Судья Михеева Т.А. Дело № 33-714/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 марта 2018 года г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коротченковой И.И.
судей Старцевой С.А., Хомяковой М.Е.
с участием адвоката Борисовой М.А.
при секретаре Сулеймановой А.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколовой Екатерины Васильевны к администрации г.Орла об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,
по апелляционным жалобам администрации г.Орла, Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области на решение Советского районного суда г.Орла от 26 декабря 2017 года, которым исковые требования Соколовой Екатерины Васильевны удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Хомяковой М.Е., выслушав объяснения представителя администрации г.Орла по доверенности Зобковой И.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы и полагавшей необходимым решение суда изменить, объяснения представителя Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области; Департамента финансов Орловской области; Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области по доверенности Морозовой Ю.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы и считавшей решение подлежащим отмене, объяснения Соколовой Е.В. и ее представителя Борисовой М.А., согласных с решением суда, обсудив доводы апелляционных жалоб, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
установила:
Соколова Е.В. обратилась в суд с иском к администрации г.Орла о предоставлении жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что она является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку ее мать С.М.А. решением Ливенского районного суда от <дата> лишена родительских прав, отец С.М.В. умер <дата>.
Постановлением администрации г.Ливны от 22.03.2001 № 133 она признана нуждающейся в государственной поддержке и направлена в учреждение для детей, нуждающихся в социальной защите, также за ней было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
В настоящее время она проживает по указанному адресу совместно с дочерью С.Э.А., 2009 года рождения, однако, проживание в данном жилом помещении невозможно в связи с тем, что площадь помещения составляет менее учётной нормы, приходящейся на одно лицо.
Постановлением администрации г.Орла №1007 от 20.03.2017 признано невозможным проживание в вышеуказанной квартире в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения менее учётной нормы площади жилого помещения. Данным постановлением она также принята на учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда. Однако до настоящего времени ее законное право на предоставление жилого помещения не реализовано.
По указанным основаниям Соколова Е.В. просила суд обязать администрацию г.Орла предоставить ей на состав семьи один человек благоустроенное жилое помещение в г.Орле по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью по норме предоставления в соответствии с положениями ч.3 ст.3 Закона Орловской области от 06.12.2007 №727-03 в ред.Закона Орловской области от 05.05.2017 №2108-03.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
Администрация г. Орла не согласилась с решением суда, в своей апелляционной жалобе просит его изменить, дополнив резолютивную часть после слов «по договору найма муниципального специализированного жилого помещения» словами «согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по действующей норме предоставления».
Обращает внимание на то, что с 01.01.2013 в соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» изменены основания и механизм обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории.
Указывает, что Законом Орловской области от 06.12.2006 № 727-ОЗ установлен порядок предоставления жилых помещений, в соответствии с которым очередность принятия на учет формируется в хронологической последовательности подачи заявлений лиц указанной категории.
Ссылается на то, что органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области формируется и ведется список, который пересматривается и утверждается ежегодно в срок до 1 июня текущего года и направляется на формирование и распределение средств областного бюджета на очередной финансовый год для обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории.
Полагает, что возложение судом на ответчика обязанности по предоставлению Соколовой Е.В., включенной в соответствующий список, жилого посещения без ссылки на данный список не соответствует действующему после 01.01.2013 законодательству и влечет нарушение прав лиц, стоящих в нем ранее.
Считает, что у истца отсутствует право на незамедлительное предоставление жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, поскольку п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма данной категории лиц с 01.01.2013 утратил силу.
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области также не согласился с решением суда, в своей апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное.
Обращает внимание на то, что Соколова Е.В. не имеет право на социальные гарантии в порядке Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» поскольку в администрацию г.Орла она обратилась только 2017 году, т.е. после достижения ею возраста 23 лет.
Указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие уважительность причин, объективно препятствовавших письменному обращению Соколовой Е.В. в компетентный орган по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется, поскольку судом первой инстанции при разрешении спора правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч.1 ст. 109.1 ЖК Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 (в ред. на момент возникновения спорных правоотношений) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (часть 3).
Аналогичные положения содержит ст. 1 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Частью 3 статьи 3 Закона (в ред. Закона Орловской области от 05.05.2017 №2108-ОЗ) предусмотрено, что по договору найма специализированного жилого помещения жилое должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров.
В случае отсутствия жилых помещений общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров по месту жительства ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения на одного человека, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, уменьшается не более чем на 5 квадратных метров или увеличивается не более чем на 12 квадратных метров.
Согласно части 1 и части 2 статьи 4 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ формирование и ведение списка осуществляется органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области с разбивкой по муниципальным образованиям Орловской области в хронологической последовательности окончания пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, в образовательных учреждениях, в учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях; список пересматривается и утверждается ежегодно в срок до 01 июня текущего года руководителем Департамента образования и молодежной политики Орловской области. На основании списка ежегодно направляется заявка на формирование и распределение средств областного бюджета на очередной финансовый год для оставшихся без попечения родителей. Таким образом, законодатель императивно установил, что лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилье предоставляется по достижении ими возраста 18 лет, при этом предоставление жилья не может быть поставлено в зависимость от наличия финансовой возможности у государственных и муниципальных органов либо от очередности постановки на учет.
Материалами дела подтверждается и установлено судом, что Соколова Е.В. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, так как ее мать С.М.А. решением Ливенского районного суда от <дата> лишена родительских прав, отец С.М.В. умер <дата> (л.д.12, 26).
Постановлением администрации г.Ливны №133 от 22.03.2001 Соколова Е.В. была признана нуждающейся в государственной поддержке и направлена в учреждение для детей, нуждающихся в социальной защите (л.д.10).
Постановлением главы администрации Заводского района г.орла №128 от 26.03.2001, за несовершеннолетней Соколовой Е.В. было закреплено жилье, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.9).
Из справки Областного государственного учреждения Управления социальной защиты населения г.Орла от 28.07.2010 видно, что Соколова Е.В. состоит на учете в отделе социальной защиты населения по Заводскому району г.Орла и ей назначено пособие одинокой матери на ребенка С.Э.А. (л.д.20).
В период с 01.09.2006 по 01.07.2008 Соколова Е.В. обучалась в ОГОУ НПО «Профессиональный лицей №12 им. В.А. Русанова», что подтверждается справкой Бюджетного профессионального образовательного учреждения Орловской области «Орловский техникум технологии и предпринимательства им. В.А. Русанова» от 14.12.2016 (л.д.14).
С 27.11.2012 по настоящее время Соколова Е.В. работает в МБОУ - средней общеобразовательной школе №10 г.Орла в должности уборщицы производственных и служебных помещений (л.д. 13)
Согласно справке ГУП ОО «МБТИ» от 20.12.2016 №5579, за Соколовой Е.В. жилых помещений в собственности не зарегистрировано (л.д.16).
Согласно уведомлению ФГБУ ФКП «Росреестра по Орловской области» от 08.12.2017 №, сведений о наличии права собственности, зарегистрированной на имя Соколовой Е.В., а также её несовершеннолетней дочери С.Э.А., не имеется.
В настоящее время Соколова Е.В. зарегистрирована по месту жительства (пребывания) по адресу: <адрес>. Совместно с ней зарегистрировано 5 человек: С.Э.А., 2009 года рождения, С.В.В., 1989 года рождения, С.Н.В., 1991 года рождения, С.Л.В., 1996 года рождения, С.А.В., 1987 года рождения. Квартира имеет общую площадь 48,58 кв.м., что подтверждается справкой Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Жилищное эксплуатационное управление №1» от 07.11.2017, выданной на основании поквартирной карточки (л.д.24)
Постановлением администрации г.Орла №1007 от 20.03.2017 признано невозможным проживание Соколовой Е.В. в вышеуказанной квартире в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения, приходящегося на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении по 8,1 кв.м, что менее учётной нормы площади жилого помещения. Данным постановлением Соколова Е.В. принята на учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (л.д.25).
Разрешая спор по существу и принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что Соколова Е.В., как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение ее жильем по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ, однако, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
Судебная коллегия, признавая данные выводы суда правильными, исходит из следующего.
По смыслу правовой гарантии, установленной Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. на момент возникновения спорных правоотношений) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются государством отдельным благоустроенным жилым помещением.
Судом первой инстанции было бесспорно установлено, что администрация г. Орла признала за истцом право на получение жилого помещения, т.к. 20.03.2017 приняла на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, истцом право на получение от государства социальной гарантии в виде отдельного благоустроенного жилого помещения до настоящего времени не реализовано, в связи с чем на администрацию г.Орла обоснованно возложена обязанность обеспечить истца жилым помещением в соответствии с действующим законом.
Довод апелляционной жалобы администрации г.Орла о том, что Соколова Е.В. включена в соответствующий список для предоставления жилого помещения и у нее отсутствует право на незамедлительное предоставление жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, судебной коллегией во внимание не принимается, поскольку действующее законодательство не содержит указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Доводы апелляционной жадобы Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о том, что Соколова Е.В. не имеет право на социальные гарантии в порядке Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» поскольку в администрацию г.Орла она обратилась только после достижения 23 лет (в 27 лет) не влекут отмены судебного решения ввиду следующего.
Как следует из объяснений Соколовой Е.В., данных в суде апелляционной инстанции, впервые в жилищный отдел администрации г.Орла по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения она обратилась в 2008 году (в возрасте 20 лет), однако ей было отказано по причине наличия у нее закрепленного жилого помещения. В 2013 году она по данному вопросу повторно обращалась в жилищный отдел администрации г.Орла, но ей также было отказано, поскольку на тот период она достигла возраста 25 лет.
Данные обстоятельства стороной ответчика опровергнуты не были. Кроме того, из объяснений представителя администрации г.Орла, данных судебной коллегии, следует, что администрация г.Орла право Соколовой Е.В. на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом № 159-ФЗ и Законом Орловской области № 727-ОЗ не оспаривает, считает ее постановку на учет законной, поскольку на момент постановки на учет она являлась нуждающейся в жилом помещении и свое право в соответствии с названным законом не реализовала.
Другие доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не опровергают выводов суда и не могут повлиять на правильность определенных судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных гражданско-процессуальным законодательством к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Орла от 26 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации г.Орла, Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи