РЕШЕНИЕ
ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ДЕЛУ
21 июля 2015 г. г.Янаул
Судья Янаульского районного суда Республики Башкортостан Зиязтинов Р.Р.,
рассмотрев жалобу ООО «Башнефть-Добыча» на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ года, вынесенного должностным лицом Управления Росприроднадзора по РБ, ООО «Башнефть» привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с данным постановлением, общество подало жалобу, в которой указывает, что просит отменить постановление в связи с тем, что считает его незаконным, состав правонарушения установлен по документарной проверке, не указано какие нормативные акты не были соблюдены, не представлено доказательств вины, место правонарушения определено формально. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
На судебном заседании представитель привлеченного юридического лица, Андреев С.А. жалобу поддержал в полном объеме.
Представитель Управления Росприроднадзора по РБ Л.А.Гильмутдинова с доводами жалобы не согласилась, считает постановление законным и обоснованным, место совершения правонарушения установлено, обществом нарушены положения Земельного кодекса, ФЗ «Об охране окружающей среды». Обществом составлен план ликвидации последствий аварии, соответственно имела место порча земель.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ административным правонарушением признается уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Таким образом, данная статья является бланкетной, и отсылает к иному нормативно-правовому акту, в котором содержатся соответствующие требования, за нарушение которых наступает административная ответственность.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в совершении действий (бездействия), связанных с уничтожением плодородного слоя почвы либо порче земель в результате несоблюдения установленных законодательством правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Состав данного правонарушения является материальным, то есть для привлечения общества к административной ответственности административный орган должен доказать наступление таких вредных последствий, которые привели к уничтожению плодородного слоя почвы либо порче земель, а также причинную связь между противоправными действиями или бездействием заявителя и наступлением вышеуказанных последствий. Таким образом, для вывода о наличии в действиях общества состава административного правонарушения необходимо установление объема причиненного вреда.
Как указано в ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ №7- ФЗ юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального исподльзолвания и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно ч1 ст.46 ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ года, следует, что на территории <данные изъяты>, цеха КЦППД НГДУ «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ. в 17-25, допущен некатегорийный отказ трубопровода. По данному факту отказа составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ. технического расследования некатегорийного отказа трубопровода. Согласно акту, причиной отказа трубопровода «водовод высокого давления БКНС-3-БГ-11 является внутренняя коррозия. Последствием отказа является загрязнение земли, разлив жидкости объемом 3 куб.м., на площади 81кв м. Согласно паспорту труборовода, рабочая среда — промысловая сточная вода.
Согласно акта № от ДД.ММ.ГГГГ., в качестве последствий отказа указано- разлив воды 3 куб.м на площади 81 кв.м., в качестве последствий- потери в закачке 43 куб.м..
Из постановления следует, что в нарушение ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ,ст.ст. 39, 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ООО «Башнефть-Добыча» ДД.ММ.ГГГГ. допустило загрязнение плодородного слоя почвы.
Установлено, что согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ у ООО «Башнефть-Добыча» имелась возможность для соблюдения действующих правил и норм, регламентированных земельным законодательством, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина лица, привлекаемого к администртаивной ответственности устанавливается должностным лицом.
Доказательствами, подтверждающими в действиях ООО «Башнефть-Добыча» состава вменяемого правонарушения, представлены документы полученные от Общества: акт технического расследования некатегорийного отказа трубопровода, справка о фактических затратах на ликвидацию, и акт проверки Росприроднадзора.
Между тем, госинспектором Росприроднадзора до вынесения постановления протокола и назначения наказания не установлено, какими веществами уничтожен плодородный слой почвы либо произошла порча земель, а также причинную связь между противоправными действиями или бездействием заявителя и наступлением вышеуказанных последствиями. Не привлечены специалисты, имеющие акккредитацию в области контроля состава и свойств веществ, материалов, экологического и санитарно-гигиенического контроля, мониторинга состояния окружающей природной среды, не произведен отбор анализов из почвы, не загрязненной и загрязненной, не установлено путем проведения анализов содержание в почве вредных веществ, не подтверждено документально загрязнении плодородного слоя почвы и причинение вреда окружающей природе.
Выводы государственного инспектора, указанные в постановлении требуют объективного подтверждения или опровержения проведенными исследованиями, чем и достигается цель выяснения всех обстоятельств по делу об административном правонарушении, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ.
Например в соответствии с Письмом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 04-25/61-5678 «О порядке определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами», по нефти и нефтепродуктам установлена предельно допустимая концентрация в пределах до 1000 мг/кг включительно.
Таким образом, для установления наличия загрязнения почвы необходимо было лабораторным путем установить, и обосновать, что в образцах проб почвы отобранных с места отказа, превышена концентрация вредных веществ.
Таким образом, постановление о привлечении к административной ответственности «Башнефть-Добыча» вынесено с нарушением указанных правовых норм; виновность ООО «Башнефть-Добыча» не подтверждена достоверными доказательствами, полученными в установленном порядке.
Согласно ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; об изменении постановления или об отмене постановления.
При установленных обстоятельствах считаю, что жалобу следует удовлетворить, постановление является не обоснованным, вынесенным без доказанности обстоятельств на основании которых оно вынесено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан №04-04/7-з/ТР от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Башнефть-Добыча» АНК «Башнефть» по ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течении 10 суток со дня получения копии решения.
Судья: Р.Р.Зиязтинов
не вступило в законную силу