Решение по делу № 2-904/2016 от 29.03.2016

Дело № 2-904/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 мая 2016 года                             г. Чайковский

    Чайковский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Грибановой А.А.,

с участием помощника Чайковского городского прокурора Лекомцева А.А.,

представителей ответчика Латышева С.В., Черепанова А.А.,

при секретаре Мурашовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чайковском дело по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Газпром трансгаз Чайковский» о возложении обязанности по получению разрешения на сброс сточных вод,

У С Т А Н О В И Л :

Пермский межрайонный природоохранный прокурор (далее также – прокурор) в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Газпром трансгаз Чайковский» (далее Предприятие) о возложении обязанности по получению разрешения на сброс сточных вод, указав, что в рамках надзора за исполнением водного законодательства выявлены нарушения в деятельности Предприятия, установлено, что осуществляя часть производственной деятельности на газокомпрессорной станции «Пермская» <адрес>, сбрасывает сточные воды в <адрес>

В судебном заседании помощник Чайковского городского прокурора Лекомцев А.А. исковые требования поддержал в полном объеме. Привел доводы, изложенные в исковом заявлении

Представители ответчика Латышев С.В., Черепанов А.А., действующие по доверенности, с исковыми требованиями согласны, пояснили, что предлагаемый прокурором срок 3 месяца является не достаточным. Просили установить срок до конца 2016 года. С учетом того, что бюджет на 2016-2018 год бюджет утвержден, для выполнения требований прокурора необходимо вносить изменения и запланировать финансирование, которые возможны лишь в конце года.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд удовлетворяет иск в полном объеме.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.. ..

В соответствии со ст. 3 Водного кодекса РФ использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно ст. 44 указанного Кодекса, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц -природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Часть 2 данной статьи предусматривает, что нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

Согласно ст. 23 названного закона нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Часть 4 данной статьи предусматривает, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 39 ВК РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

Согласно ст. 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: осуществлять сброс вводные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию(исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия наводные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ вводных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов. Нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с Решением Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ, государственный регистрационный - (далее - Решение о водопользовании), ООО «Газпром трансгаз Чайковский (далее Предприятие) была предоставлена для использования части водного объекта <адрес> на 3,0 км от устья водотока в целях сброса сточных вод.

Пунктом 2.3 Решения о водопользовании определены условия использования части водного объекта, к которым, в том числе, относятся недопущение нарушения прав других водопользователей, а также причинения вреда окружающей среде (пп. 1); объем сброса сточных вод не должен превышать 30,964 тыс. мЗ/год (пп. 10); максимальное содержание 13 загрязняющих веществ в сточных водах не должно превышать нормативы допустимого сброса (далее - НДС), в т.ч. по следующим загрязняющим веществам: БПКполн. - 3000 мг/дмЗ, железо - 0,100 мг/дмЗ, нефтепродукты - 0,050 мг/дмЗ, нитрат-анион - 40,000 мг/дмЗ, нитрит-анион - 0,080 мг/дмЗ, фосфаты (по фосфору) - 0,200 мг/дмЗ (пп. 11).

Сброс сточных вод в водный объект Предприятие осуществляет через выпуск . На основании приказа Управления Росприроднадзора по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ. Предприятию выдано разрешение за на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты по выпуску в период с ДД.ММ.ГГГГ., которым разрешен сброс в <адрес> загрязняющих веществ в составе сточных вод в пределах НДС, за исключением следующих загрязняющих веществ: БПКполн., железо, нефтепродукты, нитрат-анион, нитрит-анион, фосфаты (по фосфору). Таким образом, Предприятие не получило у Управления Росприроднадзора по Пермскому краю разрешение на сброс сточных вод, содержащих в составе БПКполн., железо, нефтепродукты, нитрат-анион, нитрит-анион, фосфаты (по фосфору), так как по этим веществам выявлено превышение установленных НДС, о чем оно проинформировано.

Несмотря на отсутствие разрешения, Предприятие с мая 2015 года продолжало осуществлять через выпуск сброс в <адрес> загрязняющих веществ БПКполн., железо, нефтепродукты, нитрат-анион, нитрит-анион, фосфаты (по фосфору), что подтверждается соответствующими отчетами Предприятия.

Сброс перечисленных загрязняющих веществ продолжается и в настоящее время. Такие действия Предприятия нарушают установленный федеральным законодательством порядок предоставления водных объектов для целей сброса сточных вод. Так, п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ установлено, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование, в том числе, для сброса сточных вод. Порядок подготовки и принятия решения о предоставлений водного объекта в пользование утвержден постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г. .

Часть 1 статьи 44 Водного кодекса РФ определяет, что использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Полномочия Росприроднадзора и его территориальных органов по выдаче в установленном порядке разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ) предусмотрены пп. ДД.ММ.ГГГГ Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; вести в установленном порядке учет объема сброса сточных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами; выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.

Отсутствие у Предприятия Разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты по выпуску №° 1 нарушает интересы Российской Федерации - собственника используемых водных объектов по соблюдению установленного порядка водопользования.

Разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты по выпуску по всем загрязняющим веществам, содержащимся в сточных водах, может быть выдано только при соблюдении Предприятием требований водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды, в том числе при наличии у водопользователя планов снижения сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, реализация которых приведет к соблюдению установленных НДС.

Отсутствие названного разрешения создает угрозу причинения вреда природным ресурсам (водным объектам), чем нарушаются закрепленные ст.ст. 42, 58 Конституции РФ права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Поскольку Предприятием обязанность по получению Разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты по выпуску по всем загрязняющим веществам, содержащимся в сточных водах, не выполняется в добровольном порядке в течение длительного времени, такая обязанность подлежит возложению в судебном порядке.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ присуждение к исполнению обязанности в натуре является одним из способов защиты гражданских прав. Возложение на ответчика обязанности по получению названного разрешения - это способ защиты интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет Надзор за исполнением законов в коммерческих и иных организациях.

В рамках предоставленных полномочий, установленных ст.ст. 22, 27 названного закона, прокурор при обнаружении факта нарушения закона вправе обратиться в суд с заявлением в интересах граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.

Оценив представленные истцом доказательства, суд, исходя из приведенных выше правовых норм, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку в результате отсутствия у ответчика нормативов допустимых сбросов в водный объект, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, которыми установлены нормативы допустимых сбросов, им не обеспечивается соблюдение таких нормативов, и соответственно, не обеспечивается соблюдение нормативов качества окружающей среды, чем нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду.

Доводы представителей ответчиков о недостаточности, предлагаемого истцом срока для устранения нарушений, являются субъективными и обусловлены внутренним документооборотом организации. С учетом того, что нарушения выявлены в мае 2015 года, т.е. год назад, ответчик располагал достаточным временем для получения соответствующего разрешения, и необходимость установления более длительного срока, чем предложено истцом, не доказана ответчиком.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить.

Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Чайковский», , зарегистрированное и расположенное по <адрес>, обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу получить в Управлении Росприроднадзора по Пермскому краю разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, разрешающее осуществлять сброс всех загрязняющих веществ, входящих в состав сточных вод предприятия, в водный объект - <адрес> на 3,0 км от устья водотока по выпуску .

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Чайковский» госпошлину в местный бюджет в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд.

Судья:

2-904/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пермский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО "Газпром трансгаз Чайковский"
Другие
Управление Росприроднадзора по Пермскому крарю
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
Суд
Чайковский городской суд Пермского края
Дело на странице суда
chaikov.perm.sudrf.ru
29.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2016Передача материалов судье
01.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.05.2016Судебное заседание
13.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.05.2016Дело оформлено
16.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.05.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее