Дело № 22-3203
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Пермь 26 мая 2022 года
Пермский краевой суд в составе
председательствующего Клюкина А.В.,
при секретаре судебного заседания Коняевой Ю.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи уголовное дело по апелляционному представлению прокурора Березниковской городской прокуратуры Пермского края Мусабирова Н.Ф., апелляционным жалобам осужденного Логинова А.Ю. и адвоката Миникеева Р.Ш. на приговор Березниковского городского суда Пермского края от 31 марта 2022 года, которым
Логинов Алексей Юрьевич, родившийся дата в ****, судимый:
1 июня 2010 года Соликамским городским судом Пермского края (с учетом постановления Березниковского городского суда Пермского края от 23 октября 2017 года) по пп. «а, б» ч. 2 ст. 158, п. «а» ч. 2 ст. 158, ч. 1 ст. 158 (3 преступления), ч. 1 ст. 161 УК РФ, в соответствии с ч. 2 ст. 69 УК РФ к 3 годам 10 месяцам лишения свободы, освобожденный условно-досрочно 28 сентября 2012 года на 1 год 4 месяца 19 дней;
7 марта 2014 года Березниковским городским судом Пермского края (с учетом постановления Березниковского городского суда Пермского края от 23 октября 2017 года) по п. «а» ч. 2 ст. 161, пп. «а, г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, на основании ч. 3 ст. 69, ст. 70 УК РФ к 4 годам 5 месяцам лишения свободы, освобожденный 14 июня 2017 года в связи с заменой неотбытого срока наказания в виде лишения свободы на 1 год 6 дней ограничения свободы;
23 октября 2017 года Березниковским городским судом Пермского края по ч. 1 ст. 161 УК РФ, в соответствии со ст. 70 УК РФ к 1 году 10 месяцам лишения свободы, освобожденный 23 октября 2018 года в связи с заменой неотбытого срока наказания в виде лишения свободы на 8 месяцев 16 дней исправительных работ с удержанием 15 % из заработной платы в доход государства;
5 июля 2019 года Березниковским городским судом Пермского края по ч. 1 ст. 158, п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ, на основании ч. 2 ст. 69, 70 УК РФ к 3 годам 1 дню лишения свободы, освобожденный условно-досрочно 7 декабря 2021 года на 6 месяцев 17 дней,
осужден по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 2 годам лишения свободы, на основании п. «б» ч. 7 ст. 79 УК РФ, ст. 70 УК РФ к 2 годам 4 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Изложив содержание приговора, существо апелляционных представления и жалоб, заслушав выступление осужденного, адвоката Иванова А.Б., прокурора Рапенка А.В. по ним,
установил:
Логинов А.Ю. признан виновным в квалифицированной краже, совершенной 16 декабря 2021 года в городе Березники Пермского края в период времени и при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В апелляционном представлении прокурор Березниковской городской прокуратуры Пермского края Мусабиров Н.Ф. выражает несогласие с приговором ввиду неправильного применения уголовного закона, существенных нарушений уголовно-процессуального закона.
Считает, что действия Логинова А.Ю., выразившиеся в выдаче сотрудникам полиции похищенной куртки, не должны были учитываться судом в качестве смягчающего наказание обстоятельства, предусмотренного п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ, так как названная норма подлежит применению в случае полного возмещения ущерба.
По его мнению, ввиду неверного учета смягчающего наказание обстоятельства, осужденному было назначено чрезмерно мягкое наказание.
Просит приговор изменить, исключить из его описательно-мотивировочной части указание на наличие смягчающего наказание обстоятельства, предусмотренного п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ и назначить осужденному Логинову А.Ю. по данному преступлению наказание в виде 3 лет лишения свободы, а по ст. 70 УК РФ окончательно назначить 3 года 4 месяца лишения свободы.
В апелляционной жалобе осужденный выражает несогласие с приговором ввиду чрезмерной суровости. Обращает внимание, что признал свою вину, активно способствовал раскрытию преступления, частично возместил ущерб потерпевшему. Просит приговор изменить и смягчить назначенное наказание.
В апелляционной жалобе адвокат Миникеев Р.Ш. считает приговор подлежащим изменению. Полагает, что с учетом характера и степени общественной опасности совершенного Логиновым А.Ю. преступления, его критического отношения к содеянному, совокупности смягчающих наказание обстоятельств, у суда первой инстанции имелись основания для применения к нему положений ч. 3 ст. 68 УК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных представления и жалоб, суд второй инстанции находит приговор законным, обоснованным и справедливым.
Материалы дела исследованы с достаточной полнотой, преступление расследовано и дело рассмотрено всесторонне, полно и объективно.
Суд признал доказанным, что Логинов А.Ю., воспользовавшись тем, что за его действиями никто не наблюдает, путем свободного доступа, похитил сотовый телефон «Redmi 9C NFC», черную кожаную куртку с мехом и деньги, принадлежащие потерпевшему Ч., причинив значительный материальный ущерб.
Виновность Логинова А.Ю. в совершении преступления, помимо его самоизобличающих показаний о том, что именно он в указанные в обвинении время и месте, увидев, что находящиеся в комнате лица уснули, взял телефон и куртку потерпевшего Ч., в которой находился кошелек с деньгами, которые потом потратил, телефон потерял, а куртку выдал сотрудникам полиции; показаний потерпевшего Ч., обнаружившего в утреннее время 16 декабря 2021 года отсутствие в комнате своего имущества и опознавшего на видеозаписи Логинова А.Ю., одетого в его куртку, допрошенных по делу свидетелей М. и С., подтвердивших факт нахождения осужденного во время и в месте хищения имущества Ч., свидетеля Л., изымавшего видеозапись с камер наружного наблюдения, на которой зафиксирован момент выхода Логинова А.Ю. из комнаты № 13 в куртке потерпевшего, подтверждается собранными по делу и письменными доказательствами, в том числе протоколами осмотра видеозаписи с камеры видеонаблюдения, на которой осужденный опознал себя в лице мужчины, выходящего из комнаты № 13 в куртке Ч., которые в соответствии со ст. 88 УПК РФ правильно признаны судом достоверными, допустимыми и в целом достаточными для разрешения уголовного дела.
Оснований подвергать их сомнению после изучения материалов уголовного дела у суда второй инстанции, нет, а осужденным и адвокатом они в этой части не оспариваются.
Оценив данные доказательства, исследовав первоначальные материалы проверки по преступлению, обстоятельства и законность их получения, суд обоснованно пришел к выводу о том, что умысел осужденного был направлен именно на тайное хищение чужого имущества с причинением значительного ущерба.
Действия осужденного свидетельствуют о том, что он, желая распорядиться чужим имуществом как своим собственным, тайно похищая его, осознавал общественную опасность своих действий, предвидел наступление общественно-опасных последствий в виде причинения материального ущерба потерпевшему, и, так как добился задуманного, следовательно, желал их наступления. О корыстной цели свидетельствует то обстоятельство, что он, как только, не имея ни действительного, ни предполагаемого права, завладев чужим имуществом, распорядился им как своим собственным.
Психическая полноценность Логинова А.Ю. у суда первой инстанции сомнений не вызывала, нет сомнений во вменяемости осужденного и у суда второй инстанции.
Правильно установив фактические обстоятельства дела, суд дал верную юридическую оценку действиям Логинова А.Ю. по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ как кража, то есть тайное хищение чужого имущества, совершенная с причинением значительного ущерба гражданину.
Как видно, квалифицирующий признак - значительность ущерба нашел свое подтверждение в суде. Значительность ущерба определена с учетом размера (более 5 тысяч рублей) похищенного имущества, его значимости для потерпевшего и имущественного положения последнего, на момент хищения не работающего и источника дохода не имеющего. Эти выводы судом мотивированы в приговоре достаточным образом. Имущественное положение и значительность ущерба подробно выяснены у потерпевшего как в ходе предварительного следствия, так в судебном заседании с участием осужденного и его адвоката.
Каких-либо существенных нарушений уголовно-процессуального закона, которые бы путем лишения или ограничения права участников уголовного судопроизводства, в том числе обвиняемого и потерпевшего, или иным путем повлияли или могли повлиять на постановление законного, обоснованного и справедливого приговора, ни в ходе досудебного производства, ни при рассмотрении уголовного дела, не выявлено.
Приговор соответствует требованиям ст. 307 УПК РФ, содержит четкое и подробное описание преступного деяния, признанного судом доказанным, указание места, времени, способа совершения преступления, формы вины, мотива, цели и наступивших последствий, исследованных в судебном заседании доказательств и их оценки.
Что касается доводов жалоб о мягкости и суровости назначенного наказания, суд апелляционной инстанции находит их несостоятельными.
Наказание назначено в соответствии с требованиями статей 6, 43, 60, 61, 63 УК РФ.
При назначении наказания суд учел данные о личности осужденного, характеризующие его как с положительной, так и с отрицательной стороны, а в качестве смягчающих наказание обстоятельств признал полное признание вины, раскаяние, состояние его здоровья, обусловленное наличие хронического заболевания, наличие малолетнего ребенка, явку с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему, выразившиеся в выдаче сотрудникам полиции похищенной куртки, которая была возвращена потерпевшему, то есть и те обстоятельства, о которых указывают авторы жалоб. Принял во внимание суд и влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
Оценив в совокупности характер и степень общественной опасности содеянного, конкретные обстоятельства совершения преступления, то обстоятельство, что новое умышленное преступление средней тяжести против собственности совершено им в период непогашенных судимостей за умышленные, в том числе тяжкие, преступления и условно-досрочного освобождения, и в связи с этим правильно признанного отягчающим наказание обстоятельством – рецидив преступлений, суд пришел к выводу, что исправительное воздействие предыдущего наказания оказалось явно недостаточным, а потому его исправление, достижение других целей наказания, возможно лишь при реальном отбывании наказания в виде лишения свободы.
Наличие отягчающего наказание обстоятельства должно было и повлияло на определение вида и размера наказания.
Выводы суда об отсутствии оснований для применения положений ч. 6 ст. 15, ч. 3 ст. 68, 64, 73 УК РФ в приговоре мотивированы. Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, личность осужденного, смягчающие и отягчающее обстоятельства, не усматривает таких оснований и суд апелляционной инстанции.
Оснований для признания каких-либо иных обстоятельств смягчающими наказание, нет.
Данные о личности осужденного, наличие смягчающих наказание обстоятельств, его отношение к содеянном, позволили суду не назначать дополнительное наказание в виде ограничения свободы.
Суд, с учетом того, что преступление осужденным совершено в период условно-досрочного освобождения, в силу п. «б» ч. 7 ст. 79 УК РФ отменил его и окончательное наказание назначил с применением положений ст. 70 УК РФ.
Вид исправительного учреждения назначен в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ, поскольку суд верно признал в действиях Логинова А.Ю. наличие рецидива преступлений.
Действительно, по смыслу п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ, предусматривающей признание в том числе в качестве смягчающего наказание обстоятельства – добровольное возмещение имущественного ущерба, причиненного в результате преступления, применение данных положений уголовного закона может иметь место в случае, если имущественный ущерб возмещен потерпевшему в полном объеме. Частичное возмещение имущественного ущерба может быть признано судом обстоятельством, смягчающим наказание, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 61 УК РФ.
Вместе с тем, требования прокурора об исключении смягчающего наказание обстоятельства в этом деле основаны на неверном толковании уголовного закона, поскольку судом первой инстанции на основании п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ смягчающим наказание обстоятельством признаны иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему, под которыми в силу п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 58 (ред. от 18.12.2018) «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» следует понимать оказание в ходе предварительного расследования или судебного производства по уголовному делу любые иные меры, направленные на восстановление нарушенных в результате преступления прав и законных интересов потерпевшего и выразившиеся в выдаче сотрудникам полиции похищенной куртки. Осужденный имел реальную возможность распорядиться похищенной курткой по своему усмотрению, однако предпочел вернуть ее потерпевшему через сотрудников полиции.
В любом случае действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему, как основание для признания их в соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ обстоятельством, смягчающим наказание, должны быть соразмерны характеру общественно опасных последствий в результате совершения преступления.
К тому же суд однозначно указал, что не применяет положения ч. 1 ст. 62 УК РФ, а, следовательно, не определяет срок наказания с учетом ни п. «и», ни п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ в льготном исчислении, поэтому довод прокурора о том, что сам факт возврата похищенного может быть оценен как обстоятельство, смягчающее наказание, предусмотренное ч. 2 ст. 61 УК РФ и, безусловно, должно будет влечь назначение более строгого срока наказания, является именно в этом деле явно надуманным.
В этой связи суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что влияющие на наказание обстоятельства и данные о личности осужденного судом учтены всесторонне и объективно, положения уголовного закона о его индивидуализации в полной мере соблюдены.
Таким образом, суд апелляционной инстанции признает, что назначенное осужденному наказание по своему виду и размеру соответствует общественной опасности совершенного преступления, обстоятельствам его совершения и данным о личности, его нельзя признать чрезмерно мягким или суровым, поводов для его смягчения или усиления не имеется, следовательно, оно является справедливым.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 38920, 38928, 38933 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
постановил:
приговор Березниковского городского суда Пермского края от 31 марта 2022 года в отношении Логинова Алексея Юрьевича оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Березниковской городской прокуратуры Пермского края Мусабирова Н.Ф. и апелляционные жалобы осужденного Логинова А.Ю. и адвоката Миникеева Р.Ш. - без удовлетворения.
Апелляционное постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы, представления через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу, а для осужденного, содержащегося под стражей, – в тот же срок со дня вручения ему копии такого судебного решения, вступившего в законную силу, с соблюдением требований статьи 401.4 УПК РФ.
В случае пропуска срока кассационного обжалования или отказа в его восстановлении кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в суд кассационной инстанции и рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 401.10 – 401.12 УПК РФ.
В случае подачи кассационных жалобы, представления лица, участвующие в деле, вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий подпись