Дело № 2-1380/2017 01 декабря 2017 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Шитиковой О.А.,

при секретаре Первушиной Е.А.,

рассмотрев открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Данилова Р.Н. к акционерному обществу «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» о взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно,

установил:

Данилов Р.Н. обратился в суд с иском к акционерному обществу «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» (далее – АО «2ой АОАО») с требованием о взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно. В обоснование иска указал, что работает авиатехником у ответчика. 20.07.2017 истец направил ответчику заявление с просьбой компенсировать стоимость проезда к месту отдыха и обратно в размере 15400 руб., но до настоящего времени оплата не произведена. Просит суд взыскать с ответчика указанную сумму.

Истец Данилов Р.Н., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца Яшин Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Прытков В.О., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснив, что согласно коллективному договору при проведении отпуска за пределами РФ, оплата стоимости проезда производится только по территории РФ (до пункта пропуска через государственную границу, где осуществляется пограничный контроль), а истец, используя чартерный рейс, проходил пограничный контроль через пункт находящийся в аэропорту Архангельск, следовательно, оплата проезда к месту отдыха и обратно не подлежит.

Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав письменные материалы данного гражданского дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Данилов Р.Н. с 22.09.2015 работает в АО «2-ой АОАО» в должности авиационного техника по планеру и двигателям самолетного участка ТО ВС (самолетов Ан-2, Л-410) авиационно-технической базы.

В период с 18.06.2017 по 05.07.2017 Данилову Р.Н. был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск, который он провел за переделами территории Российской Федерации, в Турции. К месту отдыха и обратно следовал воздушным транспортом по маршруту Архангельск – Анталия (Турция) – Архангельск.

20.07.2017 истец обратился к работодателю с заявлением о выплате ему компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту Архангельск-Анталья-Архангельск.

20.09.2017 истец повторно обратился к работодателю с заявлением о предоставлении ответа на заявление от 20.07.2017. Работодатель на заявления не ответил.

Ответчик, возражая против удовлетворения заявленных требований, ссылается на пп. 4 п. 5.3 Коллективного договора, согласно которому при проведении отпуска за пределами РФ работодатель компенсирует стоимость проезда по территории РФ (до пункта пропуска через Государственную границу, где осуществляется пограничный контроль).

Согласно маршрутной квитанции электронного билета, отпуск Данилова Р.Н. проходил с выездом за пределы границы РФ, по маршруту Архангельск – Анталия – Архангельск. Границу и пограничный контроль Данилов Р.Н. проходил в аэропорту «Архангельск», для авиаперелета использовал чартерный рейс. Из проездных документов истца не указано промежуточных посадок в аэропортах РФ, в том числе аэропорту г. Сочи.

В силу ч. 5 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на отдых; работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни; оплачиваемый ежегодный отпуск.

Условия и порядок предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска, а также гарантии и компенсации работникам при его предоставлении закреплены в Трудовом кодексе РФ.

К числу таковых относится и компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которая предоставляется в целях обеспечения указанным работникам отдыха и оздоровления в более благоприятных природно-климатических условиях.

В соответствии со ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов РФ, органов местного самоуправления и работодателей.

Согласно ч. 1 ст. 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами (ч.8 ст.325 ТК РФ).

Таким образом, федеральный законодатель предписал работодателям, не относящимся к бюджетной сфере, определить в рамках коллективно-договорного либо локального правового регулирования размеры, условия и порядок выплаты расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые по смыслу указанной нормы статьи 325 Трудового кодекса РФ не могут быть ниже, чем это установлено для организации, финансируемой из федерального бюджета.

Следовательно, лица, работающие в организациях, не финансируемых из федерального бюджета, вправе рассчитывать на оплату проезда к месту отдыха и обратно.

Пунктом 5.3 Коллективного договора АО «2-ой АОАО», утвержденного решением конференции трудового коллектива 18.12.2015, установлено, что работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе оплаченные третьими лицами в пределах территории РФ кратчайшим путем к выбранному работником месту проведения трудового отпуска и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также стоимость провоза багажа весом до 30 кг.: - воздушным транспортом по тарифу экономического класса, в том числе стоимость сервисных услуг, включенных в стоимость авиабилета. При проведении отпуска за пределами РФ работодатель компенсирует стоимость проезда только по территории РФ (до пункта пропуска через Государственную границу, где осуществляется пограничный контроль) (пп.4).

В силу ч.1, 4 ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

В соответствии со ст. 9 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

Поскольку федеральный законодатель в ст. 325 ТК РФ предписал работодателям, не относящимся к бюджетной сфере, определить в рамках коллективно-договорного либо локального правового регулирования размеры, условия и порядок выплаты расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то АО «2-ой АОАО», являющийся работодателем истца, руководствуясь указанными предписаниями федерального законодателя, вправе был установить в Коллективном договоре нормы, регулирующие условия выплаты расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно.

При этом суд, руководствуясь ч. 4 ст. 8 ТК РФ, признает не подлежащим применению пп. 4 п. 5.3 Коллективного договора АО «2-ой АОАО», утвержденного решением конференции трудового коллектива 18.12.2015, как ухудшающий положение работников по сравнению с установленным федеральным законодательством, в силу следующего.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» и ч. 3 ст. 9 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе РФ» установлено, что под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Исходя из условий коллективного договора, ответчик определяет границу РФ местом пропуска через государственную границу (местом прохождения таможенного контроля), применительно к данному случаю – пункт пропуска аэропорта Архангельска, с чем суд согласиться не может.

В силу ст. 1 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» государственная граница Российской Федерации - линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Режим Государственной границы включает правила: пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами; перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных; пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных (ст. 7 Закона РФ № 4730-1);

Статьей 9 Закона РФ №4730-1 определен порядок пересечения государственной границы на суше лицами и транспортными средствами, который осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.

Указанной статьей также предусмотрено, что воздушные суда пересекают государственную границу по специально выделенным воздушным коридорам пролета с соблюдением правил, устанавливаемых Правительством РФ и публикуемых в документах аэронавигационной информации.

При следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно, а также при транзитном пролете через воздушное пространство РФ воздушным судам установлены определенные запреты.

Аналогичный порядок пересечения государственной границы установлен и п. 85 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 №138 (ред. от 14.02.2017), в соответствии с которым пересечение государственной границы Российской Федерации воздушными судами при выполнении международных полетов осуществляется по воздушным коридорам пролета государственной границы Российской Федерации. При выполнении международных полетов по маршрутам обслуживания воздушного движения, открытым для международных полетов, воздушным коридором пролета государственной границы Российской Федерации является часть воздушного пространства в месте пересечения маршрута обслуживания воздушного движения с линией государственной границы Российской Федерации.

Таким образом, законодатель местом пересечения государственной границы определяет крайнюю точку территории РФ применительно к ближайшему международному аэропорту РФ, как специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством РФ осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств...

Учитывая приведенные выше нормы закона, суд приходит к выводу, что коллективный договор ограничивает права истца на компенсацию проезда к месту отдыха и обратно по территории Российской Федерации, поскольку установленный им порядок оплаты проезда фактически лишает права работника на оплату проезда по территории РФ до ее границы.

Ответчиком не оспаривается, что истец имеет право на компенсацию расходов к месту проведения отдыха и обратно в 2017 году, то есть не обращался за оплатой проезда второй год подряд и имеет необходимый трудовой стаж.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования об оплате проезда к месту отдыха и обратно являются обоснованными.

Разрешая вопрос о стоимости проезда к месту отдыха и обратно, суд приходит к следующему.

Под ортодромией по Российской Федерации понимается кратчайшее расстояние от российского аэропорта вылета (прилета) до государственной границы по маршруту следования воздушного транспорта, под общей ортодромией - расстояние от российского аэропорта вылета (прилета) до зарубежного аэропорта прилета (вылета) по маршруту следования авиационного пассажирского транспорта.

Значения ортодромических расстояний от международных аэропортов Российской Федерации до зарубежных аэропортов (в границах Российской Федерации), а также процентное отношение ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии устанавливаются Главным центром Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации и размещаются на сайте ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» ГЦ ЕС ОрВД (http://www.matfmc.ru/), а при отсутствии на сайте - предоставляются по запросу.

В соответствии с ответом на запрос суда от 22.11.2017 ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» предоставило информацию по ортодромическим расстояниям маршрутов Архангельск-Анталья-Архангельск, при этом указав, что точную информацию об ортодромических расстояниях предоставляет транспортная организация, осуществляющая перевозку (авиакомпания).

По сообщению авиакомпании ООО «АЗУР эйр», осуществившей 20.06.2017 и 26.06.2017 перевозку по маршруту Архангельск-Анталия-Архангельск, отношение ортодромии по территории РФ к общей ортодромии составляет 51,15%.

По информации туроператора ООО «Анекс Магазин Регион» стоимость авиационного билета по маршруту Архангельск-Анталья-Архангельск 20.06.2017 и 26.06.2017 составила 15411 руб. 00 коп.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию стоимость проезда к месту отдыха и обратно, рассчитанная с применением значений ортодромических расстояний, в размере 7882 руб. 73 коп. (15411 руб./51,15%), что также соответствует позиции Президиума Верховного Суда РФ, выраженной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденном 26.02.2014.

Удовлетворение требований истца, исходя из полной стоимости авиабилета по маршруту, пролегавшему, в том числе, за пределами территории Российской Федерации, не имеет правовых оснований и приведет к неосновательному обогащению истца.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет в размере 400 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «2-░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «2-░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 7882 (░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░) ░░░░░ 73 ░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «2-░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 (░░░░░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

2-1380/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Данилов Р.Н.
Ответчики
ОАО "2-й Архангельский объединенный авиаотряд"
Другие
Яшин Е.В.
Прытков В.О.
Суд
Приморский районный суд Архангельской области
Дело на сайте суда
primsud.arh.sudrf.ru
01.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.11.2017Передача материалов судье
01.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2017Подготовка дела (собеседование)
14.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.11.2017Судебное заседание
01.12.2017Судебное заседание
06.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее