Дело №2-2896/2020
УИД 42RS0009-01-2020-006249-58
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово в составе председательствующего судьи Гречановской О.В., при секретаре Дедовой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
12 ноября 2020 года
гражданское дело по иску Козлова А.Н., Козловой Т.М., Осиповой А.Е. к Администрации города Кемерово о признании незаконным решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности ### от **.**.****., взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Козлов А.Н., Козлова Т.М., Осипова А.Е. обратились в суд с иском к Администрации г. Кемерово о признании незаконным решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности ### от **.**.****.
Свои требования мотивируют тем, что истцы являются собственниками квартир ### и ###, расположенных по адресу: г. Кемерово, ....
Заключением межведомственной комиссии ### от **.**.**** многоквартирный жилой ... был признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации г. Кемерово ### от **.**.**** «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу и определении срока отселения физических и юридических лиц» срок отселения был определен не позднее **.**.****.
Постановлением Администрации г. Кемерово ### от **.**.**** «Об изъятии земельного участка, жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Кемерово, ..., для муниципальных нужд» было постановлено изъять земельный участок с кадастровым номером ###, площадью 1605 кв.м. и жилые помещения по адресу: ... (кадастровый ###) и ### (кадастровый ###) для муниципальных нужд города Кемерово.
**.**.**** Администрацией г. Кемерово в адрес истцов было направлено соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в соответствии с условиями которого, возмещение за изъятие объектов будет предоставлено в срок до **.**.****.
Истцы, не согласившись с условиями указанного соглашения в части определения размера возмещения за изымаемые жилые помещения, а таже в части определённых соглашением сроков выплаты возмещения, обратились за защитой своих прав в судебном порядке, направив в Администрацию города Кемерово уведомления об отказе от подписания предложенного соглашения.
Также истцами были получены исковые заявления Администрации г. Кемерово о выселении истцов из квартир, принадлежащих им на праве собственности, и расположенных в ... ... с предоставлением жилого помещения на условиях договора найма маневренного фонда. В настоящее время споры выселении истцов с предоставлением другого жилого помещения находятся а рассмотрении Заводского районного суда г. Кемерово и производство по указанным делам приостановлено до окончания рассмотрения настоящего спора.
В качестве основания заявленных исковых требований о выселении истцов Администрацией г. Кемерово указано решение Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности ### от **.**.****, в соответствии с которым в связи с аварийным состоянием жилого дома по адресу: ... угрозой жизни и здоровью людей с **.**.**** на территории данного жилого дома установлен режим «Чрезвычайная ситуация», председателю комитета по жилищным вопросам поручено организовать работу с жильцами о предоставлении маневренного фонда, в случае отказа от переселения в добровольном порядке подготовить иски о принудительном переселении в маневренный жилой фонд.
Истцы считают вышеуказанное решение незаконным, поскольку принятое решение истцам не направлялось. Кроме того, угроза жизни и здоровью в случае дальнейшего проживания в квартирах до момента получения выкупной цены их отселения отсутствует, дом крепок, конструкции дома находятся в удовлетворительным состоянии, не грозят обвалом или разрушением.
Истцы считают, что выселяя их из принадлежащих им жилых помещений, Администрация г. Кемерово нарушает их права, не предоставляя равноценного жилого помещения, а также достаточного предварительного возмещения. Ответчик ставит истцов в крайне тяжёлое положение, вынуждая истцов в пожилом возрасте переезжать во временной жилье, значительно меньшее, чем принадлежащие истцам квартиры.
На основании изложенного, истцы просят признать незаконным решение Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности ### от **.**.****.
В ходе судебного разбирательства истцы дополнили исковые требования требованием взыскать с Администрации г. Кемерово в пользу каждого истца компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей в пользу каждого (том 1 л.д. 234-235).
Истцы Козлов А.Н., Козлова Т.М. в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении, настаивали на удовлетворении требований. Суду пояснили, что в их ... стены и потолок находятся в нормальном состоянии, в квартире сделан качественный ремонт. Истцы проживают в данной квартире длительное время. За период проживания в квартире ими нажито значительное количество имущества, которое не представляется возможным разместитьв предоставляемом им жилье маневренного фонда. Отказываясь выплатить компенсацию за изымаемое жилое помещение немедленно, Администрация города Кемерово фактически лишает истцов возможности приобрести для себя равноценное изъятому жилое помещение. С учётом их преклонного возраста и состояния здоровья истцы опасаются, что до конца своей жизни не смогут переехать в достойное жильё. Также истцы пояснили, что не оспаривали решение о признании их жилого дома аварийным и не отрицают, что их жилой дом действительно подлежит расселению. Однако в настоящее время их проживание в жилом доме по адресу ... не может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, поскольку дом не грозит обвалом. В связи с этим истцы считают, что оспариваемое решение Администрации города Кемерово, которое положено в основу заявленных Администрацией города Кемерово исков о выселении истцов с предоставлением жилых помещений маневренного фонда, нарушает их права и законные интересы, в связи с чем подлежит признанию незаконным.
Также истцы Козловой Козлов А.Н. и Козлова Т.М. пояснили, что оспариваемым ими решением им причинён моральный вред, который выразился в том, что с момента обращения Администрации города Кемерово в Заводский районный суд г. Кемерово о их выселении на основании того, что на территории их дома установлен режим «Чрезвычайная ситуация», они постоянно находятся в состоянии стресса, что отрицательно сказывается на их состояния здоровья. У истцов участились головные боли, часто поднимается артериальное давление, мучает бессонница. Они вынуждены постоянно переживать о том, как будут разрешать вопрос о размещении своих личных вещей в случае удовлетворения иска Администрации о их выселении в жилье маневренного фонда. В связи с этим истцы поддержали свои требования о взыскании компенсации морального вреда.
Истец Осипова А.Е. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель истцов Боровая О.А., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в исковых заявлениях. Суду пояснила, что квартиры истцов находятся в хорошем техническом состоянии и позволяют проживать истцам в своих квартирах до момента выплаты им компенсации и приобретения другого жилья. Частичное обрушение кровли произошло в ..., которая находится в соседнем подъезде. Состояние жилого дома не указывает на то, что квартиры истцов, расположенные в соседнем подъезде, находятся под угрозой обрушения. Истцы постоянно переживают по поводу установленного Администрацией города Кемерово режима «Чрезвычайная ситуация», поскольку данное обстоятельство, по их мнению может привести к их выселению. Её доверители, будучи пожилыми людьми, постоянно испытывают нравственные страдания в связи со сложившейся ситуацией. Просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель истца Осиповой А.Е. – Тургенев Д.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, настаивал на удовлетворении заявленных требований. Суду пояснил, что с момента признания дома аварийным, то есть с 2016 года администрация города Кемерово не предпринимала никаких действий по расселению жильцов. Её доверитель Осипова А.Е., является ветераном Великой Отечественной войны. Она в силу своего возраста и состояния здоровья вынуждена постоянно переживать по поводу предстоящего выселения, которое может произойти из-за установленного администрацией режима «Чрезвычайная ситуация». В её возрасте переезд является затруднительным. А переезд в жильё маневренного фонда, значительно меньшее, чем квартира Осиповой А.Е. может создать для неё неприемлемые условия проживания, так как предлагаемые Администрацией квартиры маневренного фонда расположены на высоких этажах, что лишит Осипову А.Е. возможности выходить из дома. Просил удовлетворить заявленные требования в полном объёме.
Представитель ответчика Администрации г. Кемерово Петрова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, ранее предоставленных при рассмотрении дела (т.1 л.д.71).
Третьи лица Бронштейн Л.И., Щапова Н.В., Щапов О.А., Калиниченко Ф.Ю., Калиниченко С.Ю. в судебном заедании поддержали позицию истцов, просили исковые требования удовлетворить.
Третье лицо Калиниченко Ф.Ю. пояснил суду, что оспариваемое решение от **.**.**** фактически не исполнялось. Договоры на устранение аварийности здания не заключались, охрана имущества, находящегося в здании не обеспечивалась, установка ограждений по периметру здания не выполнена (установлена только часть ограждений, не исключающая ограничение доступа людей к зданию. По мнению третьего лица, данные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрация города Кемерово не считает жилой дом представляющим опасность для жизни людей, а меры к расселению жильцов принимает из-за своего интереса к земельному участку, на котором расположен дом. Третье лицо полагает, что заявленный истцам размер компенсации морального вреда не соответствует фактическому и является слишком небольшим для того, чтобы возместить переживания, которые испытывают жильцы дома в связи с действиями администрации города Кемерово. Просил суд удовлетворит заявленные требования истцов в полном объёме.
Третьи лица Шмагина Ю.А., Бердникова А.К., Бердников К.В., Малашенкова И.Н., Калиниченко Р.Н., Киприянова В.П., Вашукевич Л.А., Голдаева Т.И., Еренкова А.С., Малазов Е.В., Голомидо Н.И., Центер М.И. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив представленные суду доказательства, суд приходит к следующему:
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами.
В силу статьи 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Из статьи 16 Гражданского кодекса РФ следует, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со ст.150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ при причинении гражданину морального вреда (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом,суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 №10 судам необходимо устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Согласно п.2 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.1994 г. №10 «Некоторые вопросы применения законодательства от компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Согласно ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как указано в пункте 3 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.1994 г. №10, в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом. Например, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Статья 1069 Гражданского кодекса РФ, предусматривающая наступление ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицам, содержит общие правила деликтной ответственности. В силу указанных норм права для наступления деликтной ответственности в данном случае необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда, юридически значимую причинную связь между противоправным поведением и наступлением вреда.
Статьёй 1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено следующее:
1. Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
2. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
3. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с положениями п.5, п.6 ч.1 ст.2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В соответствии с положениями п.8, п.10 ч.1 ст.14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом установлено, что Козлов А.Н., Козлова Т.М. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу г. Кемерово, ..., общей площадью 45,2кв.м., в котором проживают с 1969 года. Данное обстоятельство подтверждается представленными суду договором на передачу квартиры в собственность граждан от **.**.**** (т.1 л.д.9), свидетельством о государственной регистрации права серии ... (т.1 л.д.10)
Осипова А.Е. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу ..., площадью 36,6кв.м., в котором проживает с 1999 года. В подтверждение данного обстоятельства суду представлены договор купли-продажи квартиры (т.1а л.д.10-11), выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (т.1а л.д.12-13).
К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодным (пригодным) для проживания (ст.14 ЖК РФ).
В соответствии с ч.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006 г.
Согласно пункту 2 Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям (пункт 7 Положения).
Как указано в пункте 42 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 №269).
В соответствии с положениями п.49 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Заключением Межведомственной комиссии ### от **.**.****, назначенной постановлением администрации города Кемерово от **.**.**** ###, установлено, что жилой дом, расположенный по адресу ... находится в эксплуатации длительное время. Техническое состояние чердачного перекрытия оценивается как аварийное. Существует угроза обрушения перекрытия, необходимо выполнение противоаварийных мероприятий, особенно в .... Несущие стены здания имеют многочисленные повреждения в виде деформационных трещин, разрушений, в процессе эксплуатации неоднократно выполнялось усиление кладки. Теплотехнические и прочие характеристики наружных стен значительно снижены. В связи с этим комиссия приняла заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного жилого дома по адресу ... аварийным и подлежащим сносу.
На основании данного заключения Постановлением Администрации города Кемерово от **.**.**** ### (т.1а л.д.17) в соответствии с п.8 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.**** ### многоквартирный дом по адресу ... признан аварийным и подлежащим сносу. Срок отселения физических и юридических лиц установлен не позднее 31.12.2026 года.
Решение о признании ... аварийным и подлежащим сносу в установленном законом порядке не обжаловано. При рассмотрении дела истцы и их представители поясняли, что аварийность многоквартирного жилого дома не оспаривают.
В соответствии с положениями ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ, Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Комитетом по жилищным вопросам администрации города Кемерово от **.**.**** ### жильцам дома было направлено письмо с требованием о сносе дома в срок до 01.02.2017 г.
В соответствии с п.3 ст.49, п.4 ч.2 ст.56,3 Земельного кодекса РФ признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием для изъятия земельного участка, на котором расположен такой дом для муниципальных нужд.
Поскольку собственниками снос многоквартирного жилого дома не был осуществлён, **.**.**** Администрацией города Кемерово принято постановление ### «Об изъятии земельного участка и жилых помещений в многоквартирном доме по адресу ... для муниципальных нужд». Копия постановления, а также подготовленное администрацией города Кемерово соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с предложением выплаты рыночной стоимости недвижимости направлены собственникам жилых помещений. В настоящее время данные соглашения истцами не подписаны. Данные обстоятельства при рассмотрении настоящего дела сторонами не оспаривались.
В соответствии с положениями ч.1 ст.282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно положениям ч.10 ст.56.10 Земельного кодекса РФ, в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Таким образом, признание многоквартирного дома по адресу ... аварийным и подлежащим сносу влечёт за собой необходимость принятия собственниками квартир дома решения о сносе или реконструкции дома, а в случае, если снос или реконструкция дома не будут выполнены в разумный срок – принятие решения об изъятии жилых помещений и земельного участка под многоквартирным домом для муниципальных нужд с предоставлением собственникам жилых помещений компенсации или другого жилого помещения в зачёт стоимости изъятого.
Как следует из пояснений истцов, изложенных ими в исковых заявлениях и данных при рассмотрении дела, основанием для обращения с настоящим исковым заявлением являлось обращение администрации города Кемерово в Заводский районный суд г. Кемерово с исками принудительном выселении истцов из принадлежащих им жилых помещений с предоставлением жилых помещений маневренного фонда. При этом, согласно представленным копиям исковых заявлений (т.1 л.д.13, т.1а л.д.20), данные требования заявлены в связи с тем, что истцы отказались от добровольного переселения в жильё маневренного фонда. Как полагают истцы, оспариваемое ими решение об установлении на территории жилого дома режима «Чрезвычайная ситуация» будет являться основанием для удовлетворения требования администрации города Кемерово о их принудительном выселении.
Суд не может согласиться с данными выводами истцов и считает их основанными на неверном толковании закона.
Согласно ст.4 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Согласно пп. «в» п.2 ст.4.1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ координационными органами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований.
Согласно пп. «г» п.4 ст.4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ п.4. органами повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне являются организации, обеспечивающие деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. В городе Кемерово вышеуказанные функции осуществляются муниципальным бюджетным учреждением «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Кемерово».
Согласно пп. «б» п.8 ст.4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ введение режима чрезвычайной ситуации осуществляется решением главы местной администрации городского округа при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к её ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления городского округа.
Согласно п. 10 ст.4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, глава местной администрации городского округа вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе: ограничивать доступ людей на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации; осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации её негативного воздействия.
В соответствии с п.2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно вводят режим чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно пп. «в» п.2 ст.4.1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ постановлением администрации г. Кемерово от 17.12.2012 №2485 была создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации города Кемерово.
В соответствии с п. 1.1. Положения о комиссии, утвержденного постановлением администрации г. Кемерово от 17.12.2012 № 485, комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации города Кемерово является координационным органом городского звена территориальной подсистемы Кемеровской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п.2.1.4 Положения одной из основных задач комиссии является организация и контроль осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно п.2.2.2 - 2.2.4 Положения комиссия: организует проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, снижению рисков их возникновения и смягчения их последствий; организует наблюдение и контроль за состоянием потенциально-опасных объектов, прогнозирование и оценку обстановки в чрезвычайных ситуациях; принимает решения о ликвидации чрезвычайных ситуаций и организует их выполнение.
В соответствии с положениями пункта 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.
Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации города Кемерово №5 от 16.03.2020 г. в связи с аварийным состоянием жилого дома по просп. Ленина, 3, в г. Кемерово и угрозой жизни и здоровью людей на территории жилого дома установлен режим «Чрезвычайная ситуация». Начальнику МБУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Кемерово» поручено обеспечить установку ограждения по периметру здания и ограничить доступ людей в здание; заключить договор на устранение аварийности здания; организовать охрану имущества, находящегося в здании и обеспечить общественный порядок на ограждаемой территории. Комитету по жилищным вопросам поручено организовать работу с жильцами по предоставлению жилья маневренного фонда, а в случае отказа от переселения в добровольном порядке подготовить иски о принудительном переселении жителей дома в маневренный жилой фонд.
Таким образом, принятое комиссией решение об установлении на территории многоквартирного жилого дома режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» направлено на предупреждение наступления негативных последствий, связанных с дальнейшей эксплуатацией жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Такое решение, само по себе, не порождает для истцов каких-либо правовых последствий, включая их выселение, учитывая, что постановление администрации города Кемерово от ### о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу и, соответственно, расположенных в данном жилом доме квартир не пригодными для проживания, в установленном порядке не оспорено и не отменено. С учётом существа заявленных истцами требований, действительное техническое состояние жилого дома на момент рассмотрения данного дела не является юридически значимым обстоятельством, подлежим оценке при вынесении решения.
Кроме того, при рассмотрении дела сторонами не представлено суду каких-либо доказательств, свидетельствующих об устранении аварийности жилого дома. Как поясняли истцы и третьи лица при рассмотрении дела, с момента признания жилого многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу реконструкция жилого дома, его капитальный ремонт или иные работы, направленные на восстановление технических характеристик жилого дома, позволяющих исключить его аварийность, не проводились. Истцы неоднократно поясняли, что не оспаривают решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу, но при этом не согласны с порядком предоставления им возмещения за изымаемое недвижимое имущество, а также с предложенными условиями проживания в жилье маневренного фонда. Указанное обстоятельство, по мнению суда, свидетельствует о неверно выбранном истцами способе защиты права.
С учётом этого, суд считает, что решение Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации города Кемерово от **.**.**** ### является законным и обоснованным, а требования истцов в данной части не подлежащими удовлетворению.
Заявляя требования о взыскании компенсации морального вреда, причинённого оспариваемым решением, истцы указывали, что испытываю моральные и нравственные страдания, ухудшение состояния здоровья, которые, по их мнению, связаны с переживаниями по поводу возможного выселения из принадлежащего им жилья, невозможностью разместить своё имущество в предложенном администрацией города Кемерово жилье маневренного фонда, слишком длительным сроком выплаты компенсации, исключающим своевременное приобретение собственного жилья взамен изъятого. Таким образом, из пояснений истцов следует, что их моральные страдания не связаны с принятием оспариваемого решения ответчика, а вызваны иными обстоятельствами.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела судом не установлены необходимые основания для наступления деликтной ответственности, заявленные требования о взыскании компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению.
Оценивая изложенное в совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198, 312 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований Козлова А.Н., Козловой Т.М., Осиповой А.Е. к Администрации города Кемерово о признании незаконным решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности ### от **.**.****., взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме путём подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово.
В мотивированно форме решение суда изготовлено 17.11.2020 г.
Судья Гречановская О.В.