51RS0008-01-2023-000109-28
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
88-23232/2023
2-366/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Санкт-Петербург 8 ноября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Какурина А.Н.,
судей Бабеншевой Е.А. и Чекрий Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-366/2023 по иску прокурора Кольского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению Кольская открытая (сменная) общеобразовательная школа, администрации Кольского района Мурманской области, Управлению образования администрации Кольского района Мурманской области о возложении обязанности совершить определенные действия
по кассационной жалобе администрации Кольского района Мурманской области на решение Кольского районного суда Мурманской области от 16 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 29 июня 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Какурина А.Н., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,
у с т а н о в и л а :
прокурор Кольского района Мурманской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению Кольская открытая (сменная) общеобразовательная школа (далее - МОУ КОСОШ) о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства, по результатам которой установлено, что МОУ КОСОШ эксплуатирует здание, находящееся в пользовании на праве оперативного управления, расположенное по адресу: <адрес>.
В нарушение пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» техническое обследование здания в установленном порядке не проводилось, в связи с чем в адрес ответчика было направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако техническое обследование зданий до настоящего времени не проведено.
Выявленные в деятельности образовательной организации нарушения законодательства свидетельствуют о невыполнении обязанности по созданию безопасных условий пребывания <данные изъяты> в зданиях образовательной организации, что может повлечь угрозу их жизни и здоровью, гарантией которых выступает государство.
С учетом уточнения заявленных требований истец просил возложить на МОУ КОСОШ обязанность произвести обследование технического состояния эксплуатируемого здания с привлечением специализированных организаций в срок не позднее 1 сентября 2023 г., а в случае недостаточности денежных средств, обязать учредителя - администрацию Кольского района Мурманской области произвести финансирование производимых мероприятий по техническому обследованию.
Определением суда от 2 февраля 2023 г. в качестве соответчика привлечена администрация Кольского района Мурманской области.
Решением Кольского районного суда Мурманской области от 16 февраля 2023 г. исковые требования прокурора Кольского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены. На МОУ КОСОШ возложена обязанность провести обследование технического состояния эксплуатируемого здания, расположенного по адресу: <адрес>, с привлечением специализированных организаций в срок до 1 сентября 2023 г. В случае недостаточности денежных средств на учредителя образовательного учреждения - администрацию Кольского района Мурманской области возложена обязанность произвести финансирование производимых мероприятий по техническому обследованию.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 29 июня 2023 г. решение Кольского районного суда Мурманской области от 16 февраля 2023 г. отменено, по делу принято новое решение, которым муниципальное общеобразовательное учреждение Кольская открытая (сменная) общеобразовательная школа в срок до 1 сентября 2024 г. обязано организовать проведение обследования технического состояния здания, расположенного по адресу: <адрес>, с привлечением специализированных организаций. Администрация Кольского района Мурманской области, Управление образования администрации Кольского района Мурманской области обязаны в срок до 1 сентября 2024 г. обеспечить финансирование муниципального общеобразовательного учреждения Кольская открытая (сменная) общеобразовательная школа на осуществление мероприятий по обследованию технического состояния здания, расположенного по адресу: <адрес>, с привлечением специализированных организаций.
В кассационной жалобе администрация Кольского района Мурманской области просила об отмене судебных постановлений, как незаконных.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явился прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скибенко С.А.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Скибенко С.А. указавшей на отсутствие оснований для удовлетворения кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, и возражения на неё, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии со ст. 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Поскольку решение суда первой инстанции отменено апелляционным определением, оно не может являться предметом проверки суда кассационной инстанции.
Судом установлено, что по адресу: <адрес>, находится здание МОУ КОСОШ, общей площадью 443,4 кв.м., год постройки 1955, год ввода в эксплуатацию - 1955.
Данное здание является собственностью муниципального образования Кольский район Мурманской области и закреплено на праве оперативного управления за ответчиком МОУ КОСОШ, государственная регистрация права оперативного управления произведена 11 ноября 2003 г., что подтверждено выпиской из ЕГРН.
Прокуратурой Кольского района была проведена проверка исполнения требований законодательства при осуществлении МОУ КОСОШ образовательной деятельности в части обеспечения безопасных условий пребывания <данные изъяты>, по результатам которой было установлено нарушение учреждением положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», поскольку техническое обследование вышеуказанного здания в установленном порядке учреждением не проводилось.
31 августа 2022 г. прокуратурой Кольского района в адрес руководителя МОУ КОСОШ было направлено представление об устранении нарушений законодательства.
Данное представление в установленном порядке не оспорено, не признано незаконным.
Из ответов МОУ КОСОШ от 15 сентября 2022 г. и от 23 ноября 2022 г. на представление прокурора следует, что в целях технического обследования здания школы учреждением было направлено ходатайство в Управление образования администрации Кольского района о выделении денежных средств на проведение работ.
Согласно письму Управления образования администрации Кольского района от 23 мая 2023 г. № 11/2006, направленному в адрес прокурора Кольского района, на основании полученного обращения МОУ КОСОШ от 14 сентября 2022 г. Управлением определена потребность в дополнительных средствах из бюджета Кольского района на проведение технического обследования.
Сведений о проведении учреждением технического обследования здания с привлечением специализированных организаций и применением современных средств технической диагностики в рамках эксплуатационного контроля после передачи здания в оперативное управление, несмотря на истечение нормативных сроков эксплуатации, материалы дела не содержат.
В соответствии с представленной стороной ответчиков копией акта проверки готовности образовательной организации к новому 2022 - 2023 учебному году от 8 августа 2022 г., проведены противопожарные, санитарно-гигиенические мероприятия, проведена проверка исправности технических средств, установлено удовлетворительное состояние здания и помещений.
Из указанного акта не следует точного описания выявленных дефектов, объема требуемых ремонтных работ по зданию и помещениям, результаты осмотра несущих конструкций, в том числе скрытых, то есть сведения о техническом состоянии здания и элементов в целом ограничены указанием на удовлетворительное состояние.
Кроме того, из технического паспорта на указанное здание, составленного по состоянию на 5 апреля 2011 г., следует, что износ фундамента составляет 30%, стен - 50%, перекрытий - 50%, крыши - 30%, полов - 50%.
Таким образом, само по себе выполнение учреждением по мере возникновения необходимости работ по текущему ремонту, что подтверждается представленными копиями договоров, заключаемых с подрядчиками, не свидетельствует о надлежащем выполнении учреждением обязанности по проведению обследования технического состояния эксплуатируемого здания с привлечением специализированных организаций, располагающих современными средствами технической диагностики.
Вместе с тем, непроведение должного эксплуатационного контроля за состоянием здания учреждения путем привлечения специализированной организации, может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.
Суд апелляционной инстанции, разрешая спор, руководствовался положениями статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 55.24, 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», оценив представленные доказательства в порядке статьи 657 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что круг лиц, которые подвергаются данной опасности, является неопределенным (ученики, учителя, родители, посетители, др.), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, мотивировано отклонив возражения ответчика об отсутствии оснований для возложения вышеуказанной обязанности, пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора о возложении на МОУ КОСОШ обязанности произвести обследование технического состояния эксплуатируемого здания с привлечением специализированных организаций.
При этом, разрешая требования прокурора, касающиеся финансирования мероприятий по техническому обследованию, суд апелляционной инстанции исходил из того, что согласно Уставу МОУ КОСОШ, образовательное учреждение является бюджетным учреждением (пункт 1.1), МОУ КОСОШ является некоммерческой организацией, имущество которой находится в собственности муниципального образования Кольский район и принадлежит образовательному учреждению на праве оперативного управления (пункт 1.5). Учредителем МОУ КОСОШ является муниципальное образование Кольский район. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Кольского района (пункт 1.6).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществляют закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании главы 3 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится составление и рассмотрение проекта бюджета соответствующего муниципального образования, утверждение и исполнение бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета, а также организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Согласно статье 19 Устава муниципального образования Кольский район Мурманской области, принятого решением Совета депутатов Кольского района № 32/2 от 25 мая 2005 г., администрация Кольского района является исполнительно-распорядительным органом Кольского района.
В соответствии с Положением об Управлении образования администрации Кольского района, утвержденного решением Совета депутатов Кольского района 5/7 от 22 декабря 2016 г., Управление образования администрации Кольского района является структурным подразделением администрации Кольского района, органом администрации Кольского района, обеспечивающим в пределах своей компетенции управление в сфере образования. Управление образования является самостоятельным юридическим лицом (пункты 1.2, 2.1).
Предметом деятельности Управления образования является решение вопросов местного значения в сфере образования, отнесенных к компетенции муниципального образования Кольский район законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области, решениями и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования Кольский район (пункт 3.1).
К основным целям Управления образования относятся, в том числе, осуществление полномочий администрации Кольского района в сфере образования (пункт 3.2.1).
Согласно пункту 3.3 Положения для реализации предмета и основных целей, предусмотренных Положением, Управление образования осуществляет следующие виды деятельности: обеспечивает содержание зданий и сооружений подведомственных муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; является главным распорядителем бюджетных средств бюджета Кольского района для подведомственных муниципальных образовательных и иных учреждений; разрабатывает предложения по формированию бюджета Кольского района в части расходов на образование; составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств, осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципальными образовательными учреждениями муниципальных заданий, представляет отчетность, связанную с исполнением бюджета (пункты 3.3.2, 3.3.19, 3.3.20, 3.3.21).
Финансовое обеспечение деятельности МОУ КОСОШ осуществляется на основании заключенных между Управлением образования администрации Кольского района и учреждением соглашений о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) МОУ КОСОШ на соответствующий год в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности.
В планах финансово-хозяйственной деятельности на 2023 г. денежные средства на оплату стоимости проведения обследования технического состояния здания не запланированы, в связи с чем размер субсидии определен без учета расходов, которые повлечет проведение указанных в иске мероприятий.
До настоящего времени денежные средства, необходимые для проведения работ по обследованию технического состояния эксплуатируемого учреждением здания с привлечением специализированных организаций, МОУ КОСОШ не выделены, что не оспаривалось сторонами.
Предоставление субсидий бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания либо на иные цели урегулировано статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно абзацу 1 и абзацу 2 пункта 1 которой такие субсидии предоставляются из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта (за исключением субсидий, предоставляемых в соответствии со статьей 78.4 настоящего Кодекса) из местных бюджетов устанавливаются органами местного самоуправления (абзац 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Постановлением администрации Кольского района от 21 декабря 2020 г. № 1462 утвержден Порядок определения объема и условий предоставления из бюджета Кольского района муниципальным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели.
Согласно пунктам 1.3, 2.5 указанного Порядка субсидии предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Кольского района в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных главному распорядителю средств бюджета Кольского района, осуществляющему функции и полномочия учредителя в отношении учреждений, в соответствующем финансовом году на цели, указанные в пункте 1.2 настоящего Порядка. Размер субсидий определяется на основании документов, указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка, которые подтверждают потребность учреждения в запрашиваемых субсидиях, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете Кольского района на соответствующий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных учредителю на соответствующий финансовый год.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что администрация Кольского района является исполнительно-распорядительным органом Кольского района, в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обладает полномочиями по финансированию муниципальных образовательных учреждений, реализуемыми через структурное подразделение - Управление образования администрации Кольского района, являющееся главным распорядителем средств бюджета Кольского района для подведомственных муниципальных образовательных учреждений, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о необходимости возложения обязанности по финансированию мероприятий по техническому обследованию здания МОУ КОСОШ на администрацию Кольского района и Управление образование администрации Кольского района.
На основании статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание законодательно установленный порядок заключения муниципальным учреждением договора на проведение обследования технического состояния здания и порядок финансирования деятельности учреждения, учитывая мнение представителя истца в суде апелляционной инстанции, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об установлении срока исполнения решения суда до 1 сентября 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований по возложению на заявителя обязанности по финансированию мероприятий, направленных на устранение нарушений законодательства об образовании, были предметом проверки и оценки суда и мотивированно отклонены с указанием на то, что финансирование деятельности образовательного учреждения относится к обязанностям муниципального образования как учредителя, недостаточность финансирования и вопросы экономической нецелесообразности не имеют юридического значения для рассмотрения спора.
Другие доводы заявителя по существу повторяют его позицию при разбирательстве дела в судах первой и апелляционной инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда апелляционной инстанции, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и объёма доказательств по спору. Вновь приведенные в кассационной жалобе, они не могут повлечь отмену судебных постановлений.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебного акта кассационным судом общей юрисдикции.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку нарушений судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 390 и 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а :
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 29 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Кольского района Мурманской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи