановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 предусмотрено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях", а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (период прохождения военной службы по призыву, период участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (период участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях". При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях". Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Из материалов дела следует, что истец Русин С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения ДД.ММ.ГГГГ (то есть до достижения возраста 65 лет) обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия с заявлением о назначении пенсии.
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ... Русину С.С. отказано в назначении пенсии по старости, поскольку не соблюдены условия для ее назначения, а именно, на день подачи заявление продолжительность страхового стажа составила 34 года 11 месяцев 27 дней, при требуемой продолжительности не менее 42 лет. Периоды работы, которые не учтены при оценке пенсионных прав – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба в УФСИН, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск без сохранения заработной платы.
Заявленные периоды не могут быть зачтены в специальный стаж, поскольку в целях определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (пункт 2 часть 1 статьи 12 названного Федерального закона);период прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы (пункт 1 части 1 статьи 12) и периоды участия в специальной военной операции (пункт 12 части 1 статьи 12), при этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Спорные периоды к таковым периодам не относятся.
Судом изучены сведения о состоянии индивидуального лицевого счета Русина С.С., период службы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год учтен в общий страховой стаж.
Однако данный стаж не может быть учтен при назначении пенсии по ч.1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» по указанным выше основаниям.
Отпуск без сохранения заработной платы включению в страховой стаж не подлежит, поскольку за указанный период не оплачиваются страховые взносы.
Исходя из положений части 9 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях", суд приходит к выводу, что периоды службы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в УФСИН по Республике Бурятия, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск без сохранения заработной платы не подлежат включению в специальный страховой стаж - 37 лет для целей назначения страховой пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", так как не поименованы в части 1 статьи 11 и пункте 2 части 1 статьи 12 данного Закона.
Оснований для вывода о нарушении ответчиком пенсионных прав истца не усматривается, в связи с чем требования истца о признании незаконным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ ..., возложении на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия обязанности засчитать в страховой и общий трудовой стаж Русина С.С. периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в УФСИН по Республике Бурятия, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск без сохранения заработной платы суд оставляет без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Русина ФИО6 (СНИЛС ) оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Наумова