УИД 11RS0008-01-2022-001073-60 дело № 2-857/2022
г. Сыктывкар (33-5540/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Пунегова П.Ф., Щелканова М.В.
при секретаре Микушевой А.И.
рассмотрела в судебном заседании 18 августа 2022 года в г. Сыктывкаре Республики Коми дело по иску прокурора Троицко-Печорского района, действующего в интересах неопределенного круга лица, к Министерству здравоохранения Республики Коми, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми «Троицко-Печорская центральная районная больница» об обязании организовать оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи
по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Коми на решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 3 июня 2022 года, которым постановлено:
обязать Министерство здравоохранения Республики Коми, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Троицко-Печорская центральная районная больница» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях в фельдшерско-акушерском пункте п. Знаменка Троицко-Печорского района.
Заслушав доклад судьи Щелканова М.В., объяснения прокурора Шевелевой М.Г., представителя Министерства здравоохранения Республики Коми Щелупановой К.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Троицко-Печорского района, действующий в интересах неопределенного круга лица, обратился с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми «Троицко-Печорская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ РК «Троицко-Печорская центральная районная больница») об обязании организовать оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях в фельдшерско-акушерских пунктах в п. Знаменка Троицко-Печорского района.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что проведенной проверкой исполнения законодательства в сфере оказания первичной медико-санитарной помощи установлено отсутствие в п. Знаменка Троицко-Печорского района с численностью населения более 100 человек фельдшерско-акушерского пункта, первичная доврачебная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях на постоянной основе не оказывается. При этом данный населенный пункт находится на большом расстоянии до населенных пунктов, в которых оказывается медицинская помощь, а в осенне-весенний период до него трудно доехать, что приводит к невозможности своевременно обеспечить оказание медицинской помощи, нарушает конституционные права неопределенного круга лиц, проживающих в сельском поселении, на получение своевременной медицинской помощи.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство здравоохранения Республики Коми просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, в удовлетворении иска отказать.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не усматривает.
Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий признается одним из принципов охраны здоровья, установленных статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 19 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» первичная медико-санитарная помощь в малочисленных населенных пунктах оказывается в фельдшерских здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной практики (семейной медицины), врачебных амбулаториях.
Согласно п. 19.1 Положения в населенных пунктах с числом жителей менее 100 человек первичная медико-санитарная помощь оказывается мобильными медицинскими бригадами, в том числе с использованием мобильных медицинских комплексов, не реже 2 раз в год.
В соответствии с п. 19.2 Положения в населенных пунктах с числом жителей 100 - 300 человек организуются: фельдшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта до ближайшей медицинской организации превышает 6 км; домовые хозяйства, оказывающие первую помощь, и (или) выездные формы работы, в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта до ближайшей медицинской организации не превышает 6 км.
Согласно п. 19.5 Положения, при наличии водных и других преград, удаленности от ближайшей медицинской организации, низкой плотности населения (в 3 раза ниже среднероссийского показателя) численность обслуживаемого населения и расстояние до ближайшей медицинской организации может корректироваться относительно рекомендуемой численности обслуживаемого фельдшерско-акушерским пунктом или фельдшерским здравпунктом населения.
Согласно п. 2 Правил организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543н (приложение № 15), фельдшерско-акушерский пункт является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.
В силу п. 2 Правил организации деятельности фельдшерского здравпункта медицинской организации, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543н (приложение № 18), фельдшерский здравпункт медицинской организации является структурным подразделением медицинской организации и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах с малой численностью населения и (или) находящихся на значительном удалении от медицинских организаций, в том числе фельдшерско-акушерских пунктов, либо при наличии водных, горных и иных преград, а также в случае преимущественного (более 40%) проживания в них лиц старше трудоспособного возраста.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения прокуратурой Троицко-Печорского района Республики Коми проверки выявлены нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно Уставу ГБУЗ РК «Троицко-Печорская центральная районная больница» является государственным учреждением здравоохранения бюджетного типа, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, а также иных, предусмотренных законодательством источников. Функции и полномочия учредителя от имени Республики Коми осуществляет Министерство здравоохранения Республики Коми. Главный врач Учреждения в силу своей компетенции осуществляет оперативное руководство деятельностью Учреждения; принимает, увольняет работников Учреждения в соответствии с нормами трудового законодательства, утверждает их должностные обязанности. Учреждение самостоятельно формирует свою структуру, в которую могут входить, в том числе: лаборатории, отделения, лечебно-диагностические и вспомогательные подразделения, другие структурные подразделения.
ГБУЗ РК «Троицко-Печорская центральная районная больница» имеет обособленное структурное подразделение фельдшерско-акушерский пункт по адресу: Республика Коми, Троицко-Печорский район, п. Знаменка, ул. Гагарина, д. 2.
Установлено, что фельдшерский пункт в п. Знаменка Троицко-Печорского района не укомплектован медицинскими работниками и фактически свою деятельность не осуществляет.
Медицинская помощь жителям указанного населенного пункта осуществляется путем выезда один раз в неделю медицинской сестры фельдшерского пункта пст. Якша Троицко-Печорского района, в остальное время оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях не осуществляется.
При этом указанный населенный пункт находится на значительном расстоянии до населенных пунктов, в которых оказывается медицинская помощь (от 20 до 120 км.), а в осенне-весенний период проезд к населенному пункту затруднен, что приводит к невозможности своевременно обеспечить оказание медицинской помощи. Численность жителей в населенном пункте п. Знаменка Троицко-Печорского района составляет 133 человека.
Проанализировав положения Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи», утвержденное приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н, Положение о министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденное постановлением Правительства Республики Коми от 05.07.2012 № 283, Устав ГБУЗ РК «Троицко-Печорская центральная районная больница», суд пришел к правильному выводу о том, что Министерство здравоохранения Республики Коми является уполномоченным органом, который организует оказание медицинской помощи в медицинских учреждениях и обеспечивает ее доступность для жителей республики, а ГБУЗ РК «Троицко-Печорская центральная районная больница», в структуру которого входят фельдшерско-акушерские пункты, создано в целях оказания первичной медико-санитарной, специализированной и скорой медицинской помощи населению, для осуществления в амбулаторно-поликлинических первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи, в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности.
Признав, что невыполнение функций по организации первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях в фельдшерско-акушерском пункте влечет невыполнение функций по оказанию медицинской помощи населению, проживающему на территории указанного населенного пункта, суд правомерно удовлетворил требование прокурора, заявленное в интересах неопределенного круга лиц.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, установил юридически значимые обстоятельства и пришел к обоснованному выводу о том, что невыполнение функций по организации оказания первичной медико-санитарной медицинской помощи населению может привести к нарушению прав граждан на охрану здоровья и квалифицированную медицинскую помощь.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а также не опровергают выводы суда, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда в силу следующего.
По существу ответчик оспаривается статус надлежащего ответчика по делу.
Вопреки указанным доводам Постановлением Правительства Республики Коми от 05.07.2012 № 283 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Республики Коми.
Согласно пункту 8 вышеуказанного Положения основными задачами Министерства являются, в том числе, обеспечение реализации основных принципов охраны здоровья в целях обеспечения повышения качества жизни населения Республики Коми; защита прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья и связанных с этими правами государственных гарантий; развитие государственной системы здравоохранения Республики Коми и материально-техническое обеспечение таких организаций.
Пунктом 9 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми определено, что Министерство, в частности, исполняет функции по разработке и реализации программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний; проведению мероприятий по реализации на территории Республики Коми федеральных целевых программ в сфере охраны здоровья; функции организатора по оказанию населению Республики Коми первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Министерству; функции организатора по осуществлению мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории Республики Коми; функции государственного заказчика по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Коми в сфере здравоохранения; исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в части средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение деятельности Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, подведомственных Министерству.
Таким образом, неосуществление деятельности в обособленном структурном подразделении ГБУЗ РК «Троицко-Печорская центральная районная больница» - фельдшерско-акушерском пункте в п. Знаменка, по причине его неукомплектованности сотрудниками, не исключает принятие Министерством, наряду с ГБУЗ РК «Троицко-Печорская центральная районная больница», мер в рамках возложенных на него обязанностей (пункту 8,9 Положения) в целях обеспечения оказания первичная медико-санитарная помощь в предусмотренном законодательством порядке и объеме.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене (изменению) по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ для отмены решения суда, не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 3 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Коми на решение – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24.08.2022.
Председательствующий
Судьи