Решение по делу № 8Г-11636/2021 [88-691/2022 - (88-11566/2021)] от 07.12.2021

                                                      88-691/2022

                                                      2-332/2021                            79RS0002-01-2020-009538-23

Девятый кассационный суд общей юрисдикции

                  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

13 января 2022 года                                       город Владивосток

    Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей     юрисдикции в составе:

председательствующего Виноградовой О.Н.,

судей Хребтовой Н.Л., Власенко И.Г.,

с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потаповой Е.Н.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту интересов Агеевой Марины Владимировны к департаменту сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации о признании права на получение мер социальной поддержки как лицу, пострадавшему от чрезвычайной ситуации,

    по кассационной жалобе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее – Минсельхоз России),

    на решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 21 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 20 августа 2021 года, которыми исковые требования удовлетворены.

    Заслушав доклад судьи Хребтовой Н.Л., выслушав заключение прокурора, полагавшего судебные не подлежащими отмене, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

    И.о. прокурора Ленинского района Еврейской автономной области обратился в суд в интересах Агеевой М.В. с иском к департаменту сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области о признании права на получение субсидии как пострадавшей от чрезвычайной ситуации, указывая, что в июле – августе 2019 года в результате ливневых дождей затоплен используемый Агеевой М.В. для ведения личного подсобного хозяйства участок, расположенный по <адрес> в с. Биджан Ленинского района Еврейской автономной области. В результате чего утрачен урожай сельскохозяйственных культур на площади 0,04 га. До настоящего времени Агеевой М.В. не выплачена компенсация за утрату урожая. Прокурор просил признать за Агеевой М.В. право на получение меры государственной поддержки, обязать департамент сельского хозяйства правительства ЕАО произвести выплату компенсации из расчета площади гибели сельскохозяйственных культур 0,04 га из областного бюджета за счет средств федерального бюджета.

    Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне истца привлечены Агеев В.В., Соломатина С.В.

    Решением Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 21 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 20 августа 2021 года, исковые требования прокурора удовлетворены. Признано за Агеевой М.В. право на получение меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года, на территории Еврейской автономной области, из расчета гибели сельскохозяйственных      культур 0,04 га. На департамент сельского хозяйства правительства ЕАО возложена обязанность по выплате мер государственной поддержки из областного бюджета за счет средств федерального бюджета.

В кассационной жалобе Минсельхоз России просит судебные постановления, состоявшиеся по делу, отменить и в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.

Прокуратурой Еврейской автономной области поданы возражения с просьбой об оставлении судебных постановлений без изменения, кассационной жалобы – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.

В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

    Такого характера нарушения судами при рассмотрении дела не допущены.

    В соответствии с пунктом «м» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации принимает решения об оказании единовременной материальной помощи, финансовой помощи и о выплате единовременных пособий гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи и выплаты единовременных пособий гражданам Российской Федерации, а также определение круга лиц, которым указанная помощь будет оказана и указанные выплаты будут осуществлены.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2019 года № 1455 утверждены Правила предоставления в 2019 году межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, а также затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и процентам по кредитам (займам).

    Постановлением правительства ЕАО от 20 ноября 2019 года № 414-пп утвержден Порядок предоставления в 2019 году субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле – сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области.

    Согласно пункту 5 Порядка право на субсидию имеют сельхозтоваропроизводители, являющиеся по состоянию на 2 августа 2019 года владельцами (пользователями) земельных участков, попавших в зону подтопления (затопления) в соответствии с распоряжением губернатора ЕАО от 30 августа 2019 года № 440-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории Еврейской автономной области в 2019 году», утратившие урожай полностью либо частично в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле – сентябре 2019 года на территории ЕАО.

    Удовлетворяя требования прокурора и возлагая на департамент сельского хозяйства Еврейской автономной области обязанность выплатить Агеевой М.В. меры государственной поддержки, суды исходили из того, что Агеева М.В. занимает жилое помещение по договору социального найма по <адрес> в с. Биджан, в ее пользовании находится приусадебный земельный участок площадью 0,07 га, на котором расположено жилое помещение, площадь участка 0,04 га занята под посев картофеля и овощей. Согласно похозяйственной книге Агеева М.В. является главой личного подсобного хозяйства, ее участок попал в зону подтопления, определенную распоряжением губернатора ЕАО от 30 августа 2019 года № 440-рг. Комиссией по обследованию посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате паводка, составлен акт от 9 октября 2019 года, из которого следует, что в период с 11 августа 2019 года в результате сильного переувлажнения почвы погибли сельскохозяйственные культуры, а именно картофель и овощи общей площадью 0,04 га, в качестве пострадавшего сельхозпроизводителя указана Агеева М.В. 5 декабря 2019 года Агеева М.В. обратилась в управление сельского хозяйства правительства ЕАО с заявлением о выплате компенсации в связи с утратой урожая, однако 13 декабря 2019 года в удовлетворении заявления отказано виду отсутствия документов, подтверждающих право собственности, пользования или иного законного права на земельный участок. Суды пришли к выводу о том, что отказ является незаконным, так как земельный участок находится под жилым помещением истца, используемым по договору социального найма, видом разрешенного использования земельного участка является ведение личного подсобного хозяйства, таким образом, Агеева М.В. пользуется участком на законном основании и имеет право на получение мер государственной поддержки в связи с фактической утратой урожая.

    Выводы судов являются законными и обоснованными, соответствуют правильно примененным нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.

    В кассационной жалобе Минсельхоз России указывает на то, что министерством полностью исполнены возложенные обязательства по проведению оценки причиненного ущерба и по перечислению выделенных по распоряжениям Правительства РФ на компенсацию ущерба денежных средств в бюджет Еврейской автономной области, в связи с чем Минсельхоз России является ненадлежащим ответчиком по делу.

    Данные доводы были предметом проверки судов и правильно отклонены, так как установлено, что согласно акту министерства от 16 октября 2019 года № -22ЛПХд2/1, в котором под номером 152 в списке пострадавших указано личное подсобное хозяйство Агеевой М.В. и произведена оценка ущерба, пострадавшей подлежит выплата субсидии в размере 4 440 рублей, однако такая выплата Агеевой М.В. из областного бюджета за счет средств федерального бюджета так и не произведена. Никакие другие источники финансирования данных субсидий кроме средств федерального бюджета законодательством не предусмотрены.

    Доводы кассационной жалобы Минсельхоза России о том, что в 2021 году решение Правительства РФ о выделении средств резервного фонда на выплату мер государственной поддержки на возмещение ущерба, причиненного паводком 2019 года на территории Еврейской автономной области, не принималось, не имеют правого значения и не могут повлечь отмену судебных постановлений, поскольку судами разрешен спор, вытекающий из правоотношений, возникших в связи с паводком 2019 года.

    Доводы кассационной жалобы Минсельхоза России о том, что Агеева М.В. не является законным пользователем земельного участка, отклоняются, поскольку пунктом 8 Порядка, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 20 ноября 2019 года № 414-пп, предусмотрено, что в случае отсутствия правоустанавливающего документа на земельный участок или сведений, подтверждающих предоставление земельного участка в пользование на ином законном праве, решение о предоставлении субсидии принимается на основании решения суда об установлении права владения (пользования) земельным участком, попавшим в зону подтопления (затопления), по состоянию на 2 августа 2019 года.

Судами по настоящему делу установлено фактическое владение Агеевой М.В. земельным участком в целях личного подсобного хозяйства и этот вывод материалам дела не противоречит. В жилом помещении, расположенном на данном земельном участке, истец зарегистрирована с 1979 года, с мая 2019 года является нанимателем по договору социального найма. Отсутствие регистрации права на земельный участок в данном случае не может служить основанием для лишения гражданина мер государственной поддержки в связи с причинением ущерба от чрезвычайной ситуации природного характера.

    Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                    О П Р Е Д Е Л И Л А:

    решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 21 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 20 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Минсельхоза России – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

8Г-11636/2021 [88-691/2022 - (88-11566/2021)]

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ленинского района Еврейской автономной области
Агеева Марина Владимировна
Ответчики
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Департамент сельского хозяйства Правительства ЕАО
Другие
Администрация Биджанского сельского поселения Ленинского муниципального района ЕАО
Агеев Виктор Валерьевич
Соломатитина Светлана Валерьевна
Администрация Ленинского муниципального района ЕАО
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Хребтова Наталья Леонидовна
Дело на сайте суда
9kas.sudrf.ru
13.01.2022Судебное заседание
13.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее