копия
Дело № 2-7263/2024
24RS0048-01-2024-001722-65
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 августа 2024 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Яматиной О.А.,
при секретаре Антиповой М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Орлова Павла Борисовича к Администрации г. Красноярска о признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Орлов П.Б. обратился в суд с иском к администрации г. Красноярска о признании права собственности на земельный участок площадью 39,0 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования: размещение гаражей для собственных нужд, категории земель: земли населенных пунктов. Требования мотивированы тем, что на основании договора купли-продажи от 23.03.2017 истец является собственником гаража, расположенного по адресу6 <адрес> участок общей площадью 39 кв.м. с кадастровым номером №, занимаемый указанным гаражным боксом, был поставлен на кадастровый учет на основании распоряжения администрации г. Красноярска от 25.10.2023. 03.07.2023 с истцом, как с собственником гаражного бокса, заключено соглашение о присоединении к договору аренды земельного участка от 28.09.2015 №1513, срок действия соглашения до 10.09.2064. 04.12.2023 истец обратился в ДМИЗО администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400185:6571 в собственность. Однако истцу было отказано в предоставлении спорного участка в собственность, со ссылкой на то, что участок расположен в границах красных линий и является землями общего пользования.
В порядке подготовки к судебному заседанию к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Советского района в г. Красноярске, ПК ГСК «Автомобилист».
В судебном заседании представитель истца – Сибагатуллина С.Ю. (полномочия подтверждены) заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Истец Орлов П.Б. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом, доверил представлять свои интересы Сибагатуллиной С.Ю.
Представитель ответчика администрации г. Красноярска, представители третьих лиц Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю, администрация Советского района в г. Красноярске, ДМИЗО администрации г. Красноярска, ПК ГСК «Автомобилист», в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом о дате и времени слушания дела, о причинах неявки суду не сообщили.
По смыслу гражданского процессуального законодательства лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает возможным рассмотреть заявленные требования в отсутствие не явившихся лиц в соответствие со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 12 ГК РФ признание права является одним из способов защиты права. При этом лицо, считающее себя собственником спорного имущества, должно доказать законность оснований возникновения права собственности на недвижимость.
В соответствии со ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Согласно части 3 статьи 36 Конституция Российской установлено, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В целях упорядочения земельных отношений федеральный законодатель закрепил в Земельном кодексе Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1).
В соответствии с п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
В соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Из статьи 39.2 ЗК РФ следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В силу п. 6 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ.
Основания для отказа уполномоченного органа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены статьей 39.16 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ по результатам рассмотрения заявления уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в решении должны быть указаны все основания отказа.
В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при, если испрашиваемый в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно положений подпункта 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
При этом, как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в пункте 27 Обзора судебной практики N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 февраля 2017 года, по смыслу статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (статья 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории (часть 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Согласно части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий (пункт 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что согласно архивной выписке Архивного агентства Красноярского края от 19.09.2009 №14560 на основании решения Исполнительного комитета Красноярского городского совета народных депутатов от 19.02.1991 г. № 96 «Об отводе земельных участков в городе Красноярске»: в связи с образованием гаражно-строительного товарищества во изменение пункта 12 решения исполкома горсовета от 12.07.1989 года № 280 закреплена за гаражно-строительным товариществом «Автомобилист» территория со строящимися 93 индивидуальными гаражами на земельном участке площадью 0,29 га и дополнительно отведен земельный участок площадью 0,19 га для строительства по согласованной и утвержденной проектно-сметной документации 31-го в одноярусном и 28 –ми в двухярусном исполнении индивидуальных гаражей боксового типа размером в плане 3,2х6,0 м. по осям каждый. Кроме того для содержания в надлежащем санитарно-эстетическом состоянии закреплен земельный участок площадью 0,20 га и откорректирован государственный акт А-1 №317506 на право пользования землей в Советском районе, юго-западнее профилактория КРАЗа.
Распоряжением администрации города Красноярска № 349-недв от 28.06.2001 потребительскому кооперативу ГСК «Автомобилист» предоставлен земельный участок общей площадью 3 390 кв.м., в том числе площадь земель общего пользования – 1149 кв.м., площадь, занимаемая 91 гаражным боксом – 2241 кв.м.
В 2013 был создан Потребительский гаражный кооператив «Автомобилист», который является правопреемником гаражно-строительного кооператива «Автомобилист».
Согласно техническому плану от 18.07.2023 гаражный бокс, расположенный по адресу: <адрес> имеет площадь 71,5+-0,12 кв.м., три этажа, из которых 2 подземных, год постройки 1994.
Из материалов дела следует, что с 16.12.2003 года собственником гаражного бокса, расположенного по адресу: <адрес> стр№ являлся ФИО4
На основании договора купли-продажи от 23.03.2017, заключенного между ФИО4 (продавец) и Орловым П.Б. (покупатель) истец является собственником гаражного бокса, расположенного по адресу: <адрес> Право собственности истца на гаражный бокс зарегистрировано в установленном законом порядке.
На основании распоряжения администрации г. Красноярска № 5575-недв от 25.10.2023 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», земельный участок общей площадью 39,0 кв.м. с кадастровым номером № был поставлен на кадастровый учет, была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с видом разрешенного использования: размещение гаражей для собственных нужд (код 2.7.2), образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером № с сохранением исходного земельного участка в измененных границах.
Земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 3007 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, для использования в целях эксплуатации индивидуальных гаражей боксового типа предоставлен собственникам гаражей на основании договора аренды земельного участка № 1513 от 28.09.2015 со множественностью лиц на стороне арендаторов.
03.07.2023 между муниципальным образованием город Красноярск и Орловым П.Б. заключено соглашение № 330 о присоединении к договору аренды земельного участка от 28.09.2015 № 1513, срок действия соглашения до 10.09.2064.
04.12.2023 истец обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность.
Письмом № П-19169 от 27.11.2023 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска отказал Орлову П.Б. в предоставлении земельного участка со ссылкой на то, что земельный участок расположен в границах красных и является землями общего пользования.
В соответствии с ч. 2. Ст. 3.7 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 14.02.2024) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 сентября 2026 года гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ (далее в настоящей статье - Градостроительный кодекс Российской Федерации), имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, в следующих случаях:
1) земельный участок для размещения гаража был предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина по иным основаниям, в том числе предусмотренным настоящей статьей;
2) земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у таких кооператива либо организации по иным основаниям, в том числе предусмотренным настоящей статьей, и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.
Правилами землепользования и застройки г. Красноярска, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122, в целях определения территориальных зон, установлено в пределах границ города Красноярска – территориальное планирование, зонирование территории города.
Согласно представленным Департаментом градостроительства администрации г. Красноярска сведениям из Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД), земельный участок по адресу: <адрес>, расположен в следующих зонах: коммунально-складские зоны (П-3), которые включают в себя участки территории города, предназначенные для размещения (строительства), эксплуатации и реконструкции коммунально-складских объектов IV-V классов опасности, для которых предусматривается установление санитарно-защитных зон до 100 м. (включительно), а также объектов производственной, инженерной и транспортной инфраструктур, санитарно-защитных зон таких объектов (при наличии). В число основных видов разрешенного использования входит в том числе хранение автотранспорта (код 2.7.1), размещение гаражей для собственных нужд (код 2.7.2); в число вспомогательных видов использования входит стоянка транспортных средств (код 4.9.2).
При таких обстоятельствах, оценивая представленные и исследованные в судебном заседании доказательства, с учетом положений ст.ст.56, 67 ГПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание, что спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования: размещение гаражей, образован из земельного участка, отведенного под строительство гаражей, земельный участок, на котором размещен принадлежащий истцу на праве собственности гараж, предоставлен 1989 году органом местного самоуправление для строительства индивидуальных гаражей, то есть до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, гараж, являющийся объектом капитального строительства, возведен в 1994 году - до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ, а также до утверждения проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования и издания постановления администрации г. Красноярска от 25.12.2015, суд приходит к выводу о возможности признания за истцом права собственности на земельный участок площадью 39,0 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с установлением границ участка в координатах поворотных точек, определенных межевым планом от 31.10.2023, выполненным кадастровым инженером ФИО5
Доводы ответчика о том, что границы испрашиваемого истцом земельного участка частично расположены в границах красных линий и являются землями общего пользования, красные линии утверждены в составе проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярск, в связи с чем участок, который относится к землям (территориям) общего пользования не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование истцу, отклоняются судом, поскольку границы красных линий утверждены намного позднее, чем земельный участок был предоставлен для строительства и возведен сам гараж, участок находится в границах ГСК «Автомобилист».
Иных оснований, которые бы ограничивали возможность предоставления испрашиваемого земельного участка истцу департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в своем отказе не упоминал.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Орлова Павла Борисовича к Администрации г. Красноярска о признании права собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать за Орловым Павлом Борисовичем (паспорт №) право собственности на земельный участок площадью 39,0 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования: размещение гаражей для собственных нужд, категории земель: земли населенных пунктов.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий О.А. Яматина
Текст мотивированного решения изготовлен 16.08.2024
Копия верна судья О.А. Яматина