24RS0002-01-2021-008727-64
Дело №12-120/2022
РЕШЕНИЕ
г. Ачинск, ул. Назарова, 28-Б 24 марта 2022 года
Судья Ачинского городского суда Красноярского края Насонов С.Г.,
с участием помощника Ачинского городского прокурора Касабука Я.В.,
защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, общество с ограниченной ответственностью «Диабаз» (далее – ООО «Диабаз») - Колдинова Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя – директора ООО «Диабаз» Грудцына А.В. на постановление государственного инспектора отдела государственного экологического надзора Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 26.11.2021 года № 405-11/ЭП по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора отдела государственного экологического надзора Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 26 ноября 2021 года № 405-11/ЭП юридическое лицо – ООО «Диабаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб., за то, что ООО «Диабаз», осуществляющее деятельность по добыче декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев, имеющее лицензию на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча магматических пород базальт, порфирит (строительный камень) в 3,7 км юго-западнее д. Малый Улуй Ачинского района Красноярского края, в нарушение ст.ст. 9, 11 Закона «О недрах», Постановления Государственного комитета Российской Федерации от 13.10.2000 № 110 «Об утверждении статистического инструментария для организаций МПР России статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых, геологоразведочными работами и их финансированием использованием воды и начислением платежей за загрязнение окружающей среды», п. 8.1 раздела 8 условий лицензии АЧН 0534 ТЭ от 29.04.2015 в срок до 05.02.2021 не предоставило в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края статистическую отчетность по форме 5-гр, время совершения административного правонарушения – 06.02.2021.
Законный представитель юридического лица ООО «Диабаз» Грудцын А.В., не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просит вынесенное постановление отменить, мотивируя тем, что Красноярской природоохранной прокуратурой допущены грубые нарушения порядка организации и проведения проверки в отношении ООО «Диабаз». Как следует из материалов административного дела поводом для привлечения Заявителя к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3. КоАП РФ послужили материалы проверки Красноярской природоохранной прокуратуры. Согласно решению о проведении проверки № 270, вынесенному и.о. Красноярского природоохранного прокурора Васильевым А.И., заместителю прокурора Барановой Т.Ю. поручено провести проверку ООО «Диабаз». Цель проверки: проверка исполнения природоохранного законодательства, в том числе о недропользовании. Основание проверки: план работы межведомственной рабочей группы по охране окружающей среды и природопользованию на второе полугодие 2021 г. от 30.06.2021 г., план работы Красноярской природоохранной прокуратуры на 2 полугодие 2021 года. Предмет проверки: исполнение законодательства о недропользовании. Срок проведения проверки с 28.09.2021 г. по 27.10.2021 г. Согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", а также п. 6 приказа Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки. Между тем, основание проверки, проводимой Красноярской природоохранной прокуратурой в отношении ООО «Диабаз», в соответствии с решением от 28.09.2021 г. № 270, не связано с конкретными сведениями о нарушении законов проверяемым лицом, а лишь содержит отсылку к планам работы прокуратуры. Вынесенное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 02.11.2021 г., также не содержит конкретных сведений, на основании которых проверяющим органом установлено вменяемое административное правонарушение. Кроме того, в Едином государственном реестре контрольных (надзорных) мероприятий (ФГИС «Единый реестр проверок») не имеется сведений о назначенных ООО «Диабаз» контрольных надзорных мероприятий. Пункт 3 ст. 21 Закона о прокуратуре обязывает извещать проверяемое лицо о проведении проверки не позднее дня начала проверки путем ознакомления с решением о проведении проверки. Согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 66013658018804, решение о проведении проверки ООО «Диабаз» направлено Красноярской природоохранной прокуратурой 06.10.2021 г., т.е. спустя 8 дней после начала ее проведения. При этом о проведении самой проверки Заявитель был ознакомлен только 14.10.2021 г. (спустя 16 дней с момента начала проверки). При таких обстоятельствах Красноярской природоохранной прокуратурой были допущены существенные нарушения порядка организации и проведения проверки в отношении ООО «Диабаз», приведшие к ущемлению гарантированной Конституцией Российской Федерации государственной защиты охраняемых прав и законных интересов, полученные в результате проверочных мероприятий материалы не отвечают признаку допустимости доказательств, поскольку получены с нарушением закона. Кроме того, при назначении Заявителю административного наказания министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края не учитывало наличие у ООО «Диабаз» обстоятельств, установленных ч.ч. 2, 3 ст. 3.4 КоАП РФ для замены административного штрафа на предупреждение. Не учитывался характер совершенного административного правонарушения, тяжелое имущественное и финансовое положение Заявителя, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, а также тот факт, что согласно сведениям из Единого государственного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства 01.08.2016 г. ООО «Диабаз» включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, ранее к административной ответственности за несоблюдение требований природоохранного законодательства ООО «Диабаз» не привлекалось. Вменяемое административное правонарушение повлекло причинение вреда или угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного. Имущественный ущерб также причинен не был. На сегодняшний день Заявитель приступил к устранению выявленных нарушений.
Законный представитель ООО «Диабаз» Грудцын А.В., будучи надлежащим образом извещенным о судебном заседании, в суд не явился, направив защитника юридического лица.
В судебном заседании защитник юридического лица ООО «Диабаз» Колдинов Д.С. факт непредставления ООО «Диабаз» в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края статистического отчета по форме 5-гр в срок до 05.02.2021 не оспаривал, доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, дополнительно пояснив, что 31.01.2022 ООО «Диабаз» представлен годовой отчет по форме 5-гр в Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края с пояснительной запиской, содержащей информацию об объемах добытых полезных ископаемых за 2020-2021 годы.
Помощник Ачинского городского прокурора Касабука Я.В. в судебном заседании против доводов жалобы относительно нарушения порядка проведения проверки Красноярской природной прокуратурой в отношении ООО «Диабаз» возражала, при этом, полагала, что имеются законные основания, предусмотренные ст. 4.1.1 КоАП РФ, для замены ООО «Диабаз» административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, поскольку правонарушение ООО «Диабаз» совершено впервые при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Выслушав прокурора, защитника юридического лица, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении дела, судья обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Частью 2 ст. 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно Закону РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
По смыслу норм, содержащихся в статье 6 Закона «О недрах», недра могут предоставляться в пользование для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых.
В соответствии со ст. 9 Закона «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами. Пользователями недр на участках недр федерального значения, за исключением участков недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации и участков недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, если Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом не установлены дополнительные ограничения допуска к участию в аукционах на право пользования такими участками недр созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации юридических лиц с участием иностранных инвесторов, а также если Правительством Российской Федерации в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, и (или) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не установлены дополнительные требования к созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическим лицам с участием иностранных инвесторов, которые вправе осуществлять геологическое изучение участков недр федерального значения внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации в целях поиска и оценки месторождений углеводородного сырья.
Пользователями недр на участках недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, а также на участках недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации не менее чем пять лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц.
Пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции могут быть юридические лица и созданные на основе договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества) и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.
В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
Пользователями недр при осуществлении добычи полезных ископаемых, содержащих радиоактивные вещества, при захоронении радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I - V классов опасности могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие выданные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности.
Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу. Права и обязанности пользователя недр прекращаются со дня внесения записи о прекращении права пользования недрами по соответствующей лицензии на пользование недрами в государственный реестр участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами, предусмотренный статьей 28 настоящего Закона, за исключением обязанностей по ликвидации или консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, и рекультивации земель, организации и проведению в соответствии с законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на горных выработках, буровых скважинах и иных сооружениях, связанных с пользованием недрами, на период проведения ликвидационных или консервационных мероприятий.
Пользователи недр, осуществляющие геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом горных отводов и (или) геологических отводов, могут осуществлять добычу попутных полезных ископаемых (за исключением попутных вод, углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), не указанных в лицензиях, после получения заключения государственной экспертизы, предусмотренной статьей 29 настоящего Закона, и внесения соответствующих изменений в лицензию.
Пользователями недр на участках недр местного значения, которые указаны в пункте 1 части первой статьи 2.3 настоящего Закона и которые предоставляются в пользование в соответствии с абзацем седьмым пункта 7 части первой статьи 10.1 настоящего Закона, могут быть юридические лица, с которыми заключены гражданско-правовые договоры на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно пункту 6 статьи 10.1 Закона «О недрах» основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.
Согласно абзацу 1 статьи 11 Закона «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В соответствии с абзацем 3 статьи 11 Закона «О недрах» лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно п. 4 ст. 4 Закона Российской Федерации от 22.02.1992 № 2395-1 «О недрах» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится создание и ведение фондов геологической информации субъектов Российской Федерации, установление порядка и условий использования геологической информации о недрах, обладателем которой является субъект Российской Федерации.
Постановлением Госкомстата России от 13.11.2000 N 110 "Об утверждении статистического инструментария для организации МПР России статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых, геологоразведочными работами и их финансированием, использованием воды и начисленными платежами за загрязнение окружающей среды" утверждены формы федерального государственного статистического наблюдения, сбор и обработка данных по которым осуществляются в системе МПР России, в том числе форма N 5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых", в соответствии с которой юридические лица, их обособленные подразделения - пользователи недр, ведущие разведку и разработку месторождений обязаны предоставлять в лицензирующий орган государственную статистическую отчетность по форме 5-гр в срок до 5 февраля, следующего за отчетным периодом года.
Судом установлено, что ООО «Диабаз», осуществляющее деятельность по добыче декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев, имеющее лицензию на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча магматических пород базальт, порфирит (строительный камень) в 3,7 км юго-западнее д. Малый Улуй Ачинского района Красноярского края, в нарушение ст.ст. 9, 11 Закона «О недрах», Постановления Государственного комитета Российской Федерации от 13.10.2000 № 110 «Об утверждении статистического инструментария для организаций МПР России статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых, геологоразведочными работами и их финансированием использованием воды и начислением платежей за загрязнение окружающей среды», п. 8.1 раздела 8 условий лицензии АЧН 0534 ТЭ от 29.04.2015 в срок до 05.02.2021 не предоставило в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края статистическую отчетность по форме 5-гр.
Данные обстоятельства подтверждаются следующими материалами дела: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 02.11.2021, согласно которому законный представитель ООО «Диабаз» Грудцын А.В. с выявленными нарушениями законодательства о недропользовании согласился; уведомлением о проведении проверки от 28.09.2021; решением о проведении проверки от 28.09.2021 № 270; лицензией на пользование недрами АЧН 0534 ТЭ, с дополнением № 1 к ней; лицензионным договором между Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края и ООО «Диабаз» (приложение к лицензии); схемой расположения участков недр (приложение к лицензии); приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 28.04.2015 № 1/304-од; горноотводным актом; справкой заместителя природоохранного прокурора от 20.10.2021 о выявленных нарушениях в деятельности ООО «Диабаз»; другими материалами дела.
Таким образом, к выводу о виновности ООО «Диабаз» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, должностное лицо пришло на основании объективного исследования представленных в материалы дела доказательств, достоверность и допустимость которых проверена, каких-либо неустранимых сомнений в виновности юридического лица в совершении указанного правонарушения по делу не усматривается, действия (бездействие) ООО «Диабаз» административным органом квалифицированы верно.
При принятии решения государственным инспектором отдела государственного экологического надзора Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в полном объёме дана оценка исследованным материалам дела по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, на предмет их допустимости и достоверности, соответствующие выводы не противоречат исследованным доказательствам и не опровергнуты при рассмотрении жалобы.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения. Обжалуемое постановление мотивировано и вынесено в соответствии с требованиями ст.ст. 29.9 и 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судом не установлено существенных нарушений при организации и проведении документарной проверки ООО «Диабаз» Красноярской природоохранной прокуратурой, влекущих признание процессуальных документов, полученных по ее результатам, недопустимыми доказательствами.
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Судом установлено, что ООО «Диабаз» с 01.08.2016 является субъектом малого и среднего предпринимательства, данных о привлечении ООО «Диабаз» ранее к административной ответственности материалы дела не содержат, административное наказание в виде предупреждения не предусмотрено санкцией ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Совершенное ООО «Диабаз» административное правонарушение, выразившееся в непредставлении отчетности, по мнению суда, не повлекло причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественного ущерба. Данных, свидетельствующих об обратном, материалы дела не содержат.
Таким образом, судья приходит к выводу, что при назначении наказания ООО «Диабаз» подлежали применению положения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ с назначением юридическому лицу административного наказания в виде предупреждения.
На основании изложенного, обжалуемое постановление подлежит изменению в части назначенного ООО «Диабаз» наказания, а жалоба Грудцына А.В. – частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора отдела государственного экологического надзора Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 26.11.2021 года № 405-11/ЭП по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Диабаз» изменить, назначить обществу с ограниченной ответственностью «Диабаз» за совершенное правонарушение административное наказание в виде предупреждения, в остальной части обжалуемое постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10-суточный срок со дня получения копии решения, путем подачи жалобы или протеста через Ачинский городской суд.
Судья С.Г. Насонов