УИД 66RS0004-01-2021-000033061
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург |
28.04.2022 |
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Кокшарова Е.В.,
судей Мурашовой Ж.А., Сорокиной С.В.,
с участием прокурора Беловой К.С.,
при помощнике судьи Козловой Ю.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарисламова Рифката Шарафисламовича к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области о признании решения незаконным, признании права на получение ежемесячной денежной компенсации, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе ответчика на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 12 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Сорокиной С.В., объяснения представителя ответчика Антошиной Н.А., истца Шарисламова Р.Ш., заключение прокурора Беловой К.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шарисламов Р.Ш. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (далее - ГУ МЧС России по Свердловской области), окончательно настаивал на требованиях, в которых просил:
- признать незаконным решение комиссии по социальным выплатам личному составу ГУ МЧС России по Свердловской области, оформленное протоколом от 10 августа 2020 года № 29;
- признать за ним право на получение ежемесячной денежной компенсации на основании части 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 20 октября 2015 года;
- возложить на ГУ МЧС России по Свердловской области обязанность производить ему ежемесячно пожизненно денежную компенсацию в сумме 41 662 руб. 22 коп. с последующим перерасчетом с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- взыскать с ГУ МЧС России по Свердловской области в его пользу ежемесячную денежную компенсацию за период с 20 октября 2015 года по 10 января 2021 года в сумме 2 569 618 руб. 16 коп.
В обоснование исковых требований указал, что при прохождении службы в органах внутренних дел получил заболевание - инфекционно-аллергическая бронхиальная астма, средней степени тяжести, гормонозависимая, которое послужило причиной его увольнения с должности инженера штаба 4 регионального специализированного отряда по проведению первоочередных аварийно- спасательных работ Противопожарной аварийно-спасательной службы Управления внутренних дел Свердловской области 01 октября 1993 года досрочно по пункту «ж» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации – по болезни. 20 октября 2015 года он обратился к ответчику с заявлением о принятии на рассмотрение комиссии по социальным выплатам документов с целью назначения ему ежемесячной денежной выплаты в счет возмещения вреда здоровью, в ответе на которое ответчик указал, что вопрос о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью может быть рассмотрен на комиссии только в случае вступления в законную силу решения Верх-Исетского суда г. Екатеринбурга от 02 ноября 2015 года, которым полученное истцом заболевание «профессиональная бронхиальная астма, обусловленная воздействием высокотоксичных веществ» признано соответствующим формулировке «военная травма». В соответствии с апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 28 июля 2016 года его заболевание в формулировке «военная травма» было подтверждено, при этом на ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Свердловской области» была возложена обязанность указать причинную связь его заболевания с первоначальным клинико-экспертным диагнозом инфекционно-аллергическая бронхиальная астма, средней степени тяжести, гормонозависимая. Соответствующее заключение он смог получить только 17 февраля 2017 года на основании постановления о возбуждении исполнительного производства от 07 февраля 2017 года. 17 февраля 2017 года заключением Бюро № 18-филиал Федерального казенного учреждения «Медико-социальной экспертизы по Свердловской области» (далее ФКУ «Медико-социальной экспертизы по Свердловской области») истцу установлена 2 группа бессрочно по причине инвалидности «военная травма». Заявлением на имя ответчика от 27 февраля 2017 года к документам, поданным им с заявлением от 20 октября 2015 года и 10 октября 2016 года о назначении ежемесячной выплаты, истец просил приобщить заверенные копии заключения военно-врачебной комиссии Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть МВД по Свердловской области» от 13 февраля 2017 года и справку серии МСЭ-2014 от 17 февраля 2017 года № 1021814 с изменением причины инвалидности на «военная травма». Решение о назначении спорных выплат ответчик не принял. 03 августа 2020 года он был вынужден вновь обратиться к ответчику с заявлением о рассмотрении на комиссии по социальным выплатам по ранее представленным документам, его права на получение ежемесячной денежной компенсации. 25 сентября 2020 года он получил копию протокола заседания комиссии по социальным выплатам от 10 августа 2020 года об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 12 апреля 2021 года исковые требования Шарисламова Р.Ш. удовлетворены:
- решение комиссии по социальным выплатам личному составу ГУ МЧС России по Свердловской области, оформленное протоколом № 29 от 10 августа 2020 года признано незаконным;
- за Шарисламовым Р.Ш. признано право на получение ежемесячной денежной компенсации на основании части 5 статьи 12 Федерального закона от № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 20 октября 2015 года;
- на ГУ МЧС России по Свердловской области возложена обязанность производить Шарисламову Р.Ш. ежемесячно пожизненно денежную компенсацию в сумме 41 662,22 руб. с последующим перерасчетом с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- с ГУ МЧС России по Свердловской области в пользу Шарисламова Р.Ш. взыскана ежемесячная денежная компенсация за период с 20 октября 2015 года по 10 января 2021 года в сумме 2 569 618, 16 руб.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска Шарисламова Р.Ш. Ссылается на то, что ГУ МЧС России по Свердловской области надлежащим ответчиком не является, поскольку вред здоровью истца причинен при исполнении служебных обязанностей в ИТК № 2 УИД УВД Свердлоблисполкома (в дальнейшем – ФКУ ИК-2 ГУФСИН России). Указывает, что назначение спорной выплаты носит заявительный характер, тогда как в установленном законом порядке истец с заявлением о назначении спорной выплаты (с приложением соответствующих документов) не обращался, что установлено судебными постановлениями (дела №№ 2-384/2016, 2-8931/2015, 2-394/2017, 2-7528 /2017, 33-4810/2019). Установив дату возникновения права на ежемесячную денежную компенсацию с 20 октября 2015 года, суд первой инстанции использовал для расчета спорной выплаты текущие показатели размера пенсии.
В возражениях на апелляционную жалобу истец указал на законность и обоснованность решения суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 03 сентября 2021 года решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 12 апреля 2021 года изменено в части размера ежемесячной денежной компенсации, задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации: на Главное управление Министерства Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области возложена обязанность производить Шарисламову Р.Ш. ежемесячно пожизненно денежную компенсацию в сумме 16 855 руб. 76 коп. с последующим перерасчетом с учетом изменения окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. С Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области в пользу Шарисламова Р.Ш. взыскана ежемесячная денежная компенсация за период с 20 октября 2015 года по 10 января 2021 года в сумме 1 063 782 руб. 09 коп. В остальной части решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 12 апреля 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ГУ МЧС России по Свердловской области - без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.01.2022 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 03.09.2021 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Антошина Н.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Истец Шарисламов Р.Ш. в судебном заседании просил изменить решение суда в части признания за ним права на получение ежемесячной денежной компенсации на основании ч.5 ст.12 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ на признание за ним права на получение ежемесячной денежной компенсации на основании ч.6 ст.43 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ, возложить на ответчика обязанность производить Шарисламову Р.Ш. ежемесячно пожизненно денежную компенсацию в сумме 19609,85 руб. с последующим перерасчетом с учетом изменения окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством РФ, взыскать с ответчика задолженность по ежемесячной денежной компенсации за период с 20.10.2015 по 10.01.2021 в сумме 1138852,59 руб.
В своем заключении прокурор Белова К.С. указала на законность решения суда в части признания за истцом права на получение ежемесячной денежной компенсации на основании ч.5 ст.15 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ; с учетом заключения медико-социальной экспертизы полагала возможным взыскание в пользу истца задолженности по спорной выплате, начиная с 12.05.2016 в размере, определенном в соответствии с действующим нормативно-правовым регулированием.
Третьи лица Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания России по Свердловской области, Федеральная служба исполнения наказания, Главное управление Федеральной службы исполнения наказания России по Свердловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (путем направления извещения на адрес электронной почты, а также посредством размещения информации на сайте суда).
Учитывая изложенное, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы и возражений на жалобу (ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.4 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
С учетом изложенного требования истца, заявленные при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции о признании за ним права на получение ежемесячной денежной компенсации, взыскании задолженности по выплате данной компенсации на основании ч.6 ст.43 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ, рассмотрению не подлежат.
Из материалов дела следует, что Шарисламов Р.Ш. проходил службу в органах внутренних дел, последняя замещаемая должность инженер штаба 4 регионального специализированного отряда по проведению первоочередных аварийно- спасательных работ Противопожарной аварийно-спасательной службы Управления внутренних дел Свердловской области.
По результатам военно-врачебной комиссии УВД Свердловского облисполкома, оформленных свидетельством о болезни от 24 августа 1993 года № 7416, Шарисламову Р.Ш. установлен диагноз: «инфекционно-аллергическая бронхиальная астма, средней степени тяжести, гормонозависимая. Хронический обструктивный бронхит. Диффузный пневмосклероз, ДН II степени. Атеросклератический кардиосклероз. Хронический вялотекущий холецистит паразитарной этиологии. Вторичный гепатит. Дихромазия». На основании статей 25-6, 24-6, 26-г, 30-в графы 3 Расписания болезней (Приказ МВД СССР № 115 от 25 мая 1998 года), Шарисламов Р.Ш. признан негодным к военной службе в мирное время, ограниченно годным второй степени в военное время; определено, что заболевание получено в период прохождения службы.
01 октября 1993 года Шарисламов Р.Ш. уволен из органов внутренних, дел на основании пункта «ж» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1, - по болезни.
29 октября 1993 года Шарисламову Р.Ш. впервые установлена 3 группа инвалидности по причине заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.
07 октября 1994 года истцу установлена 2 группа инвалидности по причине заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.
21 августа 2001 года заключением медико-социальной экспертизы Шарисламову Р.Ш. установлена 2 группа инвалидности по причине заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, бессрочно.
На основании заключения от 25 мая 2005 года № 3121 формулировка заключения о причинной связи заболевания по свидетельству о болезни от 24 августа 1993 года №7416 приведена в соответствии с требованиями пункта 41-б Положения о военно-врачебной экспертизе (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года № 123), указано на то, что заболевание получено в период военной службы.
Решением Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 28 ноября 2011 года, вступившим в законную силу, установлен факт причинения Шарисламову Р.Ш. вреда здоровью при исполнении служебных обязанностей по вине Исправительно – трудовой колонии № 2 УИН УВД Свердловской области.
20 октября 2015 года Шарисламов Р.Ш. обратился в ГУ МЧС России по Свердловской области с заявлением о выплате ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью.
В ответе от 18 ноября 2015 года истцу было указано, что вопрос о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью будет рассмотрен на комиссии только после вступления в законную силу решения Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 02 ноября 2015 года.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 02 ноября 2015 года, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 28 июля 2016 года, изменена формулировка причинной связи заболевания, полученного Шарисламовым Р.Ш. при исполнении служебных обязанностей, на «военную травму»; на ФКУЗ «Медико-санитарная часть ГУ МВД России по Свердловской области» возложена обязанность указать в заключении военно-врачебной комиссии от 24 августа 1993 года причинную связь заболевания «инфекционно-аллергическая бронхиальная астма, средней степени тяжести, гормонозависимая» в формулировке «военная травма».
13 февраля 2017 года во исполнение вышеуказанного решения суда военно-врачебной комиссией ФКУЗ «Медико-санитарная часть ГУ МВД России по Свердловской области» вынесено заключение, которым причинная связь заболевания Шарисламова Р.Ш. «инфекционно-аллергическая бронхиальная астма, средней степени тяжести, гормонозависимая» указана в формулировке «военная травма».
Заключением медико-социальной экспертизы от 17 февраля 2017 года причина инвалидности Шарисламова Р.Ш. установлена в формулировке «военная травма».
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 11 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 24 июля 2020 года, с ГУ МЧС России по Свердловской области в пользу Шарисламова Р.Ш. взыскано единовременное пособие в связи с причинением вреда здоровью.
С заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации истец обращался 20 октября 2015 года,10 октября 2016 года, 03 августа 2020 года, 23 сентября 2020 года.
В выплате ежемесячной денежной компенсации истцу было отказано на основании протокола заседания комиссии по социальным вопросам личного состава Главного управления МЧС России по Свердловской области от 10 августа 2020 года № 29.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о признании незаконным решения комиссии по социальным выплатам личному составу ГУ МЧС России по Свердловской области, оформленного протоколом от 10 августа 2020 года № 29, о признании за Шарисламовым Р.Ш. права на назначение ежемесячной денежной компенсации на основании части 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у истца права на получение соответствующей выплаты в виду его относимости к категории лиц, проходивших службу в органах внутренних дел и получивших повреждение здоровья при осуществлении служебной деятельности, невозможностью в связи с этим продолжать службу. Признавая за Шарисламовым Р.Ш. право на назначение соответствующей компенсации, суд указал на соблюдение им заявительного порядка обращения за назначением спорной выплаты.
Определяя размер компенсации, подлежащей выплате Шарисламову Р.Ш., суд согласился с расчетом, представленным истцом, признав, что правильность расчета не опровергнута ответчиком, возложил на ответчика обязанность производить Шарисламову Р.Ш. ежемесячно денежную компенсацию в сумме 41622, 22 руб. с последующим перерасчетом с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также взыскал в пользу Шарисламова Р.Ш. ежемесячную денежную компенсацию за период с 20 октября 2015 года по 10 января 2021 года в сумме 2 569 618, 16 руб.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции в апелляционном определении от 03.09.2021 согласился с выводами суда первой инстанции о незаконности решения комиссии по социальным выплатам личному составу ГУ МЧС России по Свердловской области, оформленного протоколом № 29 от 10 августа 2020 года, о наличии у Шарисламова Р.Ш. права на получение ежемесячной денежной компенсации, о возникшей у Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области обязанности производить такие выплаты, в том числе произвести выплаты за прошедший период в пределах заявленных требований, указал на соответствие выводов суда первой инстанции в указанной части фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Изменяя решение суда в части размера ежемесячной денежной компенсации, подлежащей взысканию в пользу Шарисламова Р.Ш., размера её задолженности, суд апелляционной инстанции, применил механизм расчета ежемесячной денежной компенсации, действовавший до 12 мая 2016 года, принял во внимание размер денежного содержания, установленного на день обращения истца (20 октября 2015 года) за назначением ежемесячной денежной компенсации (оклад по должности, оклад по званию), размер ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), применил районный коэффициент 1,15, исключил размер назначенной истцу пенсии по инвалидности, не принял к расчету повышающий коэффициент 1,55 (о применении которого просил истец). По итогам произведенного расчета определил размер ежемесячной компенсации, подлежащей взысканию в пользу Шарисламова Р.Ш. – 16 855,76 руб., размер денежной компенсации за период с 20 октября 2015 года по 10 января 2021 года в размере 1 063 782,09 руб.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции согласилась с выводами судов первой и апелляционной инстанций о наличии у Шарисламова Р.Ш. права на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью при исполнении служебных обязанностей, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Статьей 8 Федерального закона от 18 ноября 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года, предусматривалось, что сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространялись установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.
Частью 4 статьи 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции», действующей в период возникновения спорных отношений предусматривалось, что в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в настоящей статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры.
Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью был определен Инструкцией о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 1999 года № 805 (действовавшей до 25 августа 2012 года).
Пунктом 21 названной Инструкции устанавливалось, что при назначении пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущими к досрочному увольнению со службы в органах внутренних дел по болезни или ограниченному состоянию здоровья (пункты «ж» и «з» Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации), сотруднику ежемесячно выплачивается сумма в возмещение вреда, причиненного его здоровью.
Согласно пункту 24 этой Инструкции в случае изменения размера месячного денежного содержания сотрудников, состоящих на службе, размер возмещения вреда здоровью сотрудника подлежал соответствующему перерасчету.
С 1 января 2013 года статья 8 Федерального закона от 18 ноября 1994 года № 69-ФЗ изложена в новой редакции, в соответствии с которой гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Также, 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующий отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу, в частности, в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Пунктом 5 статьи 12 названного федерального закона (в редакции, действовавшей с 01 января 2013 года) предусматривалось, что в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц. Порядок определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника определяется Правительством Российской Федерации.
Осуществление выплат, производимых с 01 января 2013 года стало регулироваться Правилами осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудникам и работникам Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23 апреля 2013 года № 280 года (далее Правила).
Так, согласно пункту 2 вышеуказанных Правил, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в ФПС ГПС и повлекших стойкую утрату трудоспособности.
Положениями абзаца 2 пункта 23 Правил от 23 апреля 2013 года № 280 года урегулирован новый порядок расчета и размера выплат в возмещение вреда сотрудникам, уволенным со службы в период с 18 апреля 1991 года по 31 декабря 2012 года включительно.
В соответствии с абзацем 2 пункта 23 Правил (введенным приказом МЧС России от 02 апреля 2014 года N 161), было предусмотрено, что размер утраченного денежного довольствия сотрудников, уволенных со службы в период с 18 апреля 1991 года по 31 декабря 2012 года включительно, для выплаты ежемесячной денежной компенсации, назначенной в порядке и на условиях, предусмотренных ранее действовавшим законодательством Российской Федерации, определяется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий указанной категории сотрудников с 1 января 2012 года, с коэффициентом 1,55.
При этом пунктом 25 Правил было установлено, что в случае, если размер ежемесячной денежной компенсации, назначенной в соответствии с настоящими Правилами, будет меньше размера ежемесячной денежной компенсации, назначенной и выплачиваемой ранее, до приобретения гражданином Российской Федерации права на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере, ежемесячная денежная компенсация выплачивается ему в прежнем размере.
На основании Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 февраля 2013 года № 128, которым установлены размеры окладов месячного денежного содержания сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы. В соответствии с пунктом 2 приведенного выше постановления, оно распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.
Федеральным законом от 01 мая 2016 года N 125-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступившим в силу 12 мая 2016 года) часть 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой: "При установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходил службу сотрудник, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов: в отношении инвалида I группы - 1; в отношении инвалида II группы - 0,5; в отношении инвалида III группы - 0,3".
В связи с вступившими в законную силу изменениями части 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, соответствующие изменения были внесены и в Правила, утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23 апреля 2013 года № 280 (Приказ МЧС России от 12 июля 2017 года № 292).
Пунктом 2 Правил (в редакции приказа МЧС России от 12 июля 2017 года № 292) предусмотрено, что в случае установления гражданину Российской Федерации, уволенному из ФПС ГПС, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в ФПС ГПС сотруднику выплачивается ежемесячная денежная компенсация.
Пунктом 22 Правил (в редакции приказа МЧС России от 12 июля 2017 года № 292) установлен размер ежемесячной денежной компенсации, который исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов:
1) в отношении инвалида I группы - 1;
2) в отношении инвалида II группы - 0,5;
3) в отношении инвалида III группы - 0,3.
Положениями пункта 23 Правил (в редакции приказа МЧС России от 12 июля 2017 года N 292) предусмотрено, что размер ежемесячной денежной компенсации подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенному в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
С учетом вышеприведенного правового регулирования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязательными условиями для назначения спорной выплаты являются получение сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, и невозможность продолжения им службы в связи с получением увечья или иного повреждения здоровья при осуществлении служебной деятельности.
Невозможность прохождения службы подтверждается установлением сотруднику на основании заключения военно-врачебной комиссии определенной категории годности к службе в формулировке «ограниченно годен к военной службе» или «не годен к военной службе» в связи с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке «военная травма» и увольнением со службы по соответствующему основанию, предусмотренному Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, действовавшему на момент увольнения истца.
Приведенная выше совокупность условий для возникновения у Шарисламова Р.Ш. права на получение ежемесячной денежной компенсации в порядке части 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», исходя из установленных по делу обстоятельств, имеется.
Суд верно исходил из того, что истцом соблюден установленный законом заявительный порядок назначения ежемесячной денежной компенсации.
Как следует из материалов дела, 20 октября 2015 года истец обратился к руководителю ответчика с заявлением о принятии представленных им документов на рассмотрении комиссии по социальным выплатам для решения вопроса о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью в связи с признанием судом факта получения им заболевания и инвалидности по нему при исполнении служебных обязанностей. К указанному заявлению истцом были приложено решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 08 ноября 2011 года, заключение ООО «5 центр военно-врачебной экспертизы-СКФО» г. Пятигорска от 24 февраля 2015 года, свидетельство о болезни от 24 августа 1993 года № 7416, выданное окружной ВВК УВД СО, копия приказа УВД СО от 01 октября 1993 года, справка отдела пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД РФ по Свердловской области (т.1 л.д. 30).
18 ноября 2015 года ответчиком был дан ответ, согласно которому вопрос о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью будет рассмотрен на комиссии Главного управления по социальным выплатам только в случае вступления в законную силу решения Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 02 ноября 2015 года о признании факта соответствия заболевания Шарисламова Р.Ш., полученного при исполнении служебных обязанностей с диагнозом «профессиональная бронхиальная астма (J45.0.), обусловленная воздействием высокотоксичных веществ» формулировке «военная травма», возложении на ФКУЗ «Медико-санитарная часть ГУ МВД России по Свердловской области» обязанности внести соответствующие изменения в заключение военно-врачебной комиссии от 24 августа 1993 года (т. 1 л.д. 40).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 28 июля 2016 года решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 02 ноября 2015 года изменено. На ФКУЗ «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области» возложена обязанность указать в заключении военно-врачебной комиссии от24 августа 1993 года причинную связь заболевания «Инфекционно-аллергическая бронхиальная астма, средней степени тяжести, гормонозависимая» в формулировке «военная травма» (т.1 л.д. 64-69).
13 февраля 2017 года военно-врачебной комиссией ФКУЗ «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области» вынесено заключение № 815, которым причинная связь заболевания Шарисламова Р.Ш. «инфекционно-аллергическая астма, средней тяжести, гормонозависимая» указана в формулировке «военная травма» (т.1 л.д. 41).
Заключением медико-социальной экспертизы от 17 февраля 2017 года Шарисламову Р.Ш. установлена причина инвалидности с формулировкой «военная травма» (т.1 л.д. 42).
27 февраля 2017 года истец вновь обратился к ответчику с заявлением, в котором просил к документам, поданным им с заявлениями в комиссию по социальным выплатам от 20 октября 2015 года и 10 октября 2016 года о назначении выплат в счет возмещения вреда здоровью при исполнении служебных обязанностей, приобщить заверенные копии заключения ВВК МСЧ МВД России по СО от 13 февраля 2017 года № 815 и справки серии МСЭ-2014 от 17 февраля № 1021814 (т.1 л.д. 32).
03 августа 2020 года, 23 сентября 2020 года истец также обращался к руководителю ответчика с заявлением о рассмотрении на комиссии по социальным выплатам, по имеющимся у ГУ МЧС России по Свердловской области документам, права на получение ежемесячной денежной компенсации (т.1 л.д. 17-20).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что истец выразил свою волю на получение ежемесячной денежной компенсации с 20 октября 2015 года. По существу вопрос о праве истца на спорную выплату был рассмотрен ответчиком только 10.08.2020.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для применения положений ч.2 ст.61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку, как следует из судебных постановлений (дела №№ 2-384/2016, 2-8931/2015, 2-394/2017, 2-7528 /2017, 33-4810/2019) предметом исков Шарисламова Р. Ш. являлись требования о признании за ним права на возмещение вреда здоровью в силу положений ст. 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации, не предусматривающим заявительного порядка за назначением соответствующих выплат.
Несостоятельными являются и доводы жалобы о том, что ГУ МЧС России по Свердловской области является ненадлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 09 ноября 2001 № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» с 01 января 2002 года Государственная противопожарная служба МВД России преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России, в её состав включены входящие по состоянию на 01 октября 2001 года в систему Государственной противопожарной службы МВД России центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия и организации.
Государственная противопожарная служба МЧС России является правопреемником Государственной противопожарной службы МВД России.
Таким образом, с 01 января 2002 года подразделение, в котором Шарисламов Р.Ш., на момент увольнения, проходил службу, вышло из системы МВД России и включено в систему Государственной противопожарной службы МЧС России.
В свою очередь, правопреемником 4 РСО ВПО ПАСС УВД Свердловской области, в котором истец непосредственно проходил службу, является ФГКУ «СПСЧ ФПС по Свердловской области», которое отнесено к учреждению МЧС России (13 февраля 2020 года прекратило свою деятельность, в связи с ликвидацией юридического лица).
Произведенное судом взыскание спорных выплат в возмещение вреда здоровью с ГУ МЧС России по Свердловской области в пользу Шарисламова Р.Ш., не противоречит п.17 Правил, утвержденных приказом МЧС России от 23 апреля 2013 года № 280, согласно которому выплаты, предусмотренные настоящими Правилами, производятся по месту прохождения службы (работы) сотрудника (работника) Финансово-экономическим департаментом МЧС России, финансовым подразделением территориального органа МЧС России, организации и учреждения МЧС России центрального подчинения.
Вопреки доводам ответчика признание за истцом права на получение единовременного пособия не исключает право истца на получение ежемесячной денежной компенсации.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что решение ответчика, оформленное протоколом от 10 августа 2020 года № 29, законным быть признано не может.
Вместе с этим, принимая во внимание доводы ответчика, судебная коллегия не может согласиться с расчетом ежемесячной денежной компенсации, приходя к выводу о его несоответствии требованиям законодательства.
Определяя размер ежемесячной денежной компенсации до 12 мая 2016 года, суд не применил к возникшим правоотношениям "Правила определения стойкой утраты трудоспособности сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2014 года № 672, не определил в качестве юридически значимого обстоятельства факт утраты истцом стойкой утраты трудоспособности, не учел указанное обстоятельство при расчете ежемесячной денежной компенсации за период с 20 октября 2015 года до 12 мая 2016 года.
В связи с этим, определением судебной коллегии от 02.03.2022 по делу была назначена судебная медико-социальная экспертиза.
Заключением экспертов ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» Минтруда России от 25.03.2022 установлено, что стойка утрата трудоспособности Шарисламовым Р.Ш. в период 20.10.2015 по 11.05.2016 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2014 № 672 "Об утверждении Правил определения стойкой утраты трудоспособности сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" на основании свидетельства о болезни № 7416 от 24.08.1993 в редакции заключения военно-врачебной комиссии МСЧ МВД России по Свердловской области от 13.02.2017 № 815 с указанием причинной связи заболевания «Инфекционно-аллергическая бронхиальная астма, средней степени тяжести, гормонозависимя» в формулировке «военная травма», отсутствовала.
С учетом изложенного на момент обращения истца 20.10.2015 ежемесячная денежная компенсация в соответствии с ч.5 ст.12 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ назначена ему быть не могла. Действующая на тот момент редакция указанной нормы права возможность получения спорной выплаты напрямую ставила в зависимость от наступления стойкой утраты трудоспособности, что своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела не нашло.
Судебная коллегия не усматривает оснований полагать недостоверными или противоречивыми сделанные экспертами выводы, находя обоснованным и исчерпывающим ответ на поставленный судом перед экспертами вопрос. Судебная медико-социальная экспертиза проведена в соответствии с требованиями законодательства к проведению такого рода экспертиз, комиссией в составе врачей-специалистов в соответствующей области.
Вместе с этим, в период нахождения заявления истца на рассмотрении ответчика в законодательство были внесены изменения, вступившие в силу 12.05.2016, установившие иной порядок расчета и не ставящие право заявителя на получение ежемесячной денежной компенсации в зависимость от стойкой утраты трудоспособности.
Таким образом, судебная коллегия полагает правомерным признание за истцом права на получение спорной выплаты с 12.05.2016. Решение суда в указанной части подлежит изменению.
Производя расчет компенсации, судебная коллегия руководствуется положениями п.5 ст.12 Федерального закона № 283-ФЗ, п.22 Правил № 280, исходит из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсии, коэффициента 0,5.
Согласно представленных центром финансового обеспечения ГУ МВД России по Свердловской области по запросу судебной коллегии сведений о показателях расчета пенсии истца, по состоянию на 12.05.2016 оклад по должности истца составлял 15500 руб., оклад по званию – 11500 руб., надбавка за выслугу лет – 8100 руб.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым к включению в состав месячного денежного содержания районного коэффициента, который на территории Свердловской области установлен в размере 1,15 (п.п. 65, 66 Приказа МЧС России от 21.03.2013 N 195 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы", Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1237).
Расчет размера ежемесячной денежной компенсации, полагающейся к выплате истцу, производится на дату принятия настоящего судебного акта, что не является выходом за пределы заявленных требований, которые были определены Шарисламовым Р.Ш. на момент предъявления иска 11.01.2021.
Производя расчет, судебная коллегия учитывает изменение окладов денежного содержания, имевшее место в юридически значимый период (с 12.05.2016 по 28.04.2022).
За период с 12.05.2016 по 31.12.2017 размер ежемесячной денежной компенсации составит 20182, 50 руб. ((15500 + 11500 + 8100) х 1,15 х 0,5).
Соответственно за май 2016 года к выплате полагается 13020,97 руб. (20182,50/31х20), с июня 2016 года по декабрь 2017 года – 383467,50 руб. (20182,50х19); всего за указанный период – 396488, 47 руб. (13020,97+383467,50).
За период с 01.01.2018 по 30.09.2019 размер ежемесячной денежной компенсации составит 20989, 80 руб. ((16120 + 11960 + 8424) х 1,15 х 0,5); к выплате за указанный период полагается 440785,80 руб. (20989,80 х 21).
За период с 01.10.2019 по 30.09.2020 размер ежемесячной денежной компенсации составит 21893, 53 руб. ((16814 + 12475 + 8786,7) х 1,15 х 0,5); к выплате за указанный период полагается 262722,36 руб. (21893,53 х 12).
За период с 01.10.2020 по 30.09.2021 размер ежемесячной денежной компенсации составит 22551, 33 руб. ((17319 + 12850 + 9050,70) х 1,15 х 0,5); к выплате за указанный период полагается 270615,96 руб. (22551,33 х 12).
За период с 01.10.2021 по 27.04.2022 размер ежемесячной денежной компенсации составит 23386, 28 руб. ((17960 + 13326 + 9385,8) х 1,15 х 0,5); к выплате за период с 01.10.2021 по 31.03.3022 полагается 140317,68 руб. (23386,28 х 6), за период с 01.04.2022 по 27.04.2022 – 21047,65 руб. (23386,28/30х27); всего за указанный период – 161365,30 руб. (140317,68 + 21047,65).
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 12.05.2016 ░░ 27.04.2022 ░░░░░░░░ 1531977 ░░░. 89 ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░ 28.04.2022 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.5 ░░.12 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 30.12.2012 № 283-░░ «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 23386,28 ░░░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 12.05.2016 ░░ 27.04.2022 ░░░░ ░ ░░░░░ 1531977 ░░░. 89 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░.23 ░░░░░░ № 280 ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ 12.07.2017 № 292, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 18 ░░░░░░ 1991 ░. ░░ 31 ░░░░░░░ 2012 ░. ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░), ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░ 2012 ░., ░ ░░░░░░░░░░░░░ 1,55.
░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 4 ░░. 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░. 327-330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.5 ░░.12 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 30.12.2012 № 283-░░ «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ 12.05.2016;
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 23386 ░░░. 28 ░░░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 12.05.2016 ░░ 27.04.2022 ░░░░ ░ ░░░░░ 1531977 ░░░. 89 ░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░- ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ |
░░░░░░░░ ░.░. |
░░░░░ |
░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░.░. |
░░░░░ |