РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 февраля 2016 года пос. Мама
Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Черепановой Г.Я.,
при секретаре Чимитдоржиевой Д.,
с участием:
старшего помощника прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области Трофимовой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-49/2016 по исковому заявлению прокурора Мамско-Чуйского района к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Витимская средняя общеобразовательная школа» о взыскании в пользу Бугуевой Н.И. компенсации стоимости переезда к месту работы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мамско-Чуйского района в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Мамско-Чуйский районный суд с иском в защиту трудовых прав Бугуевой Н.И., в котором просит взыскать с Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Витимская средняя общеобразовательная школа» в пользу Бугуевой Н.И. задолженность по компенсации расходов стоимости переезда к месту работы в сумме <данные изъяты> рублей.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Мамско-Чуйского района в ходе рассмотрения заявления Бугуевой Н.И. о невыплате Витимской СОШ расходов, связанных с её переездом на новое место работы установлено следующее:
Согласно Уставу Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Витимская средняя общеобразовательная школа» учредителем школы является администрация Мамско-Чуйского района, учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждения банка, печать со своим наименованием, иные печати, штампы установленного образца, бланки и другую атрибутику.
В соответствии с частью 5 статьи 326 Трудового кодекса Российской Федерации размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, заключившим трудовые договоры о работе в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, и работникам указанных органов, учреждений, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Пунктом 1 главы 5 Положения о гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Мамско-Чуйском районе и работающих в организациях, финансируемых из районного бюджета, утвержденного Решением Думы района от 26.08.2009 № 252, установлено, что лицам, заключившим трудовые договоры (служебные контракты) о работе (службе) в организациях, финансируемых из районного бюджета, органах местного самоуправления муниципального образования Мамско-Чуйского района и прибывших к месту работы (службы) из районов Российской Федерации, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, за счет средств работодателя предоставляются гарантии и компенсации, в т.ч. по оплате стоимости проезда работников организации, финансируемых из районного бюджета, и членов их семей в пределах территории Российской Федерации по фактическим расходам, а также стоимости провоза багажа не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом.
В соответствии с Порядком компенсации расходов на предоставление гарантий и компенсаций лицам, проживающим в Мамско-Чуйском районе и работающим в организациях, финансируемых из районного бюджета, утвержденного Постановлением мэра района от 14.09.2009 г. № 133, основанием для компенсации расходов связанных с переездом на работу (службу) в Мамско-Чуйский район, является приказ (распоряжение) организации, финансируемой из районного бюджета, о приеме на работу соответствующего работника.
Согласно трудовому договору от 04.09.2015 года и приказу о приеме на работу от 04.09.2015 года № 128 Бугуева Н.И. работает в МКОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа» с 04.09.2015 года в должности учителя химии и биологии.
Приказом от 04.09.2015 года № 129 по МКОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа» в связи с переездом для дальнейшей работы в школе Бугуевой Н.И., как прибывшему специалисту и членам её семьи в составе 3-х человек, полагалась оплата проезда и провоза багажа до места работы.
Согласно авансовому отчету № ВШ0000022 от 24.09.2015 года расходы Бугуевой Н.И. по проезду и провозу багажа к месту работы составили <данные изъяты> рублей.
Компенсация расходов, связанных с проездом к месту работы и провозу багажа Бугуевой Н.И. до настоящего времени не произведена и сумма задолженности по указанным расходам составила <данные изъяты> рублей, что подтверждается справкой № 2 от 09.01.2016 года.
Таким образом, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Витимская средняя общеобразовательная школа» длительное время не выплачивая Бугуевой Н.И. компенсацию стоимости проезда к месту работы и провозу багажа, нарушает гарантированное Трудовым кодексом Российской Федерации право работника на компенсацию указанных расходов.
В настоящее судебное заседание истица Бугуева Н.И., будучи надлежаще извещенной, о времени и месте его проведения, не явилась, телефонограммой от 25.02.2016 года просила рассмотреть дело в своё отсутствие.
В судебное заседание также не явился представитель ответчика- муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Витимская средняя общеобразовательная школа», надлежаще извещенный о времени и месте его проведения. В письменном заявлении в суд от 16.02.2016 года директор МКОУ «Витимская СОШ» ФИО6 указала, что компенсация расходов, связанных с переездом на новое место работы Бугуевой Н.И. в сумме ФИО12 рублей не оплачена до настоящего времени по причине отсутствия денежных средств. Возражений по заявленным требованиям не имеет, дело просит рассмотреть в своё отсутствие (л.д. 50).
В силу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.), гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
Согласно статьи 154 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданские дела рассматриваются и разрешаются в установленные законом сроки.
В целях соблюдения баланса интересов сторон и процессуальных сроков, учитывая, что судом были приняты все меры по надлежащему извещению сторон, суд, выслушав мнение явившихся участников процесса, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон по представленным суду доказательствам.
Участвующий в судебном заседании прокурор иск, заявленный в интересах Бугуевой Н.И., поддержал в полном объёме по основаниям, указанным в иске, настаивая на взыскании задолженности по компенсации расходов, связанных с переездом на новое место работы с работодателя Бугуевой Н.И. – муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Витимская средняя общеобразовательная школа».
Выслушав прокурора, оценив доводы иска, исследовав и оценив представленные суду доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а их совокупность во взаимной связи признавая достаточной, суд, рассматривая дело в пределах заявленных истцом требований, приходит к следующему:
Из заявления Бугуевой Н.И. от 25.12.2015 года следует, что она обратилась к прокурору Мамско-Чуйского района Иркутской области за защитой своих прав, так как работодатель не выплачивает ей возмещение расходов по оплате переезда к месту работы (л.д. 6-7).
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Предметом искового заявления прокурора Мамско-Чуйского района составляют требования о защите нарушенных прав и законных интересов Бугуевой Н.И. в сфере трудовых правоотношений. Соответственно, заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.
Согласно статьи 5 Трудового Кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Из материалов дела усматривается, что Бугуева Н.И. состоит в трудовых правоотношениях с Муниципальным казенным общеобразовательным учреждением «Витимская средняя общеобразовательная школа».
Согласно справке - выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 22.01.2016 года (л.д. 35-39) и представленного суду Устава с Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Витимская средняя общеобразовательная школа», утвержденного приказом заведующего отделом образования администрации МО Мамско-Чуйского района от 18 июня 2015 года № 78, учредителем Учреждения является администрация Мамско-Чуйского района (пункт 1.5). В соответствии с пунктом 1.6. Устава, Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, иные печати, штампы установленного образца, бланки и другую атрибутику (п.1.6), финансирование осуществляется из районного бюджета (п. 6.12) (л.д. 20-34).
В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР № 1029 от 10.11.1967 года (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.03.2012 № 170), Мамско-Чуйский район Иркутской области относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Согласно статье 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
Из положений части 5 статьи 326 Трудового кодекса Российской Федерации размер, статьи 35 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в ред. Закона РФ от 31.12.2014 N 519-ФЗ) следует, что размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, заключившим трудовые договоры о работе в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, и работникам указанных органов, учреждений устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, лицам, заключившим трудовые договоры о работе в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, и работникам указанных органов, учреждений - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, лицам, заключившим трудовые договоры о работе у других работодателей, и работникам данных работодателей - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Решением Думы Мамско-Чуйского района № 252 от 26.08.2009 года утверждено Положение о гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Мамско-Чуйском районе, приравненном к районам Крайнего Севера, и работающих в организациях, финансируемых из районного бюджета, опубликованное в газете «Вертикаль власти» № 21-22 (93) в сентябре 2009 года, (в ред. Решения Думы Мамско-Чуйского района № 138 от 30.04.2013 года, опубликованного 23-26 июня 2013 года).
В силу пункта 1 главы 5 указанного Положения лицам, заключившим трудовые договоры (служебные контракты) о работе (службе) в организациях, финансируемых из районного бюджета, органах местного самоуправления муниципального образования Мамско-Чуйского района и прибывших к месту работы (службы) из районов Российской Федерации, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, за счет средств работодателя предоставляются следующие гарантии и компенсации: единовременное пособие в размере двух месячных тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и единовременное пособие на каждого прибывшего с ним члена его семьи в размере половины месячной тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника организации, финансируемой из районного бюджета; оплата стоимости проезда работников организации, финансируемых из районного бюджета, и членов их семей в пределах территории Российской Федерации по фактическим расходам, а также стоимости провоза багажа не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом; оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте.
Пунктом 14 Порядка компенсации расходов на предоставление гарантий и компенсаций лицам, проживающим в Мамско-Чуйском районе и работающим в организациях, финансируемых из районного бюджета, утвержденного постановлением мэра района от 14.09.2009 года № 133 установлено, что компенсация расходов, связанная с переездом на работу (службу) в Мамско-Чуйский район, осуществляется, в том числе на основании: приказа (распоряжения) организации, финансируемой из районного бюджета, о приеме на работу соответствующего работника; трудового договора (служебный контракт) с работником, заявления работника о компенсации расходов, документа о составе семьи работника, проездных документов, документов, подтверждающих оплату багажа.
Таким образом, компенсация расходов, лицам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях, финансируемых из районного бюджета, органах местного самоуправления муниципального образования Мамско-Чуйского района и прибывших к месту работы из районов Российской Федерации, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, выплачивается работодателем, при этом указанные расходы финансируются работодателю за счет средств районного бюджета.
Отсутствие финансовых средств на компенсацию расходов Бугуевой Н.И. по оплате переезда к месту работы не может являться основанием для не предоставления указанной льготы, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно приказу о приеме на работу от 04.09.2015 года № 128 Бугуева Н.И. принята на работу в Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Витимская средняя общеобразовательная школа» учителем химии и биологии с 04.09.2015 года (л.д.14) и с ней 04.09.2015 года заключен трудовой договор (эффективный контракт) на неопределенный срок (л.д. 10-13).
Заявлением от 04.09.2015 года Бугуева Н.И. просила оплатить проезд и провоз багажа к месту работы ей и членам её семьи в размере <данные изъяты> рублей, согласно представленных проездных документов (л.д. 15).
Из представленных суду: свидетельства № о рождении ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и свидетельства № о рождении ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, следует, что их матерью является Бугуева Н.И. (л.д. 51-52).
Приказом от 04.09.2015 года № 129 по МКОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа» в связи с переездом для дальнейшей работы в школе Бугуевой Н.И., как прибывшему специалисту и членам её семьи в составе 3 человек, полагалась оплата проезда и провоза багажа согласно прилагаемых билетов (л.д.16).
Из представленного суду авансового отчета № ВШ0000022 от 24 сентября 2015 года следует, что сумма расходов по оплате переезда к месту работы Бугуевой Н.И. составляет <данные изъяты> рублей (л.д. 17-18).
Согласно справке от 09.01.2016 года № 2, выданной МКОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа», задолженность по компенсации расходов, связанных с оплатой переезда к месту работы Бугуевой Н.И. составляет <данные изъяты> рублей (л.д.19).
Основываясь на совокупности исследованных судом доказательств и системном анализе норм приведенного законодательства, суд считает исковые требования прокурора Мамско-Чуйского района в защиту трудовых прав Бугуевой Н.И., о взыскании в пользу Бугуевой Н.И. задолженности по компенсации расходов по оплате переезда к месту работы в сумме <данные изъяты> рублей, подлежащими удовлетворению. При этом суд полагает, что возложение обязанности по возмещению указанных расходов на муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Витимская средняя общеобразовательная школа» является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Принимая во внимание, что истец в соответствии с законом освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу искового заявления, с ответчика МКОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа» на основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета, в размере, определенном в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Мамско-Чуйского района в защиту трудовых прав Бугуевой Н.И. к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Витимская средняя общеобразовательная школа» удовлетворить.
Взыскать с Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Витимская средняя общеобразовательная школа» (ОГРН 1023802648870) в пользу Бугуевой Н.И. задолженность по компенсации расходов стоимости переезда к месту работы в сумме <данные изъяты> рублей.
Взыскать с Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Витимская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме <данные изъяты> копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с 25 февраля 2016 года.
Судья Г.Я. Черепанова