Решение по делу № 2а-2759/2020 от 22.07.2020

Дело ###а-2759/2020

УИД 33RS0###-54

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

24 сентября 2020 года

Октябрьский районный суд <...> в составе:

председательствующего судьи Хижняк Н.Б.

при секретаре ФИО3

с участием:

помощника прокурора <...> ФИО4,

представителей административных ответчиков ФИО5, ФИО6, ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире административное дело по административному исковому заявлению прокурора <...>, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации <...>, управлению образования администрации <...>, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению <...> «Детский сад ###» о возложении обязанности организовать прохождение обязательного психиатрического освидетельствования работников,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <...>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ, обратился в Октябрьский районный суд <...> с уточненным административным иском о возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать прохождение руководителем МБДОУ <...> «Детский сад ###» обязательного психиатрического освидетельствования за счет средств работодателя, к МБДОУ <...> «Детский сад ###» о возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать прохождение всеми работниками в соответствии со штатным расписанием образовательной организации обязательного психиатрического освидетельствования за счет средств работодателя.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой <...> проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства и законодательства об образовании в части прохождения работниками муниципальных образовательных организаций обязательных психиатрических освидетельствований работников, в ходе которой установлено, что в нарушение действующего законодательства работники МБДОУ <...> «Детский сад ###» не прошли психиатрическое освидетельствование, что не обеспечивает полную безопасность детей, пребывающих в учреждении.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора ФИО4 (по доверенности) поддержал заявленные требования по изложенным в уточненном административном иске основаниям.

Представитель административного ответчика администрации <...> ФИО5 (по доверенности) указал, что заведующий детским садом прошел медицинское освидетельствование, в связи с чем, в данной части в удовлетворении заявленного требования просил отказать.

Представитель административного ответчика управления образования администрации <...> ФИО6 (по доверенности) полагала заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, просила в случае удовлетворения иска предоставить срок 6 месяцев.

Представитель административного ответчика МБДОУ <...> «Детский сад ###» ФИО7 согласилась с требованиями прокурора.

Изучив материалы административного дела, выслушав мнение сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности, в том числе относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими безопасность жизни и здоровья обучающихся, работников образовательной организации.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 часть 1 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ).

В силу абзаца 13 статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

Согласно абзацу 2 статьи 213 ТК РФ работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

В соответствии с абзацами 7, 8 статьи 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

В силу абзаца 4 части 1 статьи 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 9 части 1 статьи 48 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрена обязанность педагогических работников проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

Таким образом, для работников детских учреждений установлено обязательное прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров. Такие работники не могут быть допущены к работе без прохождения ими медицинского осмотра. Работники детских дошкольных учреждений проходят медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения распространения заболеваний.

Судом установлено, что прокуратурой <...> проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства и законодательства об образовании в части прохождения работниками муниципальных образовательных организаций обязательных психиатрических освидетельствований работников, по результатам которой в деятельности МБДОУ «Детский сад ###» выявлены нарушения требований ТК РФ, Федерального закона № 273-ФЗ.

В ходе проверки установлено, что в нарушение вышеперечисленных норм закона сотрудники МБДОУ «Детский сад ###» психиатрическое освидетельствование в установленном законом порядке не прошли, что недопустимо, поскольку это не обеспечивает полную безопасность детей, пребывающих в учреждении.

Статьей 6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ ###«О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) по результатам обязательного психиатрического освидетельствования признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний и может быть обжаловано в суд.

Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждается ФИО1 РФ и периодически (не реже одного раза в пять лет) пересматривается с учетом накопленного опыта и научных достижений.

Во исполнение указанной нормы закона Постановлением ФИО1 РФ от ДД.ММ.ГГГГ ### утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.

Порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работами в условиях повышенной опасности, определен Постановлением ФИО1 РФ от ДД.ММ.ГГГГ ###.

Пунктами 3, 6 Постановления предусмотрено, что освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем. Работник для прохождения освидетельствования представляет выданное работодателем направление, в котором указываются вид деятельности и условия труда работника, предусмотренные Перечнем.

В соответствии с указанным Перечнем, общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для работников учебно-воспитательных учреждений, детских и подростковых оздоровительных учреждений, в том числе сезонных, детских дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, интернатов при школах являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

Анализ приведенных предписаний вышеуказанных Перечня и Порядка, утвержденных федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, позволяет сделать вывод, что данные предписания направлены на выявление у работников учебно-воспитательных учреждений заболеваний, препятствующих выполнению ими работы; обеспечивают охрану труда, а также жизнь и здоровье несовершеннолетних, находящихся в данных учреждениях; предупреждают возникновение угрозы их безопасности, поскольку к обучению, воспитанию, развитию несовершеннолетних могут допускаться лишь те лица, которые не представляют угрозы их жизни и здоровью.

Согласно Уставу, учреждение является общеобразовательной организацией, оказывает услуги по реализации программ в сфере образования, образовательных программ дошкольного образования, реализации дополнительных общеобразовательных программ, тем самым осуществляя воспитание в интересах личности, общества и государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности. К основным видам деятельности Учреждения относится предоставление дошкольного образования, дополнительного образования детей, присмотр и уход за детьми.

Таким образом, МБДОУ <...> «Детский сад ###» осуществляет воспитательную деятельность в отношении несовершеннолетних.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <...> в адрес начальника управления образования администрации <...> направлено представление «Об устранении нарушений законодательства об образовании, о безопасности жизни и здоровья детей, трудового законодательства», в котором изложены результаты проведенной проверки.

В ответе управления образования администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении представления» указано, что в адрес муниципальных дошкольных учреждений направлено письмо о необходимости проведения психиатрического освидетельствования сотрудниками учреждений и проведению работы по соблюдению требований законодательства.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства административными ответчиками не обеспечено прохождение психиатрического освидетельствования работниками указанного дошкольного учреждения.

В судебное заседание представлено решение врачебной психиатрической комиссии о прохождении заведующим дошкольного учреждения психиатрического освидетельствования по направлению управления образования администрации <...>, таким образом, предмет спора отсутствует. В связи с чем, в удовлетворении заявленных требований к администрации <...>, управлению образования администрации <...> следует отказать.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора <...> к МБДОУ <...> «Детский сад ###» являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению, и полагает возможным установить срок для устранения допущенных нарушений, равный 6 месяцам с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора <...>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение <...> «Детский сад ###» в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда организовать прохождение всеми работниками образовательной организации обязательного психиатрического освидетельствования в соответствии со штатным расписанием образовательной организации в соответствии с требованиями Порядка прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работами в условиях повышенной опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации ### от ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.Б.Хижняк

    Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

    Судья Н.Б.Хижняк

2а-2759/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор города Владимира
Ответчики
Администрация г. Владимира
Управление образования администрации г. Владимира
Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение города Владимира "Детский сад №22"
Суд
Октябрьский районный суд г. Владимир
Судья
Хижняк Н.Б.
Дело на сайте суда
oktiabrsky.wld.sudrf.ru
22.07.2020Регистрация административного искового заявления
22.07.2020Передача материалов судье
23.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.08.2020Судебное заседание
24.09.2020Судебное заседание
02.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее