Решение по делу № 3а-81/2021 от 15.02.2021

№ 3а-81/2021

42OS0000-01-2021-000070-11

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Киклевич С.В.,

при секретаре Злобиной П.С.,

с участием прокурора Медведевой М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«02» июня 2021 года

административное дело по административным искам Миропольцева Дмитрия Дмитриевича, Щедрина Дениса Александровича о признании недействующими отдельных положений распоряжения Губернатора Кемеровской области-Кузбасса от 14.03.2020 года № 21 - рг «О введении режима «Повышенная готовность» на территории Кемеровской области-Кузбасса и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»,

У С Т А Н О В И Л:

14.03.2020 Губернатором Кемеровской области - Кузбасса принято распоряжение № 21 - рг «О введении режима «Повышенная готовность» на территории Кемеровской области-Кузбасса и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее также Распоряжение № 21 - рг).

Распоряжение № 21- рг опубликовано на официальном сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса» www.zakon.kemobl.ru 14.03.2020.

В данный нормативный правовой акт вносились изменения распоряжениями Губернатора Кемеровской области – Кузбасса от 19.03.2020 № 23-рг, от 26.03.2020 № 28-рг, от 27.03.2020 № 29-рг, от 31.03.2020 № 32-рг, от 03.04.2020 № 34-рг, от 06.04.2020 № 36-рг, от 08.04.2020 № 41-рг, от 09.04.2020 № 42-рг, от 11.04.2020 № 45-рг, от 14.04.2020 № 47-рг, от 16.04.2020 № 48-рг, от 25.04.2020 № 55-рг, от 28.04.2020 № 57-рг, от 11.05.2020 № 62-рг, от 24.05.2020 № 69-рг, от 29.05.2020 № 73-рг, от 04.06.2020 № 80-рг, от 08.06.2020 № 84-рг, от 13.08.2020 № 130-рг, от 17.08.2020 № 133-рг, от 08.09.2020 № 143-рг, от 13.10.2020 № 159-рг, от 29.01.2021 № 15-рг, с изменениями, внесенными распоряжениями Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 16.04.2020 № 49-рг, от 04.05.2020 № 60-рг, от 17.05.2020 № 63-рг, от 11.06.2020 № 86-рг, от 19.06.2020 № 90-рг, от 26.06.2020 № 99-рг, от 02.07.2020 № 103-рг, от 10.07.2020 № 108-рг, от 24.07.2020 № 119-рг, от 05.08.2020 № 121-рг, от 31.08.2020 № 139-рг, от 26.09.2020 № 148-рг, от 27.10.2020 № 168-рг, от 27.11.2020 № 180-рг, от 11.12.2020 № 185-рг, от 23.12.2020 № 197-рг, от 12.01.2021 № 1-рг, распоряжениями Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 04.02.2021 № 19-рг, от 16.02.2021 № 26-рг, от 02.03.2021 № 30-рг, от 29.04.2021 № 55-рг, с изменениями, внесенными распоряжениями Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 25.02.2021 № 29-рг, от 31.03.2021 № 41-рг, от 28.05.2021 № 72-рг, создавшие в результате действующую редакцию нормативного правового акта.

Из них, распоряжением Губернатора Кемеровской области – Кузбасса от 16.04.2020 № 48-рг внесены изменения в распоряжение Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 14.03.2020 № 21-рг «О введении режима «Повышенная готовность» на территории Кемеровской области - Кузбасса и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», вследствие чего пункт 3.2 Распоряжения № 21-рг изложен в следующей редакции: приостановить до особого распоряжения проведение на территории Кемеровской области - Кузбасса: театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных, публичных и других массовых мероприятий; массовых религиозных обрядов и церемоний различных конфессий.

Распоряжение № 48-рг опубликовано на официальном сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса» www.zakon.kemobl.ru 16.04.2020.

13.10.2020 распоряжением Губернатора Кемеровской области - Кузбасса № 159-рг «О снятии отдельных ограничений и внесении изменений в некоторые распоряжения Губернатора Кемеровской области – Кузбасса» в пункт 3.2 Распоряжения № 21 – рг внесены изменения, постановлено приостановить до особого распоряжения проведение на территории Кемеровской области - Кузбасса публичных и иных массовых мероприятий.

Распоряжение № 159-рг опубликовано на официальном сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса» www.zakon.kemobl.ru. 13.10.2020.

04.02.2021 распоряжением Губернатора Кемеровской области - Кузбасса № 19-рг внесены изменения в Распоряжение № 21 – рг, вследствие чего последнее изложено в новой редакции, где пунктом 2.1 приостановлено до особого распоряжения проведение на территории Кемеровской области - Кузбасса публичных и иных массовых мероприятий.

Распоряжение Губернатора Кемеровской области - Кузбасса № 19-рг от 04.02.2021 «О внесении изменений в распоряжение Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 14.03.2020 № 21-рг «О введении режима «Повышенная готовность» на территории Кемеровской области - Кузбасса и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» опубликовано на официальном сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса» bulleten-kuzbass.ru 04.02.2021.

Миропольцев Д.Д. и Щедрин Д.А. обратились в Кемеровский областной суд с административными исковыми заявлениями, просят, с учетом уточнений, признать недействующими со дня принятия положения распоряжения Губернатора Кемеровской области-Кузбасса от 14.03.2020 года №21-рг, которыми приостановлено до особого распоряжения проведение на территории Кемеровской области - Кузбасса публичных и иных массовых мероприятий, содержащиеся на дату рассмотрения дела в пункте 2.1 нормативного правового акта (том 1 л.д. 4 – 8, том 2 л.д. 4 – 10, 110 – 111).

Определением суда от 13 апреля 2021 года, в соответствии с частью 1 статьи 136 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административные дела по указанным выше административным исковым требованиям были объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В обоснование заявленных требований административные истцы указывают на то, что Распоряжение № 21 – рг принято административным ответчиком в отсутствие на то полномочий. Помимо этого, оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, обладающему большей юридической силой, ограничивают право граждан на свободу мирных собраний, в том числе, в форме мирного митинга и одиночного пикета.

Административный истец Щедрин Д.А. в судебном заседании требования поддержал.

Административный истец Миропольцев Д.Д., имеющий высшее юридическое образование, также представляющий по устному ходатайству интересы административного истца Щедрина Д.А., в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в административных исковых заявлениях.

Представитель административного ответчика - Губернатора Кемеровской области – Кузбасса, Долгушина О.В., действующая на основании доверенности от 23.01.2019 № 10-16/506, в судебном заседании возражала против заявленных требований. Возражения в письменной форме в томе 1 на л.л. 44 – 52, в томе 2 на л.д. 51 – 59).

Представитель заинтересованного лица - Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области – Кузбассу, Цуран А.И., действующая на основании доверенности от 26.05.2021, требования административных истцов полагала не подлежащими удовлетворению. Возражения в письменной форме в томе 2 на л.д. 102 – 104)

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Медведевой М.П., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются (часть 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи в полном объеме.

В силу положений статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий.

В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Разрешение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Специальным законом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также регулирующим отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Согласно статье 1 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона № 159-ФЗ от 3 июля 2019 года, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта) чрезвычайной ситуацией является обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (абзац 1).

Тем самым абзац 1 статьи 1 вышеуказанного Федерального закона в приведенной редакции не ограничивал возможность отнесения к чрезвычайной ситуации обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате иного, не поименованного в данной норме, события (бедствия), которое может повлечь или повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности, в частности, заболевания.

Последующие изменения, внесенные в часть 1 статьи 2 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ, в силу которых под чрезвычайной ситуацией понимается также обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, подкрепляют данный вывод.

Под предупреждением чрезвычайных ситуаций положениями статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (абзац 2).

При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

В соответствии с подпунктами «а, м» пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; принятие решений об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, введение режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции Федерального закона от 01 апреля 2020 № 98-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены также установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» настоящего пункта (подпункт «у»); с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 настоящего Федерального закона, установление дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а.1» статьи 10 настоящего Федерального закона (подпункт «ф»).

Подпункт «а.2» статьи 10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции Федерального закона от 01 апреля 2020 № 98-ФЗ) делегирует Правительству Российской Федерации полномочия устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Такие правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 и предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).

Исходя из положений пункта 6 и подпунктов «а, г, д» пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» при введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым на региональном уровне реагирования является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации; приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории; осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

Одновременно граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

В пределах территории Кемеровской области организационные и правовые нормы в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций установлены Законом Кемеровской области от 02 ноября 1998 года № 50-ОЗ «О защите населения и территории Кемеровской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», согласно статье 9-1 которого (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта) Губернатор Кемеровской области осуществляет, в том числе, следующие полномочия:

принимает правовые акты в пределах своей компетенции (подпункт 1);

вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункт 2);

устанавливает региональный (межмуниципальный) уровень реагирования в порядке, установленном Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (подпункт 4-1).

В соответствии со статьями 9, 45 Устава Кемеровской области – Кузбасса (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона Кемеровской области - Кузбасса от 01.02.2021 № 8-ОЗ) Губернатор Кемеровской области – Кузбасса является высшим должностным лицом области, а также возглавляет высший исполнительный орган государственной власти Кемеровской области.

Губернатор Кемеровской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и законов Кемеровской области издает постановления и распоряжения (статья 47 Устава Кемеровской области-Кузбасса).

Нормативные правовые акты Губернатора Кемеровской области - Кузбасса подлежат обязательному опубликованию, официальным источником опубликования является, в том числе сайт «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса» (статьи 1, 2 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.06.2008 № 218 «Об официальном опубликовании и вступлении в силу актов Губернатора Кемеровской области - Кузбасса, Правительства Кемеровской области - Кузбасса, иных исполнительных органов государственной власти Кемеровской области – Кузбасса»).

Основываясь при проверке полномочий административного ответчика на принятие оспариваемого Распоряжения, на взаимосвязанные положения приведенных выше нормативных правовых актов федерального и регионального законодательства, суд также полагает необходимым отметить следующее.

30 января 2020 года Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения по итогам второго совещания Комитета по чрезвычайной ситуации в соответствии с Международными медико-санитарными правилами объявил, что вспышка инфекции 2019-nCoV представляет собой чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение, Всемирная организация здравоохранения рекомендовала всем странам принять меры по сдерживанию инфекции, включая активный эпиднадзор, ранее выявление, изоляцию и ведение случаев, отслеживание контактов и недопущение дальнейшего распространения инфекции 2019-nCoV, а также к представлению полных данных в ВОЗ.

31 января 2020 постановлением Правительства Российской Федерации № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».

11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила о начале пандемии COVID-19.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.

13 марта 2020 года на территории Кемеровской области – Кузбасса официально зарегистрирована информация о двукратном положительном результате исследования по обнаружению РНК нового коронавируса у лица, ранее прибывшего на территорию региона из иностранного государства посредством авиасообщения (том 2 л.д. 116 – 119).

14 марта 2020 года, в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки в Кемеровской области – Кузбассе по новой коронавирусной инфекции (COVID-19), Главным государственным санитарным врачом по Кемеровской области принято Постановление № 6 «О мероприятиях по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Кемеровской области – Кузбассе», которым Правительству Кемеровской области – Кузбасса предписано перевести областную территориальную подсистему (Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) в режим «Повышенная готовность», принять ряд ограничительных мероприятий (том 2 л.д. 120 – 124).

Соответственно, применительно к обстоятельствам угрозы возникновения чрезвычайной ситуации в результате распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, следует учитывать, в дополнение к изложенным ранее правовым нормам, положения Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которым в статьях 6, 29 и 31 предусмотрено в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний своевременное и в полном объеме проведение, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации, предусмотренных санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.

Опираясь на приведенное регулирование, а также представленные в обоснование наличия риска распространения на территории Кемеровской области - Кузбасса новой коронавирусной инфекции (COVID-19) доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Распоряжение № 21-рг (с последующими изменениями) принято Губернатором Кемеровской области – Кузбасса, являющимся высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах предоставленных полномочий по принятию решений об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, введению на территории Кемеровской области – Кузбасса режима повышенной готовности для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также на принятие ограничительных мер, направленных на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, на создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Оспариваемый нормативный правовой акт, с последующими изменениями, издан с соблюдением порядка принятия, требований к форме и виду нормативных правовых актов, правил введения их в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу, и по данным основаниям не оспаривается.

Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью (статья 2), и закрепляет в числе основных прав граждан, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (статья 31).

Ограничение прав и свобод граждан Конституция Российской Федерации допускает федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55).

Такими законами на территории Российской Федерации при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации вследствие распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, являются Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Изложенное согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными, в частности, в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 11), определяющей право на свободу мирных собраний как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Не подлежат ограничению, в силу части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.

Положения Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предоставляющие органам государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителям ликвидации чрезвычайной ситуации на региональном уровне реагирования, полномочия принимать дополнительные меры по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, приведены ранее.

В свою очередь Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относит, в том числе, введение и отмену на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей (статья 6). Главными государственными санитарными врачами на соответствующей территории в силу пункта 3 статьи 46 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» являются руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Введение ограничительных мероприятий (карантина) Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний, в том числе, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, (пункт 1 статьи 31).

Под ограничительными мероприятиями (карантином) в статье 1 названного Федерального закона понимаются административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2020 № 285 «О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» констатируется масштабное распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в мире и объявление Всемирной организацией здравоохранения пандемии новой коронавирусной инфекции (пункт 1 Постановления).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 марта 2020 года № 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019», принятого в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации предложено ограничить проведение массовых мероприятий (пункт 1.6).

Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.

Совокупность приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что федеральный законодатель в системе действующего правового регулирования допускает возможность принятия субъектом Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих ограничения прав граждан в случае опасности распространения инфекционных заболеваний, необходимости принятия мер по борьбе с ними, ликвидации их последствий.

Распоряжение Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 14.03.2020 № 21-рг (с последующими изменениями), что следует из его содержания, издано в целях предупреждения завоза и распространения на территории Кемеровской области – Кузбасса новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Согласно обстоятельств дела, с учетом эпидемиологической ситуации по заболеваемости, вызванной новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), Главным государственным санитарным врачом по Кемеровской области издан ряд постановлений, в числе которых постановление № 8 от 26 марта 2020 года «Об усилении ограничительных мероприятий по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Кемеровской области – Кузбассе» и постановление № 12 от 13 апреля 2020 года «О внесении изменений и дополнений в постановление Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области № 8 от 26 марта 2020 года «Об усилении ограничительных мероприятий по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Кемеровской области – Кузбассе»». Указанными постановлениями Правительству Кемеровской области – Кузбасса предписано приостановить до особого распоряжения проведение на территории Кемеровской области – Кузбасса театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других массовых мероприятий, к которым относятся, в том числе, религиозные массовые обряды и церемонии различных конфессий (том 2 л.д. 125 – 128, 129 - 131).

Рекомендации Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области были учтены административным ответчиком, в результате чего оспариваемыми положениями нормативного правового акта приостановлено до особого распоряжения проведение на территории Кемеровской области - Кузбасса публичных и иных массовых мероприятий. Данные положения, ранее закрепленные в пункте 3.2 Распоряжения № 21-рг, в действующей редакции нормативного правового акта изложены в пункте 2.1 без изменения содержания предписания.

Тем самым оспариваемыми положениями нормативного правового акта на территории Кемеровской области – Кузбасса временно введены правила поведения, направленные на защиту населения и территории области от распространения новой коронавирусной инфекции.

В этой связи следует отметить, что к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите, относятся, прежде всего, право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации) как основополагающее право, источник иных прав и свобод, и право на охрану здоровья (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации), которое также является высшим благом для человека.

Представителем заинтересованного лица - Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области в ходе рассмотрения дела представлены документы, подтверждающие наличие оснований для принятия оспариваемых ограничительных мероприятий в связи с угрозой распространения на территории области новой коронавирусной инфекции, сведения о заболеваемости и динамике распространения новой коронавирусной инфекции на территории Кемеровской области – Кузбасса (том 2 л.д. 102 – 104, 114 – 119, 155 – 161). Отмечено, что исходя из высокой степени контагиозности новой коронавирусной инфекции в целях снижения заболеваемости наиболее эффективны мероприятия, направленные на разрыв механизма передачи инфекции, то есть максимальная разобщенность граждан, в силу чего даны соответствующие рекомендации; на день рассмотрения настоящего административного дела результаты оценки текущего состояния заболеваемости COVID-2019, свидетельствуют об определенной стабилизации эпидемиологической ситуации (число заболевших в сутки в среднем 50 – 60 человек, смертность от заболевания 2 – 3 человека в сутки) по отношению к данным осени 2020 года, однако с учетом миграции населения и обстоятельств открытия границ, представляющих риски осложнения обстановки, Главным государственным санитарным врачом по Кемеровской области не направлялось предложений, предписаний о снятии запрета на проведение на территории Кемеровской области – Кузбасса массовых мероприятий, к числу которых они относят и публичные мероприятия.

Исходя из изложенного у суда не вызывает сомнения то обстоятельство, что ограничительные меры, которые оспариваются административными истцами, приняты в условиях, вызванных чрезвычайным и непредотвратимым событием в виде распространения на территории Кемеровской области – Кузбасса новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в целях минимизации опасности непосредственного контакта инфицированных лиц, с лицами, на которых может быть оказано негативное влияние, выраженное в распространении инфекции.

Тем самым введенные правила направлены не на ограничение прав граждан, а на защиту их жизни и здоровья как высших и наиболее значимых конституционных ценностей и соразмерны реальной угрозе распространения названного заболевания, представляющего опасность для окружающих.

Не противоречат оспариваемые положения Распоряжения № 21-рг Федеральному закону от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», поскольку последний регулирует иные правоотношения, тогда как введение ограничений на проведения публичных и иных массовых мероприятий принято в рамках комплекса мер сдерживания распространения заболевания, представляющего опасность, в соответствии с указанными ранее нормами федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу.

Доводы административных истцов о нецелесообразности мер, принятых нормативным правовым актом в оспариваемой части, с учетом последовательной отмены ограничений на проведение ряда массовых мероприятий, не подлежат правовой оценке в рамках абстрактного нормоконтроля, вопросы целесообразности принятия нормативного правового акта относятся к исключительной компетенции соответствующих органов государственной власти, их должностных лиц.

При этом следует отметить, что осуществленное правовое регулирование не является произвольным, оспариваемые положения Распоряжения № 21-рг как в первоначальной, так и в действующей его редакции, приняты с учетом предложений Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области, направлены на противодействие распространению инфекции.

Оснований полагать об излишнем регулировании, выраженном в ограничении проведения всех форм публичных мероприятий, в том числе, одиночного пикета, не соответствующего критерию массовости, в том значении, который ему придает Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», суд не находит.

Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», определяющий пикетирование, как форму публичного выражения мнений, осуществляемого путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан (статья 1), как было указано ранее регулирует иные правоотношения, отличные от сферы, урегулированной оспариваемыми правилами, направленными на защиту жизни и здоровья граждан. В связи с этим, как справедливо указали сторона административного ответчика и заинтересованного лица, публичное мероприятие, в том числе одиночный пикет, следует рассматривать не только с точки зрения числа заявленных участников мероприятия, но также исходя из его правовой природы, направленной на привлечение внимания неопределенного круга лиц, что не исключает массовость на стороне зрителей мероприятия и, в условиях угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, создает дополнительные риски инфицирования. Доводы административных истцов о наличии у компетентных органов в условиях распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, права пресечь публичное мероприятие в виде одиночного пикета в случае трансформации его в массовое публичное мероприятие, судом не принимаются, в том числе по тому основанию, что по общему правилу для проведения пикета не требуется направления о том уведомления и, тем самым не исключается его проведение в отсутствии контроля за обеспечением безопасности его участников уполномоченными органами в целях защиты жизни и здоровья граждан. Ответственность организатора мероприятия, при таких обстоятельствах, не является мерой нивелирующей реальную угрозу жизни и здоровью граждан. Кроме того, существует возможность проведения на одной территории некоторого количества публичных мероприятий в форме одиночного пикета.

Таким образом, установление Распоряжением № 21-рг оспариваемых ограничительных мер на проведение публичных и иных массовых мероприятий, не свидетельствует об их несоответствии нормам, имеющим большую юридическую силу.

Доводы административных истцов о фактическом запрете проведения публичных мероприятий оспариваемыми правовыми нормами вследствие того, что в них не указан срок введения ограничений, содержится лишь ссылка «до особого распоряжения», не могут быть приняты судом во внимание.

Обязательное включение в нормативный правовой акт критериев (видов) ограничения проведения публичных мероприятий действующим законодательством не предусмотрено.

Установление ограничений «до особого распоряжения» не противоречит федеральному законодательству и не вводит неопределенности в регулировании. Срок действия введенных правил поведения обусловлен особенностями эпидемиологической обстановки в Кемеровской области - Кузбассе, при которой установление конкретных сроков окончания их действия невозможно.

Оспариваемые ограничения установлены в связи с введением режима повышенной готовности и данный правовой режим является в соответствии с действующим законодательством самостоятельным правовым режимом, вопрос целесообразности введения при возникшей ситуации какого-либо иного правового режима, отличного от правового режима повышенной готовности, к компетенции суда не относится.

С учетом изложенного правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и признании не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, положений Распоряжения № 21-рг, которыми приостановлено до особого распоряжения проведение на территории Кемеровской области - Кузбасса публичных и иных массовых мероприятий, содержащиеся в действующей редакции нормативного правового акта в пункте 2.1, не имеется.

В настоящее время официальным источником опубликования актов Правительства Кемеровской области - Кузбасса является, в том числе сайт «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса» bulleten-kuzbass.ru (пункт 2 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10 июня 2008 г. № 218 «Об официальном опубликовании и вступлении в силу актов Губернатора Кемеровской области - Кузбасса, Правительства Кемеровской области - Кузбасса, иных исполнительных органов государственной власти Кемеровской области - Кузбасса»). С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения суда должно быть опубликовано на указанном сайте.

Руководствуясь ст. 175 - 179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Миропольцева Дмитрия Дмитриевича, Щедрина Дениса Александровича о признании недействующим со дня принятия пункта 2.1 распоряжения Губернатора Кемеровской области-Кузбасса от 14.03.2020 года №21-рг «О введении режима «Повышенная готовность» на территории Кемеровской области-Кузбасса и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (в действующей редакции), отказать.

Сообщение о принятии указанного решения подлежит опубликованию на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса» bulleten-kuzbass.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кемеровский областной суд.

Председательствующий          Киклевич С.В.

Мотивированное решение составлено «10» июня 2021 года.

3а-81/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Щедрин Денис Александрович
Миропольцев Дмитрий Дмитриевич
Ответчики
Губернатор Кемеровской области - Кузбасса
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Киклевич Светлана Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
15.02.2021Регистрация административного искового заявления
15.02.2021Передача материалов судье
16.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
16.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2021Подготовка дела (собеседование)
17.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2021Судебное заседание
28.04.2021Подготовка дела (собеседование)
28.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.05.2021Судебное заседание
28.05.2021Подготовка дела (собеседование)
28.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.06.2021Судебное заседание
10.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.06.2021Дело оформлено
02.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее