УИД: 66RS0009-01-2024-003365-33
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10.09.2024 город Нижний Тагил Свердловской области
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего Верещагиной Э.А.,
при секретаре судебного заседания Русских М.С.,
с участием истца Гаевой Л.А.,
представителя истца прокурора Градского В.Е.,
ответчика Сергеева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2424/2024 по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил, действующего в интересах Гаевой Л. А., к Сергееву А. В. о компенсации морального вреда,
установил:
прокурор Ленинского района города Нижний Тагил, действуя в интересах Гаевой Л.А., обратился с иском к Сергееву А.В., в котором просит взыскать с Сергеева А.В. в пользу Гаевой Л.А. компенсацию морального вреда в сумме 20 000 руб. В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ в 20:30 Сергеев А.В., управляя автомобилем №», государственный номер №, в нарушение п. 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту - Правила дорожного движения), двигаясь по автодороге в прямом направлении со стороны <адрес> в сторону <адрес>, не учитывая дорожные и метеорологические условия, не обеспечил постоянный контроль за движением транспортного средства (далее - ДТП), допустил занос и выехал на полосу встречного движения, где произошло столкновение со встречным автомобилем №», государственный номер №, под управлением ФИО6 В результате дорожно-транспортного происшествия пассажир автомобиля №» Гаева Л.А. получила травму: ушиб грудной клетки. Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Сергеева А.В. возбуждено производство об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В результате ДТП Гаевой Л.А. причинены физические и нравственные страдания, выразившиеся в том, что она испугалась за свою жизнь, вынуждена длительно проходить лечение, регулярно посещать больницу, до настоящего времени дыхание причиняет ей боль, в связи с перенесенными переживаниями обострилось воспаление роговицы глаза.
В судебном заседании истец, прокурор заявленные исковые требования поддержали и просили их удовлетворить. Истец Гаева Л.А. дополнительно пояснила, что от удара машины ей передавило грудную клетку, в течение месяца было трудно дышать, до сих пор плохо себя чувствует при движении. От предложенной госпитализации отказалась. После произошедшего боится за свою жизнь, ездить в машине.
Ответчик Сергеев А.В. исковые требования признал частично. Указал, что не оспаривает вину в ДТП, согласен компенсировать ответчику моральный вред, размер которого будет определен судом, просил учесть наличие на иждивении пятерых детей.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований.
В данном случае обращение прокурора в суд с иском в интересах истца Гаевой Л.А. обусловлено тем, что последняя является пенсионером, в связи с чем не может самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В силу ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Как разъяснено в абз. 3 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.), либо нарушающими имущественные права гражданина.
Если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1). Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2).
В силу п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Для применения такой меры ответственности, как компенсация морального вреда, юридически значимыми и подлежащими доказыванию являются обстоятельства, связанные с тем, что потерпевший перенес физические или нравственные страдания в связи с посягательством причинителя вреда на принадлежащие ему нематериальные блага.
Согласно ст. ст. 1099, 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда и независимо от вины причинителя вреда в случае, если вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
В силу абз. 2 ст. 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, если вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
Согласно п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В абзаце 2 п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» указано, что моральный вред может заключаться, в частности, в физической боли, связанной с причиненным увечьем, ином повреждении здоровья.
В п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» закреплено, что причинение морального вреда потерпевшему в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях предполагается, и сам факт причинения вреда здоровью, в том числе при отсутствии возможности точного определения его степени тяжести, является достаточным основанием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда.
В соответствии с п. 32 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда.
При этом суду следует иметь в виду, что поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 20:30 Сергеев А.В., управляя транспортным средством «№ государственный номер № в районе 157,420 км автодороги <адрес>, в нарушение п. 10.1 Правил дорожного движения, двигаясь по автодороге в прямом направлении со стороны <адрес> в сторону <адрес>, не учитывая дорожные и метеорологические условия, не обеспечил постоянный контроль за движением транспортного средства, допустил занос и выехал на полосу встречного движения, где произошло столкновение со встречным автомобилем «№», государственный номер №, под управлением ФИО6, который двигался в прямом направлении со стороны <адрес> в сторону <адрес>.
Сергеев А.В. вину в совершенном ДТП не оспаривает.
В результате ДТП пассажир автомобиля «№» Гаева Л.А. ударилась грудной клеткой об ремень безопасности.
Согласно выводам экспертного заключения при обращении за медицинской помощью ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ у Гаевой Л.А. установлен диагноз: «ушиб грудной клетки», в представленных медицинских документах отсутствует описание конкретного вида повреждений в области туловища Гаевой Л.А., что не позволяет установить наличие у Гаевой Л.А. «ушиба грудной клетки» и дать ему судебно-медицинскую оценку (п. 27 раздел III приложения к приказу №н МЗиСР Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека»).
Гаева Л.А. от госпитализации отказалась, наблюдалась у травматолога в ДД.ММ.ГГГГ года.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь приведенными нормами, суд приходит к выводу, что в результате действий ответчика Сергеева А.В., как с владельца источника повышенной опасности, истцу Гаевой Л.А. причинены физические, нравственные страдания, в связи с чем исковые требования о компенсации морального вреда являются обоснованными.
Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика в пользу истца, суд учитывает причинение вреда здоровью истца, его последствия (отечность грудной клетки, болезненность межреберье при вдохе), характер и длительность лечения, степень нравственных страданий, возраст истца (61 год на момент ДТП), вину ответчика, а также требования разумности и справедливости. Суд приходит к выводу о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в заявленном размере.
Моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом компенсация должна отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания. Суд самостоятельно определяет размер компенсации морального вреда, который не поддается точному денежному подсчету, а взыскивается с целью смягчения эмоционально-психологического состояния потерпевшего.
По мнению суда, указанный размер соответствует требованиям разумности и справедливости, степени причиненных страданий.
Поскольку судом удовлетворены неимущественные требования истца, то в соответствии со статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход государства надлежит взыскать государственную пошлину в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Ленинского района города Нижний Тагил, действующего в интересах Гаевой Л. А., к Сергееву А. В. о компенсации морального вреда удовлетворить.
Взыскать с Сергеева А. В. (паспорт №) в пользу Гаевой Л. А. (паспорт №) компенсацию морального вреда в размере 20 000 (двадцать тысяч) руб.
Взыскать с Сергеева А. В. (паспорт №) в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 (триста) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Мотивированное решение составлено 24.09.2024.
Судья Верещагина Э.А.