Дело № 2а-1311/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02.08.2017 г. г. Чайковский
Чайковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Казакова Р.А.
при секретаре Ланкиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чайковском административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю к частному учреждению дополнительного профессионального образования «Автошкола «Лада» о ликвидации, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю (далее – Управление) обратилось в суд с административным иском к частному учреждению дополнительного профессионального образования «Автошкола «Лада» (далее – ЧУ ДПО «Автошкола «Лада», Организация) о ликвидации, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, указывая, что административный ответчик с 2016 года не выполняет требования п.3 ст. 32 Закона № 7-ФЗ и Постановления Правительства РФ №212. Подтверждением данного факта является: отсутствие информации о предоставлении отчетов за 2015-2016 г.г. в автоматизированной информационной системе «Учет некоммерческих и религиозных организаций» (АИС УНРО); отсутствие в учетном деле Организации документов, содержащих отчеты по формам ОН0001 и ОН0002, утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ от 29.03.2010г. № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» за 2015-2016 г.г. Систематическое непредставление Организацией в контролирующий орган информации о своей деятельности и других сведений, значительно затрудняет возможность государственного контроля за деятельностью Организации, и как следствие этого, влечет затруднительность выявления нарушений законности в ее деятельности, что может повлечь нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц. 16.03.2017г. поступило обращение от наследников единственного учредителя ЧУ ДПО «Автошкола «Лада» ФИО1, ФИО2 с просьбой оказать содействие в ликвидации Организации в судебном порядке, поскольку деятельность Организации фактически прекращена в связи со смертью единственного учредителя ФИО3 На основании изложенного, обратившись в суд, Управление просит ликвидировать ЧУ ДПО «Автошкола «Лада», исключить Организацию из ЕГРЮЛ.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик ЧУ ДПО «Автошкола «Лада» извещен судом надлежащим образом – посредством направления заказной корреспонденции с уведомлением по адресу регистрации юридического лица – <адрес>. Однако, как следует из представленного суду уведомления о вручении (л.д. 27), в отделение почтовой связи за получением судебной корреспонденции административный ответчик не явился.
В соответствии с ч. 2 ст. 100 КАС РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Представитель заинтересованного лица – МИФНС России №17 по Пермскому краю в письменном отзыве указал на отсутствие возражений по заявленным исковым требованиям, дело просил рассмотреть в его отсутствие.
Административный иск подлежит удовлетворению.
Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. №1313 Министерство юстиции Российской Федерации уполномочено осуществлять федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, целью которого является предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона №7-ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Из содержания п. 3 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях следует, что некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абз. 2 указанной статьи, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно положениям пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 г. №212 представление в уполномоченный орган (его территориальный орган) документов, содержащих информацию, предусмотренную пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", осуществляется ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 г. №14-П отражено, что отсутствие в п. 2 ст. 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных ими последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм, юридическое лицо, в том числе, некоммерческую организацию, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. При этом характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
По смыслу п. 10 ст. 32 ФЗ "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Данное законоположение является гарантией осуществления контроля за соблюдением некоммерческой организацией требований действующего законодательства РФ, поскольку неисполнение организацией требований, предусмотренных п. 3 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях в установленные сроки существенно затрудняет выполнение уполномоченным органом его функций.
Из материалов дела следует, что ЧУ ДПО «Автошкола «Лада» зарегистрировано в качестве юридического лица с 12.05.2008 г., с местом нахождения: <адрес>.
Административным ответчиком с 2016 года не исполняются обязанности по предоставлению документов, указанных в п. 3 ст. 32 Закона № 7-ФЗ, что подтверждается отсутствием информации о предоставлении отчетов за 2015-2016 г.г. в автоматизированной информационной системе «Учет некоммерческих и религиозных организаций» (АИС УНРО); отсутствием в учетном деле Организации документов, содержащих отчеты по формам ОН0001 и ОН0002, утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ от 29.03.2010г. № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» за 2015-2016 г.г.
16.03.2017г. в адрес административного истца поступило обращение от ФИО1, ФИО2 с просьбой оказать содействие в ликвидации Организации в судебном порядке, поскольку деятельность ЧУ ДПО «Автошкола «Лада» фактически прекращена в связи со смертью единственного учредителя ФИО3
Оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, при отсутствии доказательств устранения вмененных административному ответчику нарушений требований закона, а также доказательств, свидетельствующих об осуществлении деятельности, соответствующей уставным целям, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175, 177 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Ликвидировать частное учреждение дополнительного профессионального образования «Автошкола «Лада», зарегистрированное в качестве юридического лица 12 мая 2008 года.
Решение является основанием для исключения частного учреждения дополнительного профессионального образования «Автошкола «Лада» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение месяца со дня принятия.
Судья: