дело № 2-2335/2023
УИД 48RS0002-01-2023-000968-75
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
05 октября 2023 года г. Липецк
Октябрьский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Пешковой Ю.Н.
при ведении протокола помощником судьи Ефановой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой Эллы Витальевны к государственному учреждению здравоохранения «Липецкая городская поликлиника №7» о взыскании премий, доплаты за вредные условия труда, доплаты за высокие результаты по выполнению показателей эффективности, компенсации за задержку выплаты заработной платы,
установил:
Попова Э.В. первоначально обратилась в суд с иском к государственному учреждению здравоохранения «Липецкая городская поликлиника №7» (ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7») о признании незаконным и отмене приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда.
В ходе судебного разбирательства истец на основании ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ уточнила требования, просила помимо первоначально заявленных требований о взыскании премий за май, июнь, июль октябрь, ноябрь, декабрь 2021 года, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2022 года, январь 2023 года, доплаты за вредные условия труда за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, сентябрь 2022 года, доплаты за высокие результаты по выполнению показателей эффективности за декабрь 2021 года в размере 200 000 рублей, взыскании компенсации в порядке ст. 236 ТК РФ за задержку выплаты заработной платы.
Определением от 27.04.2023 года выделены в отдельное производство для рассмотрения требования истца Поповой Э.В. о взыскании премий за периоды: май, июнь, июль октябрь, ноябрь, декабрь 2021 года, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2022 года, январь 2023 года, доплаты за вредные условия труда за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, сентябрь 2022 года, доплаты за высокие результаты по выполнению показателей эффективности за декабрь 2021 года в размере 200 000 рублей; компенсации за задержку выплаты заработной платы на основании ст. 236 ТК РФ в размере 2000 рублей.
Истец Попова Э.В. и ее представитель адвокат Удалов Г.В. обосновывали требования тем, что после незаконного увольнения в январе 2023 года истцом Поповой Э.В. было подано обращение в Прокуратуру Липецкой области с просьбой провести проверку по факту нарушения ее трудовых прав. Прокуратурой Липецкой области был проведен анализ представленных документов и изучение сложившейся ситуации, был установлен факт не выплаты премий Поповой Э.В. и иных выплат компенсационного характера. Ответчику было направлено представление об устранении допущенных нарушений и рекомендовано провести начисление премий и иных доплат – за вредные условия труда и за высокие результаты по выполнению показателей эффективности. На момент рассмотрения дела о незаконном увольнении представление не было исполнено ответчиком, это продолжается и до настоящего времени. Поскольку прокуратура не указала в каком конкретно размере должны быть выплачены премии и доплаты, истцом и ее представителем представлен расчет исходя из недоплаченной суммы приблизительно 10 000 рублей в месяц. Общая сумма, подлежащая взысканию составляет 200 000 рублей. В части периодов, в которые не произведена выплата, истец согласилась с указанием прокуратуры.
Также истцом Поповой Э.В. заявлены были требования о взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы в порядке ст. 236 ТК РФ и с учетом уточнения истец просила о взыскании в ее пользу суммы за период с 05.02.2023 года по 24.03.2023 года в размере 653,31 рублей.
В судебном заседании 21.09.2023 года протокольным определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена прокуратура Октябрьского района г. Липецка, поскольку ими проводилась проверка по факту нарушения трудовых прав истца Поповой Э.В.
В судебном заседании 26.09.2023 года истец Попова Э.В. на основании ст. 39 ГПК РФ дополнительно заявила требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей и о взыскании компенсации за нарушение сроков выплаты премии за периоды май-июль 2021 года, октябрь-декабрь 2021 года, март 2022 года-декабрь 2022 года, январь 2023 года в размере 50000 рублей.
В судебном заседании Попова Э.В. и ее представитель адвокат по ордеру Удалов Г.В. исковые требования поддержали, ссылаясь на доводы, изложенные в иске и уточнении к нему. Просили удовлетворить требования, так как руководство поликлиники на протяжении длительного периода времени систематически нарушает трудовые права Поповой Э.В., она вынуждена была обратиться за защитой своих прав в суд и в прокуратуру Липецкой области. В ходе проверки по обращению Поповой Э.В. было установлено, что ей не выплачены премии за указанные выше периоды; доплаты за вредные условия труда за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, сентябрь 2022 года; доплаты за высокие результаты по выполнению показателей эффективности за декабрь 2021 года. В ходе рассмотрения дела ответчиком не представлены документы, свидетельствующие о привлечении к дисциплинарной ответственности Поповой Э.В., какие-либо иные документы, свидетельствующие о допущенных ей нарушениях при осуществлении трудовой деятельности. Ответчик на протяжении всего периода времени ведет себя не правильно, нарушая при этом нормы действующего трудового и гражданского процессуального законодательства, документы в обоснование своих доводов и по запросу суда не предоставляет (ни при рассмотрении первого дела о восстановлении на работе, ни сейчас – при рассмотрении требований о взыскании премий и доплат), представление прокуратуры и профсоюза работников здравоохранения не исполняет, другим работникам поликлиники выплачивается премия, истец единственный сотрудник кто лишен этой выплаты.
Представитель ответчика по доверенности Перова О.В. в судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных отзывах. Просила отказать в удовлетворении требований.
Выслушав объяснения истца, ее представителя адвоката Удалова Г.В., представителя ответчика, изучив письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (абзац седьмой статьи 2).
Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части первой статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Частью 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе, следующие условия: условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работника - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно части первой статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью первой статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам (часть вторая статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования определяются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда может включать помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, что предполагает определение ее размера, условий и периодичности выплаты (премирования) в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах и иных нормативных актах, содержащих нормы трудового права, то есть премия, которая входит в систему оплаты труда и начисляется регулярно за выполнение заранее утвержденных работодателем показателей, является гарантированной выплатой, и работник имеет право требовать ее выплаты в установленном локальном нормативном акте, коллективном договоре размере при условии надлежащего выполнения своих трудовых обязанностей (статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
В отличие от премии, которая входит в систему оплаты труда, премия, предусмотренная частью первой статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из буквального толкования этой нормы, является одним из видов поощрения работников работодателем за добросовестный и эффективный труд, применение которого относится к компетенции работодателя. Такая премия не является гарантированной выплатой (гарантированным доходом) работника, выступает лишь дополнительной мерой его материального стимулирования, поощрения, применяется по усмотрению работодателя, который определяет порядок и периодичность ее выплаты, размер, критерии оценки работодателем выполняемых работником трудовых обязанностей и иные условия, влияющие как на выплату премии, так и на ее размер, в том числе результаты экономической деятельности самой организации (работодателя).
Следовательно, при разрешении споров работников и работодателя по вопросу наличия задолженности по выплате премии юридически значимым обстоятельством является определение правовой природы премии: входит ли премия в систему оплаты труда, являясь при этом гарантированной выплатой, или эта премия не относится к числу гарантированных выплат, является одним из видов поощрения работника за добросовестный и эффективный труд, применение которого относится к дискреции (полномочиям) работодателя.
Поскольку трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем премий работникам, при определении правовой природы премий подлежат применению положения локальных нормативных актов, коллективных договоров, устанавливающие систему оплаты труда, а также условий трудовых договоров, заключенных между работником и работодателем.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Судом установлено, что 08.10.2012 года Попова Э.В. была принята на работу в муниципальное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника № 7» на должность логопеда (общеполиклинический немедицинский персонал). Трудовой договор был заключен на неопределенный срок.
В соответствии с данным договором установлена пятидневная рабочая неделя продолжительностью 18 часов (в расчете на целую ставку), ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней, оклад в размере 5300 рублей на полную ставку, предусмотрены: компенсационная выплата за работу в опасных условиях труда и особо тяжелых условиях труда в размере 20%; стимулирующая выплата за стаж непрерывной работы в учреждениях здравоохранения в размере 30%.
В последующем сторонами заключались дополнительные соглашения, изменяющие размер должностного оклада.
Согласно пункту 5.2 (Раздел Оплата труда) трудового договора премии по результатам труда, компенсационные и стимулирующие выплаты, материальная помощь могут быть выплачены работнику в соответствии с Положением об оплате труда.
В пункте 5.3 трудового договора определено на момент заключения трудового договора работнику устанавливаются следующие выплаты к должностному окладу: компенсационного характера – повышение оклада на 20% за работу в опасных для здоровья и особо тяжелых условиях труда, стимулирующего характера – надбавка в размере 30% за стаж непрерывной работы в учреждениях здравоохранения.
02.02.2023г. Попова Э.В. обратилась в прокуратуру Липецкой области с заявлением о нарушении ее трудовых прав руководством ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7», проведении проверки и признании незаконным приказа об увольнении от (дата). № №, его отмене и восстановлении на работе в прежней должности, а также привлечении к административной ответственности виновных лиц.
Прокуратурой Октябрьского района г. Липецка проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства в деятельности ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7».
По результатам проверки в отношении юридического лица вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст.5.27 КоАП РФ, на имя главного врача ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7», а также и.о. прокурора Октябрьского района г. Липецка направлено представление об устранении нарушений трудового законодательства, в котором указано о выплате Поповой Э.В. премии за май – июль, октябрь – декабрь 2021 года, март – январь 2022 года; доплаты за вредные условия труда за январь – июль 2021 года, сентябрь 2022 года; доплаты за высокие результаты по выполнению показателей эффективности за декабрь 2021 года.
Как следует из ответа главного врача ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7» от 31.03.2023 года представление прокуратуры об устранении нарушений трудового законодательства от 21.02.2023 №№ рассмотрено с участием представителя прокуратуры Печерской А.С. В связи с тем, что в Октябрьском районном суде г. Липецка рассматривается дело №2-1533/2023 по иску Поповой Э.В. к ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7», а также в Трудовую инспекцию подана жалоба, полагали необходимым дождаться рассмотрения в этих инстанциях.
Также Попова Э.В. обращалась 28.12.2022 года с жалобой на имя председателя Липецкой областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ с просьбой оказать правовую помощь в рассмотрении вопроса с невыплатой годовой премии.
В ходе проведенной соответствующей проверки сотрудником Липецкой областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ было выявлено не начисление Поповой Э.В. премии по итогам года. При этом работодателем не представлены доказательства невыполнения Поповой Э.В. нормативных или плановых показателей по ее вине. По результатам проведенной проверки составлена справка о грубых нарушениях норм трудового законодательства и представление №1 о выплате премии по итогам 2022 года логопеду ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7 Поповой Э.В.
Приказом ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7» № № от (дата) года утверждено Положение об оплате труда работников ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7» с (дата).
В пункте 2 раздела I Положения об оплате труда работников определено размер заработной платы работников государственного учреждения устанавливается исходя из должностного оклада (тарифной ставки) по занимаемой должности (профессии), компенсационных и стимулирующих выплат и не должен быть ниже установленного законодательством минимального размера оплаты труда.
В разделе IV указанного Положения определено, виды выплат компенсационного характера, входящие в систему оплаты труда работников, устанавливаются в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в областных государственных учреждениях, утвержденным постановлением администрации области от 01.04.2016 года №149 «О компенсационных и стимулирующих выплатах работникам областных государственных бюджетных учреждений здравоохранения», постановлением администрации области от 30.10.2008 года №297 «О компенсационных стимулирующих выплатах руководителям, их заместителям и главным бухгалтерам областных государственных учреждений». К выплатам компенсационного характера относятся: выплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.
Разделом V Положения об оплате труда работников предусмотрено, выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами с учетом мнения представительного органа работников в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера, в областных государственных бюджетных учреждениях, утвержденным постановлением администрации области от 01.04.2016 года №149 «О компенсационных и стимулирующих выплатах работникам областных государственных бюджетных учреждений здравоохранения», постановлением администрации области от 30.10.2008 года №297 «О компенсационных стимулирующих выплатах руководителям, их заместителям и главным бухгалтерам областных государственных учреждений». К выплатам стимулирующего характера относятся: выплаты за интенсивность, высокие результаты труда; выплата за выслугу лет; выплаты медицинским фармацевтическим работникам за наличие квалификационной категории; выплаты за наличие государственной награды - почетного звания «Заслуженный», ученой степени кандидата наук, доктора наук; выплаты водителям автомобилей за классность, безаварийную работу; за специфику работы: выплата за медицинскую помощь, оказываемую медицинским персоналом в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях: выплаты медицинским работникам участковой службы.
При наличии экономии средств по фонду оплаты труда работникам учреждения могут выплачиваться премии. Порядок и условия выплаты премий определяются Положением о премировании работников ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7» (Приложение №2).
Как следует из приложения №2 к положению по оплате труда работников ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7» - Положение о премировании работников ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7» премиальные выплаты осуществляются по результатам работы за месяц, квартал, год за счет средств, выделенных на эти цели в фонде оплаты труда (пункт 2). Премирование работников учреждения производится на основании приказа главного врача (пункт 5).
Стимулирующая выплата за высокие результаты работы осуществляется в соответствии с Положением о порядке осуществления выплат стимулирующего характера с использованием критериев эффективности деятельности персонала (Приложение №3) в зависимости от объема и качества предоставляемых услуг в рамках перевода работников на эффективный контракт.
Стимулирующая выплата за интенсивность устанавливает работникам в соответствии с локальным нормативным актом на определенный срок, но не более чем на год. Доплата мотивирует работника к выполнению больших объемов работ с меньшим количеством ресурсов (материальных, трудовых, временных и т.д.), к применению в работе новых методов и технологий, которые существенно повышают результативность труда.
Согласно п.3 приложения №3 к положению по оплате труда работников ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7» - Положения о порядке осуществления выплат стимулирующего характера выплата за качество выполняемой работы конкретному работнику устанавливается ежегодно в соответствии с утвержденными критериями оценки качества выполняемой работы и позволяющим оценить результативность и качество его работы, которые являются приложением к дополнительному соглашению к трудовому договору. Размеры стимулирующих выплат устанавливаются: остальным работникам, занятым в структурных подразделениях, руководителем учреждения по представлению руководителей структурных подразделений.
Пункт 5 приложения №3 - Начисление стимулирующих выплат по критериям качества производится ежемесячно по результатам проводимой оценки эффективности деятельности работников. Индивидуальная оценка работника за качество выполняемых работ осуществляется: для прочего персонала руководителем соответствующего структурного подразделения с оформлением ходатайства главного врача.
Пункт 8 приложения №3 конкретный размер выплаты определяется путем применения процента оценки по критериям качества к должностному окладу и начисляется за фактически отработанное время.
Приказом ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7» № № от (дата) года утверждено Положение по оплате труда работников Государственного учреждения здравоохранения «Липецкая городская поликлиника №7» от (дата) года. Указанное Положение введено в действие с (дата) года.
Из объяснений представителей ответчика следует, что премии не относятся к стимулирующим выплатам работникам поликлиники. При наличии экономии средств по фонду оплаты труда работникам учреждения могут выплачиваться премии. Экономия по фонду оплаты труда считается отдельно по каждой категории работников (врачебный персонал, медицинский персонал и прочий персонал). В связи с не укомплектованностью врачебным персоналом, в данной категории наибольшая экономия. Премии из экономии фонда оплаты труда по результатам работы, являются нефиксированной частью оплаты труда работника, как и единовременные (разовые) премии, которые также выплачиваются из экономии. Из Положения об оплате труда работников ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7», постановления Правительства Липецкой области «О компенсационных и стимулирующих выплатах работникам областных государственных учреждений здравоохранения» №193 от 06.10.2022 года, следует, что премии не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда и осуществляются только за счет экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели.
В материалы дела представлены приказы о премировании сотрудников поликлиники:
Согласно приказу №№ от (дата) года в мае 2021 года премировались из сложившейся экономии фонда оплаты труда медицинские работники;
Согласно приказу №№ от (дата) года в июне 2021 года Попова Э.В. была премирована в размере 2000 рублей, выплата произведена за высокие показатели в работе и в связи с профессиональным праздником Днем медицинского работника;
Согласно приказу № от (дата) года в июле 2021 года премировались из сложившейся экономии фонда оплаты труда за счет средств обязательного медицинского страхования врачебный персонал (Приложение №1), из средств областного бюджета – сотрудники поликлиники центра профпатологии и регионального центра (Приложение №2), из сложившейся экономии из средств от иной приносящий доход деятельности врачи, оказывающие платные услуги (Приложение№3);
Согласно приказу №№ от (дата) года премировались из сложившейся экономии фонда оплаты труда за счет средств обязательного медицинского страхования - врачебный персонал (Приложение №1), из средств областного бюджета – сотрудники поликлиники центра профпатологии и регионального центра (Приложение №2);
Согласно приказу №№ от (дата) года премировались из сложившейся экономии фонда оплаты труда за счет средств обязательного медицинского страхования - врачебный персонал (Приложение №1), из средств областного бюджета – сотрудники поликлиники центра профпатологии и регионального центра (Приложение №2), из сложившейся экономии из средств от иной приносящий доход деятельности врачи оказывающие платные услуги (Приложение№3);
Согласно приказу №№ от (дата) года за качественное выполнение задач, за интенсивность труда и за высокие результаты премировались из сложившейся экономии фонда оплаты по средствам обязательного медицинского страхования работники, относящиеся к категории прочий персонал, а именно уборщики помещений и дежурный по выдаче справок. Основанием выплаты явились служебные записки главной медсестры и кастелянши;
Согласно приказу №№ от (дата) года в ноябре 2021 года премировались из сложившейся экономии фонда оплаты труда за счет средств обязательного медицинского страхования - врачебный персонал (Приложение №1), из средств областного бюджета – сотрудники поликлиники центра профпоталогии и регионального центра (Приложение №2), из сложившейся экономии из средств от иной приносящий доход деятельности врачи, оказывающие платные услуги (Приложение№3);
Согласно приказу №№ от (дата) года сотрудники премировались за 1 квартал 2022 года, премия выдавалась в апреле 2022 за первый квартал 2022 года из сложившейся экономии фонда оплаты труда. Поповой Э.В. было выплачено 1421 рубль;
Согласно приказу №№ от (дата) года премирование к профессиональному празднику Дню медицинского работника выплачивалось из сложившейся экономии фонда оплаты труда по средствам обязательного медицинского страхования работникам поликлиники (приложение №1), из средств областного бюджета - сотрудникам поликлиники (приложение №2), из средств от иной деятельности сотрудникам отделения профилактики поликлиник (приложение №3). Попова Э.В. была премирована в размере 3000 рублей;
Согласно приказу №№ от (дата) года в июле 2021 года премировались из сложившейся экономии фонда оплаты труда за счет средств обязательного медицинского страхования - врачебный персонал (Приложение №1), из средств областного бюджета - сотрудники поликлиники центра профпатологии и регионального центра (Приложение №2), из сложившейся экономии из средств от иной приносящий доход деятельности врачи, оказывающие платные услуги (Приложение№3). Премии прочему немедицинскому персоналу выплачивалась в зависимости от результатов труда по представлению руководителей структурных подразделений (в соответствии с п.З pаздела VI Положения об оплате труда);
Согласно приказу № № от (дата) года в августе 2022 года премировались из сложившейся экономии фонда оплаты труда за счет средств обязательного медицинского страхования - врачебный персонал (Приложение №1), из средств областного бюджета - сотрудники поликлиники центра профпатологии и регионального центра (Приложение №2), из сложившейся экономии из средств от иной приносящий доход деятельности врачи, оказывающие платные услуги (Приложение№3);
Согласно приказу № № от (дата) года в сентябре 2022 года премировались из сложившейся экономии фонда оплаты труда за счет средств обязательного медицинского страхования - врачебный персонал (Приложение №1), из средств областного бюджета – сотрудники поликлиник центра профпоталогии и регионального центра (Приложение №2), из сложившейся экономии из средств от иной приносящий доход деятельности врачи, оказывающие платные услуги (Приложение№3);
Согласно приказу №№ от (дата) года за третий квартал 2022 года премировались из сложившейся экономии фонда оплаты труда только медицинский персонал. Премии прочему немедицинскому персоналу выплачивалась в зависимости от результатов труда по представлению руководителей структурных подразделений (в соответствии с п.3 pаздела VI Положения об оплате труда);
Согласно приказу № от (дата) года в декабре 2022 года премировались из сложившейся экономии фонда оплаты труда только медицинский персонал. Премии прочему немедицинскому персоналу выплачивалась в зависимости от результатов труда по представлению руководителей структурных подразделений (в соответствии с п.З pаздела VI Положения об оплате труда).
Как объяснила в судебном заседании представитель ответчика Плохотнюк Н.Ю., занимающая должность заместителя главного врача по экономическим вопросам, премирование работников поликлиники не производилось в мае 2022 года, ноябре 2022 года, январе 2023 года, поскольку не было экономии фонда оплаты труда. Премия согласно Положению выплачивается из экономии и не является гарантированной выплатой. Например, в одном месяце может и не быть экономии либо она очень маленькая и соответственно принимается решение о выплате премии в следующем месяце либо в квартале. В пределах экономии средств по фонду оплаты труда, который утверждается в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности, работникам могут выплачиваться следующие выплаты: премии к профессиональному празднику, по представлению руководителей подразделений в пределах сумм, выделенных на эти цели; премии за выполнение производственных заданий по представлению руководителей подразделений в пределах сумм, выделенных на эти цели. Экономия фонда оплаты труда возникает по различным причинам, - это могут быть вакантные ставки по штатному расписанию, больничные листы, перевод сотрудников на неполный рабочий день. При планировании расходов учреждения на текущий год фонд оплаты труда закладывается отдельно для медицинских работников и прочего персонала, в том числе к этой категории относится логопед.
В соответствии с Уставом Государственного учреждения здравоохранения «Липецкая городская поликлиника №7», утвержденного приказом управления здравоохранения Липецкой области от (дата) года №№ указанное государственное учреждение здравоохранения относится к государственной системе здравоохранения, предметом и целью деятельности является удовлетворение потребностей в медицинской помощи населения города Липецка (п.2.1). Управление учреждением осуществляется его руководителем – главным врачом (п.3.8). Главный врач назначается на должность и освобождается от должности управлением и оно же заключает (расторгает) с главным врачом трудовой договор в соответствии с действующим законодательством о труде (п.3.9). Главный врач учреждения в том числе: применяет к работникам учреждения меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания в соответствии с действующим законодательством (п.3.10). Также в трудовом договоре от (дата) года, заключенном между управлением здравоохранения Липецкой области и Волкорезовым И.А. (назначенный на должность главного врача), в п. 8 п.п. «з» определено, что руководитель имеет право на поощрение работников учреждения. Согласно п.1.5 должностной инструкции логопеда (общеполиклинический немедицинский персонал), утвержденной главным врачом (дата) года с учетом изменений внесенных на основании приказа №№ от (дата) года «О внесении изменений в должностную инструкцию логопеда» логопед подчиняется непосредственно главному врачу.
В судебном заседании 17,21 августа 2023 года главный врач Волкорезов И.А. объяснял, что Попова Э.В. работает в поликлинике в должности логопеда, при этом она относится к категории «прочий персонал» и подчиняется непосредственно главному врачу, ее должность не включена в какое-либо отделение, поскольку не относится к медицинскому персоналу. Ранее должность логопеда была включена в педиатрическое отделение и соответственно подчинялась заведующему педиатрическим отделением. Впоследствии были внесены изменения и логопед подчиняется главному врачу. Экономист приносит главному врачу сведения по объему выполненных работ и не выполненных работ, далее идет обсуждение с начальниками отделов кто конкретно и что выполнил, или наоборот, - не выполнил. Самый главный критерий при оценке деятельности это повышенный объём работы, так же учитываются общественные работы, участие сотрудников. Применительно к категории «прочий персонал» должность логопед, оценка зависит и от того, сколько пациентов за день было принято, нагрузка. Например, для технических работников/уборщики зависит от количества метров помытых полов, для сантехника оценивается не только текущая работа, но например выход на работу в выходной день при возникшей проблеме порыва трубы, и он выезжает чтобы устранить эту проблему. У Поповой Э.В., начиная с 2019 года идет тенденция к снижению нагрузки. Главному врачу предоставляют отчет о выполненной работе сотрудниками, в том числе сведения о выполнении производственных заданий. Главный врач самостоятельно оценивает работу логопеда. Служебная записка в отношении логопеда на поощрение не подавалась, кроме того должность логопеда одна в штатном расписании и сравнивать объем работы не с кем.
Проанализировав представленные доказательства, а именно условия трудового договора, заключенного с Поповой Э.В., Положение об оплате труда, Положение о премировании работников ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7», приказы о премировании сотрудников за спорный период, суд приходит к выводу о том, что премия работникам поликлиники выплачивается на основании решения работодателя с учетом наличия средств, поскольку не является гарантированной выплатой и составной частью заработной платы.
Также при рассмотрении данного требования о взыскании премий судом учитывается, что Попова Э.В. была неоднократно уволена и восстановлена в должности логопеда решениями Октябрьского районного суда г. Липецка от 28 октября 2021 года, от 27 сентября 2022 года, от 27 апреля 2023 года. Соответственно за период вынужденного прогула с 22 июля 2021 года по 28 октября 2021 года, с 07 июня 2022 года по 26 сентября 2022 года, с 25 января 2023 года по 27 апреля 2023 года (два периода с 25.01.2023 года по 23 марта 2023 года (перечислена сумма в добровольном порядке) и с 24 марта 2023 года по 27 апреля 2023 года) работодателем начислена и выплачена заработная плата в соответствии со ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2007 года № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», которым предусмотрено при расчете заработной платы за время вынужденного прогула включается в средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.
Ответчиком представлены расчеты за время вынужденного прогула по каждому делу:
- по делу №2-3486/2021 работодателем взят расчетный период 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу увольнения ((дата) года), начиная с июля 2020 года по июнь 2021 года сделана расшифровка по каждому месяцу. В расчет включены премии: в октябре 2020 года по итогам работы 3-го квартала в размере 2500 рублей, в декабре 2020 года по итогам работы 4-го квартала 5000 рублей + к юбилейной дате 8730,00 рублей, в феврале 2021 по итогам работы за февраль 2021 года 4000 рублей, в марте 2021 года по итогам работы за март 2021 года 3000 рублей в апреле 2021 года по итогам работы за апрель 2021 года 3000 рублей, в июне 2021 года к Дню медицинского работника 2000 рублей; среднедневной заработок истца Поповой Э.В. составлял 1146 рублей 35 копеек;
- по делу №2-2781/2022 работодателем взят расчетный период 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу увольнения ((дата) года), начиная с июня 2021 года по май 2022 года сделана расшифровка по каждому месяцу. В расчет включены премии: в июне 2022 года к дню медицинского работника 2000 рублей, в феврале 2022 года по итогам года в размере 526 рублей; в апреле 2022 года по итогам 1-го квартала 1421,00 рублей; среднедневной заработок составил 812,17 рублей;
- по делу №2-1533/2023 работодателем взят расчетный период 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу увольнения ((дата) года), начиная с января 2022 года по декабрь 2022 года сделана расшифровка по каждому месяцу. В расчет включены премии: в феврале 2022 года по итогам работы в феврале 526,00 рублей, в апреле 2021 года по итогам работы в 1-м квартале 1421,00 рублей, в июне 2022 года к дню медицинского работника 3000 рублей; среднедневной заработок составил 747,00 рублей.
Таким образом, поскольку Попова Э.В. в указанные периоды была уволенной, расчет за время вынужденного прогула брался за 12 месяцев предшествующих увольнению и ей был исчислен средний заработок, который определялся в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы». Поскольку в эти периоды она не работала премия ей не выплачивалась.
Вышеуказанные решения вступили в законную силу, им дана оценка судом апелляционной инстанции, при расчете среднемесячного заработка истца аналогичные расчеты были представлены суду при рассмотрении гражданских дел №2-3486/2021, №2-2781/2022, №2-1533/2023. С данными расчетами истец и ее представитель были ознакомлены, однако возражений не высказывали, контррасчеты ими не были представлены.
Кроме того, суд учитывает следующие обстоятельства. В связи с обращением Поповой Э.В. в Государственную инспекцию труда в Липецкой области государственным инспектором труда 23.03.2023 года дан ответ, изложенные в обращении вопросы в отношении права на доплаты за высокие результаты труда за декабрь 2021 года, за периоды с февраля по июнь 2022 года, с сентября по январь 2023 года, премии за периоды с мая по июль 2021 года, с октября по декабрь 2021 года, с марта по июнь 2022 года, с сентября 2022 года по январь 2023 года не являются очевидными нарушениями трудовых прав Поповой Э.В. и требуют судебного исследования доказательств, поскольку взаимосвязаны с оценкой работы Поповой Э.В. в должности логопеда, не урегулированной трудовым законодательством и не входящей в полномочия Государственной инспекции труда в Липецкой области.
28 февраля 2023 года и.о. прокурора Октябрьского района г.Липецка в отношении ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7», возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту невыплаты премии за период с марта 2022 г. по январь 2023 г. и не выплаты надбавки за работу в опасных для здоровья и особо тяжелых условиях труда за сентябрь 2022 года.
Постановлением главного государственного инспектора труда отдела общего надзора и контроля в сфере труда Государственной инспекции труда в Липецкой области от 13 апреля 2023 года производство по делу об административном правонарушении в отношении ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7» по части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено за отсутствием в действиях события и состава административного правонарушения. Не согласившись с постановлением, прокурор Октябрьского района г.Липецка подал протест на него в котором указывал на нарушение требований КоАП РФ, поскольку производство по делу об административном правонарушении прекращено по двум взаимоисключающим основаниям и просил отменить вынесенное постановление и направить дело на новое рассмотрение.
В решении Октябрьского районного суда г. Липецка от 25 июля 2023 года при рассмотрении протеста прокурора Октябрьского района г.Липецка на постановление главного государственного инспектора труда отдела общего надзора и контроля в сфере труда Государственной инспекции труда в Липецкой области от 13 апреля 2023 года судьей также сделан вывод о том, что премия не является гарантированной выплатой и составной частью заработной платы и выплачивается на основании решения работодателя с учетом наличия средств. Установлено и то, что приказы о премировании в отношении Поповой Э.В. работодателем не издавались, следовательно невыплата премии не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.5.27 КоАП РФ.
Что касается требования о взыскании доплаты за вредные условия труда за период с января 2021 года по июль 2021 года, сентябрь 2022 года.
Нормами Трудового кодекса Российской Федерации работникам предусмотрена повышенная оплата труда за работу в особых условиях - за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в местностях с особыми климатическими условиями, за работу в других условиях, отклоняющихся от нормальных (статьи 146 - 149 Трудового кодекса Российской Федерации), а также повышенная оплата за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (статьи 152 - 154 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
В силу части 5 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (часть 2 статьи 147 Трудового кодекса).
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором (часть 3 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях, предусмотренных трудовым законодательством, с 1 января 2014 г. должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24 декабря 2019 г., протокол N 11) (далее - Единые рекомендации), определено, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях формируются на основе в том числе принципов недопущения снижения и (или) ухудшения размеров и условий оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; обеспечение равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда, а также результатами деятельности учреждений; установление в государственных и муниципальных учреждениях систем оплаты труда соглашениями, коллективными договорами и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая фиксированные размеры окладов (должностным окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленные нормы труда (нормы часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы за календарный месяц), а также размеры доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, размеры выплат стимулирующего характера.
На основании статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Согласно ст.72 Трудового кодекса Российской Федерации изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
В соответствии со ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено указанным выше кодексом.
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Из положений действующего трудового законодательства следует, что основой трудовых отношений является заключенный между работником и работодателем трудовой договор, в котором в качестве обязательного условия, согласно ст.57 Трудового кодекса Российской Федерации, должны быть в частности указаны условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты), режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя), условия труда на рабочем месте.
Постановлением Правительства Липецкой области №193 от 06 октября 2022 года (ранее с учетом постановления администрации Липецкой области №149 от 01.04.2016 года) утвержден перечень и размеры компенсационного характера работникам областных государственных учреждений здравоохранения согласно приложению№1. В пункте 2 указанного перечня приложения определено процентное отношение выплаты. Если по итогам специальной оценки условий труда рабочее место признается безопасным, то выплата не производится.
Из трудового договора заключенного между Поповой Э.В. и МУЗ «Городская поликлиника № 7» следует, что Поповой Э.В. установлена компенсационная выплата за работу в опасных условиях труда и особо тяжелых условиях труда в размере 20%.
10 марта 2022 года ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7» издан приказ об изменении существенных условий трудового договора логопеда, согласно которому по истечении двух месяцев с момента ознакомления с уведомлением логопеду Поповой Э.В. выплата компенсационного характера в связи с работой в опасных для здоровья и особо тяжелых условиях труда не устанавливается.
11 марта 2022 года Попова Э.В. ознакомлена работодателем с уведомлением об изменении условий трудового договора.
В связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (дата) приказом ответчика №№ трудовой договор с истцом расторгнут по п.7 ч.1 ст.77 ТК РФ.
Данный приказ об увольнении признан судом незаконным и Попова Э.В. восстановлена на работе с 22 июля 2021 года. Далее, истец Попова Э.В. дважды была уволена и восстановлена в прежней должности решениями Октябрьского районного суда г. Липецка от 27.09.2022 года и от 27 апреля 2023 года, - с 07 июня 2022 года и с 25 января 2023 года соответственно.
Таким образом, с указанного времени истец продолжала работать у ответчика в прежних условиях, включая положение об оплате труда и соответственно компенсационная выплата за работу в опасных условиях труда и особо тяжелых условиях труда в размере 20% подлежала начислению.
Как уже было указано выше выплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда производится в повышенном размере по результатам специальной оценки условий труда или ранее проведенной аттестации рабочих мест.
Так, согласно карты специальной оценки условий труда и протоколу измерений (оценки) напряженности трудового процесса №№ от (дата) года, работа логопеда была признана работой класса условий труда – 2, уровень вредного фактора соответствует гигиеническим нормам. 30.12.2016 года истец была ознакомлена с результатами оценки условий труда.
Согласно карты специальной оценки условий труда и протоколу измерений (оценки) напряженности трудового процесса №№ от (дата) года работа логопеда была признана работой класса условий труда – 2, уровень вредного фактора соответствует гигиеническим нормам. Гарантии и компенсации, предоставляемые работнику/работникам, занятым на данном рабочем месте отсутствуют. 16.06.2021 года истец была ознакомлена с результатами оценки условий труда.
Как указано выше в периоды до 28 октября 2021 года, 26 сентября 2022 года, 27 апреля 2023 года Попова Э.В. являлась уволенной и ей взыскана заработная плата за время вынужденного прогула по указанные даты, соответственно вопрос о выплатах был разрешен указанными решениями при рассмотрении индивидуальных трудовых споров. Кроме того, из представленных расчетов ответчиком и расчетных листков Поповой Э.В. следует, что доплата за работу с вредными условиями труда за спорный период была выплачена.
Однако, при проведении проверки использования средств обязательного медицинского страхования в ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7» с 16.11.2022 года по 12.12.2022 года установлено нецелевое использование средств ОМС, в том числе произведены выплаты за вредные условия труда по должности логопеда, в то время как специальной оценкой условий труда данная выплата не предусматривается. Сумма нецелевого использования средств ОМС составила 11316.27 рублей, что подтверждается актом проверки использования средств обязательного медицинского страхования ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7» от 12.12.2022 года.
Кроме того, 13.02.2023 года на имя главного врача ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7» и.о. прокурора Октябрьского района г. Липецка вынесено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства при использовании средств обязательного медицинского страхования, принятии мер к устранению допущенных нарушений и возврате в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Липецкой области денежных средств.
22.12.2022 года Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Липецкой области (ТФОМС Липецкой области) на имя главного врача ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7» направил требование о восстановлении средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, уплате штрафа, руководствуясь при этом п.9 ст. 39 Федерального закона от 29.11.2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
В силу ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом решением о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Использование бюджетных средств можно расценивать как нецелевое в случае использования их на цели, не соответствующие условиям получения.
Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством. Соблюдение установленного порядка применения бюджетной классификации РФ и расходования бюджетных средств, в соответствии с их целевым назначением является обязанностью учреждения.
Средства обязательного медицинского страхования, поступающие в медицинскую организацию в качестве оплаты за оказанную медицинскую помощь, являются целевыми, и согласно ст. 4 Федерального закона от 29.11.2010 №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предназначены для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Частью 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в РФ» определены расходы медицинских организаций, включенные в тариф на оплату медицинской помощи: расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Оплата медицинской помощи производится страховыми медицинскими организациями в соответствие с договорами на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Исходя из анализа указанных норм, следует, что организация, финансируемая из бюджета Российской Федерации, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств. Именно об этом указывал в требовании ТФОМС Липецкой области, а также в представлении и.о. прокурора Октябрьского района г. Липецка, не выполнение указаний влечет привлечение организации к административной ответственности.
В отношении требования о взыскании доплаты за высокие результаты по выполнению показателей эффективности за декабрь 2021 года суд приходит к следующему выводу.
Из представленных документов и объяснений представителей ответчика следует, что выплата за качество выполняемой работы каждому работнику устанавливается ежегодно в соответствии с утвержденными критериями оценки качества выполняемой работы и оформляется это дополнительным соглашением к трудовому договору (о чем указано выше, п.3 Положения о порядке осуществления выплат стимулирующего характера с использованием критериев эффективности деятельности персонала ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7»).
Суду представлены экземпляры дополнительных соглашений по состоянию на 2021 год, на 2022 года, которые не подписаны Поповой Э.В. (л.д. 122 том 1, л.д. 166,167, 169 том 2)
Из материалов дела усматривается, 14.12.2021 года на имя главного врача ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7» подана докладная записка, в которой предложено разработать новые критерии для оценки эффективности работы за декабрь 2021 года и 2022 год, поскольку у логопеда Поповой Э.В. в личном деле не обнаружено дополнительное соглашение к трудовому договору об установлении выплаты стимулирующего характера за высокие результаты по выполнению показателей эффективности деятельности на период с 01.01.2021 года по 31.12.2021 года.
16.12.2021 года логопед Попова Э.В. отказалась в своем кабинете 16.12.2021 года в 14:35 росписаться в получении дополнительного соглашения об установлении выплат стимулирующего характера за высокие результаты по выполнению показателей эффективности на 2021 год, что подтверждается актом от указанной даты.
Приказом ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7» №№ от (дата) года создана комиссия по расследованию факта излишне выплаченной заработной платы Поповой Э.В. для выяснения причин безосновательного начисления стимулирующих доплат.
21.12.2021 года решением комиссии по трудовым спорам ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7» действия специалиста отдела кадров Бабинец С.Н. содержат признаки дисциплинарного нарушения, однако в настоящий момент она уволена, за декабрь 2021 года данная выплата не начислена в связи с отсутствием оснований.
28.12.2021 года составлен акт о том, что логопед Попова Э.В. отказалась прийти в кабинет главного врача для подписания дополнительного соглашения от 01.01.2022 года об установлении выплат стимулирующего характера за высокие результаты по выполнению показателей эффективности к трудовому договору от (дата) года №№.
Экземпляр дополнительного соглашения к трудовому договору от (дата) года об установлении выплаты стимулирующего характера направлен по адресу Поповой Э.В. 0 <адрес> - (дата) года (опись к почтовому идентификатору №, копия конверта с уведомлением). Почтовое отправление возвращено адресату как неврученное.
Давая объяснения в ходе судебного разбирательства истец Попова Э.В. не отрицала, что с ее стороны не подписываются никакие документы, предъявляемые работниками ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7», по ее мнению все документы сфальсифицированы, составлены безграмотно, у нее нет оснований доверять им с учетом неоднократных увольнений ее с работы и последующих восстановлений на основании судебных актов.
Частью 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Согласно части 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что работодателем обоснованно производится доплата заработной платы до МРОТ ежемесячно начиная с ноября 2022 года, так как истец отказалась подписать дополнительное соглашение к трудовому договору об установлении выплат стимулирующего характера, не подает ежемесячно свои показатели в отдел кадров, о чем указано в Положении.
При таких обстоятельствах суд полагает исковые требования Поповой Э.В. о взыскании премий за период май 2021 года, июнь 2021 года, июль 2021 года, октябрь 2021 года, ноябрь 2021 года, декабрь 2021 года, март 2022 года, апрель 2022 года, май 2022 года, июнь 2022 года, июль 2022 года, август 2022 года, сентябрь 2022 года, октябрь 2022 года, ноябрь 2022 года, декабрь 2022 года, январь 2023 года; взыскании доплаты за вредные условия труда за январь 2021 года, февраль 2022 года, март 2021 года, апрель 2021 года, май 2021 года, июнь 2021 года, июль 2021 года, сентябрь 2022 года; доплаты за высокие результаты по выполнению показателей эффективности за декабрь 2021 года, в размере 200 000 рублей необходимо отказать. Поскольку требования о взыскании за компенсации за нарушение сроков выплаты премий и доплат, компенсации морального вреда являются производными от первоначально заявленных требований, соответственно они также не подлежат удовлетворению.
Разрешая требования истца Поповой Э.В. о взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации суд полагает их подлежащими удовлетворению.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в России как демократическом правовом социальном государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства, которое, исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремления обеспечить благополучие и процветание страны, осуществляет политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (преамбула; статья 1, часть 1; статья 2; статья 7, часть 1). В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда (статья 7, часть 2; статья 75.1). Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав (статья 75, часть 5).
Учитывая, что возможность собственным трудом обеспечить себе и своим близким средства к существованию представляет собой естественное благо, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности, Конституция Российской Федерации предусматривает в числе основных прав и свобод человека, неотчуждаемых и принадлежащих каждому, свободу труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 17, часть 2; статья 37, части 1 и 3), гарантируя при этом равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19, части 1 и 2) и их государственную, в том числе судебную, защиту (статья 45, часть 1; статья 46, часть 1) (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2013 года №19-П, от 6 октября 2021 года №43-П, от 15 июля 2022 года №32-П и др.).
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена (части шестая и девятая статьи 136 ТК РФ).
В силу статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно; при неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм (часть первая).
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2.1 постановления от 11.04.2023 №16-П «По делу о проверке конституционности статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго части первой статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.Б. Сергеева» основываясь на приведенных конституционных положениях, Трудовой кодекс Российской Федерации относит к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений - наряду со свободой труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, - обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (абзац седьмой статьи 2). Сообразно этому в качестве одного из основных прав работника данный Кодекс предусматривает право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части первой статьи 21), которому корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату труда равной ценности и выплачивать в полном размере причитающуюся им заработную плату в сроки, установленные в соответствии с названным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абзацы шестой и седьмой части второй статьи 22).
Поскольку заработная плата (оплата труда работника) является для большинства работников основным (а зачастую и единственным) источником дохода, постольку задержка ее выплаты, а равно и ее невыплата либо выплата не в полном размере, как правило, приводят к снижению уровня материального обеспечения работника и членов его семьи, тем самым ограничивая право указанных лиц на достойное существование и в определенной мере посягая на само их достоинство. Вместе с тем достоинство личности, равно как и уважение человека труда, составляет основу прав и свобод человека, гражданина и работника и одновременно выступает в качестве необходимого условия существования и соблюдения этих прав и свобод, охраняется и защищается государством, и ничто не может быть основанием для его умаления (статья 21, часть 1; статья 75.1 Конституции Российской Федерации).
Исходя из этого Трудовой кодекс Российской Федерации, относя к целям трудового законодательства в первую очередь защиту прав и интересов работников (часть первая статьи 1), предусматривает систему основных государственных гарантий по оплате труда работников, которая включает как сроки и очередность выплаты заработной платы, так и ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (абзацы девятый и десятый статьи 130). При этом виды и конкретные меры ответственности работодателя и (или) уполномоченных им в установленном порядке представителей за задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения в сфере оплаты труда устанавливаются названным Кодексом и иными федеральными законами (часть первая статьи 142).
Одним из видов такой ответственности является материальная ответственность работодателя, предусмотренная Трудовым кодексом Российской Федерации. В свете конституционных предписаний об обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, гарантировать защиту достоинства граждан и уважение человека труда (статьи 2 и 75.1 Конституции Российской Федерации) правовые нормы, устанавливающие условия и порядок применения материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, а равно их истолкование в правоприменительной (в том числе судебной) практике, должны учитывать предназначение данного вида ответственности как элемента механизма защиты права работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, беспрепятственная реализация которого является необходимым условием достойного человека существования для самого работника и его семьи. Это, в свою очередь, обязывает суд, рассматривающий спор о защите указанного права, следовать такому варианту истолкования соответствующих законоположений, при котором его решением обеспечивается соблюдение конституционных принципов справедливости и равенства (преамбула; статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации), а нарушенное право работника восстанавливается в полном объеме (пункт 2.2 указанного постановления).
Предусмотренные статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации проценты (денежная компенсация), подлежащие уплате работодателем в случае несоблюдения им установленного срока выплаты причитающихся работнику денежных средств или выплаты их в установленный срок не в полном размере, являются мерой материальной ответственности работодателя, призванной компенсировать работнику негативные последствия нарушения работодателем его права на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы и тем самым отвечающей предназначению данного вида ответственности как элемента механизма защиты указанного права работника. В случае же длительной задержки выплаты заработной платы, даже при условии ее взыскания в судебном порядке с учетом проведенной работодателем на основании статьи 134 данного Кодекса индексации, покупательная способность заработной платы снижается, а уплата данных процентов (денежной компенсации) способствует в том числе антиинфляционной защите соответствующих денежных средств. Кроме того, возложение на работодателя обязанности по уплате таких процентов (денежной компенсации) имеет и превентивное значение.
Как установлено судом и следует из материалов дела Попова Э.В. обращалась в суд с требованиями о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда в феврале 2023 года в связи с ее увольнением (дата) года.
Решением Октябрьского районного суда г. Липецка от 27 апреля 2023 года требования Поповой Э.В. удовлетворены, она восстановлена в должности логопеда в ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7» с 25 января 2023 года (с учетом апелляционного определения судебной коллегии Липецкого областного суда от 14.08.2023 года), приказ о ее увольнении от (дата) года отменен работодателем, Попова Э.В. восстановлена на работе с 24.03.2023 года, ей произведена выплата за вынужденный прогул за период с 25.01.2023 года по 23.03.2023 года (включительно) в размере 27 221,06 рублей. Согласно платежному поручению №№ от (дата) года указанная сумма перечислена Поповой Э.В., что ей не оспаривалось. В связи с несвоевременной выплатой истец просит о взыскании компенсации и производит расчет следующим образом: 27221,06 х 48 (количество дней просрочки с 05.02.2023 года по 24.03.2023 года) х 1/150 х 7,5% = 653,31 рублей.
Суд соглашается с расчетом истца, но учитывает иной период просрочки с 25.01.2023 года по 24.03.2023 года, соответственно количество дней составит 58 и размер компенсации 789 рублей 41 копейка (27 221,06 х 58 х 1/150 х 7.5%).
Указанная сумма в размере 789 рублей 41 копейка подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в счет компенсации за задержку выплаты заработной платы.
Ответчиком заявлено о применении срока исковой давности, поскольку зная о произведенных Поповой Э.В. выплатах ей никогда не поднимался данный вопрос о премиях и доплатах.
В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Истцом Поповой Э.В. первоначально требования о взыскании премий, доплаты за вредные условия труда и доплаты за высокие результаты по выполнению показателей эффективности заявлены в рамках рассмотрения гражданского дела №2-1533/2023 по ее же иску к ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, после проведенной проверки прокуратурой Октябрьского района г. Липецка на предмет нарушения трудовых прав по жалобе Поповой Э.В., датированной 01.02.2023 года. На имя главного врача ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7» вынесено представление об устранении допущенных нарушений. После сообщения Поповой Э.В. в информационном письме о допущенных работодателем нарушениях, она заявила указанные требования, которые определением суда от 27.04.2023 года выделены для рассмотрения в отдельное производство. Следовательно, срок исковой давности истцом не пропущен.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета в размере 400 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Поповой Эллы Витальевны к государственному учреждению здравоохранения «Липецкая городская поликлиника №7» о взыскании премий, доплаты за вредные условия труда, доплаты за высокие результаты по выполнению показателей эффективности, компенсации за задержку выплаты заработной платы удовлетворить частично.
Взыскать с государственного учреждения здравоохранения «Липецкая городская поликлиника №7» в пользу Поповой Эллы Витальевны компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 789 рублей 41 копейка.
Взыскать с государственного учреждения здравоохранения «Липецкая городская поликлиника №7» в доход бюджета г.Липецка государственную пошлину в размере 400 рублей.
В удовлетворении остальной части требований: о взыскании премий за период май 2021 года, июнь 2021 года, июль 2021 года, октябрь 2021 года, ноябрь 2021 года, декабрь 2021 года, март 2022 года, апрель 2022 года, май 2022 года, июнь 2022 года, июль 2022 года, август 2022 года, сентябрь 2022 года, октябрь 2022 года, ноябрь 2022 года, декабрь 2022 года, январь 2023 года; взыскании доплаты за вредные условия труда за январь 2021 года, февраль 2022 года, март 2021 года, апрель 2021 года, май 2021 года, июнь 2021 года, июль 2021 года, сентябрь 2022 года; доплаты за высокие результаты по выполнению показателей эффективности за декабрь 2021 года, в размере 200 000 рублей, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Октябрьский районный суд г.Липецка в течение одного месяца с момента изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Пешкова Ю.Н.
Решение в окончательной форме изготовлено 12.10.2023 года.