Решение по делу № 2а-961/2020 от 03.08.2020

    Дело № 2а–961/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Волхов Ленинградской области 01 октября 2020 года

Волховский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Назаровой Е.А.,

при помощнике судьи Анухиной Т.А.,

с участием помощника Волховского городского прокурора Супрунова Э.С., представителя административного ответчика Грибкова М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Волховского городского прокурора к административному ответчику администрации муниципального образования Потанинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия в части не обеспечения муниципальной системой оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в населенных пунктах Потанинского сельского поселения, обязании устранения нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Волховский городской прокурор в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Потанинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, указав в обоснование исковых требований, что во исполнение задания прокуратуры Ленинградской области от 28.01.2020 № ****** Волховской городской прокуратурой в мае-июле 2020 г. проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в ходе которой в деятельности администрации муниципального образования Потанинское сельское поселение Волховского муниципального района выявлены нарушения требований действующего законодательства.

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства в населенных пунктах Потанинского сельского поселения: ****** муниципальная система оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в объеме, предусмотренном действующим законодательством не создана, что недопустимо, так как отсутствует возможность своевременного информирования населения об угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций.

В этой связи Волховским городским прокурором в адрес главы администрации муниципального образования Потанинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области 15.05.2020 внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. При этом муниципальная система оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в объеме, предусмотренном действующим законодательством, в указанных населенных пунктах Потанинского сельского поселения не создана.

Ссылаясь на п.п. 8 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» и Закона Ленинградской области от 10.07.2014 №48-оз "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области", а также ст. ст. 1, 11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пункты 3-5 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения», а также указывая, что необходимое количество технических средств оповещения и порядок создания муниципальной системы оповещения изложены в «СП 165.1325800.2014. Свод правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 12.11.2014 № 705/пр) и «ГОСТ Р 42.3.01-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 07.04.2014 № 311-ст), Волховский городской прокурор в порядке ст. 39 КАС просит суд:

- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Потанинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, в части необеспечения муниципальной системой оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в населенных пунктах Потанинского сельского поселения: ******.

- обязать администрацию муниципального образования Потанинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области в течение 12 месяцев установить муниципальную систему оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в населенных пунктах Потанинского сельского поселения: ******.

В судебном заседании помощник Волховского городского прокурора Супрунов Э.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика Грибков М.В. в судебном заседании административные исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление и дополнениях к возражениям, из которых следует, что полномочия по организации муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в сельских населенных пунктах относится к полномочиям муниципального района. В силу п. 4 ст. 169 Бюджетного кодекса РФ и п.1 ст. 42 Устава муниципального образования Потанинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области проект бюджета поселения составляется администрацией, рассматривается и утверждается сроком на один год (очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) решением совета депутатов. На мероприятия ГО и ЧС предусмотрено в бюджете поселения всего 20 тыс. руб. Таким образом, финансирование мероприятий по оснащению муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в населенных пунктах Потанинского сельского поселения можно включить в бюджетную заявку при формировании бюджета муниципального образования Потанинское сельское поселение на 2023 год и плановый период 2024-2025 гг. Ввиду того, что оборудование дорогостоящее, и его приобретение и установка проходят по ФЗ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд», просил увеличить исполнения решения срок до 60 месяцев.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 8 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусмотрена обязанность сельских поселений участвовать в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно Уставу муниципального образования Потанинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, к вопросам местного значения муниципального образования относится (в числе прочего) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (пп. 7 п. 2 ст. 3 Устава).

Согласно ст.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ:

- предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Согласно ст. 4 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются (в числе прочего) организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения;

В соответствии с п. 2 ст. 6 Областного закона Ленинградской области от 13.11.2003 N 93-оз "О защите населения и территорий Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органами повседневного управления Ленинградской областной подсистемы РСЧС являются на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, подведомственные органам местного самоуправления, дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб, а также другие организации (подразделения), обеспечивающие деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 01.03.2019 N 85 "Об организации оповещения населения Ленинградской области и о признании утратившим силу постановления Правительства Ленинградской области от 9 июня 2014 года N 227" утверждено Положение о системе оповещения населения Ленинградской области (далее – Положение), которое определяет назначение, состав, основные задачи системы оповещения Ленинградской области, а также порядок оповещения, поддержания в постоянной готовности к задействованию и совершенствования систем оповещения населения Ленинградской области об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов на территории Ленинградской области.

Согласно п. 2.2. Положения в состав системы оповещения населения на территории Ленинградской области входят:

региональная автоматизированная система централизованного оповещения, интегрированная с комплексной системой экстренного оповещения населения Ленинградской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

местные системы оповещения населения на территории муниципальных образований Ленинградской области;

локальные системы оповещения в районе размещения ПОО, а также системы оповещения в местах массового пребывания людей.

В силу п. 2.7. Положения для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения комплексно применяются все составные части системы (систем) оповещения населения:

сети электрических и электронных сирен;

сети эфирного аналогового и цифрового телевещания;

сети УКВ-ЧМ (радиовещания);

радиотрансляционные сети населенных пунктов (сети проводного радиовещания);

сети уличной звукофиксации;

сети кабельного телевидения;

сети сотовой (подвижной радиотелефонной) связи;

сети связи общего пользования;

мобильные и носимые средства оповещения.

Аналогичные требования также закреплены в Положении о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения».

Технические требования к системам оповещения изложены в «СП 165.1325800.2014. Свод правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 12.11.2014 № 705/пр), а также «ГОСТ Р 42.3.01-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 07.04.2014 № 311-ст).

Согласно п. 3.1 Положения основным способом оповещения и доведения до органов управления и сил Ленинградской областной подсистемы РСЧС, органов местного самоуправления и населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите, является передача сигналов оповещения и речевой информации с использованием систем оповещения всех уровней.

Из п. 5.7. Положения следует, что объемы резервов мобильных и носимых средств оповещения определяются исходя из расчета для каждого отдаленного, труднодоступного сельского населенного пункта, не имеющего автоматизированной системы оповещения, а также:

на региональном уровне - минимум один комплект оборудования оповещения населения в зоне предполагаемой чрезвычайной ситуации регионального характера и(или) межмуниципального характера;

на муниципальном уровне - дополнительно к рассчитанному количеству плюс минимум один комплект оборудования оповещения населения в зоне предполагаемой чрезвычайной ситуации муниципального характера;

на объектовом уровне - минимум один комплект оборудования оповещения населения в зоне чрезвычайной ситуации локального характера при отсутствии локальной системы оповещения.

В разделе 7 Положения указано, что финансовое обеспечение мер по содержанию, развитию и поддержанию в постоянной готовности муниципальных систем оповещения населения на территории муниципальных образований Ленинградской области осуществляется за счет средств местных бюджетов муниципальных образований Ленинградской области.

Как установлено судом и подтверждается представленными в материалы дела требованием Волховского городского прокурора № ****** от 07.04.2020 г., представлением Волховского городского прокурора № ****** от 15.05.2020 г., письмами административного ответчика от 10.04.2020 г. исх. № ******, от 26.05.2020 г. исх. № б/н, а также протоколом о рассмотрении представления прокурора от 22.05.2020 г., распоряжением от 22 мая 2020 года № ****** о дисциплинарном взыскании Макаровой Л.А., в населенных пунктах муниципального образования Потанинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области отсутствует муниципальная (местная) система оповещения, отвечающая вышеприведенным требования законодательства.

Доводы административного ответчика о том, что полномочия по организации муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в сельских населенных пунктах относятся к полномочиям муниципального района, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку основаны на неверном толковании действующего законодательства.

Доводы представителя ответчика об отсутствии у поселения финансовой возможности исполнить обязанность по созданию системы оповещения в требуемый прокурором срок, судом отклоняются, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием у них финансовой возможности.

В соответствии со ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. ст. 60, 61, 70, 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, поскольку судом достоверно установлен факт ненадлежащего выполнения администрацией муниципального образования Потанинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области обязанностей по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, что создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц и является основанием для принятия судом решения, обязывающего административного ответчика устранить допущенные нарушения.

На основании ч. 3 ст. 227 КАС РФ суд устанавливает срок для исполнения решения суда. Срок, заявленный Волховским городским прокурором, суд находит разумным и достаточным для совершения ответчиком действий по принятию мер для исполнения возложенной судом обязанности. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

Кроме того, ответчик в соответствии со ст. 358 КАС РФ при возникновении объективных причин невозможности исполнения судебного акта в установленный срок, вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, представив доказательства в обоснование своих доводов.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

    

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Волховского городского прокурора Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Потанинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской в части не обеспечения муниципальной системой оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в населенных пунктах Потанинского сельского поселения: ******.

Обязать администрацию муниципального образования Потанинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области в течение 12 месяцев установить муниципальную систему оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в населенных пунктах Потанинского сельского поселения: ******.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 08 октября 2020 года.

    

Судья: подпись Е.А.Назарова

2а-961/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Волховский городской прокурор
Ответчики
Администрация МО Потанинское сельское поселение
Суд
Волховский городской суд Ленинградской области
Судья
Назарова Евгения Анатольевна
Дело на сайте суда
volhovsky.lo.sudrf.ru
03.08.2020Регистрация административного искового заявления
03.08.2020Передача материалов судье
06.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
06.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.09.2020Предварительное судебное заседание
01.10.2020Судебное заседание
08.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее