Дело № 2-359/2024 В окончательной форме
УИД № 47RS0016-01-2023-001399-05 изготовлено 05.04.24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2024 года г. Сосновый Бор
Ленинградской области
Сосновоборский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Бучина В.Д.
при секретаре Куприкове В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Сосновый Бор Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1», администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области об обязании провести техническое обследование и мониторинг технического состояния здания,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Сосновый Бор Ленинградской области обратился в суд с иском, в котором после уточнения иска просил обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1», ИНН 4714014856, ОГРН 1024701760302, (далее – Учреждение) в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести техническое обследование и мониторинг технического состояния здания по адресу: Ленинградская область, г. Сосновый Бор, ул. Комсомольская, д. 11, силами специализированной организации, обязать администрацию муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области (далее – Администрация МО, ИНН 4714011083, ОГРН 1024701760698) в случае недостаточности денежных средств у Учреждения обеспечить финансирование мероприятий, указанных в п. 1 требований.
Требования мотивировал тем, что Учреждение осуществляет деятельность в здании по адресу: ул. Комсомольская, д. 11 в г. Сосновый Бор Ленинградской области. В ходе проведенной прокуратурой г. Сосновый Бор Ленинградской области проверки было установлено, что в нарушение требований ГОСТ 31937-2011 обследование технического состояния здания в установленные сроки с привлечением специализированной организации не проводилось.
Помощник прокурора Сосенкова А.А в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, извещены, в ранее направленных отзывах на иск не возражали относительно удовлетворения исковых требований, однако полагали, что требуемый прокурором срок в 24 месяца является недостаточным.
Определив рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В силу ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся (п. 2, 15 ч. 3 ст. 28).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28).
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41).
Вместе с тем, в нарушение требований ГОСТ 31937-2011 (введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 года № 1984-ст) обследование технического состояния здания образовательной организации в установленные сроки с привлечением специализированной организации не проводилось.
Данные обстоятельства подтверждаются материалам проверки, проведенной прокуратурой г. Сосновый Бор Ленинградской области и не опровергнуты ответчиками.
Согласно ст. ст. 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации Учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Согласно ч. 1 ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
На основании ст. 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.03.2006 N 35-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.
Таким образом, именно на Администрацию МО возложена обязанность обеспечения финансирования предусмотренных законом мероприятий по проведению обследования технического состояния зданий объектов учреждений образования.
Вместе с тем, Администрацией МО надлежащее финансирование данных мероприятий не обеспечено, что ответчиком не оспаривалось.
Требуемый прокурором срок для устранения нарушений закона суд находит достаточным. При невозможности исполнить решение суда в установленный срок по объективным причинам ответчики вправе обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения, представив соответствующие доказательства.
В этой связи требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1», ИНН 4714014856, ОГРН 1024701760302, в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести техническое обследование и мониторинг технического состояния здания по адресу: Ленинградская область, г. Сосновый Бор, ул. Комсомольская, д. 11, силами специализированной организации.
В случае недостаточности денежных средств у муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1», ИНН 4714014856, ОГРН 1024701760302, обязать администрацию муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области (ИНН 4714011083, ОГРН 1024701760698) обеспечить финансирование указанных мероприятий.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня составления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Сосновоборский городской суд Ленинградской области.
Судья