Дело № 2а–961/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Волхов Ленинградской области 01 октября 2020 года
Волховский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Назаровой Е.А.,
при помощнике судьи Анухиной Т.А.,
с участием помощника Волховского городского прокурора Супрунова Э.С., представителя административного ответчика Грибкова М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Волховского городского прокурора к административному ответчику администрации муниципального образования Потанинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия в части не обеспечения муниципальной системой оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в населенных пунктах Потанинского сельского поселения, обязании устранения нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Волховский городской прокурор в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Потанинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, указав в обоснование исковых требований, что во исполнение задания прокуратуры Ленинградской области от 28.01.2020 № ****** Волховской городской прокуратурой в мае-июле 2020 г. проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в ходе которой в деятельности администрации муниципального образования Потанинское сельское поселение Волховского муниципального района выявлены нарушения требований действующего законодательства.
Проведенной проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства в населенных пунктах Потанинского сельского поселения: ****** муниципальная система оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в объеме, предусмотренном действующим законодательством не создана, что недопустимо, так как отсутствует возможность своевременного информирования населения об угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций.
В этой связи Волховским городским прокурором в адрес главы администрации муниципального образования Потанинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области 15.05.2020 внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. При этом муниципальная система оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в объеме, предусмотренном действующим законодательством, в указанных населенных пунктах Потанинского сельского поселения не создана.
Ссылаясь на п.п. 8 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» и Закона Ленинградской области от 10.07.2014 №48-оз "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области", а также ст. ст. 1, 11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пункты 3-5 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения», а также указывая, что необходимое количество технических средств оповещения и порядок создания муниципальной системы оповещения изложены в «СП 165.1325800.2014. Свод правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 12.11.2014 № 705/пр) и «ГОСТ Р 42.3.01-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 07.04.2014 № 311-ст), Волховский городской прокурор в порядке ст. 39 КАС просит суд:
- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Потанинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, в части необеспечения муниципальной системой оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в населенных пунктах Потанинского сельского поселения: ******.
- обязать администрацию муниципального образования Потанинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области в течение 12 месяцев установить муниципальную систему оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в населенных пунктах Потанинского сельского поселения: ******.
В судебном заседании помощник Волховского городского прокурора Супрунов Э.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика Грибков М.В. в судебном заседании административные исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление и дополнениях к возражениям, из которых следует, что полномочия по организации муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в сельских населенных пунктах относится к полномочиям муниципального района. В силу п. 4 ст. 169 Бюджетного кодекса РФ и п.1 ст. 42 Устава муниципального образования Потанинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области проект бюджета поселения составляется администрацией, рассматривается и утверждается сроком на один год (очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) решением совета депутатов. На мероприятия ГО и ЧС предусмотрено в бюджете поселения всего 20 тыс. руб. Таким образом, финансирование мероприятий по оснащению муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в населенных пунктах Потанинского сельского поселения можно включить в бюджетную заявку при формировании бюджета муниципального образования Потанинское сельское поселение на 2023 год и плановый период 2024-2025 гг. Ввиду того, что оборудование дорогостоящее, и его приобретение и установка проходят по ФЗ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд», просил увеличить исполнения решения срок до 60 месяцев.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 8 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусмотрена обязанность сельских поселений участвовать в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно Уставу муниципального образования Потанинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, к вопросам местного значения муниципального образования относится (в числе прочего) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (пп. 7 п. 2 ст. 3 Устава).
Согласно ст.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ:
- предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Согласно ст. 4 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются (в числе прочего) организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения;
В соответствии с п. 2 ст. 6 Областного закона Ленинградской области от 13.11.2003 N 93-оз "О защите населения и территорий Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органами повседневного управления Ленинградской областной подсистемы РСЧС являются на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, подведомственные органам местного самоуправления, дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб, а также другие организации (подразделения), обеспечивающие деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 01.03.2019 N 85 "Об организации оповещения населения Ленинградской области и о признании утратившим силу постановления Правительства Ленинградской области от 9 июня 2014 года N 227" утверждено Положение о системе оповещения населения Ленинградской области (далее – Положение), которое определяет назначение, состав, основные задачи системы оповещения Ленинградской области, а также порядок оповещения, поддержания в постоянной готовности к задействованию и совершенствования систем оповещения населения Ленинградской области об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов на территории Ленинградской области.
Согласно п. 2.2. Положения в состав системы оповещения населения на территории Ленинградской области входят:
региональная автоматизированная система централизованного оповещения, интегрированная с комплексной системой экстренного оповещения населения Ленинградской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
местные системы оповещения населения на территории муниципальных образований Ленинградской области;
локальные системы оповещения в районе размещения ПОО, а также системы оповещения в местах массового пребывания людей.
В силу п. 2.7. Положения для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения комплексно применяются все составные части системы (систем) оповещения населения:
сети электрических и электронных сирен;
сети эфирного аналогового и цифрового телевещания;
сети УКВ-ЧМ (радиовещания);
радиотрансляционные сети населенных пунктов (сети проводного радиовещания);
сети уличной звукофиксации;
сети кабельного телевидения;
сети сотовой (подвижной радиотелефонной) связи;
сети связи общего пользования;
мобильные и носимые средства оповещения.
Аналогичные требования также закреплены в Положении о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения».
Технические требования к системам оповещения изложены в «СП 165.1325800.2014. Свод правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 12.11.2014 № 705/пр), а также «ГОСТ Р 42.3.01-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 07.04.2014 № 311-ст).
Согласно п. 3.1 Положения основным способом оповещения и доведения до органов управления и сил Ленинградской областной подсистемы РСЧС, органов местного самоуправления и населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите, является передача сигналов оповещения и речевой информации с использованием систем оповещения всех уровней.
Из п. 5.7. Положения следует, что объемы резервов мобильных и носимых средств оповещения определяются исходя из расчета для каждого отдаленного, труднодоступного сельского населенного пункта, не имеющего автоматизированной системы оповещения, а также:
на региональном уровне - минимум один комплект оборудования оповещения населения в зоне предполагаемой чрезвычайной ситуации регионального характера и(или) межмуниципального характера;
на муниципальном уровне - дополнительно к рассчитанному количеству плюс минимум один комплект оборудования оповещения населения в зоне предполагаемой чрезвычайной ситуации муниципального характера;
на объектовом уровне - минимум один комплект оборудования оповещения населения в зоне чрезвычайной ситуации локального характера при отсутствии локальной системы оповещения.
В разделе 7 Положения указано, что финансовое обеспечение мер по содержанию, развитию и поддержанию в постоянной готовности муниципальных систем оповещения населения на территории муниципальных образований Ленинградской области осуществляется за счет средств местных бюджетов муниципальных образований Ленинградской области.
Как установлено судом и подтверждается представленными в материалы дела требованием Волховского городского прокурора № ****** от 07.04.2020 г., представлением Волховского городского прокурора № ****** от 15.05.2020 г., письмами административного ответчика от 10.04.2020 г. исх. № ******, от 26.05.2020 г. исх. № б/н, а также протоколом о рассмотрении представления прокурора от 22.05.2020 г., распоряжением от 22 мая 2020 года № ****** о дисциплинарном взыскании Макаровой Л.А., в населенных пунктах муниципального образования Потанинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области отсутствует муниципальная (местная) система оповещения, отвечающая вышеприведенным требования законодательства.
Доводы административного ответчика о том, что полномочия по организации муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в сельских населенных пунктах относятся к полномочиям муниципального района, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку основаны на неверном толковании действующего законодательства.
Доводы представителя ответчика об отсутствии у поселения финансовой возможности исполнить обязанность по созданию системы оповещения в требуемый прокурором срок, судом отклоняются, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием у них финансовой возможности.
В соответствии со ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. ст. 60, 61, 70, 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, поскольку судом достоверно установлен факт ненадлежащего выполнения администрацией муниципального образования Потанинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области обязанностей по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, что создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц и является основанием для принятия судом решения, обязывающего административного ответчика устранить допущенные нарушения.
На основании ч. 3 ст. 227 КАС РФ суд устанавливает срок для исполнения решения суда. Срок, заявленный Волховским городским прокурором, суд находит разумным и достаточным для совершения ответчиком действий по принятию мер для исполнения возложенной судом обязанности. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
Кроме того, ответчик в соответствии со ст. 358 КАС РФ при возникновении объективных причин невозможности исполнения судебного акта в установленный срок, вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, представив доказательства в обоснование своих доводов.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Волховского городского прокурора Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Потанинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской в части не обеспечения муниципальной системой оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в населенных пунктах Потанинского сельского поселения: ******.
Обязать администрацию муниципального образования Потанинское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области в течение 12 месяцев установить муниципальную систему оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в населенных пунктах Потанинского сельского поселения: ******.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 08 октября 2020 года.
Судья: подпись Е.А.Назарова