Дело № 2а-362/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 апреля 2018 года г.Архангельск
Исакогорский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Бузиной Т.Ю.,
при секретаре Ошуковой А.А.,
с участием помощника Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Жданова С.А.,
представителя административного истца ФКУ «Исправительная колония № 7 УФСИН России по Архангельской области» Макаренко А.В.,
административного ответчика Билана И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Исакогорского районного суда города Архангельска с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному иску федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» к Билану И. А. об установлении административного надзора,
у с т а н о в и л:
федеральное казённое учреждение «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее - ФКУ «Исправительная колония № 7 УФСИН России по Архангельской области») обратилось в суд с указанным административным иском, попросив установить осуждённому Билану И.А. административный надзор на срок три года, а также установить ему на этот период административные ограничения в виде обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, а также запрещения пребывания вне жилого или иного помещения являющегося местом жительства либо пребывания с 22.00 часов до 06.00 часов. В обоснование данного требования сослалось на то, что срок отбывания наказания в местах лишения свободы у Билана И.А. оканчивается 3 января 2019 года, освобождается из исправительного учреждения 29 декабря 2018 года, он имеет неснятую и непогашенную судимость, в том числе, за совершение тяжкого преступления, при этом в период отбывания наказания признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Указанные обстоятельства в силу закона являются основанием для установления административного надзора.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ «Исправительная колония № 7 УФСИН России по Архангельской области» Макаренко А.В. административный иск поддержал в полном объеме.
Административный ответчик Билан И.А. в судебном заседании возражений по административному иску не высказал, однако попросил снизить количество его явок на регистрацию в орган внутренних дел в течение месяца.
Выслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, а также помощника прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.1 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон) административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом; административное ограничение - временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст.3 Закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч.3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Согласно ч.2 ст.3 Закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за: совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи); совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений; совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «л» части второй статьи 105, пунктом «е» части второй статьи 111, пунктом «з» части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации; совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
На основании ч.3 ст.3 поименованного закона в отношении указанного в ч.1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч.1 ст.4 этого же закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом согласно ч.2 ст.4 вышепоименованного закона обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
В судебном заседании установлено, что Билан И.А. приговором Первомайского районного суда г.Мурманска от 20 мая 2014 года (с учётом постановления Первомайского районного суда г.Мурманска от 21 августа 2014 года) за преступления, предусмотренные ч.2 ст.282.1, п. «б» ч.2 ст.116 УК РФ, относящиеся к категории преступлений небольшой тяжести, за преступление, предусмотренное ч.2 ст.213 УК РФ, относящееся к категории тяжких преступлений, осуждён с применением ч.3 ст.69 УК РФ на 3 года лишения свободы с ограничением свободы на срок 6 месяцев и установлением обязанностей. Наказание в виде лишения свободы, с применением ст. 73 УК РФ, назначено условно с испытательным сроком 3 года (л.д.9-16, 17-19).
Он же (Билан) осуждён 4 декабря 2015 года приговором мирового судьи судебного участка № 1 Первомайского судебного района г.Мурманска (с учётом апелляционного постановления Первомайского районного суда г.Мурманска от 29 января 2016 года) за преступление, предусмотренное п. «а» ч. 2 ст. 115 УК РФ, на 7 месяцев лишения свободы, с применением ч.4 ст.74, 70 УК РФ (приговор от 20 мая 2014 года) на 3 года 1 месяц лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, с исчислением срока отбывания наказания с 4 декабря 2015 года (л.д.20-23, 24-27).
По представлению администрации ФКУ «Исправительная колония № 7 УФСИН России по Архангельской области» постановлением начальника названного исправительного учреждения от 30 января 2018 года за совершение в течение года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания (если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной изолятор) Билан И.А. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (л.д.7, 8).
В настоящее время Билан И.А. отбывает наказание в ФКУ «Исправительная колония № 7 УФСИН России по Архангельской области», срок отбывания наказания оканчивается 3 января 2019 года, освобождается из исправительного учреждения 29 декабря 2018 года.
Учитывая изложенное, суд пришёл к выводу, что в отношении Билана И.А. следует установить административный надзор.
Так, Билан И.А., являясь совершеннолетним, в декабре 2018 года освобождающийся из мест лишения свободы, имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение, в том числе, тяжкого преступления, при этом в период отбывания наказания в местах лишения свободы он признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, вследствие чего подпадает под действие Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (п.1 ч.1, п.1 ч.3 ст.3).
Из материалов дела видно, что злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания Билан И.А. признан за нарушение установленного порядка отбывания наказания уполномоченным должностным лицом.
Принятие такого решения предусмотрено ст.116 УИК РФ, в суде оно не оспаривалось, незаконным не признавалось.
Суд находит обоснованной позицию исправительного учреждения, предложившего установить Билану И.А. административные ограничения в виде обязательной ежемесячной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации и в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания, в ночное время.
С учётом личности административного ответчика, представленных сведений о его поведении в период отбывания наказания (имеет 15 взысканий за нарушения правил внутреннего распорядка в исправительном учреждении, 8 поощрений, характеризуется отрицательно - л.д.5, 6), о характере и обстоятельствах преступлений (преступление по п. «а» ч.2 ст.115 УК РФ совершено в ночное время), за которые он имеет судимость, данных о его семейном положении, роде занятий, а также принимая во внимание, что установление указанных ограничений само по себе позволяет достаточно эффективно контролировать поведение осужденного, суд считает необходимым определить административному ответчику периодичность обязательной явки для регистрации три раза в месяц, а также запретить ему пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания, в период с 23.00 часов до 06.00 часов следующего дня.
При этом суд полагает необходимым установить Билану И.А. также административное ограничение в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории, поскольку административный ответчик постоянного места жительства или пребывания на территории Российской Федерации не имеет (л.д.28-29), после освобождения из мест лишения свободы намерен проживать в <адрес>.
Указанные ограничения будут в наибольшей степени отвечать задачам административного надзора.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ от 6 апреля 2011 года административный надзор Билану И.А. следует установить на срок три года.
Срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки Билана И.А. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п.1 ч.3 ст.5 Закона).
На основании изложенного, для предупреждения совершения Биланом И.А. преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, руководствуясь ст.ст.273, 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административный иск федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» к Билану И. А. удовлетворить.
Установить Билану И. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, административный надзор на срок три года.
На период административного надзора установить Билану И. А. административные ограничения в виде:
- обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в соответствии с установленным данным органом графиком;
- запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания Билана И. А., с 23.00 часов до 06.00 часов следующего дня;
- запрещения выезда за пределы <адрес>.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Билана И. А. на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение десяти дней со дня его принятия путём подачи апелляционной жалобы и представления через Исакогорский районный суд города Архангельска.
Председательствующий Т.Ю. Бузина